Приёмы организации рефлексии на занятиях детского объединения «Рукодельница»
методическая разработка на тему

Мишенина Светлана Юрьевна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priyomy_organizatsii_refleksii.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

МАУ ДО СР «Центр «Созвездие» им. Героя Советского Союза Гришина И.Т.»

Приёмы организации рефлексии

на занятиях детского объединения «Рукодельница»

Из опыта работы педагога дополнительного образования

Мишениной Светланы Юрьевны

Советский -2018 г.

Приёмы организации рефлексии на занятиях детского объединения «Рукодельница»

Из опыта работы.

 

   Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния проводится в начале учебного занятия/урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Данная рефлексия способствует формированию благоприятного микроклимата на занятии. Учащийся настраивается на занятие, проявляет неподдельный интерес к следующим этапам. Снимается мышечное напряжение перед занятием и полностью снимается напряжение в конце занятия. Здесь реализуется здоровьесберегающая функция рефлексии. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент), компьютерные программы. Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.      

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

красный цвет мягких тонов – радостное, восторженное настроение,

красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние;

синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

жёлтый – приятное, спокойное настроение;

фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение;

серый – замкнутость, огорчение;

чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

«Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального. При выполнении на компьютере выбор смайлика на экране.

Эмоционально-художественное оформление. Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Можно выполнять как в компьютерном варианте, так и без него, размещая изображения на доске и голосуя за них.

«Дерево творчества». По окончании дела, занятия дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;

Цветок – довольно неплохо;

Листики – не совсем удовлетворён днём.

         «Светофор». Дети сигналят карточками:

Зелёной – побольше таких дел,                  поучительно,

Жёлтой – понравилось, но не всё,              интересно,

Красной – дело не понравилось,                скучно.

                «Ёлочка настроения». Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку. Применяю такой приём перед Новым годом.

«Цветик-многоцветик»

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

«Сказочное дерево (поляна)»

Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне). Педагог договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов.

«Почта». В конце занятия детям предлагается написать мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на занятии. «Почтальон» (учащийся) разносит письма по адресам.

 

 «Рефлексивный экран». Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения. В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно в тетради закончить следующие предложения.

Варианты:

  • "На сегодняшнем уроке/ занятии я понял, я узнал, я разобрался…";
  • "Я похвалил бы себя…";
  • "Особенно мне понравилось…";
  • "После урока /занятия мне захотелось…";
  • "Я мечтаю о …";
  • "Сегодня мне удалось…";
  • "Я сумел…";
  • "Было интересно…";
  • "Было трудно…";
  • "Я понял, что…";
  • "Теперь я могу…";
  • "Я почувствовал, что…";
  • "Я научился…";
  • "Меня удивило…" и т.п.

 

Как вариант , на занятии предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы занятия обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

  1. На занятии /уроке я работал
  2. Своей работой на уроке я
  3. Урок /занятие для меня показался
  4. За урок/ занятии я
  5. Мое настроение
  6. Материал урока мне был

 

 

  1. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

 

«Оценочная лесенка».Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий

«Пантомима». Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

«Зарядка». Предлагаю через выполнение определенных движений дать рефлексивную оценку. Могут быть предложены следующие движения:

- присесть на корточки - очень низкая оценка, негативное отношение;

- присесть, немного согнув ноги в коленях, -невысокая оценка, безразличное отношение;

- обычная поза стоя, руки по швам - удовлетворительная оценка, спокойное отношение;

- поднять руки в локтях - хорошая оценка, позитивное отношение;

- поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отношение.

          «10 баллов».         Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

„Я“           0________10

„Мы“       0________10

„Дело“     0________10

«Благодарю». В конце занятия предлагаю каждому учащемуся выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Преподавателя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого обучающегося.

        

Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

«Поезд» . На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ребёнка.

 «Бортовой журнал». Форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить учащийся, важные вопросы.

«Корзина идей». Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

"Синквейн". В конце занятия обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.

            «Таблица»

          Таблица - фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).

Понятие

 

Знал

 

Узнал

Хочу узнать

 

 

 

 

 

 

 

           

 

Цель рефлексии  для учащегося – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими. К рефлексии можно относиться как к некоторому универсальному  способу мышления, который в отличие от понятийного способа, оперирует не понятиями и их взаимоотношениями друг с другом, а  величинами, отвечая на вопросы: Как? Зачем? Что мне это дало? В чем смыл того, что я делал для меня и для других? Имеет ли это отношение ко мне? Что мне с этим делать дальше?

Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:

1этап – анализ своего настроения

           - анализ своих успехов

  1. этап – анализ работы других
  2. 3этап – анализ работы группы как своей, так и других.

Групповая рефлексия – это процесс, в ходе которого члены группы обсуждают, насколько удалось:

  • достичь поставленной рабочей цели;
  • сформировать хорошие групповые отношения.

Последовательность действий в ходе групповой рефлексии

  1. Еще раз сформулировать стоявшую перед группой цель.
  1. Вспомнить (выписать) перечень действий членов группы (какие были действия и в чем они состояли).
  2. Вспомнить действия каждого члена группы с указанием на то, какие действия помогли или не помогли достижению цели.
  3. Решить (планирование на будущее), какие из действий можно продолжать по-прежнему, а какие необходимо изменить. Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и педагога, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ребёнка.
  4. Все, что делается на занятиях в детском объединении по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности:
  5.  
  • Самостоятельность. Не преподаватель отвечает за учащегося, а учащийся, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
  • Предприимчивость. Учащийся осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
  • Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только учащегося, но и педагога. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательной работы в детском объединении "Бусинка"

Презентация для педагогических августовских чтений....

Развитие творческих способностей ребёнка на занятиях бисероплетениемв детском объединении "Рукодельница" МОАУ ДОД "Станция юных техников г. Кирова"

В статье показана деятельность руководителя детского объединения «Рукодельница» по развитию творческих способностей воспитанников. Раскрываются основы содержания программы, эффективные приемы и методы...

Методические рекомендации по организации педагогического мониторинга в детском объединении

Данные методические рекомендации расскрывают понятие "педагогический мониторинг", описывают алгоритм  изучения эффективности процесса воспитания в детском объединении, а также пре...

Детское объединение «Рукодельница». Статья из опыта работы педагога дополнительного образования.

Основные направления. формы и методы  реализации программы дополнительного образования декоративно-прикладного направления "Рукодельница"...

Конспект открытого занятия детского объединения «Юный краевед». Тема занятия: «Топонимика Лежневского края».

 Занятие «Топонимика Лежневского края», проводилось в рамках работы детского краеведческого объединения. Данное объединение функционирует на базе МБОУ Лежневская СОШ № 11....

Методическая разработка мастер-класса «Приёмы организации рефлексии познавательной деятельности на уроках географии»

Методическая разработка мастер-класса для учителей географии Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Задачи: 1. Познакомить коллег с поняти...

Приёмы организации рефлексии на занятиях детского объединения. Из опыта работы

Только некоторые учащиеся имеют высокий уровень самооценки – когда, начиная решение нового задания, ребёнок может самостоятельно оценить свои потенциальные возможности и предвидеть результат. Постоянн...