Стиль педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке
учебно-методический материал
Как формировать навыки эффективной коммуникации у ребенка и основные приемы взаимодействия с ребенком на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 255.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение Средняя образовательная школа «Перспектива» | |||
«Стиль педагогического общения,
как одно из условий
создания ситуации успеха на уроке»
Составитель: Пышкина Алена Игоревна
Учитель английского языка
г.о. Власиха 2025 г.
Содержание
№ п/п | Наименование разделов | Страница |
1. | Введение | 2-3 |
2. | Основы педагогического общения | 3-8 |
2.1 | Стили общения | 4-5 |
2.1.1. | Авторитарный стиль общения | 5 |
2.1.2. | Попустительский стиль общения | 5 |
2.1.3. | Демократический стиль общения | 6 |
2.2. | Индивидуальный стиль деятельности | 6-7 |
2.2.1. | Эмоционально-импровизационный стиль деятельности педагога | 8 |
2.2.2 | Эмоционально-методический стиль деятельности педагога | 8 |
2.3. | Личностные барьеры педагогического общения | 8 |
3. | Практическая часть | 9-16 |
3.1. | Разминка «Поезд» | 9 |
3.2. | Педагогические приёмы создания ситуации успеха | 9-12 |
4. | Вербальные средства общения | 12 |
4.1. | Общение как рефлексивный процесс | 13-14 |
4.2. | Проблема восприятия и его влияние на коммуникативный процесс | 14 |
4.3. | Проблема понимания в процессе общения | 14-15 |
5. | Невербальные средства общения | 15 |
5.1. | Трудности взаимопонимания между педагогом и ребёнком | 15 |
5.2. | Построение отношений | 16 |
6. | Приложение | 17-18 |
7. | Заключение | 18-19 |
8. | Литература | 19 |
- Введение
Актуальность данной проблемы заключается в следующем:
Одна из первостепенных задач в работе современного педагога — формирование навыков эффективной коммуникации у ребенка, не допускающей грубости, бестактности, умение предотвратить проявление агрессии слова. Приемы взаимодействия с ребенком должны быть психологически эффективными:
- слушать и понимать ребенка;
- взаимодействовать с ребенком без борьбы;
- научиться самому и научить ребенка справляться со своими чувствами;
- побудить его на положительные поступки.
Компетентность в общении стала одной из главных составляющих высокого профессионального мастерства педагога.
Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.
Учитель, используя профессионально-личностный потенциал, способен создать условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.
Цель:
- Формирование способности у педагогов использовать профессионально-личностный потенциал в развитии эмоционально-положительной “ Я-концепции” учащихся.
- Акцентировать внимание педагогов на неконструктивных способах педагогического общения с воспитанниками.
- Показать значение индивидуального восприятия и его влияние на коммуникативный процесс.
- Научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками.
- Способствовать улучшению коммуникации между педагогами.
Задачи:
- Повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов через осознание своих профессионально-личностных качеств.
- Актуализировать и систематизировать знания о методах и приемах создания ситуаций успеха на уроках.
Семинар-практикум для педагогов проводится в форме групповых занятий, которые включают в себя:
- диагностические приемы (преимущественно самоанализ);
- теоретические основы педагогического общения;
- практическую часть, направленную на выявление причин, препятствующих эффективной коммуникации между педагогами и детьми;
- определение необходимых условий и эффективных способов взаимодействия для преодолений барьеров в общении.
В процессе работы с педагогами используются активные методы:
- групповые дискуссии в форме анализа конкретных ситуаций, группового самоанализа;
- игровые методы — ролевые игры, невербальная психогимнастика;
- творческие задания;
- релаксационные и рисуночные техники;
- беседы, мини-лекции.
Практическая значимость семинаров заключается в следующем:
Педагоги получат:
- знания о своем индивидуальном стиле деятельности, в основе которого лежат профессионально-личностные качества;
- практические навыки моделирования ситуаций успеха в работе с конкретными учащимися.
- Основы педагогического общения
Сегодня мы с Вами поговорим о педагогическом общении, так как коммуникативная компетентность педагога – один из главных инструментов, владея которым в совершенстве, педагог может совершать чудеса.
Итак, вспомним, педагогическое общение, что это?
“Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его ( в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также и другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися.” А.А. Леонтьев
Критерии продуктивного педагогического общения – это:
- Создание благоприятного психологического климата.
- Формирование определённых межличностных отношений в учебной группе.
- Целенаправленное формирование межличностных отношений.
Поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель – садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды.
Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной Я-концепции личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своём потенциале.
Чтобы это подтвердить, привожу результаты одного классического эксперимента, проведённого в американской школе психологом Р. Розенталем.
Состоял он в следующем:
психолог диагностировал школьников по различным шкалам интеллекта, а затем наугад выбрал из списка каждого пятого, независимо от результатов теста и объявил учителям, что именно эти несколько детей показали наиболее высокий уровень интеллекта, уровень способностей и что в будущем именно они покажут наиболее высокие результаты в учёбе.
А в конце учебного года он повторил тестирование этих же детей и , как ни странно, выяснилось, что те, кого психолог выбрал наугад и высоко оценил как наиболее способных, действительно учатся лучше других.
Результаты эксперимента свидетельствуют:
- Я-концепция зависит, от социального окружения ребёнка
- От особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения
Установка, данная учителям, передалась детям по нескольким направлениям:
1 направление
Учитель верил, что ребёнок, в самом деле, способный, и начинал различать в нём потенциал, который раньше мог остаться незамеченным
Открыв способности, он неоднократно даст ученику положительную вербальную оценку;
Похвала стимулирует положительное отношение ребёнка к себе, веру в свои силы
2 направление
Веря в потенциал ребёнка, учитель вероятнее всего, и в учебном процессе будет рассчитывать на ребёнка, как наиболее способного.
Это отразится в его общении с учеником, уже не только на речевом уровне, но и в организации такого предметного взаимодействия которое позволяет эффективно развивать эти способности.
Этот феномен получил название “эффект Пигмалиона”
“Эффект Пигмалиона” формулируется следующим образом: если к какому-нибудь событию или явлению относиться, как к реально совершившемуся, оно и в самом деле происходит.
Проецируя на Я– концепцию ребёнка, получаем:
- Мы относимся к ребёнку как к ответственному, дисциплинированному и даём ему это понять.
- Тем самым создаём предпосылки для того, чтобы он и в самом деле таковым становился.
- В противном случае отрицательное отношение запустит тот же механизм, но в обратную сторону.
- Ребёнок будет плохо относиться к себе, а педагог тем самым заложит основу его будущего комплекса неполноценности.
Педагогическое общение – это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения.
Учитель, в процессе педагогического общения осуществляет в прямой, или косвенной форме свои функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания.
От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания.
Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в 1938 году немецким психологом К. Левином, который выделил следующие стили общения:
- Авторитарный.
- Демократический.
- Попустительский.
- Стили педагогического общения.
Что же такое стиль педагогического общения, в чем его своеобразие, как он формируется?
Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.
В стиле общения находят выражение:
- особенности коммуникативных возможностей учителя;
- сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
- творческая индивидуальность педагога;
Причем необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми – категория социально и нравственно насыщенная.
2.1.1. Авторитарный
Проявляется:
- проявляется тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль;
- выражается в том, что учитель прибегает к приказному тону, делает резкие замечания;
- нетактичные выпады в адрес учащихся;
- авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д.;
- задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно.
Характеризуется:
- Снижением деятельностной мотивации, поскольку ребёнок не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди.
- Следует также заметить, что поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся.
- В глазах такого педагога, учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения.
- Любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия.
- При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив.
- Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов.
- Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением.
- Решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.
2.1.2. Попустительский
Проявляется:
- Руководитель имеющий попустительский стиль по сути самоустраняется из учебно-воспитательного процесса.
- Снятие с себя ответственности за происходящее.
Характеризуется:
- Стремлением учителя, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняться от руководства
- Ограничиваться формальным выполнением обязанностей и указаний администрации
2.1.3.. Демократический
Проявляется:
Руководитель в первую очередь оценивает факты, а не личность.
Главной особенностью является тот факт, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации.
В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление.
Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.
Учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся.
Характеризуется
- Не только проявляется интерес к работе учащимися, обнаруживается позитивную внутреннюю мотивацию, но сближением между собой в личностном отношении.
- Позиция учителя в организации коллектива: “первый среди равных”.
- Проявлением учителя определенной терпимости к критическим замечаниям учащихся, проникновением в их личные дела и проблемы.
- Обсуждением проблем коллективной жизни учащимися, которые и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.
- Индивидуальный стиль деятельности.
Значение индивидуального стиля деятельности
Важнейшим условием профессиональной деятельности и мастерства является определение индивидуального стиля деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности – обусловленная природными особенностями, устойчивая система задач, способов, тактик деятельности, обеспечивающих эффективность труда.
Индивидуальный стиль деятельности учителя – педагогический почерк, зависящий от природно-обусловленных типологических особенностей и некоторых других качеств личности
Педагоги, обладающие сильной и подвижной нервной системой добиваются успехов за счёт:
- быстроты;
- оригинальности;
- неожиданности решений.
Им присущ:
- артистизм;
- экспрессия;
- готовность импровизировать;
- непосредственность;
- выразительность эмоциональных реакций.
Педагоги, обладающие сильной, но инертной и уравновешенной нервной системой:
- тщательно готовят и взвешивают свои решения;
- действуют неторопливо, основательно;
- обладают большой выдержкой;
- сдержаны в эмоциональных проявлениях;
- последовательны и настойчивы.
Педагоги, обладающие слабым типом нервной системы:
Им присущ:
- особая чуткость;
- вдумчивость в возникающих педагогических ситуациях;
- способность понять внутренний мир учащихся.
Существуют различные типологии стилей индивидуальной деятельности педагога, в зависимости от оснований по которым они выделяются.
Учитывая вид педагогической деятельности, выделяют стиль:
- обучающей деятельности
- воспитательной деятельности
- педагогического общения
Наиболее оптимальным является стиль, который выбирается в соответствии со склонностями педагога, и в тоже время не противоречит требованиям профессии.
2.2.1.Эмоционально-импровизационный стиль деятельности педагога
Достоинства:
- Высокий уровень знаний.
- Артистизм.
- Умение увлечь учащихся преподаваемым предметом.
- Уроки отличаются благоприятным коммуникативным климатом, разнообразием методов.
Недостатки:
- Отсутствует система закрепления и повторения учебного материала.
- Недостаточный контроль за знаниями учащихся (особенно слабоуспевающих учащихся).
- Несколько завышена Ваша самооценка.
- Зависимость поведения от ситуации на уроке.
Результат:
- У учащихся стойкий интерес к предмету.
- Высокая познавательная активность сочетается с непрочными знаниями.
Рекомендации:
- Активизировать внимание к предмету не внешней развлекательностью, а мировоззренческой сущностью.
- Систематически осуществлять контроль знаний.
Эмоционально-импровизационный стиль деятельности педагога
Достоинства:
- Высокий уровень знаний.
- Артистизм.
- Умение увлечь учащихся преподаваемым предметом.
- Уроки отличаются благоприятным коммуникативным климатом, разнообразием методов.
Недостатки:
- Отсутствует система закрепления и повторения учебного материала.
- Недостаточный контроль за знаниями учащихся (особенно слабоуспевающих учащихся).
- Несколько завышена Ваша самооценка.
- Зависимость поведения от ситуации на уроке.
Результат:
- У учащихся стойкий интерес к предмету.
- Высокая познавательная активность сочетается с непрочными знаниями.
Рекомендации:
- Активизировать внимание к предмету не внешней развлекательностью, а мировоззренческой сущностью.
- Систематически осуществлять контроль знаний.
2.2.2. Эмоционально-методический стиль деятельности педагога
Достоинства:
- Высокий уровень знаний.
- Высокая методичность.
- Умение активизировать учащихся.
- Умение использовать различные методы, формы и средства обучения.
Недостатки:
- Ваше настроение зависит от ситуации на уроке, от подготовленности отдельных учащихся на уроке, и их дисциплина.
Результат:
- Прочные знания сочетаются с высокой активностью и сформированными навыками учения.
Рекомендации:
Набраться терпения и если необходимо несколько раз объяснить материал, который учащимися не понят, варьируя при этом приёмы объяснения.
Формировать стиль можно лишь обогащая личность, осознавая и развивая свои наиболее сильные и оригинальные стороны, активизируя педагогическое творчество. Благодаря личностному и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию педагогам с разными стилями деятельности доступно достижение высокого уровня педагогического мастерства. От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной системой взаимоотношений.
Личностные барьеры педагогического общения
- Практическая часть
3.1.Разминка «Поезд»
Цель:
создание рабочего настроя в группе, эмоционального комфорта, усиление концентрации внимания.
Описание: участники рассчитываются на 1,2,3.
1 - один хлопок, два притопа.
2 - два хлопка, один притоп.
3 – произносит «УУУУ!!!».
Темп игры ускоряется.
3.2. Педагогические приёмы создания ситуации успеха.
Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению.
Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызвать интерес ребёнка к познанию, а учебное заведение стать школой радости. Доктор педагогических наук Белкин настаивает, что если лишить ребёнка веры в себя, трудно надеться на его светлое будущее.
Мы подошли к пониманию необходимости создания ситуации успеха учителем на уроке. Сейчас нам предстоит создать банк ситуаций успеха. Для этого разделитесь на пары и предложите от своей пары приёмы, которые Вы используете для создания ситуации успеха. Для того, чтобы Вы смогли лучше понять, что испытывают дети в типичных ситуациях успеха или неуспеха, предлагаем Вам результаты опроса учащихся:
Если я получаю хорошую оценку – это значит, что…
…Меня похвалят родители
…Я хорошо знаю материал
…Учительница будет рада
…У меня поднимается настроение и появляется желание делать уроки и ходить в школу
Если я получаю плохую оценку – это значит, что…
…У меня испортится настроение
… Меня накажут
…Учительница будет недовольна
… Я расстроюсь
…Я буду считаться плохим учеником
… У меня пропадёт интерес к учёбе
Я чувствую себя уверенно, когда в школе…
1. …Меня хвалят
2. … Ставят хорошие оценки
3. …Вызывают меня к доске
4. … Мне помогают
5. …Доброжелательны ко мне
6. … Меня понимают и поддерживают
Итак, мы видим, что успешность деятельности учителя во многом определяется способностью педагога
создать каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке, а также способность предоставить возможность пережить радость достижения и поверить в себя.
Приём «Мозговой штурм»
В течение 5-10 минут
Итак, какие же методы и приёмы используют педагоги для создания ситуации успеха на уроке?
Похвала
Доверие
Удивление
«Ай да я!»
Стимулирование
Поощрение
Признание
Комфортность
Обращение по имени.
Теперь, используя изученный опыт по данной проблеме, мы обобщим основные методы создания ситуации успеха:
Похвала.
Страшна ли она? Мы с вами знаем, каков, преобладающий тон школьных отношений. Что ребёнок слышит из уст учителя?
А вот внушить ребёнку веру в себя, прикоснуться рукой к плечу – это и есть залог успешного воспитания.
Анонсирование.
Речь идёт о тех случаях, когда учитель заранее, предупреждает школьника о самостоятельной и контрольной работе. Предупреждает не просто так, иначе этот приём можно было бы обозначить, как упреждающий контроль.
Смысл анонсирования состоит в предварительном обсуждении того, что ребёнок должен будет сделать (репетиция предстоящего действия)
«Эврика!». Суть этого приёма состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребёнок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришёл бы к выводу, открывая неизвестное. Здесь заслуга учителя будет состоять в том, что он заметит это и всячески поддержит ребёнка.
Например: Когда до ребёнка «доходит способ решения»
«Эмоциональное поглаживание». Учитель с лёгкостью раздаёт комплементы. За один урок говорит раз двадцать «молодец», тридцать раз «умница» и раз десять «ребятки, я горжусь вами». Житейский смысл тут подсказывает: «похвала ценится, когда её трудно заслужить». Но житейский и педагогический смысл не всегда совпадают. Давайте разберёмся: «Молодец!», «Умница», – это что только похвала? А может это констатация факта? Может быть, ребёнок потому и старается, что поверил учителю, и стал принимать это, как само собой разумеющуюся оценку? Да, я молодец, да, я умница – я заслужил эти слова, и всё время буду доказывать, что я «молодец». Здесь уместно провести аналогию, как мы начинаем стараться, когда нас похвалят на работе. Наоборот «опускаются руки, когда постоянно ругают – начинаем выполнять минимальные требования, только для того, чтобы «не досталось» (мотив избегания).
Методов много, важно искать пути их реализации.
Теперь мы предлагаем алгоритм создания ситуации успеха.
1. На фоне эмоциональной комфортности снятие страха через фразы «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться. Люди учатся на своих ошибках, и находят способы решений».
2. Авансирование успешного результата.
Учитель выражает свою твёрдую убеждённость в том, что ученик обязательно справится с поставленной задачей. «Я даже не сомневаюсь в успешном результате», « у вас обязательно получиться»
3. Скрытое инструктирование ребёнка в способах деятельности.
«Возможно, лучше всего начать с…», «Выполняя работу, не забудьте о…»
4. Внесение мотива (обозначить практическую значимость). Учитель показывает, ради чего совершается эта деятельность. Например, в воспитательной работе «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»
5. Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребёнка. «Только ты и мог бы», «Только тебе , я могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»
6. Мобилизация активности, или педагогическое внушение. «Так хочется поскорее увидеть…»
7. Высокая оценка деталей «Тебе особенно удалось то объяснение…», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…»
Упражнение «Орехи»
Цель: метафорически показать педагогам значимость индивидуального подхода к учащимся.
Описание: педагогам предлагается взять из корзинки по одному ореху и внимательно рассмотрев, запомнить все особенности: линии, темные пятна, размер, форму. Затем орехи складываются назад в корзинку и перемешиваются. После чего педагогам предлагается найти свой орех из общей массы. Как правило, всем участникам удается найти свой орех. Затем проводиться обсуждение по следующим вопросам:
-что помогло при выполнении задания
-какую стратегию использовал каждый
К выводу подходят все вместе.(Потратив некоторое время на изучение личности учащихся, педагоги затем безошибочно могут найти подход к каждому ребенку.)
«Проблемные ситуации»
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено многими причинами, так как позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.
Задание:
Используя выше перечисленные методы и приёмы создания ситуации успеха, создать модель ситуации успеха для конкретных учащихся.
ВЫВОДЫ:
Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение – целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач. Одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Успех является источником внутренних сил ребёнка, источником энергии для преодоления трудностей.
Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной Я– концепции личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своём потенциале. Успех в учёбе – завтрашний успех в жизни.
4.Занятие «Вербальные средства общения»
Приветствие «Доброе слово»
Цели:
- настроить всех членов группы на тактичное отношение друг к другу;
- развивать умение слушать и слышать говорящего, обращать внимание на его манеру устанавливать контакт.
Участники садятся в большой круг. Каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать, о том, какие слова сказать ему. Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру. Найдите для каждого человека нужные слова. Это будет небольшой проверкой, насколько вы доброжелательны друг к другу, умеете ли вы видеть хорошее в других и говорить об этом. Не забывайте о приятной и доброжелательной улыбке при общении с каждым членом группы. Во время высказываний остальные участники должны внимательно слушать своего коллегу. Тот участник, которому сказали несколько добрых слов, должен поблагодарить.
Упражнение «Незаконченное предложение»
Цель - развивать умение самоанализа, осмысление качеств личности, навыков, умений, которые дают чувства внутренней уверенности или дискомфорта и помогают преодолеть психологические барьеры. Каждый участник (по кругу) высказывается. Первый начинает со слов: «Педагогом быть хорошо, потому что…», второй — «Педагогом быть плохо, потому что…», чередуя «хорошо» и «плохо» по кругу. Затем происходит обмен впечатлениями. Было ли что-то, что позволило взглянуть по-другому на роль педагога? Было ли что-то неожиданным? Было ли кому-то трудно найти хорошее/плохое?
Игра «Ручеек»
Цели:
- провокация переживаний, связанных с оцениванием;
- анализ эмоционального восприятия положительной и отрицательной оценок;
- найти и сформировать способы, удерживающие педагога и ребенка в контакте и помогающие преодолению барьера.
Материалы:
- карточки с фразами и словами (карточки педагоги заполнили самостоятельно за день до занятия).
Участники выстраиваются в две шеренги, становятся друг напротив друга, образуя коридор. Одной шеренге раздаются карточки с фразами и словами, которые обычно говорят ребенку, когда им довольны, другой — карточки со словами, когда ребенком недовольны.
Дается инструкция: «Сейчас я поведу по коридору человека с закрытыми глазами. По ходу движения вы должны будете шептать ему на ухо слова, которые написаны у вас на карточке. Говорить нужно одновременно в правое и левое ухо».
Каждого участника проводят по коридору. При этом человек, который стоял в «хорошем» ряду, после прохождения встает в «плохой» и наоборот. Это даст возможность большинству участников побывать в роли хвалящего и ругающего.
Проводится обсуждение. Что вы чувствовали во время упражнения? Какие слова и фразы вызвали переживания? Как вы воспринимали «плохие» и «хорошие» слова? Как ваши мысли и переживания могут повлиять на общение с вашими воспитанниками?
4.1.Занятие «Общение как рефлексивный процесс»
Цели:
- отрабатывать навыки понимания окружающих людей, их внутреннего состояния;
- закреплять стиль доверительного общения и умения постоянного самоанализа;
- проанализировать значимость позитивного/негативного отношения к детям, характеристик и установок, даваемых воспитателем.
Приветствие «Мне приятно тебе сказать»
Приветствие друг с другом начинается с фразы «Здравствуй, мне приятно тебе сказать…» Участник вправе закончить фразу по своему усмотрению. Нужно постараться найти несколько теплых слов для каждого человека.
Упражнение «Ассоциации»
Цель — описать участников группы в образах и метафорических сравнениях.
Каждый по кругу говорит одно слово, которое его как-то характеризует, — определение, ассоциацию. Если непонятно,можно попросить пояснить. (Вариант: участникам поочередно предлагается изобразить, кем он был бы, например, растением, временем года, предметом.) После того как все высказались, человек, о котором говорилось, рассказывает, как он понял эти ассоциации, какое значение они могут для него иметь в данном случае, какие качества они могут обозначать. Ведущий должен обратить внимание на то, какие ассоциации запомнил человек, какие им принимаются, а какие отвергаются. Собранный материал дает возможность осознать свой образ. Ассоциации могут быть одной из успешных форм обратной связи. Они по мере возможности должны характеризовать человека в целом, включая характер, внешний вид и прочее. Ведущий должен активно стимулировать процесс ассоциирования. В результате каждый участник получает ассоциативно-образный портрет, ценность которого для самопознания трудно переоценить, ибо ассоциации отражают реакцию на человека других людей не только через разум, но больше через чувство, интуицию.
После завершения выполнения упражнения, описанного выше, психолог обращает внимание педагогов на то, как они характеризуют своих воспитанников. Эти характеристики не всегда имеют позитивную направленность, чаще негативную.
Упражнение «Закончи предложение»
Каждый педагог (по кругу) высказывается. Первый начинает со слов: «Мои слова для ребенка — это…»
4.2. «Проблема восприятия и его влияние на коммуникативный процесс»
Цели:
- показать педагогам значение индивидуального восприятия и его влияния на коммуникативный процесс;
- выявить закономерности, помогающие общению.
Приветствие «Передай чувство»
Цели:
- проанализировать тактильное восприятие друг друга;
- создать теплую атмосферу в группе;
- проанализировать, какую роль играет прикосновение к ребенку в педагогической деятельности.
Участники группы сидят в кругу с закрытыми глазами. Психолог прикасается к сидящему рядом — так, чтобы он почувствовал легкое ласковое прикосновение. «Получивший» это ощущение старается передать его дальше по кругу. В конце «чувство» возвращается к пославшему его. Далее можно послать «пренебрежительное прикосновение», а завершить упражнение более длительным, теплым, спокойным прикосновением.
Проводится обсуждение того, что почувствовал каждый участник. Педагоги определяют, какую роль играет прикосновение в общении с детьми.
4.3.«Проблема понимания в процессе общения»
Цели:
- развивать умение самоанализа, анализа своего отношения к окружающим;
- показать влияние непонимания позиции, мотивов партнера по общению на характер взаимодействия и восприятие собеседника.
Приветствие
Цель — помочь членам группы включиться в работу, способство-вать взаимодействию друг с другом, позитивному настрою.
Инструкция: «Поприветствуйте друг друга, вспомнив индивидуальные особенности партнеров. В дополнение вам нужно поддержать человека, сказав ему несколько приятных слов, и обязательно выразить уверенность в том, что он никогда не сделает… А дальше вы должны указать, что именно, по вашему мнению, никогда не сделает ваш собеседник (например: „Привет, Оля! Я рада тебя видеть. Я думаю, что ты никогда не будешь негативно отзываться о другом человеке за его спиной“)».
Упражнение «Спустить пар»
Цели:
- обратить внимание на нюансы восприятия замечаний;
- найти и сформировать способы, удерживающие собеседника в контакте и помогающие преодолению барьеров.
Участники садятся в один общий круг. Каждый может сделать партнеру замечание по поводу одежды, черт характера и прочего. При этом нужно обращаться к конкретному человеку со следующими словами: „Я желаю вам долгой и счастливой жизни, но мне бы хотелось, чтобы…“ Тот, к кому обращаются, просто внимательно выслушает все, что ему хотят сказать. До каждого дойдет очередь „спустить пар“».
Когда круг завершится, ведущий говорит «А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе?»
Следует обсудить внутреннее ощущение каждого участника при высказывании замечаний; сказать, приходилось ли подбирать слова, когда делали замечания; проанализировать, подбирают ли воспитатели в общении с воспитанниками слова, чтобы сделать замечание.
5.Занятие «Невербальные средства общения»
Цели:
- проанализировать, как внешне выглядит человек, когда испытывает разные эмоции;
- показать, как осуществляется взаимопонимание партнеров по общению на невербальном уровне.
Приветствие «Неожиданная встреча»
Цель - установить доброжелательный контакт.
Члены группы встают в круг по принципу «карусели», то есть лицом друг к другу. Получается два круга — внутренний неподвижный и внешний подвижный. По сигналу все участники внешнего круга делают одновременно один или два шага вправо и оказываются перед лицом нового партнера. Таких переходов будет несколько. Ситуация встречи: «В компании друзей вы встречаете своего знакомого, которого не видели три года. Роль человека,
которого не видели длительное время, играют участники, стоящие во внутреннем круге. Покажите, как вы будете себя вести? Что будете делать?» какой опыт приобрел каждый член группы.
5.1.Мини-лекция «Трудности взаимопонимания между педагогом и ребенком»
Цели:
- повысить психологическую компетентность педагогов в вопросах возникновения причин агрессивных реакции у детей, повышенной тревожности, обидчивости;
- обсудить и обобщить приемы конструктивного общения с детьми;
- дать педагогам представления о типах реагирования детей на агрессивное поведение со стороны взрослого (педагога) и этапах неблагоприятного развития ребенка в результате такого поведения взрослого (педагога, родителя).
- Раскрыть психологические модели возникновения обид.
«Собирание обид» — обидчивый ребенок .
«Все хорошо» — привычка глотать обиды.
«Эффект пароварки» — накопление обид и последствия.
Обсудить способы развития адекватной самооценки у ребенка, сниже-ния тревожности, создания позитивного психоэмоционального состояния у ребенка в детском коллективе.
Упражнение «Солнце»
Цель - показать влияние манеры говорить, степени эмоциональнос-ти высказываний, поведения, мимики на индивидуальное восприятие ребенка.
Участникам предлагается разделиться на три группы. Первая группа педагоги — со стажем работы20—25 лет, вторая группа — со стажем 10—15 лет, третья группа — молодые специалисты.
Каждая группа берет лист ватман с нарисованным посередине кругом (размер не имеет значения). Задача членов каждой подгруппы — дорисовать круг, нарисовать образ злого, кричащего, раздраженного человека. Каждый член группы рисует от созданного образа луч и пишет над ним окончание фразы: «Я злюсь, кричу, раздражаюсь, веду себя агрессивно и обижаю своих воспитанников. Я веду себя так, потому что…»
Затем группы представляют свои работы. (Первыми приглашаются педагоги со стажем работы 20—25 лет.) Прочитав все фразы, написанные над лучами, им нужно проанализировать причины агрессивного поведения взрослых по отношению к детям и сказать, что нужно делать, чтобы не травмировать детей подобными реакциями и своим поведением. Далее участники обсуждают, почему у разных возрастных категорий педагогов разные причины агрессивного
поведения. Следует подвести членов группы к мысли о том, что необходима внутренняя работа над своими поступками, сообща наметить пути решения данной проблемы.
Рисуночная техника «Рисунок в круге»
Цель - способствовать гармонизации личности, уравновешенному внутреннему состоянию педагогов.
Нарисовать (желательно в кругу), что человек захочет. Дать название рисунку.
Проводится обсуждение по кругу. Какое настроение было в процессе создания рисунка? Какое чувство вызывает этот рисунок? Как вы его назвали?
5.2.«Построение отношений»
Упражнение «Диснеевская стратегия креативности»
Цель - создать условия для исследования педагогами собственного межличностного взаимодействия, выявляя в нем конструктивные и реконструктивные элементы, для достижения четкого понимания своих действий, изменения форм поведения и своих стратегий в межличностном взаимодействии с воспитанниками.
Материалы:
- доска,
- маркер.
Педагогам предлагается тему для дискуссии — «Трудности взаимодействия в системе „педагог — воспитанник“». Дискуссия будет разделена на три этапа.
- На первом этапе проводится «мозговой штурм», и каждый свободно проявляет свою креативность (выполняет роль мечтателя). Необходимо подумать о вариантах решения возникшей проблемы и рассказать о возможностях предложенной идеи. Можно записать идеи на доске, затем выбрать одну (или две) как приоритетную.
- Второй этап (роль — «реалист») включает детальное исследование условия претво-рения идеи в реальность. Необходимо обсудить, что можно сделать для реализации идеи (написать несколько шагов). Проанализировать, какие практические моменты упущены.
- Третий этап (роль — «критик») — заключительный: взглянуть на полученный р-езультат критически, оценить его сильные и слабые стороны. Критической оценкой возможностей будет занят каждый педагог.
В результате прохождения всех этапов педагоги получают значимую информацию, на основании которой базируется окончательное решение и делается вывод.
6.Приложение 1:
Характер взаимодействия педагогов с детьми
Показатель оценивается по степени выраженности:
- 1 балл — практически не наблюдается;
- 2 балла — наблюдается время от времени;
- 3 балла — присутствует постоянно.
Показатели взаимодействия воспитателя с детьми
1. Уважение, доброжелательное отношение к каждому ребенку:
- ласковое обращение с улыбкой;
- внимание к настроению, желаниям, достижениям;
- поощрение самостоятельности.
2. Поощрение инициативы детей:
- внимательное выслушивание;
- доброжелательный ответ на вопросы и просьбы;
- избавление ребенка от негативных эмоций (успокоить).
3. Общение в позиции «глаза на одном уровне».
4. Формирование положительного отношения к сверстникам:
- собственное поведение (пример уважения ко всем детям);
- обращаю внимание детей на эмоциональное состояние друг друга;
- помощь непопулярным детям при вхождении в детский коллектив;
- обучение эффективным способам взаимодействия;
- адекватная реакция на жалобы
5. Голос педагога не доминирует над голосом детей
6. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при взаимодействии с ними:
- терпимое отношение к «трудным» детям;
- предложение вариантов действия поведения ребенка;
- тактичное указывание на ошибки;
- при контроле — учет индивидуальных особенностей;
- обращение к ребенку по имени;
- отклик на просьбы ребенка о совместной деятельности.
7. Поддержка положительного самоощущения ребенка:
- приветствуется высказывания детей об их мыслях и чувствах;
- преобладают поощрения;
- порицания относятся к действиям, а не к личности ребенка в целом;
- при порицании дается образец правильного действия;
- отмечаются достижения ребенка.
8. Дети находятся в поле зрения взрослого.
- Воспитатель не прибегает к физическому наказанию детей.
- Воспитатель не обзывает ребенка
Оцените по тем же баллам
Мне трудно осуществлять свою педагогическую деятельность в соответствии с данными показателями.
1 балл — нетрудно.
2 балла — отмечается время от времени.
3 балла — мне трудно
Выделите маркером те пункты, где у вас низкие баллы. Проанализируйте сложившуюся ситуацию и сделайте для себя выводы
Приложение 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении педагогам предлагается прочитать «цепочкой» текст памятки
Памятка
Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности
Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым
Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя
Если ребёнок растёт в ситуации принятия, он учится принимать других
Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым
Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя
Если ребёнок живёт в понимании, и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Рефлексия «Острова»
На доске рисуется карта с изображением островов ( о.радости, о.недоумения, о.просветления, о.удовольствия, о. тревоги, о.воодушевления, о. грусти, о. неопределённости, о. Бермудский треугольник и т.д.), отражающих эмоциональные состояния и отношения к предложенному мероприятию.
Список литературы:
Никитина Н.Н. «Введение в педагогическую деятельность». М., 2006.
Кан-Калик В.А. «Учителю о педагогическом общении». М.,1990.
Щурков Н.Е. «Педагогические технологии». М.,1992.
Газета «Школьный психолог» 2006 №15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Создание ситуации успеха на уроке"
Презентация к педагогическому совету "Создание ситуации успеха на уроке"...
Создание ситуации успеха на уроках математики в условиях сельской школы
Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогает школа. Однако часто приходится слышать от учащи...
Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника
Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника...
Создание ситуации успеха на уроке – необходимое условие процесса обучения школьника
Только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.К. ...

Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника
Статья по теме: "Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника"Создание ситуации успеха – это деятельность учителя, которая строится на основе с...

«Целеполагание, как способ создания ситуации успеха на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО»
выступление на ГМО по теме:«Целеполагание, как способ создания ситуации успеха на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО»...

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА ДЛЯ КАЖДОЙ ВОСПИТАННИЦЫ
Одна из главных задач современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения обучающимся проявить свои таланты и творческий потенциал, необходимые для реализации личных...