программа кружка "Издательское дело" для учащихся 8-9 классов
рабочая программа на тему

Шафигуллина Наиля Наилевна

Актуальность программы заключается в требовании времени. Современной школе необходимо информировать коллектив преподавателей, учащихся и их родителей, а также другую общественность о происходящих событиях в урочной и внеурочной деятельности своего учреждения. Школа должна быть открытым информационным пространством.

Одним из наиболее эффективных способов донесения информации является выпуск школьной газеты, периодически выпускаемого документа, содержащего новости, постоянные разделы и объявления на разные темы.

Данная программа рассчитана на учащихся 8-11 классов, владеющих элементарными навыками работы с текстами различных стилей и работой в редакторе Microsoft Word, а также позволяет познакомиться с деятельностью журналистов, их этикой, способами выражения собственных мыслей через средства массовой информации, документами и законами, посвященных правам человека на выражение своих убеждений через Интернет-ресурсы.

Программа даёт возможность расширить знания в области речеведения, грамматики, информационно-коммуникационных технологий.

Курс посвящен методам и способам развития творческого мышления школьников и помогает им адаптироваться к будущей взрослой жизни. Включает творческое освоение и использование русского языка и приложения Microsoft Word «в действии», т.е. не как отвлеченные предметы из школьной программы, а как практически – ориентированную и полезную систему.

Курс включает в себя теоретические материалы по публикациям средств массовой информации, работе журналиста и редакторов, а также практикумы по оформлению печатного издания с использованием Microsoft Word.

На занятиях кружка учащиеся осваивают различные виды деятельности: работа с Интернет-ресурсами, словарями, текстами, тестами, практикумы на компьютере, проектная деятельность и др.

Цель:

овладеть информационными технологиями на основе коммуникативной и исследовательской деятельности учащихся, связанных с вопросами журналистской деятельности.

Задачи:

создать условия для делового общения для совместного решения вопросов

развить коммуникативные навыки общения;

расширить компьютерные навыки благодаря использованию информационных и коммуникационных технологий для доступа, анализа и оценивания полученной информации.

Принципы программы:

Актуальность.

Умение правильно и выразительно передать свои мысли средствами массовой информации и применять их на практике

Практическая направленность.

Содержание занятий кружка направлено на освоение азов журналистской деятельности

Обеспечение мотивации.

Способность делать важную работу и потребность в том, чтобы их работу оценили

Ожидаемые результаты:

Результатом обучения по программе будет являться наличие у обучающихся как теоретических, так и практических знаний, умений, и навыков в журналистской деятельности. Учащиеся должны знать:
1. Содержание современных концепций журналистики.
2. Определение основных жанров тележурналистики.
3. Последовательность подготовки телерепортажа и телеинтервью.
4. Принципы систематизации жанров журналистики.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_-_izdatelkoe_delo_8-9.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено:

На заседании ШМО учителей русского языка и литературы

Протокол №___ от

«   » _________ 2015 г.

Руководитель ШМО ___________ А.Т.Хамитова  

Согласовано:

Зам.директора по ВР

________ Л.Г.Гумерова

«__» ________ 2015 г.

Утверждаю:

Директор МБОУ  «СОШ № 3 п.г.т.Кукмор»

__________ Р.Д.Бариев

Введено в действие приказом  № _____

от «___» ________2015г.

Рабочая программа кружка «Издательское дело»

для учащихся 8-9 классов

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т.Кукмор»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

 на 2015-2016 учебный год

Разработала: Шафигуллина Наиля Наилевна

педагог-библиотекарь  высшей квалификационной категории

Пояснительная записка


Актуальность программы заключается в требовании времени. Современной школе необходимо информировать коллектив преподавателей, учащихся и их родителей, а также другую общественность о происходящих событиях в урочной и внеурочной деятельности своего учреждения. Школа должна быть открытым информационным пространством.

Одним из наиболее эффективных способов донесения информации является выпуск школьной газеты, периодически выпускаемого документа, содержащего новости, постоянные разделы и объявления на разные темы.

Данная программа рассчитана на учащихся 8-11 классов, владеющих элементарными навыками работы с текстами различных стилей и работой в редакторе Microsoft Word, а также позволяет познакомиться с деятельностью журналистов, их этикой, способами выражения собственных мыслей через средства массовой информации, документами и законами, посвященных правам человека на выражение своих убеждений через Интернет-ресурсы.

Программа даёт возможность расширить знания в области речеведения, грамматики, информационно-коммуникационных технологий.

Курс посвящен методам и способам развития творческого мышления школьников и помогает им адаптироваться к будущей взрослой жизни. Включает творческое освоение и использование русского языка и приложения Microsoft Word «в действии», т.е. не как отвлеченные предметы из школьной программы, а как практически – ориентированную и полезную систему.

Курс включает в себя теоретические материалы по публикациям средств массовой информации, работе журналиста и редакторов, а также практикумы по оформлению печатного издания с использованием Microsoft Word.

На занятиях кружка учащиеся осваивают различные виды деятельности: работа с Интернет-ресурсами, словарями, текстами, тестами, практикумы на компьютере, проектная деятельность и др.

Цель:

овладеть информационными технологиями на основе коммуникативной и исследовательской деятельности учащихся, связанных с вопросами журналистской деятельности.

Задачи:

создать условия для делового общения для совместного решения вопросов

развить коммуникативные навыки общения;

расширить компьютерные навыки благодаря использованию информационных и коммуникационных технологий для доступа, анализа и оценивания полученной информации.

Принципы программы:

Актуальность.

Умение правильно и выразительно передать свои мысли средствами массовой информации и применять их на практике

Практическая направленность.

Содержание занятий кружка направлено на освоение азов журналистской деятельности

Обеспечение мотивации.

Способность делать важную работу и потребность в том, чтобы их работу оценили

Ожидаемые результаты:

Результатом обучения по программе будет являться наличие у обучающихся как теоретических, так и практических знаний, умений, и навыков в журналистской деятельности. Учащиеся должны знать:
1. Содержание современных концепций журналистики.
2. Определение основных жанров тележурналистики.
3. Последовательность подготовки телерепортажа и телеинтервью.
4. Принципы систематизации жанров журналистики.
Они должны уметь: 
1. Ориентироваться, выделять важное в потоке социальной информации.
2. Сравнивать, анализировать, обобщать факты действительности.
3. Грамотно вести диалоги, аргументировано спорить, задавать вопросы и фиксировать ответы.
4. Четко определять цель и добиваться результата.
5. Правильно и быстро осуществлять различные виды письменной журналистской работы.
Учащиеся должны иметь навыки:
1. Поиска, сбора и обработки социальной информации.
2. Выбора необходимого источника информации.
3. Отбора и логически связанного изложения материала.
4. Извлечения и распространения информации (воспроизведение текста, составление конспекта, сценария, монтажного плана).
5. Сотрудничества и достижения коллективной цели при работе в творческой группе.

Программа применима для учащихся 8 – 11 классов. Общее количество часов—39.

Содержание программы

Вводное занятие (тема 1).

Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка.

Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи (тема 2).

Книжные стили: официально-деловой, публицистический, художественный. Разговорный стиль. Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Публицистический стиль речи (темы 3-5).

Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи.  Лексические, фразеологические морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля.

Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок (тема 6).

Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение.

Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника (темы 7).

Организация работы корреспондентов хроникеров.

Расширенная информация (темы 8-9).

Практическая работа:

- написание расширенной информации;

- анализ работ.

Заметка (темы 10-13).

Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. Виды заметок. Заметка информационного характера. Заметка типа делового описания. Заметка типа художественного описания с элементами повествования. Информационная заметка с отрицательным содержанием. Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. . Заметка-благодарность. Заметка-вопрос. Заметка-просьба.


Практическая работа:
 

- написание заметки с выводами и предложениями на заданную тему;

- анализ работ.

Интервью и анкетирование (темы 14-18).

Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации. Анкетирование как метод получения информации. Виды анкетирования: по числу респондентов, по полноте охвата, по типу контактов с респондентом.

Практическая работа:

- подготовить контрольное интервью по заданию преподавателя;

- анализ работ.

Путевые заметки (темы 19).

Конкурс творческих работ. Путевые заметки.

Репортаж (темы 20-22).


Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), тематический  репортаж (в основе тема, а не событие), постановочный репортаж.


Практическая работа:

- подготовить тематический репортаж на заданную тему,

- анализ работ.

Зарисовка (тема 23).


Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.


Практическая работа:

- подготовить контрольную зарисовку на заданную тему (пейзажную, портретную, бытовую);

- анализ работ.


Статья (темы 24-26).


Виды статей, трансформация жанра. Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная статья. Статья, обобщающая опыт. Проблемная статья. Критическая статья.


Практическая работа:

- подготовить проблемную/критическую статью;

- анализ работ.


Газетные иллюстрации (темы 27-28).

Виды иллюстраций (репортажный снимок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, фотообвинение, плакат, монтаж).

Жанры он-лайновых СМИ (темы 29-31)

Становление терминологии нового направления современной журналистики. Жанры электронных версий газет и журналов. Электронные СМИ в Интернете.

Редактирование (тема 32).

Редактирование. Литературное редактирование.

Практическая работа:

- редактирование текста.

Профессия-журналист (тема 33-34).

Предмет речи в журналистике. Личностные качества, необходимые журналисту. Адресат журналиста: социальные роли и условия общения. Речевая культура и речевой этикет.

Реклама (тема 35).

Определение понятия «реклама». Категория «жанр» в рекламном творчестве. Общежурналистские жанры в рекламной деятельности.

Радиожурналистика (тема 36).

История возникновения и развития радиожурналистики. Работы современного радиовещания.

Тележурналистика (тема 37).

История возникновения и развития тележурналистики. Журналистские профессии на ТВ: репортер, редактор, диктор, корреспондент, продюсер, телережиссер.

Фотожурналистика (тема 38).

История возникновения и развития фотожурналистики. Значение фоторепортажей для печатных СМИ. Анализ фотографий в иллюстрированном журнале.

Итоговое занятие. Смотр достижений (тема 39).

Идеи для написания

Газетные жанры

Зачем нужны жанры?

Жанровые модели: модель «цитата», модель «вопрос», модель «что делать?», сценическо-фотографическая модель, модель затяжного начала

Информация

Репортаж

Комментарий

Что поместить сверху

Как написать правильный заголовок

Журналистское расследование

Как организовать работу редакции

Макет: единство, многообразие, разворот, шрифт, графика, техника, бумага

Печать, искусство черного и белого

Охота на неприятности

Цензура: что это такое. Медийное пространство.

Самоцензура

Закон о печати

Где существует цензура

Правовые вопросы

Закон о печати

Цензура: обзор ситации на земельном участке

Уголовное право

Правовая защита молодежи

Авторское право

Работа с общественностью

Радио для школьников

Школьная газета on-line

Самоорганизация молодежной прессы

Новостная интернет-журналистика

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Дата занятия

Примечание

план.

факт

1

Вводное занятие. Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка.

1

2

Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи. Книжные стили. Разговорный стиль. Типы речи.

1

3

Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства. Сходство и различие художественного и публицистического стилей

1

4

Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи

1

5

Лексические, фразеологические морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля

1

6

Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение

1

7

Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника Организация работы корреспондентов хроникеров

1

8

Расширенная информация

1

9

Практическая работа. Написание расширенной информации. Анализ работ

1

10

Заметка. Заметка информационного характера. Заметка типа делового описания.

1

11

Заметка типа художественного описания с элементами повествования. Информационная заметка с отрицательным содержанием.

1

12

Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Заметка-благодарность. Заметка-вопрос. Заметка-просьба.

1

13

Практическая работа. Написание заметки с выводами и предложениями. Анализ работ.

1

14

Виды интервью. Интервью-монолог. Интервью-диалог. Интервью-зарисовка.

1

15

Интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов

1

16

Логика интервью. Моделирование ситуации.

1

17

Анкетирование. Виды анкетирования.

1

18

Практическая работа. Подготовка интервью. Анализ работ

1

19

Путевые заметки. Конкурс творческих работ.

1

20

Репортаж. Событийный репортаж

1

21

Тематический репортаж

1

22

Практическая работа. Написание репортажа. Анализ работ

1

23

Зарисовка. Задача и место зарисовки. Написание зарисовки. Анализ работ.

1

24

Статья. Виды статей. Проблемная статья.

1

25

Статья, обобщающая опыт. Критическая статья.

1

26

Написание статьи. Анализ работ

1

27

Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций  (репортажный снимок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, фотообвинение, плакат, монтаж)

1

28

Газетные иллюстрации. Практическая работа. Анализ работ.

1

29

Становление терминологии нового направления современной журналистики.

1

30

Жанры электронных версий газет и журналов

1

31

Электронные СМИ в Интернете.

1

32

Литературное редактирование. Практическая работа. Редактирование текста.

1

33

Профессия-журналист. Предмет речи в журналистике. Личностные качества, необходимые журналисту.

1

34

Адресат журналиста: социальные роли и условия общения. Речевая культура и речевой этикет.

1

35

Реклама. Определение понятия «реклама». Категория «жанр» в рекламном творчестве. Общежурналистские жанры в рекламной деятельности.

1

36

Радиожурналистика. История возникновения и развития радиожурналистики. Работы современного радиовещания.

1

37

Тележурналистика. История возникновения и развития тележурналистики. Журналистские профессии на ТВ: репортер, редактор, диктор, корреспондент, продюсер, телережиссер.

1

38

Фотожурналистика. История возникновения и развития фотожурналистики. Значение фоторепортажей для печатных СМИ. Анализ фотографий в иллюстрированном журнале.

1

39

Итоговое занятие. Смотр достижений.

1

ИТОГО:

39


Литература:

  1. Азбука журналистики/ О.И.Лепилкина и др. //Профильная школа, 2006. - № 1. – С.43-44.

  1. Беспалова А.Г. и др.ь История мировой журналистики. Издание третье, дополненное и исправленное. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2003. – 432 с (Серия «Журналистика и реклама»)

  1. Коновалова О.В. Основы журналистики. Учебное пособие по современной практической журналистике. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 272 с (Серия «Филология и реклама»)

  1. Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. Работ анад жанрами газеты: Учебное пособие/ З.С.Смелкова, Л.В.Ассуирова, М.Р.Савичева, О.А.Сальникова. – 5-е изд. – М,: Флинта: Наука, 2007. – 320 с.

  1. Элективный курс для учащихся 9-х классов «Основы журналистики»/М.В.Щербакова// Практика административной работы в школе, 2006. - № 5. – С.52-54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа занятий с учащимися 8-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимися на дому

Рабочая программа содержит почасовое планирование уроков письма, чтения, математики, ремесла (картонажное дело), естествознания (мир растений), естествознания (мир животных), СБО, ИЗО, хозяйственно-бы...

Рабочая программа занятий с учащимся 6-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимся на дому.

Программа составлена для ученика с глубокой умственной отсталостью, обучающегося в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 15 г. Каменска-Шахтинского на дому. Содерж...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» Для 10 класса к УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича Срок реализации программы 1 год

Рабочая программа учебного курса  «Физическая культура»Для 10 классак УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича...

Календарно тематическое планирование 5,6,7 класс ФГОС ,на основе авторской комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич

Календарно тематическое планирование 5,6,7 класс ФГОС ,разработано на основе авторской комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич...