Введение в "Пешеходный туризм"
методическая разработка по теме

Разработка вводного занятия в рамках курса "Пешеходный туризм".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnoe_zanyatie.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей   Москаленского муниципального района Омской области    «Москаленский Дом детского творчества»

                                                                                               Утверждаю:

                                                                                               Директор ДДТ   Шишкина Л.С.

                                                                                                  ________________

Методическая разработка образовательного занятия ( 45 минут )

«Введение в пешеходный туризм»

12 – 13 лет

                                                     Составитель: Диканов  Николай Юрьевич                                                      

                                                                     педагог дополнительного образования

                                                     р.п.Москаленки

Тема: «Введение в пешеходный туризм»

Оформление: (мультимедиа, доска и.т.п.)

                Экран 1                                               Доска                                                     Экран 2

рабочий стол педагога

                                                                                                   рабочий стол группы №2

        рабочий стол группы №1

                                                                                                  рабочий стол группы №3

Группа №1                                                                                                               группа №3

                                                                   Группа №2

Оборудование:

  1. Экран – 2 шт.
  2. Мультимедиа – 2 шт.
  3. Компьютер – 2 шт.
  4. Макет рюкзака – 3 шт.
  5. Карточки: «Я возьму с собой в поход» 45 шт.
  6. Конверты – 3 шт.
  7. Карточки подсказок: азимут, бинокль, верёвка, горы, дюльфер, жумар, запад, игла швейная, йод, компас, лес, маршрут, накидка от дождя., обвязка, палатка, рюкзак, спальный мешок, термос, узел туристический, фотоаппарат, чертёж местности, эхолот, юг, Я-турист.
  8. Правила туристов, правильные и нет.
  9. Жумар, дюльфер (букашка), карабин, обвязка.
  10. Верёвки для узлов – 15 штук.

Цель: заинтересовать детей перспективой участия в программе «Пешеходный туризм».

Задачи:

- дать понятие «пешеходный туризм;

- формировать у детей мотивацию к занятиям туризмом;

- создать благоприятную психологическую среду для активного взаимодействия детей и педагога.

Ожидаемые результаты:

Сформированное у детей:

  1. Элементарное представление о видах туризма;
  2. Начальное представление об основных правилах туриста;
  3. Умение работать по алгоритму;

Планируемые эффекты:

  1. Умение и готовность работать в команде;
  2. Овладение основными понятиями туризма;
  3. Практические навыки по сбору в поход.

Этапы

Задачи

Ход занятий

Время

1.Подготовительный

Заинтересовать детей;

Донести информацию.

П. Здравствуйте, меня зовут Николай Юрьевич. Я очень люблю природу и стараюсь всегда жить в гармонии с ней. В достижение этой цели мне помогает туризм. Существует много видов туризма, самые распространенные – водный, горный (альпинизм), пешеходный.

2 мин.

2. Этап постановки проблемы.

С помощью приёма «Контролируемый хаос» подвести детей к постановке проблемы – во всём должны быть правила, в том числе в туризме.

П. А теперь поиграем. Каждая группа образуйте кружок. (педагог раздаёт каждой команде по разному предмету – жумар, дюльфер, карабин)

П. Начинайте! (пауза) А что вы не играете? Я вам не объяснил как? Думал вы сами догадаетесь! Ну хорошо, объясню. Надо передавать ваш предмет по кругу. Начали! (пауза), только левой рукой! (пауза), под правым коленом, (пауза), в другую сторону, с закрытыми глазами, через шею! Стоп! Победила вот эта команда! (любая).

Как вы считаете справедливо я определил победителя? Почему нет? А что нужно сделать, чтобы избежать такой ситуации? Правильно, нужно знать правила игры! А как сказал великий наш Шекспир: «Что наша жизнь - игра!». В жизни, как и в игре существуют правила, в том числе и в общение с природой.  

5 мин.

3. Этап актуализации.

Вселить уверенность детям, что они обладают знаниями по данной теме и способны формулировать собственные суждения; Расширить знания по теме занятия.

У туристов тоже есть свои правила. Сейчас вы выберите те правила, которые относятся к туристам и разложите их на своих столах, а лишние правила положите назад в конверт.

Конверт заданий для группы №1.

 Нельзя понять смысл туризма сидя дома.

 Если ты устал - помоги товарищу и тебе станет легче.

  Пошел в поход- не бойся, боишься - не ходи.

   В походе ничего лишнего нет. Твои ноги и ты сам принадлежат группе.

   Реки, лес и скалы не прощают ошибок и во время похода учиться поздно. Учись туризму заранее

   Всегда и всюду буду помнить, что я состою в команде и никогда не сделаю ничего, что может подвести команду.

  Нужно всегда уступать место старшим в автобусе.

  Нож надо держать в правой руке, а вилку в левой.

  За буйки не заплывать.

Конверт заданий для группы №2.

  Дорогу осилит идущий.

  Плохой поход бывает у плохих туристов.

  Путешественник-это тот, кто людям добро несет. Кто топчет, ломает, жжет - презренным бродягой слывет.

  Если у тебя заболел  "твой" живот- болеет вся группа .

   В походе только один командир. Слово его - железный закон

  Я могу поссориться с друзьями, обидеться на всех ребят, но даже в этом случае я не покину команду в трудном деле, походе, потому что это — предательство.

 Ты – не заяц, всегда покупай билет.

 Не вставай утром с левой ноги.

 С старшими надо здороваться первым.

Конверт заданий для группы №3.

  Туристы  ходят цепочкой - бараны табуном.

  Успех  похода полностью зависит от его подготовки.

  Семеро одного ждут.

  Если ты не можешь идти - не может идти вся группа.

  Если  мне станет когда-нибудь страшно, я не отступлю. Смелость - это когда человек боится, но не сворачивает с дороги.

   Я готов немедленно оставить все дела и мчаться на сигнал "Тревога". Такой сигнал никто никогда не имеет права подавать зря.

  Мясо едят руками.

  Не место красит человека, а человек место.

  Тише едешь – дальше будешь.

П. Теперь посмотрите на экран и сравните, как вы справились с заданием.

4. Этап получения новых знаний.

4.1. знакомство с снаряжением туриста;

4.2 игра : «Я беру с собой в поход».

4.3 знакомство с узлами

4.4 «зелёная аптека»

- познакомиться с основным снаряжением туриста;

- применить на практике полученные знания;

- развитие двигательной памяти и моторики рук;

- узнать о возможностях растений.

П. Как и без правил, туризм не может обойтись без специального снаряжения, которое не только помогает в преодоление всевозможных препятствий, не только облегчает долю туриста, но и при правильном применении могут спасти вашу жизнь.

Педагог рассказывает о разных ситуациях в походе, когда может пригодиться специальное снаряжение. (реки, овраги, спуски, подъёмы, транспортировка пострадавших).

Знакомит с спецснаряжением:

(жумар, карабин, дюльфер), объясняя где применяются.

П. давайте опять поиграем.

На этот раз я объясняю правила игры. На рабочих столах лежат карточки с изображением разных предметов. На доске висят макеты рюкзаков. По очереди, по одному человеку от команды подходите к столу с карточками. Выбирайте одну карточку, изображение на которой, как вы думаете, относится к тому, что вы возьмёте в поход. Затем приклеиваете эту карточку к рюкзаку своей команды. В рюкзаке должно быть 10 карточек, поэтому каждый член команды подходит к столу дважды. Обратите внимание, на некоторых карточках изображены вещи, которые в походе абсолютно бесполезны. Не берите их с собой. Удачи.

По окончанию игры проходит её подробный анализ.

П.  вдруг у вас нет специального снаряжения, а вы столкнулись с какой то преградой? Преодолеть её нам поможет верёвка. Но нужно уметь правильно вязать специальные туристические узлы. Сегодня я покажу вам 3 узла, а вы попробуете их завязать.

Первый узел восьмёрка, он используется для закрепления в узких отверстиях.

Второй узел встречный, используется для связывания порванных верёвок.

Третий – схватывающий – служит для страховки при спуске и подъёме.

Педагог рассказывает о лекарственных растениях.

5. Этап – рефлексия.

Умение применить полученные знания.

П. на рабочих столах лежат конверты, в которых карточки со словами. Вам нужно выбрать те слова, которые относятся к сегодняшнему занятию и составить из них алфавит туриста.

 Первая группа выбирает слова на буквы: А,Б,В,Г,Д,Ж,З,И.

Вторая группа: Й,К,Л,М,Н,О,П,Р

И третья группа:С,Т,У,Ф,Ч,Э,Ю,Я

Подводим итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Введение в туризм"

Рабочая программа разработана для специальности 43.02.10 Туризм...

адаптированная программа "пешеходный туризм с элементами спортивного туризма"

в программе размещены все необходимые сведения для работы...

Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме

Курсы повышения квалификации"Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности"(«Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные т...

Открытие республиканского проекта «Развитие детского туризма» - «Я выбираю туризм»

Открытие республиканского  проекта «Развитие детского туризма в Ч.Р. на 2012-2014 гг.» - «Я выбираю туризм»...

Тематический план занятия "Введение в туризм"

Тема учебного занятия: «Введение в туризм».Тип учебного занятия – комбинированное занятие.Цель: познакомить учащихся с основными направлениями деятельности кружка «Пешеходный т...

Тест "Введение в туризм"

Данная разработка поможет проверить знания обучающихся, усвоенные на вводных занятиях по туризму и краеведению....