Рабочая программа по дисциплине "Введение в туризм"
рабочая программа

Булах Анна Михайловна

Рабочая программа разработана для специальности 43.02.10 Туризм

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_vvedenie_v_turizm.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

учебной дисциплины

Введение в специальность

для специальности

43.02.10 Туризм

базовая подготовка

Владикавказ

2014

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.02.10 Туризм, входящей в состав укрупнённой группы специальностей СПО 43.00.00 Сервис и туризм.

Рабочая программа разработана для курса «Введение в специальность», который входит в состав профессиональной подготовки специалистов социально-культурного сервиса и туризма. Курс «Введение в специальность» позволит изучить историю становления туризма; выявить роль туризма в обществе и рыночной экономике, его функции, структуру отрасли и классификации видов профессиональной деятельности в сфере сервиса и туризма.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

учебная дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

  1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель настоящего курса состоит в развитии навыков познавательной деятельности в сфере туристского обслуживания и социально-культурного сервиса, ознакомлении с содержанием и формами практической деятельности в области социально-культурного сервиса и туризма.

Задачи:

  • понимание специфики туризма как особого вида деятельности;
  • углубление представлений о туристской индустрии;
  • овладение спецификой деятельности организаторов туризма;
  • изучение специфики правовой базы туристской и сервисной деятельности;
  • знание специфики туристских ресурсов РСО-А

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

  • основные характеристики статистических данных о развитии туризма;
  • основные качественные характеристики ресурсов, обеспечивающих  реализацию целевых функций туризма;
  • фактологический материал об организационно-правовом устройстве мирового туристского движения;
  • фактологический материал о формах и возможностях самоорганизации в туризме – как в бизнес-среде, так и в среде потребителей туристских услуг;
  • фактологический материал об отечественном и зарубежном опыте развития туризма.

уметь:

  • пользоваться методами классификации объекта исследования;
  • пользоваться методами проведения интервью с руководителем/специалистом туристского предприятия;
  • использовать навыки поиска отраслевой информации по проблемам туризма;
  • подготавливать отчет о проведенном исследовании отраслевого объекта.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 87 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  58 часов;

- самостоятельной работы обучающегося  29 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

практические занятия

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Введение в специальность»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Тема 1.

История туризма

Содержание

История путешествий. Паломничество. Путешествия и начало туризма. Значение туризма в жизни общества: экономическое, социальное, гуманитарное. Основные факторы, влияющие на развитие туристской отрасли. Исторические аспекты развития туристской отрасли.

2

Практическое занятие

Выявление психологического типа личности.

2

Самостоятельная работа

Туризм как явление в современном мире. Становление науки о туризме. 

3

3

Тема 2.

Формы и виды туризма

Содержание

Продолжительность туристской поездки, свободное время, сезонность. Цели туризма. Основные формы и категории туризма. Внутренний и международный туризм. Плановый и самодеятельный туризм. Индивидуальный туризм. Туристские фирмы и предприятия. Социальный туризм. Самодеятельный туризм. Таймшер и его сервисное обслуживание.

4

Практическое занятие

Разработка маршрута путешествия по исходным данным.

2

Самостоятельная работа

Туризм как особая социально-экономическая система. Основные этапы развития туризма.

3

3

Тема 3.

Туристская индустрия. Организаторы туризма

Содержание

Определение туристской индустрии. Организаторы туризма: туроператор, туристское агентство. Специфика туроператорской и турагентской деятельности. Договорные отношения между ними. Перевозки. Гостиничная индустрия. Система общественного питания. Развлечения и система аттракций. Инфраструктура туризма.

4

Практическое занятие

Формирование информационного пакета для работы турагента.

2

Самостоятельная работа

Классификация туризма.

3

3

Тема 4.

Туристский продукт и его состав

Содержание

Туристский продукт: услуги, работы, товары. Аттракции, игры, развлечения, игорный бизнес. Работы как разновидность туристской услуги. Туристские товары. Тур, туристский маршрут и его разновидности. Туристские ресурсы. Туристский интерес. Объекты туристского интереса.

4

Практическое занятие

Оценка туристского маршрута и разработка предложений по его улучшению.

2

Самостоятельная работа

Туроператор и турагент.

3

3

Тема 5.

Гостиничная индустрия

Содержание

Исторические аспекты развития гостиничного бизнеса. Становление и развитие средств размещения. Классификация гостиниц и других средств размещения. Услуги средств размещения. Технологический процесс управления гостиницей и средством размещения

4

Практическое занятие

Изучение турцентров отдельно взятой страны.

2

Самостоятельная работа

Мотивация и потребности туриста.

3

3

Тема 6.

Государственное регулирование туристской деятельности

Содержание

Финансовое обеспечение и страхование ответственности туроператора. Туристские формальности. Паспортно-визовый режим. Страхование. Duty-free, tax-free.

4

Практическое занятие

Деловая игра «В офисе турфирмы»

2

Самостоятельная работа

Анализ рекреационных и туристских ресурсов дестинации.

3

3

Дифференцированный зачет

2

3

ИТОГО

54

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета туризма.

Оборудование и оснащение учебного кабинета:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- оборудованное рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методической документации по программе учебной дисциплины;

- наглядные пособия.

Технические средства обучения:

аудиовизуальные, компьютерные (мультимедиа проектор, компьютеры, принтер, сканер) и телекоммуникационные (Интернет-ресурсы) и др.  

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература

  1. Федеральный закон № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.02.2007 N 12-ФЗ)
  2. Бгатов, А.П. Безопасность в туризме: учебное пособие/ А.П.Бгатов.-М,: Форум, 2012.-176с.- Режим доступа: http://zhanium.com//
  3. Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2000.
  4. Брашнов, Д.Г. Гостиничный сервис и туризм: учебное пособие /Д.Г.Брашнов.-М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011.-224с.- : Режим доступа: http://zhanium.com//
  5. Кусков, А. С.Туроперейтинг: учебник / А.С. Кусков, В.Л. Голубева. - М.: Форум, 2009. - 400 с.: Режим доступа: http://zhanium.com//.

Дополнительная литература

  1. Косолапов, А.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности : учеб. пособие для сред. проф. образования / А.Б. Косолапов. - М. : КНОРУС, 2010. - 288 с. Режим доступа: http://zhanium.com//

Дополнительная литература

  1. Васильев Г.А. Поведение потребителей : учебное пособие / Г. А. Васильев.— М. : Вузовский учебник, 2006. — 239 с.
  2. Кекушев В.П., Сергеев В.П. и др. Основы менеджмента экологического туризма. – М., 2001. – 257 с.
  3. Яковлев А.Г. Религиозный туризм – один из самых древних и традиционных видов туризма // Туристские фирмы, Вып. 13. – СПб. 1997.
  4. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом».
  5. Журнал « Туризм: практика, проблемы, перспективы».
  6. Журнал «Турбизнес».
  7. Журнал «Отель».
  8. Журнал «Гостиница и ресторан: бизнес и управление».
  9. Журнал «Ресторатор».

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. http:// www.cfin..ru/management/practice/manag_decision_ 

На сайте представлены основы понятия, процесс разработки и особенности управленческих решений в туризме.

  1. http://katalog.turrjmpot.ru/turizm/c/7.1.1..php

На сайте представлены требования к безопасности туристского путешествия.

  1. http://www/ozpp.ru/zknd/turi/ 

На сайте представлен Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской         Федерации».

  1. http:/rudocs.exdat.com/docs/index

На сайте представлена информация о менеджменте туристской и гостиничной анимации.

  1. http://www.tvmrk.ru/produkty/animatsionnye_programmy/

На сайте приведены примеры анимационных программ.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умение

пользоваться методами классификации объекта исследования;

Демонстрация умений в процессе выполнения практического задания,

моделирование практической ситуации, внеаудиторная самостоятельная работа.

пользоваться методами проведения интервью с руководителем/специалистом туристского предприятия;

использовать навыки поиска отраслевой информации по проблемам туризма;

подготавливать отчет о проведенном исследовании отраслевого объекта

Знание

основных характеристик статистических данных о развитии туризма;

Опрос, тестирование,

экспертная оценка на практическом занятии,

внеаудиторная самостоятельная работа.

основных качественных характеристик ресурсов, обеспечивающих  реализацию целевых функций туризма;

фактологического материала об организационно-правовом устройстве мирового туристского движения;

фактологического материала о формах и возможностях самоорганизации в туризме – как в бизнес-среде, так и в среде потребителей туристских услуг;

фактологического материала об отечественном и зарубежном опыте развития туризма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ДО "Школа туризма" на 2 года обучения (5-6 часов в неделю)

"Школа туризма" срок реализации программы 2 года. группа первого года обучения 5 часов в неделю, группа второго года обучения - 6 часов в неделю...

Рабочая программа "Ориентирование и основа туризма"

программа кружка  по ориентированию для 5-9 классов...

рабочая программа элективного курса "Основы туризма"

рабочая программа "Основы туризма"...

Авторская рабочая программа по курсу "Краеведческий туризм"

Авторская программа по курсу "Краеведческий туризм" для 5-х пилотных классов...

Рабочая программа и КТП по туризму в рамках внеурочной деятельности ФГОС

Разработанная мною программа и КТП по туризму, способствует не принуждённому внедрению спортивного туризма в массы, через его популяризацию. материал легко усваиваемый и интересный, темы в каждом реги...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «КРАЕВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМА

Программа рассчитана на 1 год, усложнение материала из занятия в занятие в год происходит по спирали (т. е. возврат к тем же темам, но с более широким и углубленным изучением), с учетом индивидуальных...