Литературно - музыкальная гостиная "Вечный светоч материнства"
методическая разработка (10 класс) по теме
Литературно- музыкальная гостиная для старших классов,
посвященная Всероссийскому Дню матери
Участники: 4 ведущих , чтецы, ученики - актеры.
Инсценировка стихотворений, заочная экскурсия по Эрмитажу,
чтение лирических произведений, исполнение музыкальных произведений,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya_vechnyy_svetoch_materinstva.doc | 72.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Вечный светоч материнства»
/ литературно- музыкальная гостиная для старших классов
ко Всероссийскому Дню матери/
На экране слайды- фотографии женщин
Звучит голос:
Ты спрашиваешь: кто я?
Отвечаю
Я- след от жизни матери моей…
Я- древнего народа продолженье,
Прекрасных женщин, доблестных мужей…
Ты спрашиваешь : кто я?
Отвечаю
Любовью материнской я рожден
…Я самой лучшей долей награжден!
С.Мамур
/ звучит фоном классическая музыка /
Чтец: Ты – женщина, ты- книга между книг,
Ты – свернутый запечатленный свиток,
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.
Ты – женщина, ты – ведьмовской напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник,
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит, бешено средь пыток.
Ты – женщина и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты – в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся – от века - на тебя!
/В.Я.Брюсов/
Ведущий:
Женщина… Сколько о ней сказано и написано! Во все времена ей покланялись художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, вселенской радостью… А какая она женщина?
/инсценировка стих. Э.Асадова «Колдун»/
ЧТЕЦ:
В горах, на скале, о бесчинствах мечтая,
Сидела Измена, худая и злая,
А рядом под вишней сидела Любовь,
Рассветное золото в косы вплетая.
С утра, собирая плоды и коренья,
Они отдыхали у горных озер,
И вечно вели нескончаемый спор-
С улыбкой одна, а другая с презреньем.
ЛЮБОВЬ:
Одна говорила: « На свете нужны
Верность, порядочность, чистота…
Мы светлыми, добрыми быть должны:
В этом- и красота!»
ИЗМЕНА:
Другая кричала: «Пустые мечты!
Да кто тебе скажет за это спасибо?!
Тут, право, от смеха порвут животы
Даже безмозглые рыбы!
Жить надо умело, хитро и с умом.
Где- быть беззащитной, где- лезть напролом,
А радость увидела- рви, не зевай!
Бери! Разберемся потом!»
ЛЮБОВЬ:
А я не согласна бессовестной жить!
Попробуй быть честной и честно любить!
ИЗМЕНА:
Быть честной? Зеленая дичь! Чепуха!
Да есть ли что выше, чем радость греха?
КОЛДУН:
Однажды такой они подняли крик,
Что в гневе проснулся косматый старик,
Великий колдун, раздражительный дед,
Проспавший в пустыне три тысячи лет.
И рявкнул старик: «Это что за война?
Я вам покажу, как будить колдуна!
Так вот,чтобы кончить все ваши раздоры,
Я сплавлю вас вместе на все времена».
ЧТЕЦ:
Схватил он Любовь колдовскою рукой,
Схватил он Измену рукою другой
И бросил в кувшин их, зеленый, как море,
А следом туда же- и радость, и горе,
И верность, и злость, доброту и дурман,
И чистую правду, и подлый обман.
КОЛДУН:
Едва он поставил кувшин на костер,
Дым взвился над лесом, как черный шатер,
Все выше и выше, до горных вершин.
Старик с любопытством глядит на кувшин:
Когда переплавится все, перемучится,
Какая же там чертовщина получится?
ЧТЕЦ:
Кувшин остывает.Опыт готов.
По дну пробежала трещина.
Затем он распался на сотню кусков.
И…
ВСЕ ВМЕСТЕ:
Появилась женщина
Ведущий:
Клеопатра, Джульетта, Кармен, Наташа Ростова… Эти яркие образы блистали в веках. А в тени жизни несли свой нетленный крест Марьи, Авдотьи, Дарьи, Матрёны…с щедрым сердцем, заботливыми руками, безграничным терпением. Катастрофы произошедшие в ХХ столетии, не пощадили и женские судьбы.
Ведущий:
Менялись века и поколения. Но женщина всегда оставалась бессменным символом красоты и добра, хранительницей жизни на земле.
Чтец:
/Л.Щипахина «Быть женщиной»/.
Я знаю, на моих плечах
Все держится: дела и вещи.
Мне нравится забота женщин
Всю жизнь лелеять свой очаг,
Надеждой для ребёнка быть,
В его глазах читать доверы,
Не испытать высокомерья
К тому, что надо печь и мыть.
Мне нравится в гуденье дня
Так напрягаться, сил не пряча,
Чтобы желанная удача
Не смела обойти меня!
Быть женщиной и жить любя
Светить и озаряться светом,
И тратить целый век себя
Какая честь в призвании этом!
Ведущий:
Что мир без женщины? Да только серость. Оставь планету без ее участия, мужчины просто перебьют друг друга, падут державы, рухнут города. И только чудная улыбка Моны Лизы спасет наш мир, и станет он добрей и милосердней. В чем смысл всего? Конечно же, в любви к прекрасной женщине, дарующей жизнь, дарующей нам свет.
Ведущий:
Сюжетна жизнь: комедии, трагедии и фарсы. Но через годы, порой себе не признаваясь, несем в сердцах частицу той любви, что озарила дни хоть на мгновенье. И лириком становится «сухарь». И в честь любимых вновь звучат сонеты…
/звучит фонограмма песни в исполнении Витаса « Мама»/
Ведущий:
О матери – особые слова! Страстей всех выше ее любовь святая к детям. Поклон вам, наши мамы! За каждую слезинку мы готовы вымаливать прощенье, припав к рукам, прося благословления…
Чтец:
От чистого сердца
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме
Мы любим ее
Как хорошего друга
За то, что у нас с нею
Все сообща,
За то, что когда
Нам приходится туго
Мы можем всплакнуть
У родного плеча
Мы любим ее и за то,
Что порою
Становятся строже
В морщинках глаза
Но стоит с повинной
Придти головою –
Исчезнут морщинки
Умчится гроза.
За то, что всегда
Без утайки и прямо
Мы можем доверить
Ей сердце своё
И просто зато, что она
Наша мама,
Мы крепко и нежно
Любим её!
Ведущий:
Мама мамочка! Сколько тепла таит в себе это магическое слово, которым мы называем самого близкого, дорогого, единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости, она окрыляет нас, придаёт силы слабому, сомневающемуся, вдохновляет на подвиг.
Ведущий:
Мама – самое первое слово, которое ребёнок произносит, не научившись еще ходить. А став взрослыми, дети вспоминают мамин голос, улыбку, глаза и руки.
Чтец ( читает на фоне музыки):
Я помню руки матери моей,
Что утирали слезы мне когда – то,
В пригоршнях приносила мне с полей
Все, чем весна в родном краю богата.
Я помню руки матери моей,
Суровой ласки редкие мгновенья.
Я становился лучше и сильней
От каждого ее прикосновенья.
Я помню руки матери моей,
И я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруженные руки матерей,
святее вас нет ничего на свете!»
/Н.Рыленков/
Ведущий:
И сколько ни было б человеку лет, ему всегда нужна мама, ее взгляд, ее забота. Не пора ли рядом с монументами героям – защитникам Родины, великим ученым, большим поэтам поставить памятник Матери? Потому что нет ни героя, ни гения без матери, без ее теплых не знающих усталости рук! Все мы – ветви материнского дерева.
Чтец:
/Стих Р.Гамзатова «По – русски «мама», по – грузински «нана»… звучит на фоне музыки/
По- русски «мама», по- грузински «нана»,
А по- аварски- ласково «баба».
Из тысяч слов земли и океана
У этого- особая судьба.
Став первым словом в год наш колыбельный,
Оно порой входило в дымный круг
И на устах солдата в час смертельный
Последним зовом становилось вдруг.
На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому
Слова другие, преклонив колени,
Желают исповедаться ему.
Родник, услугу оказав кувшину,
Лепечет это слово оттого,
Что вспоминает горную вершину-
Она прослыла матерью его.
И молния прорежет тучу снова,
И я услышу, за дождем следя,
Как, впитываясь в землю, это слово
Вызванивают капельки дождя.
Тайком вздохну, о чем- нибудь горюя.
И, скрыв слезу при ясном свете дня,
« Не беспокойся,- маме говорю я,-
Все хорошо, родная у меня».
Тревожится за сына постоянно
Святой любви великая раба.
По- русски «мама2, по- грузински 2нана2
И по- аварски- ласково «баба».
Ведущий:
Поэты всех времен преклоняли колена перед святость материнского долга, перед ее преданностью, ее нежностью, теплотой сердечной.
/ Звучит украинская народная песня « Рушник вышиваный»/
(После песни выходит Хозяйка, Друг и Экскурсовод.)
ВЕРНИСАЖ
Хозяйка: Добрый день, дорогие гости. Мы хотим пригласить вас на наш небольшой вернисаж.
Друг: Сегодняшний наш вернисаж познакомит вас с образом богоматери в изобразительном искусстве.
Хозяйка: Тема материнства- одна из древнейших тем в мировой культуре.Первые изображения матери с ребенком на руках относятся к додинастическим временам Египта.Друг: В христианской культурной традиции особая роль отводится Богоматери- Деве Марии. К ее образу неоднократно обращались самые разные художники. Среди великих мастеров, отдавших в своем творчестве дань этой теме,- Леонардо да Винчи (1452- 1519)
( звучит «Аве Мария» И.С.Баха)
Экскурсовод: Образ Мадонны ( так в Италии называют Богоматерь) не раз привлекал внимание живописцев Высокого Возрождения. Одно из первых произведений, исполненных Леонардо в редкой для того времени технике – маслом. Перед вами « Мадонна с цветком», написанная во Флоренции в 1472 году.
Перед картиной испытываешь трепет восхищения; в ней все так просто и ясно, и в то же время бесконечно сложно. Юная мать с радостной улыбкой протягивает младенцу цветок и наблюдает, как серьезный малыш внимательно его рассматривает. Ласковая и живая девочка- мать и ее дитя воплощают радость бытия и красоту познания.
Хозяйка: Интересна судьба этого шедевра. До 17 века картина находилась в Италии, затем неизвестно где… В 1824 году русский купец Сапожников, будучи в Астрахани, приобрел у бродячего музыканта совершенно почерневшую, испорченную какими- то записями картину. Потом она попала в собрание петербургского архитектора Бенуа Николая Леонтьевича, где и было установлено, что это творение Леонардо да Винчи. В 1912 г. «Мадонна Бенуа»( под таким названием она известна теперь) куплена Эрмитажем и с тех пор является гордостью коллекции.
( звучит музыка, демонстрируется следующая картина)
Экскурсовод: Еще один волнующий материнский образ, созданный Великим Леонардо- « Мадонна с младенцем», именуемая также «Мадонна Лита» (1490 г.)
Изображено состояние спокойной радости, в которое погружена прекрасная молодая женщина, кормящая ребенка. Холодный ясный свет озаряет ее тонкое, мягко очерченное лицо с полуопущенным взором и едва уловимой улыбкой. Тщательно выписаны вьющиеся волосы младенца, его взгляд устремлен и на зрителя. Живой и гибкий силуэт Марии вписан симметрично расположенных окон. Отчего композиция приобретаеьт завершенность и четкость.
Хозяйка: Современный поэт Всеволод Рождественский, восхищенный «Мадонной», посвятил ей стихотворение.
Чтец : (читает стих- е «В прохладных залах Эрмитажа» )
В прохладных залах Эрмитажа,
Среди героев и дриад,
На фоне мирного пейзажа
Она к ребенку клонит взгляд
Остановившегося кадра
Переливая нежный цвет,
Сияет- кистью Леонардо
Векам завещанный портрет.
Была ль та женщина земная
Простой моделью для него,
Иль, краски легкие втирая,
Он видел в смертной божество,-
Не все ль равно? Она когда-то
Не с райских кущ к нему сошла
В лучах умбрийского заката
С чистейшей ясностью чела.
И вот, ничем не знаменита,
Ткача иль медника жена,
Живет теперь Мадонна Лита
В лазурной дымке полотна.
С ней столько душ вошло в единство,
Она пленила столько глаз,
И вечный светоч материнства,
Зажженный ею, не угас.
Хозяйка: Когда волны житейского моря захлеснут вас, взгляните в лицо одной из Мадонн Леонардо и успокойтесь сердцем.
( звучит музыка, демонстрируется следующая картина…)
Экскурсовод: За приверженность к теме материнства другого известного живописца Возрождения современники прозвали «мадоньеро» т.е. изображающий мадонн. Слава этого мастера столь велика, что и по сей день мы называем его только по имени- Рафаэль. В Эрмитаже можно увидеть одну из ранних работ Рафаэля «Мадонну Конестабиле» ( около 1500 г.) Молодая женщина с ребенком задумчива и немного грустна. От ее печального, с опущенным взглядом лица и окутанных струящимся покрывалом плеч словно исходит страдание. Целомудрием и душевной чистотой покоряет это маленькое тондо ( так называется изображение, вписанное в круг0. В огромном музейном зале, в пышной золоченой раме, образ Мадонны невольно притягивает к себе.
Хозяйка: Моделью художнику служила одна и та же женщина. Это прекрасная Маргарита, возлюбленная Рафаэля, дочь пекаря. Изящные, правильные черты ее лица угадываются и в самом прославленном изображении Богоматери кисти Рафаэля.
( звучит музыка, демонстрируется следующая картина…)
Экскурсовод: Это большая алтарная картина, написанная в 1515- 1519 гг. по заказу монастыря святого Сикста. Ныне она под названием «Сикстинская Мадонна» экспонируется в Дрезденской галерее. Рафаэль изобразил не просто Божественную матерь с младенцем, но чудо явления царицы небесной, несущей людям своего сына. Облик матери, полный любви и строгого величия, нежности и решимости, покоряет одновременно торжественностью и простотой. Легко ступает она по облакам, и благоговейно склоняются перед ней Сикст 4 и святая Варвара. Особенно умиляют лица ангелочков, написанных в нижней части картины. Они как бы сами зрители, глубоко переживают впечатление, произведенное кистью художника. Впервые, наверное, религиозное полотно, прямо и непосредственно обращается к человеку.
( звучит классическая музыка)
Хозяйка: Совсем иной образ Богоматери сложился в русском искусстве. Древнерусские мастера создавали не картины, а иконы (образа) .Церковная традиция считает икону не произведением искусства, а элементом храмового убранства. Тем не менее некоторые иконы- истинные шедевры, занимающие достойное место в истории мировой культуры.
Экскурсовод: В первую очередь это главная святыня земли Русской- «Богоматерь владимирская», икона начала 12 века. Приблизимся к древнему творению и взглядимся в священный образ. И вы никогда его не забудете.
Посмотрите еще несколько образов Богородицы…
( демонстрируется несколько репродукций…)
Хозяйка: Вот и закончилось наше небольшое путешествие в мир искусства, воспевающего красоту женщины с ребенком на руках. Достаньте из семейных альбомов фотографии, на которых изображены мамы, держащие своих маленьких и беззащитных деток на руках. Вглядитесь: их лица так же нежны и одухотворены светом любви, как лики Мадонн леонардо или Рафаэля.
/после вернисажа звучит песня « Мама»/
Чтец:
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках.
От любой напасти заклиная
Ей – то уж добра не занимать!
Нет, не богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать.
Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках:
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках.
Все на свете метится следами,
Сколько бы не вышагал путей,
Яблоня украшена плодами,
Женщина – судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках!
Ведущий:
Так уж устроена жизнь, что только взрослея, человек начинает не изучать, а осознавать, какое это счастье - когда мама рядом. Как хорошо когда можно обратиться к маме за советом, с любой радостью или бедой. Но время идёт, дети вырастают, мамы стареют…
Ведущий:
Безмерна наша ответственность перед матерями. Задумаемся: достаточно ли мы внимательны и добры к своим мамам? И не только задумаемся…
Ведущий:
Мы очень хотим, чтобы каждый человек пронес через всю жизнь свет материнской любви.
Чтец 1 ( читает на фоне музыки):
Как бы не манил вас бег событий,
Как ни влёк бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите,
От обид, от тягот и невзгод.
Боль за сыновей – сильнее мела
Выбелила косы до бела.
Если даже сердце очерствело,
Дайте маме капельку тепла!
Если стали сердцем вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней.
Берегите мать от злого слова!
Знайте: дети ранят всех больней!
Чтец 2:
Если ваши матери устали,
Добрый отдых вы им дать должны…
Берегите их от черных шалей!
Берегите женщин от войны!
Мать уйдёт, в душе оставив рану.
Мать уйдёт, и боли не унять…
Заклинаю: берегите маму!
Дети мира, берегите мать!
/Звучит песня «Поговори со мною ,мама.»/
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Юрченок В.Г. « Весны центробежная сила…» // Читаем, учимся, играем. Вып.3: Сб. сценариев для библиотек.- 2001.- №1.- с.71- 76.
Литературно- поэтическая композиция, посвященная Международному женскому дню 8 Марта.
2.Боброва Л.В., Будковая Л.Н. « Штрихи к портрету женщи
ны» // Читаем, учимся, играем.: Сб. сценариев для библио
тек- 2001.- №8.- с.49- 53
Поэтический концерт
3.Энциклопедия российскиъх праздников / Сост. В.М. Воско
бойников, Н.М. Голь.- СПб.: РЕСПЕКС, 1997.- С. 142- 143.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Вечной памятью живы!"
Подрастающее поколение все дальше и дальше уходит от тех суровых военных годах Великой Отечественной войны. И чтобы не оборвалась связь времен, мероприятия военно-патриотической направленности н...
Литературно-музыкальная композиция "Вечная память героям".
Концерт для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла к празднику Победы. Наш долг - помнить , какой ценой далась нам Победа, чтить память погибших и проявлять неустанную заботу о ветера...
Литературно-музыкальная гостиная «…Воспеваю то, что вечно ново…»
Воспитательное мероприятие предполагает подготовить учащихся к разговору о Богородице как матери Христа и идеала женщины – матери, создать у учащихся восприятие образа Богородицы как реаль...
Музыкальная гостиная "Вечный солнечный свет, имя тебе Моцарт!"
Сценарий музыкальной гостиной посвящён жизни и творчкству великого австрийского композитора - В. А. Моцарту.На сцене- ведущие, Дамы, Академик, с ними мы попадаем в мир чарующей музыки 18 века....
литературно-музыкальная композиция "Вечною памятью живы...."
Сценарий данного мероприятия «Память за собою позови…» может быть использован при организации классных часов и внеклассных мероприятий в рамках празднования «Дня Великой Победы», а также в рамках нрав...
Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая 65-летию Победы «Свет родных берёз и Вечного огня».
Вед. 1. Здравствуйте. Мы рады приветствовать гостей и хозяев в нашей литературно-музыкальной гостиной. Наша встреча будет посвящена приближающейся знаменательной дате – 65-летию Победы в Великой...