Тематический план занятия "Введение в туризм"
учебно-методический материал
Тема учебного занятия: «Введение в туризм».
Тип учебного занятия – комбинированное занятие.
Цель: познакомить учащихся с основными направлениями деятельности кружка «Пешеходный туризм»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_plan_zanyatiya.docx | 476.16 КБ |
Презентация к занятию | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Республиканский этап Всероссийского конкурса учебных и методических материалов в помощь педагогам, организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
ПО ПРЕДМЕТУ «ПЕШЕХОДНЫЙ ТУРИЗМ»
(номинация: Учебное пособие)
ХАРИЗОВА ЮЛИЯ ОЛЕГОВНА
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МБУДО СДЮТиЭ СОВЕТСКОГО РАЙОНА Г.КАЗАНИ
Казань – 2019
Тема учебного занятия: «Введение в туризм».
Тип учебного занятия – комбинированное занятие.
Цель: познакомить учащихся с основными направлениями деятельности кружка «Пешеходный туризм»
Задачи:
образовательные
- формирование теоретических знаний о видах туризма, их особенностях;
- ознакомление детей с туристическими узлами;
- ознакомление с групповым и личным туристическим снаряжением.
- обучение детей чтению и игре по специальной аббревиатуре;
развивающие
- освоение навыка вязания узлов;
- развитие чувства коллективизма;
воспитательные
- воспитание любви к туризму и здоровому образу жизни.
Методы обучения – объяснение, демонстрация примеров, обучение вязанию прямого узла и выбору снаряжения для летнего похода.
Оборудование и материалы: инвентарь, используемые материалы – ноутбук, проектор, доска, репшнур, карточки со снаряжением.
Тип занятия: сообщение новой темы.
Формы организации занятия: индивидуальная, фронтальная, работа по группам
Методы и приемы:
наглядные: показ способов действия, схемы, карточки;
словесные: рассказ, беседа, вопросы, напоминания, поощрения, практические приемы;
практические: самостоятельное вязание узлов, выбор снаряжения.
Словарная работа: активизировать в речи детей термины – туризм, бивак, названия предметов туристического снаряжения.
Предварительная работа: подбор слайдов, схем вязания узлов, составление карточек и кроссворда, подбор загадок и текста песни.
Примерное содержание учебного занятия
№ | Этап занятия. | Содержание этапа занятия. | Действия воспитанников. | Время. |
1. | Вводная часть. | 5 мин. | ||
Сообщение темы и плана занятия (постановка задач). | Виды туризма. | Учащиеся отвечают на вопрсы. | 5 мин. | |
2. | Основная часть. | 35 мин. | ||
Знакомство с новым материалом | Бивак. Виды костров. | 5 мин. | ||
Узлы. | Учащиеся вяжут узлы. Изучают прямой узел. | 5 мин. | ||
Туристическое снаряжение. | 4 мин. | |||
Учащиеся разбиваются на 2 команды, обсуждают задание и отмечают нужное снаряжение на карточках. | 3 мин. | |||
Практическое задание. | Выбор снаряжения для однодневного и многодневного похода. | Учащиеся рассказывают какое снаряжение выбрали и почему. | 15 мин. | |
Учащиеся с педагогом поют песню «Алые паруса» | 3 мин. | |||
3. | Подведение итогов. | 5 мин. | ||
Обобщение материала занятия. | Учащиеся перечисляют то, что запомнили на уроке. | 5 мин. |
Ход занятия:
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Олеговна. Я педагог объединения «Пешеходный туризм». Сегодня мы с вами узнаем что же такое туризм, каким он бывает и соберем снаряжение в поход.
Как вы думаете: туризм – это спорт? Отдых? Здоровье? Общение? Способ познания окружающей среды?
Вот видите как много значений у такого маленького слова!
А кто такие туристы? Основой туризма являются походы и путешествия. Значит, туристы – это путешественники. Первым путешественником-туристом был греческий ученый Геродот.
Он первым описал свои путешествия в многочисленных книгах. На рисунке изображена карта мира по Геродоту (450 г. до н.э.). А Всемирный день туризма отмечается 27 сентября 1979 года.
А как вы думаете: на чем передвигаются туристы? Правильно! Молодцы!
Вот мы с вами и подошли к видам туризма. Туризм бывает горный. Как вы думаете, в чем его особенность? Молодцы! Здесь люди покоряют скалы и вершины. Противоположность ему - спелеотуризм. Спелеологи спускаются по веревкам в глубокие пещеры, залезают в самые узкие и тесные ходы, чтобы узнать что их ждет на другой стороне.
А на чем передвигаются туристы-водники? Правильно! Они сплавляются на катамаранах, рафтах, каяках и ходят под парусом.
Еще туризм бывает: конный, лыжный, вело- и мототуризм.
А еще туризм бывает транспортный. К нему относится автомобильный, автобусный, железнодорожный, авиатуризм. И самый экзотический вид – космический туризм.
А самый распространенный и доступный вид туризма – пешеходный. Здесь люди проходят большие и не очень расстояния пешком, преодолевают препятствия (например, переправляются через реки и болота).
Обычно, если поход планируется с ночевкой, засветло группа туристов разбивает походный лагерь. Еще он называется «туристским биваком». Бивак – это лагерь, организованный для отдыха и ночлега в естественной природе. В разном виде спортивного туризма свои особенности бивака.
Бивачное снаряжение - это специальное оборудование (палатки, коврики, спальные мешки, оборудование для приготовления пищи и др.) которое люди несут с собой.
В пешем туризме для организации бивака используются в основном палатки, коврики, оборудование для приготовления пищи.
При организации туристского бивака, как правило, организуется костёр для приготовления пищи, обогрева. Поэтому в бивачное снаряжение входят: пила, топор, приспособления для подвески на огонь кастрюль, котлов, предназначенных для приготовления пищи.
На слайде представлены различные виды костров.
Для преодоления препятствий в походе используются туристические узлы. Ребята, что же такое узлы и где мы с ними встречаемся в повседневной жизни? (Завязываем шнурки на ботинках, галстук, бечевку при упаковке торта в магазине, завязываем банты на подарках).
А еще узлы могут спасти нам жизнь. В туризме они используются при спуске и подъеме в гору, при преодолении оврагов и рек. Узлы – это способы соединения веревок, лент, рыболовных лесок, нитей, способы образования петель и привязывания веревок к опорам и различным предметам. Обратите внимание на слайд, здесь представлены различные виды узлов.
На самом деле их намного больше. Все эти узлы мы учимся вязать на наших занятиях. Сейчас я раздам вам веревочки, и вы попробуете завязать один узел, который знаете. Замечательно! Все вы умеете завязывать шнурки, но не все из вас делают это правильно. Сейчас я покажу вам как сделать так, чтобы ваши шнурки не развязывались когда не нужно. Этот узел называется «простой». Сейчас я повернусь к вам спиной, чтобы вам было понятнее, и мы попробуем его завязать. Если у кого-то он сразу не получится, не расстраивайтесь! Нужно всего лишь немного потренироваться. Вы все большие молоды! А сейчас посмотрите на картинку.
Как вы думаете: какие из этих узлов затянутся, если потянуть за концы, а какие нет.
Обязательной частью нашей программы являются походы. преодоление туристического маршрута пешком или с использованием различных средств передвижения. Основными видами похода по продолжительности являются однодневный и многодневный поход. Как вы думаете – чем они отличаются друг от друга?
Итак, однодневный поход - это выход на природу с целью отдохнуть и оздоровиться или посетить какую-либо достопримечательность, находящуюся в ближайшем районе. Конечной целью похода можно выбрать культурную или природную достопримечательность ближайшего района. Это может быть памятник архитектуры, место известных исторических событий, музей-усадьба или просто красивое озеро.
Многодневные походы - это поход от двух дней и больше. Если во время однодневного похода не обязательно организовывать бивак, то здесь разбивается лагерь на ночлег и дневки и организуется горячее питание. Они могут быть разные. Например, походы с целью отдыха или спортивные - с целью выполнения нормативов по спортивному туризму, получения спортивных категорий.
А теперь давайте разберемся, что же такое туристическое снаряжение и для чего оно нужно.
Туристское снаряжение - предметы и материалы для передвижения и организации быта в походных условиях.
К нему относятся:
- экипировка туристов: предметы одежды и обуви, головные уборы и иные «носимые» на себе туристом специальные предметы, защищающие от неблагоприятных факторов внешней среды («штормовой» костюм, каска, бахилы, солнцезащитные очки и т. д.);
- средства передвижения и транспортировки грузов: лыжи, гребные суда, велосипеды;
- бивачное снаряжение: все снаряжение необходимое для организации ночлега и питания группы в полевых условиях (палатки, спальники, кухонные принадлежности, костровое снаряжение, КЛМН (кружка, ложка, миска, нож) и пр.);
- специальное снаряжение: снаряжение, необходимое для обеспечения безопасности туристов и для эффективного ориентирования на маршруте (верёвки, ледорубы, спасательные жилеты, карты, компасы и т. п.);
Также, снаряжение делится на личное и групповое. Личное снаряжение – это то, что каждый турист несет в своем рюкзаке (спальник, посуду, предметы личной гигиены, сменную одежду и обувь и т.д.). К групповому снаряжению относятся предметы, которыми будет пользоваться вся группа (ремонтный набор, котел, топор, пила, аптечка, палатки).
Перед вами на слайде картинки с различным снаряжением (Приложение 1). Эта половина группы – одна команда, эта половина - вторая. Каждая команда должна выбрать руководителя. Одна команда будет собирать личное снаряжение в поход, вторая – групповое снаряжение. Я даю каждой группе такую же картинку, как на слайде. Посмотрите внимательно на находящиеся на ней предметы. Вам необходимо выбрать 10 предметов, необходимых вашей команде. Даю вам 2 минут на то, чтобы обсудить что вам из представленного необходимо. Отмечайте предметы прямо на этих листках. По прошествии двух минут руководителям групп нужно будет выйти к доске, перечислить выбранные предметы и в двух словах объяснить свой выбор.
Ну что, давайте обсудим то, что вы выбрали».
Выходят по очереди два капитана команд, озвучивают список предметов и мы обсуждаем выбор.
«Вы все молодцы! Кто где-то ошибся, не расстраивайтесь. Теперь то вы точно будете знать что относится к личному снаряжению, а что – к групповому.
Сейчас мы с вами вместе разгадаем небольшой кроссворд (Приложение 2). В центре этого кроссворда мы видим слово «туризм». Я буду зачитывать вам загадки, а вы хором отвечайте.
Вот первая загадка:
И от ветра, и от зноя,
От дождя тебя укроет.
А как спать в ней сладко.
Что Это?... Палатка!
Вторая загадка:
Моя походная подружка - с крепким теплым чаем /(кружка)!
Третья загадка.
Ходил по разным странам, Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно - На одном листе бумажном....
Как вы думаете, что это? Конечно же, карта!
Четвертая загадка.
Дома ты оставь одеяло, простыню и пододеяльник
А в походе пригодится теплый и уютный (спальник)!
Пятая загадка.
Ты идёшь с друзьями в лес,
А он на плечи тебе влез.
Сам идти не хочет,
Он тяжёлый очень.
И последняя загадка!
В кармане моём замечательный друг:
Он знает, где север, И знает, где юг.
Вот мы и разгадали с вами весь кроссворд! Вы все хорошо постарались!
А теперь давайте представим, что сегодня прошел первый день нашего многодневного похода и мы сидим на биваке у костра и поем песню. Называется она «Алые паруса». Это песня-повторялка. Я буду запевать строчку, а вам нужно будет повторить ее за мной. Для удобства я выведу текст песни на экран (Приложение 3). Можете подглядывать туда.
Наше занятие подходит к концу. Что нового вы сегодня для себя узнали?».
Учащиеся перечисляют то, что узнали на уроке.
«Всем спасибо! Вы все сегодня молодцы!».
Приложение 1
Аптечка | Бутерброд | Фонарик | Карта | Ремонтный набор | Рюкзак | Влажные салфетки |
КЛМН | Пила | «Сидушка» | Коврик | Спальный мешок | Котелок | Компас |
Блокнот | Смена белья | Перчатки | Мусорные мешки | Консервы | Палатка | Лопата |
Головной убор | Веревка | Нож | Носки | Мяч | Солнцезащитные очки | Спички |
Средства личной гигиены | Дождевик | Зажигалка | Термос | Топор | Ветровка | Тренога для костра |
Приложение 2
4 | |||||||
с | |||||||
1 | п | ||||||
п | а | 5 | |||||
а | 2 | 3 | л | р | 6 | ||
л | к | к | ь | ю | к | ||
а | р | а | н | к | о | ||
т | у | р | и | з | м | ||
к | ж | т | к | а | п | ||
а | к | а | к | а | |||
а | с | ||||||
Приложение 3
АЛЫЕ ПАРУСА
У берега моря,
Где бушуют бураны,
Жила там девчонка
С именем странным.
И часто бывало:
Она на просторе
В мечтах уплывала
За синее море....
А где-то за морем,
За синей чертою
Жил парень отважный
С открытой душою.
Мечтал он о море,
О подвигах славных,
В мечтах уплывал он
В дальние страны.
И вечером поздним,
Когда всё уснуло,
На небе зажглись
Миллионы огней.
На свете свершилось
Великое чудо:
Тот парень приехал
К девчонке своей.
Используемая литература.
- Замалетдинов И. В. Грамматика туристского узла. Методические рекомендации по обучению вязанию узлов.. – Казань, МБОУ ДОД «ДДиЮТиЭ «Простор», 2017. – 52 с.
- Константинов, Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность в школе: Учебно-методическое пособие/ Ю.С. Константинов, С.С. Митрахович. – М., 2011.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Геродот (ок. 485-425 до н. э.) Собранные им географические и исторические сведения легли в основу полномасштабного 9-томного научного трактата, названного «История». Карта мира по Геродоту (450 г. до н.э.)
Горный туризм
Спелеотуризм
Водный туризм
Конный, лыжный, вело , мото
Транспортный туризм
Пешеходный туризм
Бивак
Виды костров
Туристические узлы
Простой узел
Мысленно потяните за концы, какие-то узлы завяжутся, а какие развяжутся? 1 5 3 4 2 6
Туристский поход Групповое или индивидуальное мероприятие, связанное с передвижением по туристскому маршруту. Организуется в спортивных, познавательных целях и с целью отдыха. Спектр походов весьма широк: от неспешной прогулки в лесу до спуска по порогам. Поход с исследовательскими целями часто называют туристской экспедицией .
Однодневный поход Это поход без ночевки. Горячее питание обычно заменяется на перекус. К однодневным походам можно отнести пешую туристическую прогулку, краеведческий поход-экскурсию, экологический поход для ознакомления с красотой природы в ближайшей зеленой зоне. Для детей младшего и среднего школьного возраста часто проводят спортивно-оздоровительный поход.
Многодневный поход Это поход продолжительностью от двух дней и больше. Особенность этого похода в том, что в течение дня делаются стоянки, организуется трехразовое горячее питание, а до наступления темноты разбивается лагерь на ночлег. Могут быть спортивные или с целью отдыха.
Туристическое снаряжение Туристское снаряжение — предметы и материалы для передвижения и организации быта в походных условиях. К нему относятся: экипировка туристов; средства передвижения и транспортировки грузов; бивачное снаряжение; специальное снаряжение.
Экипировка
Средства передвижения
Бивачное снаряжение
Специальное снаряжение
Картинка
Кроссворд 4 1 5 2 3 6 т у р и з м
4 1 п 5 а 2 3 6 л а т у р и з м к а
4 1 п 5 а 2 3 6 л к а р т у р и з м к ж а к а
4 1 п 5 а 2 3 6 л к к а р а т у р и з м к ж т а к а а
4 с 1 п п а 5 а 2 3 л 6 л к к ь а р а н т у р и з м к ж т к а к а а
4 с 1 п п а 5 а 2 3 л р 6 л к к ь ю а р а н к т у р и з м к ж т к а а к а к а
4 с 1 п п а 5 а 2 3 л р 6 л к к ь ю к а р а н к о т у р и з м к ж т к а п а к а к а а с
«Алые паруса» У берега моря, Где бушуют бураны, Жила там девчонка С именем странным. И часто бывало: Она на просторе В мечтах уплывала За синее море.... А где-то за морем, За синей чертою Жил парень отважный С открытой душою. Мечтал он о море, О подвигах славных, В мечтах уплывал он В дальние страны. И вечером поздним, Когда всё уснуло, На небе зажглись Миллионы огней. На свете свершилось Великое чудо: Тот парень приехал К девчонке своей.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематические планы для 2,5,9.классов.
Очень долго приходиться разбираться в тематических.Надеюсь кому нибудб поможет....
Календарно-тематический план 5 класс
План составлен для городской школы (по Симоненко). Надеюсь, кому-нибудь пригодится...
Тематическое планирование 4 класс.- туризм
Планирование учебного материала для 4 класса с включением в вариативную часть уроков по туристским навыкам....
Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине Право по специальности 43.02.10 Туризм (2 курс)
Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине Право по специальности 43.02.10 Туризм (2 курс)...
Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право в туризме" по специальности 43.02.10 Туризм
Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право в туризме" по специальности 43.02.10 Туризм...
Учебно-тематическое планирование ТКО "Спортивный туризм"
Учебно-тематическое планирование...
Календарно-тематический план ОП 03 Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации 2 курс спец. Туризм
Календарно-тематический план ОП 03 Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации 2 курс спец. Туризм...