программа кружка "Издательское дело" для учащихся 8-9 классов
рабочая программа на тему
Актуальность программы заключается в требовании времени. Современной школе необходимо информировать коллектив преподавателей, учащихся и их родителей, а также другую общественность о происходящих событиях в урочной и внеурочной деятельности своего учреждения. Школа должна быть открытым информационным пространством.
Одним из наиболее эффективных способов донесения информации является выпуск школьной газеты, периодически выпускаемого документа, содержащего новости, постоянные разделы и объявления на разные темы.
Данная программа рассчитана на учащихся 8-11 классов, владеющих элементарными навыками работы с текстами различных стилей и работой в редакторе Microsoft Word, а также позволяет познакомиться с деятельностью журналистов, их этикой, способами выражения собственных мыслей через средства массовой информации, документами и законами, посвященных правам человека на выражение своих убеждений через Интернет-ресурсы.
Программа даёт возможность расширить знания в области речеведения, грамматики, информационно-коммуникационных технологий.
Курс посвящен методам и способам развития творческого мышления школьников и помогает им адаптироваться к будущей взрослой жизни. Включает творческое освоение и использование русского языка и приложения Microsoft Word «в действии», т.е. не как отвлеченные предметы из школьной программы, а как практически – ориентированную и полезную систему.
Курс включает в себя теоретические материалы по публикациям средств массовой информации, работе журналиста и редакторов, а также практикумы по оформлению печатного издания с использованием Microsoft Word.
На занятиях кружка учащиеся осваивают различные виды деятельности: работа с Интернет-ресурсами, словарями, текстами, тестами, практикумы на компьютере, проектная деятельность и др.
Цель:
овладеть информационными технологиями на основе коммуникативной и исследовательской деятельности учащихся, связанных с вопросами журналистской деятельности.
Задачи:
создать условия для делового общения для совместного решения вопросов
развить коммуникативные навыки общения;
расширить компьютерные навыки благодаря использованию информационных и коммуникационных технологий для доступа, анализа и оценивания полученной информации.
Принципы программы:
Актуальность.
Умение правильно и выразительно передать свои мысли средствами массовой информации и применять их на практике
Практическая направленность.
Содержание занятий кружка направлено на освоение азов журналистской деятельности
Обеспечение мотивации.
Способность делать важную работу и потребность в том, чтобы их работу оценили
Ожидаемые результаты:
Результатом обучения по программе будет являться наличие у обучающихся как теоретических, так и практических знаний, умений, и навыков в журналистской деятельности. Учащиеся должны знать:
1. Содержание современных концепций журналистики.
2. Определение основных жанров тележурналистики.
3. Последовательность подготовки телерепортажа и телеинтервью.
4. Принципы систематизации жанров журналистики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_-_izdatelkoe_delo_8-9.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено: На заседании ШМО учителей русского языка и литературы Протокол №___ от « » _________ 2015 г. Руководитель ШМО ___________ А.Т.Хамитова | Согласовано: Зам.директора по ВР ________ Л.Г.Гумерова «__» ________ 2015 г. | Утверждаю: Директор МБОУ «СОШ № 3 п.г.т.Кукмор» __________ Р.Д.Бариев Введено в действие приказом № _____ от «___» ________2015г. |
Рабочая программа кружка «Издательское дело»
для учащихся 8-9 классов
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т.Кукмор»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
на 2015-2016 учебный год
Разработала: Шафигуллина Наиля Наилевна
педагог-библиотекарь высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Актуальность программы заключается в требовании времени. Современной школе необходимо информировать коллектив преподавателей, учащихся и их родителей, а также другую общественность о происходящих событиях в урочной и внеурочной деятельности своего учреждения. Школа должна быть открытым информационным пространством.
Одним из наиболее эффективных способов донесения информации является выпуск школьной газеты, периодически выпускаемого документа, содержащего новости, постоянные разделы и объявления на разные темы.
Данная программа рассчитана на учащихся 8-11 классов, владеющих элементарными навыками работы с текстами различных стилей и работой в редакторе Microsoft Word, а также позволяет познакомиться с деятельностью журналистов, их этикой, способами выражения собственных мыслей через средства массовой информации, документами и законами, посвященных правам человека на выражение своих убеждений через Интернет-ресурсы.
Программа даёт возможность расширить знания в области речеведения, грамматики, информационно-коммуникационных технологий.
Курс посвящен методам и способам развития творческого мышления школьников и помогает им адаптироваться к будущей взрослой жизни. Включает творческое освоение и использование русского языка и приложения Microsoft Word «в действии», т.е. не как отвлеченные предметы из школьной программы, а как практически – ориентированную и полезную систему.
Курс включает в себя теоретические материалы по публикациям средств массовой информации, работе журналиста и редакторов, а также практикумы по оформлению печатного издания с использованием Microsoft Word.
На занятиях кружка учащиеся осваивают различные виды деятельности: работа с Интернет-ресурсами, словарями, текстами, тестами, практикумы на компьютере, проектная деятельность и др.
Цель:
овладеть информационными технологиями на основе коммуникативной и исследовательской деятельности учащихся, связанных с вопросами журналистской деятельности.
Задачи:
создать условия для делового общения для совместного решения вопросов
развить коммуникативные навыки общения;
расширить компьютерные навыки благодаря использованию информационных и коммуникационных технологий для доступа, анализа и оценивания полученной информации.
Принципы программы:
Актуальность.
Умение правильно и выразительно передать свои мысли средствами массовой информации и применять их на практике
Практическая направленность.
Содержание занятий кружка направлено на освоение азов журналистской деятельности
Обеспечение мотивации.
Способность делать важную работу и потребность в том, чтобы их работу оценили
Ожидаемые результаты:
Результатом обучения по программе будет являться наличие у обучающихся как теоретических, так и практических знаний, умений, и навыков в журналистской деятельности. Учащиеся должны знать:
1. Содержание современных концепций журналистики.
2. Определение основных жанров тележурналистики.
3. Последовательность подготовки телерепортажа и телеинтервью.
4. Принципы систематизации жанров журналистики.
Они должны уметь:
1. Ориентироваться, выделять важное в потоке социальной информации.
2. Сравнивать, анализировать, обобщать факты действительности.
3. Грамотно вести диалоги, аргументировано спорить, задавать вопросы и фиксировать ответы.
4. Четко определять цель и добиваться результата.
5. Правильно и быстро осуществлять различные виды письменной журналистской работы.
Учащиеся должны иметь навыки:
1. Поиска, сбора и обработки социальной информации.
2. Выбора необходимого источника информации.
3. Отбора и логически связанного изложения материала.
4. Извлечения и распространения информации (воспроизведение текста, составление конспекта, сценария, монтажного плана).
5. Сотрудничества и достижения коллективной цели при работе в творческой группе.
Программа применима для учащихся 8 – 11 классов. Общее количество часов—39.
Содержание программы
Вводное занятие (тема 1).
Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка.
Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи (тема 2).
Книжные стили: официально-деловой, публицистический, художественный. Разговорный стиль. Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Публицистический стиль речи (темы 3-5).
Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи. Лексические, фразеологические морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля.
Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок (тема 6).
Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение.
Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника (темы 7).
Организация работы корреспондентов хроникеров.
Расширенная информация (темы 8-9).
Практическая работа:
- написание расширенной информации;
- анализ работ.
Заметка (темы 10-13).
Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. Виды заметок. Заметка информационного характера. Заметка типа делового описания. Заметка типа художественного описания с элементами повествования. Информационная заметка с отрицательным содержанием. Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. . Заметка-благодарность. Заметка-вопрос. Заметка-просьба.
Практическая работа:
- написание заметки с выводами и предложениями на заданную тему;
- анализ работ.
Интервью и анкетирование (темы 14-18).
Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации. Анкетирование как метод получения информации. Виды анкетирования: по числу респондентов, по полноте охвата, по типу контактов с респондентом.
Практическая работа:
- подготовить контрольное интервью по заданию преподавателя;
- анализ работ.
Путевые заметки (темы 19).
Конкурс творческих работ. Путевые заметки.
Репортаж (темы 20-22).
Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), тематический репортаж (в основе тема, а не событие), постановочный репортаж.
Практическая работа:
- подготовить тематический репортаж на заданную тему,
- анализ работ.
Зарисовка (тема 23).
Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.
Практическая работа:
- подготовить контрольную зарисовку на заданную тему (пейзажную, портретную, бытовую);
- анализ работ.
Статья (темы 24-26).
Виды статей, трансформация жанра. Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная статья. Статья, обобщающая опыт. Проблемная статья. Критическая статья.
Практическая работа:
- подготовить проблемную/критическую статью;
- анализ работ.
Газетные иллюстрации (темы 27-28).
Виды иллюстраций (репортажный снимок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, фотообвинение, плакат, монтаж).
Жанры он-лайновых СМИ (темы 29-31)
Становление терминологии нового направления современной журналистики. Жанры электронных версий газет и журналов. Электронные СМИ в Интернете.
Редактирование (тема 32).
Редактирование. Литературное редактирование.
Практическая работа:
- редактирование текста.
Профессия-журналист (тема 33-34).
Предмет речи в журналистике. Личностные качества, необходимые журналисту. Адресат журналиста: социальные роли и условия общения. Речевая культура и речевой этикет.
Реклама (тема 35).
Определение понятия «реклама». Категория «жанр» в рекламном творчестве. Общежурналистские жанры в рекламной деятельности.
Радиожурналистика (тема 36).
История возникновения и развития радиожурналистики. Работы современного радиовещания.
Тележурналистика (тема 37).
История возникновения и развития тележурналистики. Журналистские профессии на ТВ: репортер, редактор, диктор, корреспондент, продюсер, телережиссер.
Фотожурналистика (тема 38).
История возникновения и развития фотожурналистики. Значение фоторепортажей для печатных СМИ. Анализ фотографий в иллюстрированном журнале.
Итоговое занятие. Смотр достижений (тема 39).
Идеи для написания
Газетные жанры
Зачем нужны жанры?
Жанровые модели: модель «цитата», модель «вопрос», модель «что делать?», сценическо-фотографическая модель, модель затяжного начала
Информация
Репортаж
Комментарий
Что поместить сверху
Как написать правильный заголовок
Журналистское расследование
Как организовать работу редакции
Макет: единство, многообразие, разворот, шрифт, графика, техника, бумага
Печать, искусство черного и белого
Охота на неприятности
Цензура: что это такое. Медийное пространство.
Самоцензура
Закон о печати
Где существует цензура
Правовые вопросы
Закон о печати
Цензура: обзор ситации на земельном участке
Уголовное право
Правовая защита молодежи
Авторское право
Работа с общественностью
Радио для школьников
Школьная газета on-line
Самоорганизация молодежной прессы
Новостная интернет-журналистика
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата занятия | Примечание | |
план. | факт | ||||
1 | Вводное занятие. Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка. | 1 | |||
2 | Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи. Книжные стили. Разговорный стиль. Типы речи. | 1 | |||
3 | Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства. Сходство и различие художественного и публицистического стилей | 1 | |||
4 | Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи | 1 | |||
5 | Лексические, фразеологические морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля | 1 | |||
6 | Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение | 1 | |||
7 | Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника Организация работы корреспондентов хроникеров | 1 | |||
8 | Расширенная информация | 1 | |||
9 | Практическая работа. Написание расширенной информации. Анализ работ | 1 | |||
10 | Заметка. Заметка информационного характера. Заметка типа делового описания. | 1 | |||
11 | Заметка типа художественного описания с элементами повествования. Информационная заметка с отрицательным содержанием. | 1 | |||
12 | Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Заметка-благодарность. Заметка-вопрос. Заметка-просьба. | 1 | |||
13 | Практическая работа. Написание заметки с выводами и предложениями. Анализ работ. | 1 | |||
14 | Виды интервью. Интервью-монолог. Интервью-диалог. Интервью-зарисовка. | 1 | |||
15 | Интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов | 1 | |||
16 | Логика интервью. Моделирование ситуации. | 1 | |||
17 | Анкетирование. Виды анкетирования. | 1 | |||
18 | Практическая работа. Подготовка интервью. Анализ работ | 1 | |||
19 | Путевые заметки. Конкурс творческих работ. | 1 | |||
20 | Репортаж. Событийный репортаж | 1 | |||
21 | Тематический репортаж | 1 | |||
22 | Практическая работа. Написание репортажа. Анализ работ | 1 | |||
23 | Зарисовка. Задача и место зарисовки. Написание зарисовки. Анализ работ. | 1 | |||
24 | Статья. Виды статей. Проблемная статья. | 1 | |||
25 | Статья, обобщающая опыт. Критическая статья. | 1 | |||
26 | Написание статьи. Анализ работ | 1 | |||
27 | Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, фотообвинение, плакат, монтаж) | 1 | |||
28 | Газетные иллюстрации. Практическая работа. Анализ работ. | 1 | |||
29 | Становление терминологии нового направления современной журналистики. | 1 | |||
30 | Жанры электронных версий газет и журналов | 1 | |||
31 | Электронные СМИ в Интернете. | 1 | |||
32 | Литературное редактирование. Практическая работа. Редактирование текста. | 1 | |||
33 | Профессия-журналист. Предмет речи в журналистике. Личностные качества, необходимые журналисту. | 1 | |||
34 | Адресат журналиста: социальные роли и условия общения. Речевая культура и речевой этикет. | 1 | |||
35 | Реклама. Определение понятия «реклама». Категория «жанр» в рекламном творчестве. Общежурналистские жанры в рекламной деятельности. | 1 | |||
36 | Радиожурналистика. История возникновения и развития радиожурналистики. Работы современного радиовещания. | 1 | |||
37 | Тележурналистика. История возникновения и развития тележурналистики. Журналистские профессии на ТВ: репортер, редактор, диктор, корреспондент, продюсер, телережиссер. | 1 | |||
38 | Фотожурналистика. История возникновения и развития фотожурналистики. Значение фоторепортажей для печатных СМИ. Анализ фотографий в иллюстрированном журнале. | 1 | |||
39 | Итоговое занятие. Смотр достижений. | 1 | |||
ИТОГО: | 39 |
Литература:
- Азбука журналистики/ О.И.Лепилкина и др. //Профильная школа, 2006. - № 1. – С.43-44.
- Беспалова А.Г. и др.ь История мировой журналистики. Издание третье, дополненное и исправленное. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2003. – 432 с (Серия «Журналистика и реклама»)
- Коновалова О.В. Основы журналистики. Учебное пособие по современной практической журналистике. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 272 с (Серия «Филология и реклама»)
- Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. Работ анад жанрами газеты: Учебное пособие/ З.С.Смелкова, Л.В.Ассуирова, М.Р.Савичева, О.А.Сальникова. – 5-е изд. – М,: Флинта: Наука, 2007. – 320 с.
- Элективный курс для учащихся 9-х классов «Основы журналистики»/М.В.Щербакова// Практика административной работы в школе, 2006. - № 5. – С.52-54.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа занятий с учащимися 8-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимися на дому
Рабочая программа содержит почасовое планирование уроков письма, чтения, математики, ремесла (картонажное дело), естествознания (мир растений), естествознания (мир животных), СБО, ИЗО, хозяйственно-бы...
Рабочая программа занятий с учащимся 6-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимся на дому.
Программа составлена для ученика с глубокой умственной отсталостью, обучающегося в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 15 г. Каменска-Шахтинского на дому. Содерж...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...
Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» Для 10 класса к УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича Срок реализации программы 1 год
Рабочая программа учебного курса «Физическая культура»Для 10 классак УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича...
Календарно тематическое планирование 5,6,7 класс ФГОС ,на основе авторской комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич
Календарно тематическое планирование 5,6,7 класс ФГОС ,разработано на основе авторской комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич...