Литературно-музыкальная гостиная «…Воспеваю то, что вечно ново…»
методическая разработка (9 класс) по теме
Воспитательное мероприятие предполагает подготовить учащихся к разговору о Богородице как матери Христа и идеала женщины – матери, создать у учащихся восприятие образа Богородицы как реально существовавшей женщины – матери, обучить учащихся видеть событие через слово, икону, стихи и музыку, воспитывать у учащихся иконопочитание, любовь к художественной литературе и музыке.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Интеллектуальный центр Ювента г. Ноябрьск
Педагог дополнительного образования Черняк Г.М.
Литературно-музыкальная гостиная
«…Воспеваю то, что вечно ново…»
Эпиграф: Она идет, хвале внимая.
Благим покрытая смиреньем,
Как бы небесное виденье
Собою на земле являя…
Данте
Нет ничего светлее и бескорыстнее любви матерей…
В.Г.Белинский
Цели:
- Подготовить учащихся к разговору о Богородице как матери Христа и идеала женщины – матери.
- Создать у учащихся восприятие образа Богородицы как реально существовавшей женщины – матери.
- Обучить учащихся видеть событие через слово, икону, стихи и музыку.
- Воспитывать у учащихся иконопочитание, любовь к художественной литературе и музыке.
Оборудование:
Иллюстрации картин:
Рафаэль « Сикстинская мадонна»
В. Васнецов «Богоматерь с младенцем»
К.Петров – Водкин « Петроградская мадонна»
Иллюстрации икон или слайды:
«Утоли мои печали»,
«Неувядаемый цвет»,
«Нечаянная радость»,
«Милостивая»,
«Всех скорбящих радость»
« Введение Богородицы во храм» (Новгород. ХУ – ХУ1в.)
« Введение Богородицы во храм» (Строгановская школа. Начало ХУ11в)
«Благовещение Устюжское»,
«Благовещение» (Новгород),
«Благовещение» (Суздаль);
фреска Пьеро дела Франческа «Благовещение».
Записи песнопений и песен (или хоровое исполнение):
Ангельское приветствие Божией Матери: «Богородице Дево, радуйся,
Благодатная Мария…»,
«Возопием, яко ангел: Радуйся, едина в женах благословенная…»,
«Плач Богородицы» сл. И муз. Фотины Никольской,
«Материнская молитва» сл. И муз Фотины Никольской,
тропарь праздника « Введение во храм Пресвятой Богородицы»
тропарь праздника «Иконе Матери Божией, именуемой « Абалакская»
« Мира Заступница, Матерь Всепетая!»
Проектор, экран, ноутбук.
Звучит песня:
Ведущий (учитель литературы) (читает отрывки из сочинений о мамах):
« Первое слово человека - «мама». В человеческих устах оно звучит, как музыка, как заклинание»
Я не называю авторов этих строк, потому что ими можете быть все вы. Каждый присутствующий здесь может сказать: «Это о моей маме».
Мать. Их миллионы, и каждая несет в сердце подвиг – материнскую любовь. Женщины всех рас, говорящие на разных языках… опаленные солнцем и едва согретые на Крайнем Севере, - все они сестры в едином, беспокойном порыве чувств. Они одинаковы, когда подносят ребенка к груди, белой, желтой, черной или коричневой. Одно и то же томящее радостное чувство испытывают они, склоняясь над своим детенышем… сердце их говорит на одном языке мира, и каждый, если в нем есть хоть атом человечности, скажет: « Лучшая мать – моя мать», ибо нет предела ее нежности, кто бы она ни была, где бы ни жила, ни росла, какая бы кровь ни заставляла биться ее сердце…Если бы столько добра, сколько излучает сердце матери, излучалось бы им на всех окружающих, зло погибло бы, как чахоточная палочка под чистым, могущественным лучом солнца.
(Галина Серебрякова)
Чтец:
: Есть светлый на земле приют,
Любовь и верность там живут.
Все, что порой лишь снится нам,
Навеки приютилось там.
То - сердце матери!! Оно
Так нежно, верно! Суждено
Ему жить радостью твоей,
Нести ярмо твоих скорбей…
( Перевод с эстонского А. Кочеткова )
Ведущий (учитель литературы):
Посмотрите на иллюстрацию « Сикстинской мадонны» Рафаэля. Как вы думаете, это картина или икона?
Учащиеся:
Картина, потому что здесь воспевается красота женщины, статность ее и величавость. Передана гордость матери, родившей ребенка. Величавость женщины-матери передана позой, одеянием и красками. Дано большое пространство. В иконе божественная красота проявляется не в каком-либо наружном виде и не в прелести внешнего образа, обуславливаемой каким-либо изяществом красок, а усматривается в неизреченном блаженстве относительно добродетели.
Ведущий (учитель литературы ):
Что хотел сказать своей картиной художник?
Учащиеся:
Художник хотел воспеть материнство, и это ему удалось.
Ведущий (учитель литературы):
Демонстрируется картина В.Васнецова « Богоматерь с младенцем»
Сейчас вы видите иллюстрацию картины «Богоматерь с младенцем» Виктора Васнецова. Постарайтесь описать эту картину.
Учащиеся:
Интересна история написания этой картины. Шла большая работа по росписи Владимирского собора в Киеве. Тщательно отбирались художники для росписи. Профессор Прахов долго уговаривал Виктора Васнецова принять участие в работе, но он отказывался. Но как-то раз Васнецов уехал на дачу. Был дивный весенний вечер. Пели птицы. Солнце клонилось к закату, освещая все вокруг мягким умиротворяющим светом. Художник сидел на лавочке перед верандой, когда в ее дверях появилась супруга с сыном-младенцем на руках. Ребенок как бы потянулся к открывшемуся ему дивному зрелищу весеннего сада и всплеснул ручонками. Образ женщины с младенцем настолько поразил Васнецова, что ему вдруг пришла мысль, как хорошо было бы написать Богородицу с младенцем такими, как только что представшие перед глазами дорогие ему люди. Он тут же принял решение расписывать собор и на другой день послал Прахову телеграмму о согласии принять участие в росписи собора.
Около двух лет писал Васнецов этот образ. Наконец леса были убраны, для приемки работы собралась комиссия, которая не высказала никаких замечаний. Росписи Васнецова во Владимирском соборе выявили мощный талант художника. По меркам современного ему искусства живопись Васнецова стала совершеннейшим образцом религиозной живописи.
Ведущий (учитель литературы ):
Что объединяет эти картины?
Учащиеся:
Героини двух картин – женщины–матери, которые горды своим предназначением – быть матерью. В облике двух женщин - святость и царственное величие, красота души и сила. Мы видим, что святая красота является красотой подлинной. Эти женщины благородны. Весь их облик пронизан материнской любовью и гордостью. Это и привлекло художников к образу женщины – матери.
Чтец:
Это о женщине- матери пишет Данте:
Она идет, хвале внимая.
Благим покрытая смиреньем,
Как бы небесное виденье
Собою на земле являя…
(Данте)
Ведущий ( учитель литературы ):
Можно ли эти картины принять за иконы и почему?
Учащиеся:
Когда художник пишет картину о женщине–матери, то у него чаще получается не обычная картина, а икона. Потому что у нас есть образец, идеал женщины–матери – это образ Богородицы. Часто мы можем слышать в речи людей: « Он боготворит свою мать». Вот художники, скульпторы поэты и композиторы и обобщают свое восприятие матери и образ Богородицы в своем творении. Нам кажется, что на Руси иконы с таким поэтическим названием, как: «Утоли мои печали», «Неувядаемый цвет», «Нечаянная радость», «Милостивая», «Всех скорбящих радость» появились благодаря прообразу человеческой любви художника к своей матери. Но написанные с молитвой, любовью в сердце и поклонением перед материнским подвигом Богородицы и жизненным путем каждой женщины-матери, они приобрели силу иконы. Талантливый мастер тончайшими нюансами своего изобразительного языка не мог не выразить и себя, создав икону, отмеченную своеобразием его личности. Таково непреложное свойство творческой натуры. Такая икона–молитва была прямым личным обращением к Богу, и тем более не нуждалась в имени творящего ее человека. Вот перед нами женщина с младенцем. Без короны, без богатой одежды, а весь мир называет ЕЕ Царицей Небесной, Мадонной, Девой Марией. Нам кажется это потому, что наши прабабушки, бабушки и мамы в своем сердце имеют благодать Богородицы, ЕЕ покровительство, помощь и заступничество. В образе каждой матери есть что-то от Богородицы. Думаем – это материнская любовь и « ярмо скорбей».
Чтец:
Одной картины я желал быть вечный зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель -
Она с величием, Он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах…
(А.Пушкин)
Ведущий (учитель литературы ):
Давайте поговорим о Матери Божией. Посмотрим, послушаем, как воспевают с Слове, Музыке , в Изобразительном искусстве поэты, композиторы, художники образ Царицы Небесной Богородицы.
Учащиеся:
Когда благочестивой бесплодной паре – Иоакиму и Анне была дарована дочь, родители дали обет посвятить ее Богу. Девочку назвали Марией.
Когда исполнилось Марии три года, девочку, которая «трилетствовала телом и многолетствовала духом» (!), родители – благочестивые Иоаким и Анна привели, т.е. ввели в Иерусалиме во храм Божий, чтобы оставить там на попечении священников на долгие 12 лет. Вот как рассказывается в «Законе Божием» о введении во храм Девы Марии.
Пение хора : тропарь праздника « Введение во храм Пресвятой Богородицы»
Иоаким и Анна с благоговейными молитвами поставили Марию на первую ступень лестницы, ведущей во храм. Лестница же эта имела пятнадцать высоких ступенек по числу псалмов, которые священники пели при входе во храм.
И вот трехлетняя Мария Сама, без всякой посторонней помощи, взошла по высоким ступеням. Там ветхозаветный первосвященник Захария встретил и благословил ЕЕ, как это он всегда делал со всеми посвященными Богу. А затем, по внушению Духа Святого, он ввел ЕЕ во Святое Святых. Это было самое священное место во храме. Туда никто не имел права входить, кроме него самого, и то только раз в год. Дух Святый внушил первосвященнику, что Мария, избранная отроковица, достойна входить в самое священное место. Она предназначена Богом стать Матерью Сына Божия, Который откроет людям вход в Царство Небесное. Это событие празднует Православная Церковь 4 декабря под названием Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Ведущий: (учитель Церковного пения):
Во Святая святых будет возрастать Дева, подготавливаемая к великой миссии Богородицы. Кормить ее станет Архангел Гавриил, и будет « небесным воспитана Дева хлебом». На протяжении сотен лет на Руси создавались образы « Введения Богородицы во храм».
( демонстрируется образ « Введение Богородицы во храм )
Учащиеся:
У порога храма стоит « трилетствующая юница». За ней – Иоаким и Анна. Их поза выражает сильное и глубокое волнение. Особенно поражают протянутые вперед руки. Эти «отдающие» руки как бы чуть – чуть задерживают уход дочери, как бы сберегают еще хоть на миг тепло ее юного тела, которого они только что касались…
За Иоакимом и анной следуют юные девы с горящими свечами: «Свещеносицы девы присно деву светло провождающе».
Встречает Марию Захария, бережно и почтительно склонившийся к ней. Его лицо сурово и торжественно, а руки полны трепетной доброты.
Жесты всех участников выражают как бы предчувствие особой судьбы Девы. Она сама станет живым храмом, Святая святых, вместилищем Невместимого.
За спиной Захария часто бывают изображены двери храма. Заметьте : они ни на чем не держатся и ни к чему не подвешены. Но этого и не требуется – символический язык иконописи не нуждается в бытовых деталях.
В верхней части иконы ( то есть далеко – в глубине храма) мы видим сокровенную, недоступную для посторонних глаз Святая Святых храма. Там – Дева Мария. К ней с небесным хлебом подлетает Гавриил, который был « ей от детства служитель и в Святая святых питатель»
Общение с иконой по самой своей сути таинство, которое подразумевает вспомогательную роль телесного зрения, с помощью которого, однако, может открываться зрение иной природы, благодаря чему мы получаем возможность видеть сквозь стены Деву Марию во Святая святых.
Мария, приведенная родителями, стоит рядом с Захарием, а выше – она же в Святая святых. В иконе, таким образом, действие развернуто и в пространстве и во времени. И в этом также проявляется особая логика символического изобразительного повествования, которая несовместима с житейской логикой, основанной на опыте людского бытия в земном пространстве и времени. На иконе показано невидимое, во временном – невременное.
В верхней части иконы «Введение Богородицы в храм» обычно написана пурпурная ткань – покров Божий, благословение происходящего.
В многочисленных иконах «Введение Богородицы в храм» выкристаллизовалась иконография этого образа.
Тончайшие оттенки душевного состояния участников события переданы с исключительным тактом и пониманием значительности происходящего и чувств родителей Марии, в которых переплелись и скорбь, и радость, и надежда, и опасения. Мы с вами догадываемся, что чувствует в этот миг мать Марии Анна. Она отдает в чужие руки свою долгожданную дочь, ее материнское сердце не успело насладиться близостью с дочерью. Опять хочется употребить слова «ярмо твоих скорбей», которые отражают учесть всех матерей: боль за свое дитя, понимания трудности человеческой жизни и сложности человеческого пути.
Но на иконе палитра красочная, яркая и праздничная. Краски чистые и сильные. Они рождают торжественную и победную мелодию.
Ведущий (учитель церковного пения):
В память о святой жизни Богородицы православными в храмах и дома читается и поется молитва, которая называется Ангельское приветствие Божией Матери. Молитва эта, особенно на церковнославянском языке, так же светла и прекрасна, как образ Пресветлой и Пречистой Девы Марии. В русском языке много добрых, светлых, ласковых слов с чудесным славянским корнем БЛАГО, и в молитве эти слова встречаются, что делает молитву возвышенной и понятной русской душе.
Поет хор ( на церковнославянском языке) :
Ведущий (учитель церковного пения):
В храме Мария много трудилась, молилась. Как прекрасен был Храм, как манил он к себе духовно чистую Марию, как блистательно постижение богоугодной жизни, как прекрасна вершина, к которой ты восходишь, преодолевая ступеньку за ступенькой.
Но вот наступило совершеннолетие. Она должна покинуть храм. Священники храма избрали для нее обручника , вдовца Иосифа, человека почтенного, уважаемого, богобоязненного. Тихо жила Мария в женах. Усердно выполняла порученную ей почетную работу – сделать пурпурную пряжу для завесы в Иерусалимском храме. Но вот (в конце марта) явился к ней архангел Гавриил с благой вестью о том, что она зачнет от Духа Святого и родит Сына и наречет имя Ему Иисус. Если читать канонические евангелия ( т.е. включенные в Библию), то сцена Благовещения содержится только в Евангелии от Луки ( 1,26-38). Основой же для иконографии Благовещения послужил не только и не столько текст Евангелия от Луки, сколько многочисленные неканонические повествования об этом событии.
Непорочное зачатие – столь необычное событие, что ему посвящена огромная литература и песнопения.
Оно многократно обсуждалось, переосмысливалось и пересказывалось, обрастая всевозможными подробностями.
( Демонстрируются иллюстрации икон, посвященных Благовещению: «Благовещение Устюжское», «Благовещение» (Новгород), «Благовещение» (Суздаль); фреска Пьеро дела Франческа «благовещение», а на фоне демонстрации читаются стихи о Богородице:
Чтец: Слетел из горнего к Ней мира
Архангел Божий Гавриил,
Стоял пред Нею неба житель
В благоговении святом.
Склоняясь главой, благовеститель
На языке Ей рек родном:
« Не бойся, Дева Пресвятая! –
Марии Ангел говорил,-
Творец, наш Бог, благословляя,
Тебя избрать благоволил!
Твоя душа, как рай, светла
За то пред Господом, Благая,
Ты милость миру обрела!
И се! Ты зачала во чреве!
Вся тварь, все люди на земле
Поклонятся Пречистой Деве;
В Ней Бог, как солнца луч в стекле!..
Сын от Тебя Святой родится;
И грех, и смерть Собой сгубя,
О Нем одном благословится
Весь мир, спасенный чрез Тебя!»
……………………………………
И сердцем чистая Мария,
Склоня покорную главу,
Произнесла слова святые:
« Пусть по глаголу твоему
Рабе Господней будет радость!
В своей любви Царя Небес
Пойму и Я сей жизни сладость!
На мне печать его Чудес!»
И тихо ангел светлоокий,
Пречистой Деве поклонясь,
Уже парил во свод глубокий,
К Престолу Бога возносясь!
( Православный фольклор)
Ведущий (учитель церковного пения):
В иконописи сложились основные типы, изводы изображения Богородицы. Здесь я хочу остановить ваше внимание на иконах «Знамение» - образ Боговоплощения от земной Женщины, о котором апостол Лука пишет так: «Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, потому и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».
( Демонстрируется иллюстрация иконы «Знамение»)
Учащийся:
Тип икон «Знамение» изображает Богородицу с воздетыми руками с пребывающем в лоне Ее богомладенцем Христом в таинственном сиянии. Это воистину знамение того, что Дева родила сына Божия во плоти, и одновременно – образ Церкви, молитвенно обращенной ко Господу и присносодержащей в себе Христа Спасителя.
Иконографический тип Девы Марии с воздетыми руками – один из древнейших в русском православии. Ее жест с воздетыми до головы руками – жест молитвы, причем, как поясняли богословы, молитвы особой, требующей не только духовного настроя, но еще и телесного усилия. Богородица написана в миг многотрудного духовного воинствования, напряжения теургической силы, от этого жеста расточаются телесные и иные враги уповающего на Ее заступничество.
«Знамение» - знак великой милости Богородицы к земле русской - появилось только на Руси. Великое множество икон «Знамение» стояло в русских храмах от земли Сибирской до Москвы.
Учащийся:
( Демонстрируется иллюстрация иконы Матери Божией, именуемая « Абалакская»)
Происхождение чудотворной иконы Матери Божией, именуемая «Абалакская», сопряжено с чудодейственными событиями, как и само построение Абалакского Знаменского храма. Евфимий, житель Тобольска, был разбит параличом и лежал без движения. Он дал твердое обещание написать в строящийся храм икону. И Господь услышал его желание: в этот же день после полудня он начал владеть правою стороной своего тела. На другой день Евфимий послал к тобольскому архипастырю Нектарию прошение о дозволении написать храмовую икону для новой Абалакской церкви. Получив на это благословение, он заказал ее написание протодиакону Тобольского Софийского собора Матфею, искуснейшему из сибирских иконописцев того времени. По мере того, как писался Образ, Евфимию день ото дня делалось лучше. Наконец, он совершенно выздоровел, сам пришел к иконописцу, взял готовый образ и принес его в собор для освещения. Владыка Нектарий, обрадованный и удивленный чудом, сам отслужил молебен, окропил образ святой водой и отпустил его с подобающей честью в село Абалакское в новопостроенный храм.
Когда несшие святую икону достигли деревни Шанталыка, господь прославил святую икону новым чудом. Крестьянин той деревни, по имени Василий, имел единственную дочь именем Анну, которая после долговременной глазной болезни совсем ослепла и уже два года ничего не видела. Услышав, что несут в Абалак образ, уже ознаменованный чудом, Василий вышел с дочерью ему на встречу и припал к нему с верой и слезами. К великой радости и удивлению всех девица мгновенно прозрела.
С того времени в народе утвердилось почитание этого чудного образа Пречистой Девы.
В годину лихолетья чудотворная икона за грехи наши была изъята из святой обители, но Матерь Божия не оставляет нас. Благодатная сила иконы изливается на верных и глубоковерующих со списков, сделанных с древнейшей чудотворной иконы. Мы – счастливые люди: живем рядом с обителью иконы Матери Божией, именуемой «Абалакская». Матерь Божия слышит наши смиренные молитвы, обращенные к Ней с верой. Пусть эти молитвы не прекращаются, и земля наша всегда будет украшена чудотворным образом Царицы Небесной.
Ведущий (учитель церковного пения):
Святитель Григорий Палама пишет: «Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее как вместилище Невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и представительница тех, кто после Нее, и Заступница вечная. Она – предмет прорицания пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, основание учителей. Она – слава земных, веселие небесных, украшение всякой твари. Она – начало, источник, корень нашего упования на небе, достичь которого да будет нам дано Ее молитвами о нас; во славу прежде всего от Отца рожденного и в последние времена от Нее воплотившегося Иисуса Христа, Господа нашего, которому подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне, присно и во веки веков».
Поет хор: тропарь праздника «Иконе Матери Божией, именуемой « Абалакская»»
Ведущий (учитель литературы):
Народный фольклор « является самым высоким художественным выражением народной веры, в нем говорит религиозный гений нации» (мыслитель и литератор Г.П.Федоров) Послушаем, как в бардовской песне рассказывается о библейской истории рождения Христа и материнской радости
( проецируется икона «Рождество христово»)
Звучит в записи песня « Материнская молитва» на слова, музыку и в исполнении Фотины Никольской
(Демонстрируется иллюстрация иконы Божией Матери « Владимирская »)
Ведущий (учитель литературы ):
Обращает внимание на себя то, что на иконах Матерь Божья всегда изображается с Сыном-младенцем на руках. Почему? Этот ответ труден. На него не найти ответа простого. Быть может, именно в этот период Их жизни Дева Мария была наиболее счастлива как мать. Еще далеко время расставания и время мук Христа. Но
С какою кротостью и скорбью нежной
Пречистая взирает с полотна!
Грядущий час печали неизбежной
Как бы предчувствует Она.
К груди Она Младенца прижимает
И им любуется, о Нем грустя…
Как Бог, Он взором вечность проницает
И , беззаботен, как дитя…
( Православный фольклор)
Учащийся:
Владимирская икона стала самым прославленным образом икон «Умиление». Ее благородная красота полна сдержанной, высокой печали. Богоматерь знает о будущей жертве Христа. Ее скорбные проникновенные глаза устремлены к людям, ждущим спасения. Сын смотрит на Деву Марию ласково и спокойно, как бы безмолвно утешая ее. Мати и младенец, соприкасаясь щеками, являли миру взаимную нежность, теплоту, заботу друг о друге и обо всем страдающем человечестве. Их лики и одежды озарены золотым блеском вечности.
А вот как предстоящая жизнь раскрывается в бардовской песне « Плач Богородицы» на слова, музыку и в исполнении Фотины Никольской
Звучит в записи песня « Плач Богородицы» на слова, музыку и в исполнении Фотины Никольской
Ведущий (учитель литературы):
Только мать может понять страдания матери. Почетна и трудна ноша матери. Постоянно болит душа за своего ребенка. А он не понимает, что жизнь состоит не только из радостей, но и испытаний. Вот и испрашивает земная женщина- мать помощи у Богородицы. Просит дать силы ей и ее дитя.
Чтец:
К Тебе, о Мати Всесвятая!
Скорбный люд всегда идет.
Всем наставница Благая,
Не оставь в слезах сирот!
Буди Матерью родимой
Обездоленным, больным.
И Твоей Всемощной силой
Даруй мир рабам Твоим.
( Православный фольклор)
Поет хор (или запись): « Мира Заступница, Матерь Всепетая!»
Ведущий (учитель церковного пения):
Да, сложна и тяжела материнская ноша.
Сколько в жизни горя, бед непоправимых!
Угнетенье правды, бремя нищеты.
Ранние утраты близких и любимых…
Все это такие тяжкие кресты!
Много надо воли, кроткого терпенья,
Чтобы не споткнуться, не упасть в пути;
Много надо веры, силы всепрощенья,
Чтобы крест тяжелый,
Не ропща нести.
Но всегда силы находятся, если представляешь трудный жизненный путь Богоматери. И тогда
Какая – то сила и власть непонятная
Влечет меня в храм, посвященный Тебе,
Чтоб там пред иконой Твоей благодатною
Излить все тревоги в горячей мольбе.
Учащиеся:
Но дети могут помочь своим матерям. Помочь каждый день: вниманием, заботой, послушанием, добрым словом, бережным отношением в маме.
Дорогие наши мамы, мы вас любим, родные. И дарим вам сегодня свои песни
Исполнение песен ( мини-концерт)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Военной песни негасимый свет..."
Материал может быть использован к Дню защитника Отечества или 9 Мая...
Литературно-музыкальная композиция к Дню Победы
Литературно-музыкальная композиция в сопровождении презентации. Достаточно важный момент в представлении - это перестроения. Доступна и интересна любой возрастной группе учащихся....
Литературно-музыкальная композиция "Память сердца"
Всё дальше и дальше уходит от нас в глубь прошлого Великая Отечественная война. Всё меньше её живых свидетелей и участников. Придёт время - и мы будем узнавать о событиях и людях военных лет только из...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Методическая разработка сценария открытого занятия педагога доп.образования Гончарука В.Е. – литературно-музыкальное путешествие по музыкальным образам «Музыкальный калейдоскоп»
Разработка сценария тематического направления в области театрального искусства....
Литературно-музыкальная композиция " Свет рождества" для музыкально-драматического кружка "АМПЛУА"
Таня: Рождество - праздник этот самый длинныйОн веселый и старинный,Наши предки, пили, ели,Веселились две недели.Наряжались и шутили,Праздник ждали и любилиТак давайте же у насВстретим мы его сейчас!Н...