урок биологии в 9 классе. взаимоотношения организмов.
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Бобрышева Елена Алексеенва

На уроке изучаются типы зваимоотношений между организмами в природе, изучается влияние организмов друг на друга. Учащиеся знакомятся с понятиями: "симбиоз", "нахлебничество", "протокооперация", "хищничество", "мутуализм".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_zhivykh_organizmov_v_prirode.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Взаимоотношения между организмами».

(9 кл. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Общие закономерности.)

Бобрышева Елена Алексеевна

МОУ «Скороднянская СОШ»

Цель урока:

Образовательная: формировать у учащихся знания о взаимоотношениях живых организмов в природе, видах взаимоотношения и влияния организмов друг на друга. Формировать знания по терминам: "симбиоз", "хищничество", "паразитизм", "конкуренция","антибиоз", "комменсализм", "протокооперация", "мутуализм".

Развивающая: продолжить развитие умений работать с учебником, работать в паре, выступать на публику.

Воспитательная: воспитать чувство ответственности за природу родной Земли и бережного отношения к её ресурсам.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, доска.

План сетка

№ п/п

Этапы урока

Время, мин

Основные вопросы содержания

Методы обучения

Средства обучения

1




2

Организационный

 момент



Повторение. Проверка домашнего задания

1-2 мин.




10 мин.

Приветствие, проверка отсутствующих, организация учебной работы


Определить уровень усвоения знаний учащихся, повторить предыдущую тему; фронтальный опрос,  письменный.

словесный, беседа




письменно и устно

Классный журнал




Карточки, презентация

3

Постановка целей и задач урока

1-2 минуты

Сообщение цели и задач  урока

словесный

Презентация

4

Актуализация знаний, необходимых для усвоения новых знаний, умений и навыков

2 мин.

Сообщение актуализации темы урока.

словесный

План конспект

5

Передача и усвоение новых знаний, умений и навыков

20 мин.

  1. Биотические факторы
  2. Симбиоз

а) комменсализм

б) протокооперация

в) мутуализм

  1. Антибиоз 

а) хищничество

б)паразитизм

в)конкуренция

Словесный, наглядный и  иллюстративный

План конспект, учебник, доп. иллюстрации.


6

Закрепление нового материала


5-7 мин.

Фронтальный опрос

Словесный, письменный

Презентация, дневник ученика, ручка, тетрадь

7

Домашнее задание



2  мин.

Читать и учить параграф 5 стр. 246-259. Подготовить следующим ученикам… доклады на темы: «Симбиоз животных и растений», «Паразитизм», «Паразитизм». Подготовиться к самостоятельной работе.

Словесный, наглядный

Учебник, тетрадь

8

Подведение итогов

1-2 мин.

Выводы, оценочная деятельность

словесный

Классный журнал, дневники

9

Определение перспектив

1-2 мин.

Рассказ учителя о следующей теме

словесный

Учебник, дневник

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент





Повторение. Проверка домашнего задания

Здравствуйте! Садитесь. Кто сегодня отсутствует на уроке? Ребята, проверяем свои учебные принадлежности.





Ребята, я сейчас раздам индивидуальные задания следующим ученикам… Время 10 минут.

Карточка 1

1) Опишите видовой состав и пространственную структуру биоценозов леса.

2) Что такое цепь питания и что лежит в ее основе?

Карточка 2

  1. Расскажите о видовом разнообразии обитателей пресноводного водоема. Каковы формы их взаимодействия?
  2.  В чём сущность правила экологической пирамиды?

Карточка 3

  1. Какие факторы среды называют биотическими?
  2. В каких отношениях находятся друг с другом обитатели биоценозов? Охарактеризуйте эти связи.


      Остальные ученики повторяем домашнее задание, решая тесты из ГИА. На презентации появится вопрос, на который будете отвечать. Желающие ответить, поднимайте руки.

Тестирование

  1. Какой из перечисленных факторов относят к абиотическим?
  1. Выборочная вырубка леса
  2. Соленость грунтовых вод
  3. Многообразие птиц в лесу
  4. Образование торфяных болот
  1. Ограничивающим фактором роста численности популяции серебристого карася в пруду является
  1. Размножение зеленых водорослей
  2. Ловля рыбы на удочку
  3. Количество хищников и паразитов
  4. Содержание кислорода в воде

3. Какая из приведенных пищевых цепей составлена правильно? 

1) пеночка-трещотка - жук-листоед — растение- ястреб

2) жук-листоед —растение - пеночка-трещотка-  ястреб

3) пеночка-трещотка - ястреб -растение - жук-листоед

4) растение - жук-листоед пеночка-трещотка- ястреб

4) Биогеоценоз — это совокупность взаимосвязанных
1) организмов одного вида

       2) животных одной популяции

3) компонентов живой и неживой природы
4) совместно обитающих организмов разных видов

5) Из перечисленных животных в двух средах жизни обитает
1) кашалот
2) майский жук
3) крот

         4) дождевой червь

      6) Какую роль в экосистеме играют организмы— жители органических веществ?

1) Паразитируют на корнях растений.

2) Устанавливают симбиотические связи с растения
3) Синтезируют органические вещества из неорганики
4) Превращают органические вещества в минеральные


7) Из каких компонентов состоит биоценоз? 
1) организмов одного вида

2) растений одной популяции

3) совместно обитающих организмов разных видов
4) совокупности компонентов живой и неживой природы


8)  Что из перечисленного является примером природного сообщества?

1) березы и ели в лесу                 3) отдельная береза в лесу

2) крона березы                             4) березовая роща

9) Устойчивость естественной экосистемы повышается, если в ней

1) увеличивается численность продуцентов

2) сокращается численность редуцентов

3) сокращается численность хищников

4) увеличивается численность паразитов


10)  Волки в биоценозе регулируют численность

1) Белок

2) сов

3) зайцев

4) медведей


Ответы: 1) 2, 2)3,  3) 1, 4) 3, 5) 2, 6) 4, 7) 3, 8) 4, 9) 4, 10) 3.

Ученики приветствуют учителя, присаживаются и называют отсутствующих.







Ученики работают по карточкам

















Ученики решают тесты























Ученики решают тесты












Ученики решают тесты

Постановка целей задач урока

Сегодня мы изучим тему: «Взаимоотношения между организмами». Открываем тетради, записываем число, месяц и новую тему с презентации.

Ученики открывают тетради и записывают новую тему

Актуализация знаний, необходимых для усвоения новых знаний, умений и навыков

Эта тема в настоящее время актуальна, т.к на Земле проживают большое разнообразие живых организмов, которые постоянно взаимодействуют друг с другом. Мы должны знать почему у одних организмов такое поведение, а других –другое. О том как они взаимодействуют мы узнаем на этом уроке.

Ученики внимательно слушают и отвечают на вопросы

Передача и усвоение новых знаний, умений и навыков

       Ребята, на предыдущем уроке мы с вами поговорили о влиянии на живые организмы неживой природы, но вы прекрасно понимаете, что живые организмы в природе не живут обособленно, они постоянно взаимодействуют не только с неживой природой, но и с другими организмами биоценоза.

Вспомним, как влияет неживая природа на живые организмы? Поднимаем ручки.

В биологии эти взаимодействия принято называть биотическими факторами окружающей среды.

Найдите в параграфе что такое Биотические факторы и запишите в тетрадь.

1) Биотические факторы - это взаимодействие между живыми организмами.

Взаимоотношения между живыми организмами в природе принято делить на несколько основных групп.

(Ребята, запишите в тетрадь схему с презентации)

Биотические взаимоотношения:

симбиоз:

а) комменсализм

б) протокооперация

в) мутуализм

нейтрализм

     антибиоз:

а) хищничество

б) паразитизм

в) конкуренция

Среди огромного разнообразия взаимосвязей живых существ выделяют определенные типы отношений, имеющие много общего у организмов разных систематических групп.

Нейтрализм, при котором совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга. При нейтрализме особи разных видов не связаны друг с другом непосредственно. Примером нейтрализма могут быть взаимоотношение белки и лося в одном лесу, где они не контактируют друг с другом.

Вы, знаете что такое симбиоз, антибиоз? Приведите примеры.

Симбиоз - сожительство ( от греческого "син" - вместе, "биос" - жизнь) - форма взаимоотношений, при которых оба партнера или один из них извлекает пользу от другого.

Антибиоз, при котором обе взаимодействующие популяции или одна из них испытывают отрицательное влияние.

Рассмотрим эти типы взаимодействий подробнее.

2) Симбиоз. Положительные симбиотические взаимоотношения представлены в природе самыми разнообразными формами.

Запишем определение в тетрадь с презентации.

Комменсализм - тип взаимоотношений, при котором один из двух обитающих совместно видов извлекает пользу из совместного существования, не причиняя вреда другому виду.

В открытом океане крупных морских животных - акул, дельфинов, черепах - часто сопровождают небольшие рыбы - лоцманы. Лоцманы кормятся остатками пищи животных, которых они сопровождают, а так же их экскрементами и паразитами. Близость к крупным хищникам защищает лоцманов от нападения. Инстинкт следования за крупными движущимися телами заставляет лоцманов сопровождать и корабли. В этом случае они питаются кухонными отбросами. Такие отношения между видами называют нахлебничеством. 

      Нахлебничество может принимать разные формы. Например, гиены подбирают остатки недоеденной львами добычи.

Ребята, приведите ещё примеры.

       Примером перехода нахлебничества в более тесные взаимоотношения между видами служат рыбы-прилипалы, обитающие в тропических и субтропических морях. Их передний спинной плавник преобразовался в присоску, что позволяет прилипалам прочно удерживаться на поверхности тела акул, китообразных. Биологический смысл прикрепления прилипал заключается в облегчении передвижения и расселения этих рыб.

       Если прилипалы используют крупных рыб, как "извозчиков", то гораздо чаще тела животных других видов или их местообитание (постройки) служат убежищем. Эта форма взаимоотношений получила название квартирантства. 

       В полости тела голотурии (тип Иглокожие), называемой так же морским огурцом, находят убежище разнообразные мелкие животные. Мальки рыб прячутся под зонтиками крупных медуз, где находятся под защитой щупалец, снабженных стрекательными клетками. В гнездах птиц, норах грызунов, обитает огромное количество насекомых и клещей. Особую важность приобретает использование надежных убежищ для сохранения икры или молоди.

         Растения тоже используют другие виды как места обитания. Примером могут служить эпифиты ("эпи" - сверх, "фитон" - растение) - растения, поселяющиеся на деревьях. Эпифитами могут быть водоросли, лишайники, мхи, папоротниковые, цветковые. В нашей стране эпифиты представлены в основном лишайниками и некоторыми мхами.

Запишем определение в тетрадь.

Протокооперация - совместное существование выгодно обоим видам, но не обязательно для них.

         В тропических морях на небольших глубинах обитают своеобразные кишечнополостные животные, относящиеся к коралловым полипам,- актинии. В отличие от других кораллов они лишены твердого скелета и имеют вид небольшого цилиндра, окаймленного на верхнем конце венчиком из щупалец. Как и все кораллы, актинии ведут сидячеприкрепленный образ жизни. Однако нередко можно видеть, как актинии медленно перемещаются по морскому дну. Это бывает в тех случаях, когда актиния поселяется на пустой раковине какого-нибудь моллюска. В раковине находит себе убежище рак-отшельник, прячущий в ней свое мягкое брюшко, и он-то и "везет" на себе раковину вместе с актинией. Такое сожительство взаимовыгодно: перемещаясь по дну, рак увеличивает пространство, используемое актинией для ловли добычи. Часть добычи, пораженная стрекательными клетками актинии, не захватывается ею, падает на дно и поедается раком. Польза для обоих организмов очевидна, но связь их необязательна: и рак и актиния могут существовать обособленно.

Ребята, приведите примеры.

         Другой пример необязательной, но взаимовыгодной связи дают взаимоотношения мелких рыбок семейства Губановых и крупных хищных мурен. Среди Губановых имеются так называемые рыбы-чистильщики, освобождающие крупных рыб от наружных паразитов, находящихся на коже, в жаберной и ротовой полости. Обитают губаны-чистильщики всегда в одном и том же месте. Крупные хищники, в том числе мурены, страдающие от паразитов, приплывают в места обитания губанов и дают им возможность уничтожать паразитов даже у себя во рту, хотя могли бы с легкостью их проглотить.

Ребята, приведите примеры.

          Примером взаимовыгодных отношений служит сожительство так называемых клубеньковых бактерий и бобовых растений (гороха, фасоли, сои, клевера, люцерны, вики, белой акации, земляного ореха). Эти бактерии, способные усваивать азот воздуха и превращать его в аммиак, а затем в аминокислоты, поселяются в корнях растений. Присутствие бактерий вызывает разрастание тканей корня и образование утолщений. Утолщения на корнях называются клубеньками. Растения в симбиозе с азотфиксирующими бактериями могут произрастать на почвах, бедных азотом, и обогащать им почву. Вот почему бобовые - клевер, люцерну, вику - вводят в севообороты как предшественники для других культур.

Запишем определение в тетрадь с презентации.

Мутуализм - оба вида извлекают выгоду из совместного существования и не могут жить самостоятельно. Это наиболее сильная взаимосвязь между организмами.

Типичный симбиоз - отношения термитов и жгутиковых простейших, обитающих у них в кишечнике. Термиты питаются древесиной, однако у них нет ферментов, переваривающих целлюлозу. Жгутиконосцы вырабатывают такие ферменты и переводят клетчатку в сахара. Без простейших - симбионтов - термиты погибают от голода. Сами же жгутиковые, помимо благоприятного микроклимата в кишечнике термитов получают пищу и условия для размножения.

Запишем определения в тетрадь.

3) Антибиоз - отрицательные взаимоотношения могут принимать следующие формы:

Хищничество - отношения, при которых представители одного вида ловят и поедают представителей другого вида.

Хищничество встречается во всех крупных группах эукариотических организмов. Уже у одноклеточных поедание особей одного вида другим - обычное явление. Медузы парализуют стрекательными клетками любые организмы, попадающие в сферу досягаемости их щупалец (у крупных медуз - до 20-30 метров в длину), и поедают их. Крупные лягушки нападают на птенцов и могут наносить серьезный ущерб разведению водоплавающей домашней птицы. Змеи охотятся на амфибий, птиц и мелких млекопитающих. Нередко объектами их охоты бывают не только взрослые особи, но и яйца птиц. Гнезда птиц, расположенные как на земле, так и на ветвях деревьев, буквально опустошаются змеями.

Частным случаем хищничества служит каннибализм.

Что такое каннибализм?

        Это  поедание особей своего вида, чаще всего молоди. Каннибализм часто встречается у пауков (самки нередко поедают самцов), у рыб (поедание мальков). Самки некоторых млекопитающих также иногда съедают своих детенышей.

       Хищничество связано с овладением сопротивляющейся и убегающей добычей. При нападении на птиц сокола-сапсана большинство жертв погибает мгновенно от внезапного удара его когтей. Мыши и полевки так же не могут оказать сопротивления лисице или сове. Но иногда борьба хищника и жертвы превращается в ожесточенную схватку. Поэтому естественный отбор, действующий в популяции хищников, будет увеличивать эффективность поиска, ловли и поедания добычи. Этой цели служит ловчая паутина пауков, ядовитые зубы змей, точные нападающие движения стрекоз, змей, птиц и млекопитающих. Вырабатывается сложное поведение, например, согласованные действия стаи волков при охоте на оленей.

       Хищник избегает нападать на плотную стаю, так как рискует получить увечья. Крупные копытные при нападении на них волков становятся кругом. Для волков вероятность отбить и зарезать отдельную особь в результате такого поведения стада значительно уменьшается. Поэтому они предпочитают нападать на старых и ослабленных болезнями животных, особенно отбившихся от стада.

В эволюции связи хищник - жертва происходит постоянное совершенствование и хищников, и жертв.

Приведите примеры.

Потребность в азоте у растений, произрастающих на бедных питательными веществами почвах, промываемых водой, привела к возникновению у них очень интересного явления - хищничества. Растения, относящиеся к семейству росянковых, обладают приспособлениями для ловли насекомых. У встречающейся в России росянки крупнолистной листья собраны в прикорневую розетку.

Паразитизм - отношения, при которых представители одного вида используют представителей другого вида не только как место обитания, но и как источник питания.

Приведите примеры паразитов.

       Переход к паразитизму резко увеличивает возможность вида выжить в борьбе за существование. Организм - хозяин служит для паразита источником питания, очень часто - местом обитания, защитой от врагов. Тело хозяина создает для живущих в нем организмов благоприятный и относительно ровный микроклимат, не подверженный тем изменениям, которые происходят в природе.

     При тесном контакте паразита с хозяином преимущество получают организмы, способные долгое время использовать хозяина, не приводя его к слишком быстрой гибели и обеспечивая себе долгое комфортное существование. Паразитизм становится постоянным. К числу постоянных паразитов относятся простейшие (малярийный плазмодий, дизентерийная амеба), плоские черви (сосальщики, цепни), круглые черви (аскарида, трихина, власоглав), членистоногие (чесоточный зудень, вши). Поскольку при постоянном паразитизме организм хозяина - единственное место обитания для организма, с гибелью хозяина погибает и паразит.

      Один из самых процветающих паразитов высших растений - это гриб фитофтора. Некоторые виды этого рода поражают практически любые растения, они не являются специализированными к какой либо группе растений. Другие избирательно поселяются на кокосовых пальмах или на томатах, или на перцах. Особую известность приобрел вид фитофторы, поражающий картофель.

      У многих паразитов развиваются органы прикрепления - присоски, крючки, коготки и т.п. У кровососущих животных увеличивается вместимость пищеварительной системы за счет появления слепых выростов кишечной трубки (пиявки, клещи). Многие паразиты утрачивают отдельные органы и целые их системы - органы зрения, передвижения, у них упрощается строение органов чувств. У ленточных червей, всасывающих в кишечнике хозяина питательные вещества всей поверхностью тела, отсутствует пищеварительная система. Растения - паразиты утрачивают корни, листья.

Что такое конкуренция?

Конкуренция - это тип взаимодействий, который возникает, если у двух близких видов наблюдаются сходные потребности. Если такие виды обитают на одной территории, то каждый из них находится в невыгодном положении: уменьшаются возможности овладения пищевыми ресурсами, убежищами, местами для размножения и т.д. Формы конкурентного взаимодействия могут быть самыми разными - от прямой физической борьбы до мирного совместного существования. Тем не менее, если два вида с одинаковыми потребностями оказываются в одном сообществе, рано или поздно один конкурент вытеснит другого. Ч.Дарвин считал конкуренцию одной из важнейших составных частей борьбы за существование, играющую большую роль в эволюции.

Часто конкуренты активно действуют друг на друга. В смешанных посадках деревьев быстрорастущие экземпляры будут затенять и угнетать медленнорастущие деревья. Растения и животные могут подавлять конкурентов и с помощью химических веществ. Грибы препятствуют росту бактерий путем выработки антибиотиков.

Таким образом, ребята, мы с вами убедились в том, что в ходе эволюции, на основе конкуренции в живой природе развились приспособления к выживанию.

Ученики внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы.






Ученики внимательно слушают учителя и используют учебник.




Ученики внимательно слушают учителя и записывают в тетрадь с презентации.








Внимательно слушают учителя и просматривают презентацию









Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы







Ученики внимательно слушают, просматривают презентацию, дополняют рассказ учителя






Ученики внимательно слушают, дополняют, просматривают презентацию





Ученики внимательно слушают, дополняют рассказ учителя.







Ученики внимательно слушают, записывают определения в тетрадь.






Ученики внимательно слушают, дополняют, просматривают презентацию




Ученики внимательно слушают, дополняют, просматривают презентацию





Ученики внимательно слушают, записывают определения в тетрадь.





Ученики внимательно слушают, записывают определения в тетрадь, дополняют.






Ученики внимательно слушают, записывают определения в тетрадь, отвечают на вопросы.







Ученики внимательно слушают, записывают определения в тетрадь, отвечают на вопросы.




Ученики внимательно слушают, просматривают презентацию записывают определения в тетрадь, отвечают на вопросы.


Закрепление нового материала

Закрепим пройденный материал, ответив на мои вопросы:

1. Какие формы взаимоотношений между организмами вы знаете?
2. Приведите примеры симбиоза и отметьте положительные стороны такого типа взаимодействия для обоих партнеров.

3. Дайте определение хищничества и приведите примеры из животного и растительного мира.

4. Что такое паразитизм? Расскажите о разных формах паразитизма; приведите примеры.

5. К каким изменениям в строении тела и процессах жизнедеятельности приводит паразитический образ жизни?
6. Как человек использует паразитов в своей практической деятельности?

Ученики записывают домашнее задание в дневник

Домашнее задание

Читать и учить параграф 53 стр. 246-259. Подготовить следующим ученикам… доклады на темы: «Симбиоз животных и растений», «Паразитизм», «Паразитизм». Подготовиться к самостоятельной работе.

Ученики отвечают на вопросы

Подведение итогов

Сегодня мы на уроке сформировали знания о взаимоотношении живых организмов. Это очень важная тема в курсе биологии. Вопросы на эту тематику встречаются в тестах ГИА, которые мы сегодня решали. Все работали хорошо. Оценки поставила следующим ученикам…

Ученики внимательно слушают

Определение перспектив

На следующем уроке мы будем повторять пройденную главу, будет урок обобщающего повторения.

Ученики внимательно слушают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «Внутренняя среда организма. Значение и состав крови». Урок биологии 8 класс.

Сформировать у учащихся важное общее понятие о внутренней среде организма и дать понятие о составе крови, её функциях, ознакомиться с важнейшим физиологическим понятием «В.С.О.», составом и знач...

Урок биологии 6 класс "Организм растения - единое целое"

Урок  биологии  с учетом формирования у обучающихся универсальных учебных действий...

Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"

 Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...

Интегрированный урок биология + английский язык «Взаимоотношения человека и природы»

Естественно-научное направление: интгрированный урок биологии и английского языка.Класс 10"В" - химико-биологический профиль. Программа среднего (полного) образования по биологии (профиьный урове...

Урок биологии. 5 класс. Тема: "Организм как единое целое"

Сформировать представление о растительном и животном организмах как о целостных системах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, сиcтем органов; продолж...

Дидактический материал. Биология 9 класс. Взаимоотношения между организмами. Экологические задачи

Дидактический материал. Биология 9 класс. Взаимоотношения между организмами. Экологические задачи...

Практическая работа по биологии 10 класса "Взаимоотношения организмов в биогеоценозе"

Практическая работа по биологии для обучающихся 10 клааса по программе Пономарёвой "Взаимоотношения организмов в биогеоценозе" презставлена в виде презентации...