Классный час в 6-8-х классах
Взаимоотношения в коллективе.
Как предотвратить конфликты?
Подготовила
социальный педагог
О.А. Новикова
2013 г.
Классный час посвящен методам эффективного общения.
Многие дети в подростковом возрасте не обладают навыком мирно решать конфликты. Следствием этих конфликтов становятся нервозность детей, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии.
В ходе классного часа анализируются понятия «конфликт», «конфликтная ситуация», выясняются причины конфликтов, предлагаются варианты конструктивного разрешения конфликтов. Цели: - разъяснить детям понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», рассмотреть способы предупреждения конфликтов; - способствовать формированию позитивного отношения к людям; - побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.
Цель: Научить детей относиться друг к другу уважительно, усвоить некоторые правила бесконфликтного общения и выхода из конфликта.
Оборудование: листы белой бумаги, фломастеры, листики в форме облака для каждого учащегося, солнышко.
Оформление: эпиграф на экране (слайд №1):
«Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу».
- Ребята, приходилось ли вам «заваривать кашу»? В чем это заключалось? (Возможные ответы детей: «напутал чего-то», «перессорился со всеми», «попал в трудную ситуацию» и т. д.)
- А есть другая поговорка со словом «каша»: «С тобой каши не сваришь». О ком так говорят? (Дети: «о бестолковых, ленивых, несговорчивых», «о таком человеке, с которым невозможно договориться».)
- Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения. Как их избежать? Как прекратить «расхлебывать» кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время классного часа под названием «Как предотвратить конфликты?». (слайд №2)
В человеческих отношениях присутствует один интересный феномен. Ученые провели психологический опыт, который позволил выявить, ЧТО люди хотят воспитать в себе и видеть в других. И вот какие данные были получены.
Люди хотели развить в себе качества: (слайд №3)
- уверенности, решительности — 46 % опрошенных
- выдержки, уравновешенности — 30 %
- целеустремленности, силы воли — 30 %
- терпимости — 12 %
- доброжелательности — 10 % .
А вот окружающим людям все хотели бы добавить: (слайд №4)
- доброты, человечности — 50 % опрошенных
- честности, порядочности — 30 %
- взаимопонимания, сочувствия — 22 %
- терпимости — 16 %
- щедрости — 12 %
- Итак, люди желают себе больше твердости, а окружающим больше мягкости. Но ведь и окружающие ждут от нас взаимопонимания, доброты, порядочности, а мы твердой поступью идем в ином направлении. В результате возникает взаимная неудовлетворенность, напряжение, конфликт. Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться. А что такое конфликт? (слайд №5) (ответы ребят)
- (слайд №6) Конфликт — это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми. В чем же вред конфликтов?
- Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще все валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье — поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.
- (слайд № 7) Как вы думаете, чем обусловлено возникновение конфликта?
- Для возникновения конфликта достаточно присутствия двух человек, наличия двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмета спора. Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Общение — основа разрешения конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой также нелегко. Но нужно.
Упражнение « Облака». (слайд №8)
Я предлагаю вам закрыть глаза (чтобы не давило мнение окружающих) и поднять руку тем, кто никогда никого не обзывал обидным словом. Результаты опроса известны только учителю.
Раздаю всем детям листки, вырезанные в форме облака, на котором ребёнок пишет обидное слово, сказанное ему.
Собираю облака и прикрепляю их на солнышко.
Посмотрим на то, что у нас получилось. « Что может сейчас произойти?». (Дети отвечают, что на класс надвигается гроза, облака закрыли солнце.)
Учитель просит рассказать ребят, что они чувствовали, когда их обозвали, и что они сделали в ответ обидчику. Наиболее типичные реакции записываются на доску в две колонки.
Действия Чувства
Я просто отошёл в сторону. Мне хотелось плакать.
Я сказал, что нельзя обзываться. Я хотел ударить обидчика.
В левой колонке получим несколько конструктивных решений.
- Предлагаю вам найти выход из создавшейся ситуации, чтобы погода стала вновь ясной. Дети предлагают свои варианты выхода из конфликтной ситуации : « Я не хотел тебя обидеть, прости», « Я был не прав», «Давай помиримся» и. д.
Способы предупреждения конфликтов (слайд №9)
Один из способов предупреждения конфликтов - мягкое противостояние. - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.
Другой способ называется "конструктивное предложение" Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех.
Я вам предлагаю несколько ситуаций, которые нужно разрешить.(слайд №10)
Ситуации:
1. (слайд №11) Ира обижена: «Вчера ты, Витя, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Витя удивлен: «А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась». Кто прав? (Кто культурнее, тот первым здоровается.)
2. (слайд №12) Настя говорит: «Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворяться?» Права ли Настя?
3. (слайд №13) Тебя обозвали. Твоя реакция? а) Отделаюсь шуткой (демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за «хорошие» слова). б) Отблагодарю тем же (обзову). в) Пожалуюсь старшим.
4. (слайд №14) Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Как будете действовать.
5. (слайд №15) В твоей компании все курят. Ты не хочешь начинать. Но ребята смеются над тобой. Как тебе быть?»
6. (слайд №16) На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?
Группам раздаются листочки с описанием конфликтной ситуации
Проигрывание ситуаций (вызывать по 2 человека на ситуацию) (слайд №17)
В данном упражнении вы разобьетесь на пары. Один будет играть роль виновника конфликта, а другой роль пострадавшего.
1. (слайд №18) Вам в киоске сказали, что у них горячие пирожки, вы купили, но пирожок оказался холодным. Вы возвращаете пирожок продавцу и говорите… (Высказывания детей.)
2. (слайд №19) Приятель сообщил, что рассказал кому-то вашу тайну… (Высказывания детей.)
3. (слайд №20) Подруга взяла у вас на вечер ваши любимые брюки, а наутро возвращает их надорванными. Вы говорите… (Высказывания детей.)
- Всем хочется стать чуточку лучше. Это я знаю по себе. А ведь есть много возможностей научиться жить бесконфликтно. Один из способов — умение делать комплименты. Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова.
Игра «Комплимент» (слайд 21)
Вызываются 2 ученика — мальчик и девочка. Делая вперед по одному шагу, они говорят друг другу комплименты.
- В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость — неотъемлемое качество общения.
Давайте поиграем в «Речевой этикет» (слайд 22)
Играют две команды (группы).
1. Назовите слова приветствия. («Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Приветствую вас», «Привет», «Салют».)
2. Выскажите просьбу. («Вы можете мне сказать...», «Не могли бы вы мне...», «Скажите, пожалуйста…», «Разрешите попросить вас…», «Не могли бы вы...», «Будьте добры...».)
3. Какими словами лучше всего начать знакомство? («Разрешите представить вам…», «Разрешите познакомить вас…», «Познакомьтесь…», «Как тебя зовут?», «Вы знакомы?», «Позвольте познакомиться».)
4. Как принято извиняться в культурном обществе? («Приношу вам свои глубокие извинения», «Позвольте мне извиниться», «Не могу не принести вам свои глубокие извинения», «Простите за…».)
5. Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе? («Не огорчайтесь», «Нет повода для беспокойства», «Нет ничего плохого в том, что…», «Все будет хорошо», «Успокойтесь».)
6. Слова благодарности. («Благодарю вас», «Спасибо», «Разрешите поблагодарить вас», «Заранее благодарен», «Признателен вам», «Примите мою благодарность».)
7. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? («До свидания», «Надеюсь видеть вас еще», «Доброго пути», «До завтра», «Всего хорошего», «Всегда рады вас видеть», «Приятно было познакомиться».)
- Вы, наверное, со мной согласитесь, что спор, как правило, не приносит ни удовлетворения, ни истины. Не зря говорят: «Из двух ссорящихся виноват тот, кто умнее». Конечно, лучше всего ссору погасить в самом начале. Для этого можно пойти на компромисс, то есть или уступить, или уговорить уступить того, с кем ссоришься. Первое, как правило, проще. Попробуйте во время ссоры попытаться представить себя на месте вашего соперника — и вы поймете, что у него тоже есть причины для защиты своих аргументов.
Давайте попробуем разыграть сценку, в которой ссорятся две подруги. (слайд 23)
Выходят две ученицы.
1-й вариант разговора.
— Ой, привет, ты где это так подстриглась?
— А что, тебе не нравится?
— Так вообще давно уже никто не стрижется — ты выглядишь как пенсионерка.
— Ты на себя в зеркало посмотри!..
- Хочется отметить, что обобщения типа «вообще никто», «никто так не делает» только провоцируют развитие спора.
2-й вариант разговора.
— Тебе просто не идет эта стрижка.
— Ты на самом деле так считаешь?
— Ну да, я же твоя подруга, а кто тебе еще честно скажет?
— А что мне делать?
— Пойдем ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому.
— Пойдем.
- В данном случае искренность и готовность пойти навстречу помогли избежать ссоры.
Тест (слайд 24)
Прошу ответить на вопросы теста.
«Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации?»
Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте определенное количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего стиль поведения. Если подобным образом ведете себя
часто – 3 балла
от случая к случаю – 2 балла
редко – 1 бал
Вопрос 1. Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?
- Угрожаю или дерусь
- Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
- Ищу компромиссы.
- Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
- Избегаю противника.
- Желаю во, чтобы то ни стало добиться своей цели.
- Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем категорически – нет.
- Иду на компромисс.
- Сдаюсь
- Меняю тему.
- Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
- Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
- Немножко уступлю, и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
- Предлагаю мир.
- Пытаюсь обратить все в шутку.
(слайд 25)
1
| 6
| 11
| А
| 2
| 7
| 12
| Б
| 3
| 8
| 13
| В
| 4
| 9
| 14
| Г
| 5
| 10
| 15
| Д
|
Подсчитайте количество баллов под номерами…
Узнайте количество баллов по типам.
Определите свой стиль (больше всех баллов по буквам)
А. – это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что-то бы то ни стало, стремитесь выиграть. Это тип человека, я всегда прав.
Б. – это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы всегда стараетесь предложить альтернативу, ищете решение, удовлетворили бы обе стороны.
В. – «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
Г. – «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» своей добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.
Д. – «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Сделать выводы из тестирования.
Получив результаты теста, возможно, кто-то из вас открыл что-то новое в себе. Но не стоит воспринимать это как нечто неизменное. Это повод задуматься и в дальнейшем изменить свою точку зрения, самого себя.
Копилка добрых советов (слайд №26)
Высвечиваются на экране.
- Ребята, послушайте несколько советов, которые помогут вам взглянуть на процесс общения по-новому.
Совет первый. Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам. Как вы это понимаете? (Ответы учеников.)
Совет второй. Помните о законе «отзеркаливания»: как вы к людям — так и они к вам. Что необходимо сделать, чтобы «отзеркаливать» лучшее? (Ответы учеников.)
Совет третий. Замечайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения. Как вы понимаете этот совет? (Ответы учеников.)
Совет четвертый. Не обижайтесь. В чем смысл этого совета? Есть русская пословица: «Кто старое помянет, тому глаз вон». (Ответы учеников.)
Совет пятый. «Но, отходя ко сну, спроси себя, / Кого и чем порадовал ты за день?» Как вы понимаете эти стихотворные строки? (Ответы учеников.)
Итак, избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно. Посмотрите по-доброму друг на друга, улыбнитесь, простите все обиды.
(слайд 27)
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих не нее.
(Е. Евтушенко.)
- И человек, который находится рядом с тобой, отличается от тебя. Это не значит, что он хуже тебя: он просто другой, со своими индивидуальными особенностями, со своими сильными и слабыми сторонами личности.
(слайд 28)
Итоговое упражнение «Подарок»
- А сейчас я предлагаю вам рассчитаться по порядку номеров, запомнить свои номера.
- Здесь, в классе, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните: ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, — предназначено именно тебе. Каждый находит в комнате листок (в виде сердца, звездочки и проч.) со своим номером, на оборотной стороне которого написано пожелание. Пожелания
1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.
3. Уважай чувства других людей.
4. Любую проблему можно решить.
5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.
6. Не сердись, улыбнись.
7. Начни свой день с улыбки.
8. Будь уверен в себе.
9. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
10. Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь. 11. Будь обаятелен и добр.
12. Извинись, если ты не прав.
13. Не забывай выражать свою благодарность.
14. Выполняй свои обещания.
15. Не критикуй постоянно других.
16. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.
17. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.
18. Никогда не говорите человеку, что он не прав; если вы не правы, признайте это.
19. Единственный способ одержать верх в споре — это уклониться от него.
20. Если вы делаете то, что делали всегда, вы и получите то, что всегда получали.
21. В жизни есть главное и не главное, не трать силы на пустяки.
22. Не осуждайте никого, чтобы не осуждали Вас.
23. Не ищите внешних врагов: чтобы понять, что мешает Вашему развитию, загляните внутрь себя.
24. Не поддавайтесь эмоциям.
25. Помни, каждый достоин уважения, так как он — человек. Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
26. Узнай лучше самого себя. Найди в себе интересные качества — это поможет привлечь к себе сверстников и сохранить объективное суждение о других людях.
27. Не замечай мелкие недостатки товарища. Ты ведь тоже их не лишен.
28. Развивай умение понимать юмор. Старайся отшучиваться, если кто-то иронизирует по поводу твоей внешности или успеваемости.
29. Умей выслушать товарища, учись вести диалог, а не говорить монологи.
- Закончить наше занятие мне хочется следующими словами (Слайд 29):
«Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным».
Если мы будем избегать конфликтов, то будем дружить. Ну, а дружба начинается с улыбки (Слайд 30).
Литература. 1. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Издательский центр «ВЛАДОС», 2003. 2. Билык Н. И. Спутник классного руководителя: 5–7 классы. — Волгоград: Учитель, 2007. 3. Диреклеева Н. И. Классные часы по теме «Нравственность». — М.: 5 за знания, 2006. 4. Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры): 7–8 классы / Авт.-сост. И. А. Зайцева, Н. А. Догадова. — Волгоград: Учитель, 2005. 5. Классные часы: 9 класс / Авт.-сост. Н. Г. Колодезнева и др. — Волгоград: Учитель, 2006. 6. Савченко Е. В., Жиренко О. Е. Классные часы: 5–9 классы. — М.: ВАКО, 2007. 7. Классные часы на темы этикета: 5–11 классы. — М.: Глобус, 2007. |