Прблемные ситуации в процессе педагогического общения с детьми
план-конспект урока по теме

Головченко Марина Борисовна

Общение-многогранный процесс, обеспечивающий многообразие жизнедеятельности и отношения учителя и учащегося. Конфликтные ситуации, преодоление этих конфликтов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проблемные ситуации в процессе педагогического общения с детьми».

Задание№1

 Общение - сложный и многогранный процесс взаимодействия людей в их совместной деятельности, обеспечивающий все многообразие жизнедеятельности и отношений личности. Именно в общении происходят восприятие, понимание и оценка человека человеком.

 Сегодня, когда число детей в семьях резко сократилось, ребенок, чаще единственный, становится центром всеобщего внимания родных и знакомых, их баловнем, что порождает вседозволенность в поведении малыша.   Попадая  в школу, каждый ребенок мечтает о добром, внимательном и справедливом педагоге-воспитателе, который будет проявлять о нем заботу, оказывать помощь. Малыш хочет быть не просто замеченным, но и выделенным из детского коллектива, хотя бы взглядом, словом, улыбкой, жестом, поощрением.  Чем больше детей в группе, в классе, тем труднее уделять внимание каждому ребенку. Чтобы успешно решать учебно-воспитательные задачи, педагог чаще прибегает к фронтальным формам деятельности, к общению со всем классом, группой. Это порой воспринимается в штыки ребенком, который никак не может «вписаться в детский коллектив», отказаться от уже привычного положения «исключительности», что нередко приводит к конфликту.

В числе школьных конфликтов – и конфликты между учащимися, в данном случае – между группой одноклассников и учащимся, чьи школьные успехи заметно выше, чем у остальных. Причиной возникновения данного конфликта в классе, вероятнее всего, стало чувство зависти к успехам одноклассника. Это в первую очередь обусловлено важной особенностью подросткового возраста (перед нами семиклассники) – формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим определенных требований к его поведению. В этом возрасте заметно снижается интерес к учебе. Скорее всего, в коллективе доминирует негативное отношение к учащимся, имеющим высокий познавательны интерес, а следовательно, и высокие результаты в учении. Это противоречит интересам остальных членов коллектива, поэтому жестко пресекается. К тому же, наверное, успешный ученик чаще, чем другие одноклассники, слышит слова одобрения (а зачастую и противопоставления) со стороны педагогов, что также вызывает неодобрение у одноклассников. Наконец, психологи отмечают, что непринятые одноклассниками ребята, наряду с разными непривлекательными особенностями, страдают одним общим недостатком – отсутствием чувства товарищества. Этот недостаток не компенсируется в глазах одноклассников ничем, поэтому даже успешный ученик может оказаться в одиночестве.

 Одна из главных педагогических мер преодоления конфликтов заключается в создании таких объективных условий в коллективе, когда каждый ученик будет поставлен перед необходимостью развивать в себе качества хорошего товарища, настоящего коллективиста. Психологи установили, что хорошие результаты дает совместная деятельность и переживание конфликтующими сторонами успеха общей деятельности. Важно отметить, что решающее значение имеет при этом высокий нравственный смысл совместной деятельности.

Учителю нередко приходится выступать в роли “ судьи”, помогая преодолевать межличностные и личностно-групповые конфликты, возникающие в среде учащихся.

Подходы к разрешению противоречий существенно различаются в зависимости от принятого стиля педагогического общения.

- В рамках авторитарного стиля любой конфликт, как правило, подавляется с целью любой ценой утвердить правоту педагога, заставить учащихся принять его точку зрения и подчиниться ей. Понятно, что о разрешении конфликта в буквальном смысле слова тут даже речь не идет, поскольку “выигрыш” одной из сторон заранее предопределен. Действия педагога – приверженца авторитарного стиля – могли бы быть следующими: на классном часе рассказать о сложившейся ситуации, поддержать успешного ученика, осудить действия другой стороны конфликтующих, вызвать родителей учащихся, призвав их принять точку зрения учителя. Однако если учитель попытается настоять на своем – примирить учащихся с позиции силы (своего авторитета), конфликт не будет исчерпан, поскольку согласие с позиции подчинения не является конструктивным, напротив – чревато последующими конфликтами.

- Либерально-попустительский стиль характеризуется уклонением от противоречий, когда обе стороны продолжают вести себя по-своему, не придавая большого значения расхождению своих взглядов и позиций. Действия педагога -приверженца либерально-попустительского стиля – направлены в основном на то, чтобы не замечать сложившихся конфликтных отношений, с помощью “пряника” попытаться сгладить конфликт. Хотя такая ситуация внешне может выглядеть эмоционально благополучной, она также неконструктивна, т.к. не предусматривает согласия сторон по важным вопросам их взаимодействия. Каждая из сторон конфликта по-прежнему будет отыскивать у  другой явные и мнимые недостатки.

- Наконец, демократический стиль - это оптимальный стиль управления, который предполагает совместное решение поставленных задач. Это стиль сотрудничества и совместного творчества. Преподаватель-демократ выражает свои требования спокойно, обращает внимание на равномерный ход работы, а не на ее темп. Находясь в курсе всего, что происходит в коллективе, такой преподаватель скорее почувствует надрыв в отношениях, сложности, возникающие в общении с учащимися  и, пользуясь уважением и доверием группы, легко предотвратит назревающий конфликт   до конфликтной стадии его развития.

Оптимальное разрешение конфликтов обеспечивается в рамках подлинно  демократичного стиля педагогического общения, при котором обе стороны признают права друг друга на собственные позиции и стремятся эти позиции примирить, сблизить, достичь компромисса. Разрешение противоречия тут осуществляется не по принципу “мой выигрыш – твой проигрыш”, а в интересах взаимного выигрыша. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что учащиеся принимают активное участие в обсуждении сложившихся отношений и совместно с педагогом  ищут пути выхода из ситуации. При демократическом стиле руководства педагог  опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность суждений и действий учащихся, проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям со стороны учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Руководствуясь демократичными принципами отношений, педагог, прежде всего попытается выслушать позиции обеих сторон, поможет ребятам проанализировать сложившуюся ситуацию, определить их правильные и ошибочные действия и попытается провести совместное дело, в котором бы успешный ученик проявил свои способности в интересах всего коллектива.

Тем не менее, говоря о стилях управления коллективом, необходимо заметить, что каждому преподавателю редко соответствует какой-то один стиль общения. Скорее, в поведении каждого преподавателя преобладает определенный стиль наравне с присутствием элементов других стилей. Поэтому поведение преподавателя, использующего преимущественно один, в том числе демократический стиль общения, может само по себе послужить причиной возникновения конфликта.

Я в данной ситуации попыталась бы разобраться в конфликте. Как известно, суть любого конфликта состоит в том, что обе  стороны по-разному подходят к решению одной проблемы. В этом – основа их противоречия. Устранение противоречия возможно лишь тогда, когда обе стороны заинтересованы найти взаимоприемлемое решение

 Я как педагог, выбрала бы этот способ решения конфликта (с демократичной позиции педагогического общения), так как надёжной основой для устранения противоречий, и сплочения ранее конфликтовавших сторон выступает объединение их интересов ради общей цели.

Задание 2

В школе весьма острой является проблема оценочной деятельности учителя. Изучение динамики развития взаимоотношений учителя со школьниками свидетельствует, что самым важным оказывается заключительный этап – оценка полученных знаний. Самые острые эмоциональные переживания ребят связаны с выставлением отметок.

Переживания ученика зависят не только от того, какую оценку он получит, но и от того, как учитель стремится построить оценочную ситуацию. При этом значение имеют относительно-нормативная ориентация учителя, его ожидания по отношению к конкретному ученику, специфика контроля за учебной работой, виды используемых оценок, общий эмоциональный фон. Организуя оценочную ситуацию, учителя должны ориентироваться на результативность учебного процесса; отдельные параметры оценочных ситуаций должны соответствовать ожиданиям и потребностям учеников, следовательно, учителю необходимо представлять себе потребности учащихся.

Отметка для школьников – главное средство личностного самоутверждения. Именно поэтому она воспринимается столь остро.

- В младшем школьном возрасте в том случае, когда учитель на невразумительные ответы ученика вслух дает ему нелестные характеристики, у ребенка начинают развиваться  комплексы страха перед учителем, труднопреодолимая боязнь перед собственным неудачным ответом и т.п. Поэтому учитель четко должен контролировать стиль общения с младшими школьниками, даже если их поведение и результаты обучения являются крайне неудовлетворительными, провоцирующими учителя к нелестным оценкам учащимся.

- Одной из причин получения плохой отметки учащегося 3-го класса может быть утомление, т.к. школьная нагрузка является большим испытанием. Основная оценка учителем ученика – успеваемость. Нужно научить ученика отличать оценку за знания, поведение. Ученик имеет хорошую успеваемость, быстро усваивает учебный материал, однако холерик, «не сидит на месте» и постоянно подсказывает ученику, работающему у доски, не замечая, что мешает ученикам класса.  Тогда я предложила ученику заполнить карточку и сообщила, что за эту работу он будет оценен, будет выставлена отметка.

Ученик успел выполнить не только обязательную часть работы, т.е. ту работу, которую выполнил весь класс, но и заполнил карточку. Я получила истинное удовольствие от того, что:

1) сняла конфликтную ситуацию;

2) помогла ученику «выразить себя», не мешая остальным;

3) не убила струнку критического взгляда в нем.

Ученик помог мне своим поведением изобрести небольшой педагогический приём для «нейтрализации и развития» наших «непосед-выскочек», которых, я уверена, в каждом классе достаточно много…

- Для ученика 7-го класса обязательно должны быть четко определены критерии оценки и не меняться от случая к случаю. Ученик привык, что оценка выставляется за знания. Когда же оценка “нагружается” такими факторами, как активность-пассивность, хорошее - плохое поведение и т.п. – это и создает впечатление произвола со стороны учителя. Нелестная оценка учителя затрагивает “Я”, поэтому и вызывают неприязнь, которая может перерасти в ненависть к педагогу. Поэтому учитель совершенно правильно поступает тогда, когда он, совершив ошибку в оценивании ученика в результате раздражения, признает ее и извиняется перед ним. Недопустимой является сознательно совершаемая нетактичность в общении с учеником.

- По сравнению с учениками 7-го класса в 10-м классе снижается уровень конфликтов. Ярче проявляются индивидуальные особенности. Появляются первые попытки реально оценить свои знания по тем или иным предметам, и возникает конфликт при несовпадении. У ученика 10 класса обострено чувство справедливости. И когда справедливость нарушена – это конфликтная ситуация. Инцидентом является выставленная оценка.

Стремление подростков к личностному общению с учителем, по моему мнению, обусловлено прежде всего их потребностью в равноправном общении со взрослыми. В рассматриваемой ситуации учитель, понимая это, не спешит использовать свои права и заставить детей подчиниться. Наоборот, он наглядно им демонстрирует, что не собирается меряться с ними силой, а готов взаимодействовать с ними на равных. Как отмечалось, объектом конфликта является обязанность учеников подчиняться учителю, однако учитель не стал настаивать на этом праве.

Конфликт не всегда удается предотвратить. Если же он произошел, то необходим его объективный анализ, который поможет педагогу преодолеть отрицательное эмоциональное отношение к нему и погасить его как можно скорей.

 Конфликт не возникает на пустом месте, он всегда является следствием определенной конфликтной ситуации и в этом плане имеет большое диагностическое значение. Вычленение в конфликтной ситуации основных ее структурных элементов (оппонентов и объекта) показывает, что сам педагог нередко является непосредственным участником конфликта, а значит, его разрешение во многом зависит от того, как педагог сможет оценить и изменить свою позицию по отношению к учащимся. Здесь перед педагогом открываются большие возможности для установления с подростками таких взаимоотношений, которые необходимы для полнейшей реализации воспитательной функции учебной деятельности.

 Конечно, учителю-предметнику не всегда легко среди забот об усвоении учебного материала найти время для специальной работы по построению взаимоотношений с учениками, для детального анализа возникающих в учебном процессе конфликтных ситуаций. Тем не менее каждому учителю необходимо всегда видеть в ученике развивающуюся личность, так как первостепенная задача школы — воспитать человека не просто как носителя определенной суммы знаний, но прежде всего — как гражданина.

Имеет ли право ученик судить о справедливости выставляемых оценок? Думаю, что имеет. Ведь, присутствуя ежедневно при выставлении оценок за устные ответы, они  научаются оценивать ответы. В подавляющем большинстве случаев ученик внутренне согласен с оценкой, выставленной учителем. Дружное несогласие с учителем означает обычно, что учитель оценил ответ несправедливо. Интересно отметить, что, “выставляя” (мысленно) оценки ученики как бы становятся на место педагога. И рассуждают как педагоги, когда упрекают учительницу в отсутствии гибкости.

Устранить конфликтную ситуацию – значит устранить несправедливость: признать свою ошибку и исправить ее. Это нелегкий шаг, но сделавший его не только не уронит своего авторитета, но напротив – поднимет его в глазах учеников. Это будет проявление уважения к ученикам, а для них это дорогого стоит.

Я считаю, что педагог -профессионал должен уметь конструктивно оценивать результаты своей педагогической деятельности, её сильные и слабые стороны, быть самокритичным, требовательным к себе, иметь адекватную самооценку.

             

Задание 3.

  Проблемные ситуации на занятиях по  музыке:

 

Процесс проблемного обучения слагается из двух этапов: постановки задания и поиска неизвестного посредством самостоятельного исследования.

 Для реализации целей и задач данной технологии использую в своей педагогической практике различные способы и приемы организации процесса проблемного обучения, при которых учащиеся не только усваивают термины и определения, запоминают факты, но и умеют применять их на практике в аналогичных и измененных условиях.

 Проблемные задания на уроке составляются с учетом всех видов деятельности: при восприятии музыки, музицировании, хорового пения,  выполнении  домашнего задания.

 Восприятие музыки – один из основных и важных видов деятельности на уроке. Услышать музыку — значит почувствовать и пережить чувства, по-новому размышлять об окружающей жизни, «вживаться» в музыкальный образ, пройти школу духовного, нравственного совершенства.

 Нет ничего скучнее в жизни, чем однообразие, поэтому пагубно действуют на процесс и результаты общения с музыкой постоянное повторение.  На каждом уроке нужна проблема, новизна, неожиданность, интригующая ситуация, актуальная и доступная конкретному классу. На своих уроках при слушании и анализе музыки я использую различные методы и приемы, которые способствуют организации учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации: написание мини-сочинения, размышления о музыке, эссе; описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения; сравнение двух вариантов звучания одного и того же произведения в разном исполнении.

 

 Развитие певческих навыков у детей – кропотливая, систематическая работа учителя. Вокально-хоровая работа помогает развивать память, прививает любовь к хоровому пению, формирует положительные эмоции и удовлетворение от исполнения музыкального произведения.

Пение «вслух» и «про себя» в виде цепочки, исполнение скороговорок, сочинение попевок, частушек – повышает интерес к хоровому пению, способствует накоплению певческого репертуара, развивает активность, инициативу, дисциплинированность, формирует положительную установку на творчество.

 Инсценирование песен, театрализация; ритмопластика (исполнение придуманных движений, соответствующих характеру музыки) способствует разностороннему музыкальному развитию учащихся, углубленному освоению музыкального материала урока; позволяет проявить самостоятельность, создает положительную мотивацию на уроке, снимает физическую усталость и напряженность, активизирует творческую фантазию учащихся.

Урок музыки – это урок искусства, урок творчества, а значит и домашние задания должны быть творческими.

 Важными критериями домашних заданий, повышающих интерес к музыке как школьному учебному предмету, являются элементы занимательности, смекалки, игры и творческого подхода. Это воплощается в таких творческих, проблемных домашних заданиях как: рисунки, поделки, стихи, сочинения, мелодизация текста, танцевальные номера, музыкальные кроссворды, рефераты, творческие проекты с их творческой защитой.

 Домашние задания позволяют педагогу иметь чёткое представление о возможностях каждого ученика, диагностируя динамику развития его музыкальных и творческих способностей. Система домашних заданий помогает учителю корректировать и прогнозировать дальнейшую работу с учащимися.

Приведём несколько примеров введения элементов проблемного обучения в структуру занятия хорового пения.  

-  Я на занятиях хорового пения использую  прием проблемного обучения, как изучение различных точек зрения на одно и то же произведение.  Приемом активизации мыслительной деятельности ученика может служить постановка вопросов-заданий: «Какое выразительное значение имеет данный элемент песни  для выявления характера его образов?», «Почему нужны в данном произведении такие-то штрихи, фразировка, звучание.  Какой за этим кроется  смысл?»; «В чем суть тех или иных  трудностей?», «Как овладеть технически сложными фрагментами изучаемого хорового сочинения?». Это заставляет ученика  сделать ряд мыслительных операций, стимулирующих развитие музыкального мышления.  

-  Проблемная ситуация может быть создана в работе над текстом изучаемого музыкального произведения. Анализируя литературный текст хорового произведения, учащийся обязан показать, насколько он хорошо понимает, оценивает и раскрывает уникальность данного произведения, насколько глубоко постигает реализованный в нём замысел автора, насколько точно ориентируется в художественных средствах.   Ребенок не только активно мыслит, исполненные им отдельные отрывки текста хорового произведения отражают его понимание общего замысла произведения. Педагог направляет поиск ребенка. Ориентирами для педагога являются ответы учащегося  на поставленные вопросы .  

 Анализируя опыт работы использования проблемного обучения на занятиях , можно сделать выводы:  

  - учащийся с увлечением включается в работу, охватывая все большие объемы материала;  

 - отмечается повышение качества знаний;  

 - активизируется мыслительная деятельность , формируется познавательный интерес, самостоятельность;  

  - развиваются творческие способности;  

 - на занятиях формируется благоприятный психологический климат, позволяющий  свободнее и увереннее чувствовать себя.

 Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. Творчество ребенка связано с самостоятельностью и предполагает отказ от стереотипных действий.

Поэтому главная задача современного учителя музыки - средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать у школьников не только интеллект, но и душу.

 Использование на практике проблемного обучения доказывает, что учащиеся при помощи самостоятельной деятельности способны создавать новое, оригинальное. Интересно то, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределом выполнения требуемого задания.

 Урок музыки как предмет эстетического цикла позволяет наиболее полно раскрыть творческие возможности каждого ученика. Для получения положительного результата учителю необходимо хорошо усвоить технологию проблемного обучения и систематически применять ее на практике.

 Технология проблемного обучения помогает воспитывать гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях. Задача учителя – сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – необходимой частью жизни ребенка………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.

Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания, обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.Говорить с ребенк...

Анализ ситуаций педагогического общения

        Сегодня проблема конфликтов, эффективного их разрешения, поиска согласия вызывает огромный интерес у профессиональных психологов, социологов, педагог...

СИТУАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ, СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ. ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Для того, чтобы проанализировать предконфликтные ситуации, следует сначала поговорить об оценке, как критерии объективных результатов образовательного процесса....

Социально-педагогический проект "Организация работы с биологическими семьями, родственниками по сохранению общения с детьми, по восстановлению в родительских правах, передаче детей под опеку"

     Проект направлен на компенсацию негативных процессов в обществе, которые обострили проблемы «социального сиротства», актуализировали задачи социально-педагогичес...

Памятка для родителей" Правила поведения в процессе общения с детьми"

Общение – это процесс взаимодействия родителя и ребёнка, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояни...


 

Комментарии

Головченко Марина Борисовна

В работе приведены примеры элементов проблемного обучения в занятиях хорового пения

Головченко Марина Борисовна

В работе раскрыты пути преодоления конфликтных ситуаций между учащимися.

Головченко Марина Борисовна

В работе приведены примеры элементов проблемного обучения в занятиях хорового пения

Головченко Марина Борисовна

Работа поможет педагогу разобраться в конфликтной ситуации и помочь ребенку преодолеть и разрешить этот конфликт