ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ
статья по теме
В данной статье подробно описываются некоторые формы внеклассной работы по физике, которые по праву можно назвать инновационными. Данная методика была создана авторским коллективом учителей физики двух школ и и апробирована на базе этих школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukina_e.l._innovacionnye_formy_i_metody_vneklassnoy_raboty_po_fizike.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ
ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ
КУКИНА Е.Л.
Учитель физики, МАОУ СО шк.№ 37 г.Томска
E-mail: KEL62@sibmail.com
Ученик – это не сосуд,
который надо заполнить,
а факел, который нужно зажечь.
Процесс обучения и воспитания настолько сложен и многообразен, что учитель не может полноценно осуществлять его только на уроках. Чтобы привить учащимся устойчивый интерес к предмету, дополнить и углубить те знания, которые они получают на уроках, а главное, учесть и развить их индивидуальные интересы и способности, необходимо работать с учащимися и во внеурочное время.
Целью внеурочной деятельности является формирование единого образовательного пространства для решения задач социализации, воспитания, развития ценности здорового жизненного стиля, самоопределения обучающихся посредством интеграции ресурсов образовательных учреждений и выстраивания индивидуальной образовательной программы обучающихся.
Причём эффективная организация внеурочной работы по предмету невозможна без применения разнообразных современных форм и методов. Ведь для того чтобы поддерживать интерес учеников, нужно постоянно их удивлять, разнообразить их деятельность. Необходимость разнообразия форм внеклассной работы диктуется разнообразием её задач:
– повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
– развитие познавательной и творческой активности учащихся;
– усиление практической направленности знаний, формирование у учащихся устойчивых умений и навыков;
– осуществление индивидуализации и дифференциации в работе с учащимися;
– всестороннее развитие личности ученика. [1]
Для решения этих задач автором данной статьи была разработана система внеурочной работы по физике. Одним из приоритетных методов используемых автором для реализации этой системы внеурочной работы является проектно – исследовательский метод на базе современных образовательных ресурсов.
Внеурочная деятельность в данной системе организована в разных формах. Некоторые из них являются инновационными, в их разработке участвовал автор данной статьи. Это областные социально-образовательные проекты «Ядерный лекторий для учащихся», «@томск» и «Детский атомный парламент». Все эти проекты были разработаны творческой группой учителей Томска и Северска под руководством ТАЦ в период с 2008 по 2012 год. Они получили высокую оценку Всероссийского открытого публичного конкурса по разработке и реализации социально - значимых проектов, проводимого Федеральным агентством по атомной энергии.
Целью проектов является ядерное просвещение и формирование в молодёжной среде консолидированной позиции к проблемам применения энергии атома через изучение путей и методов использования ядерных технологий в мирных целях.
Проект «Ядерный лекторий для учащихся» посвящён посещению школьниками-участниками проекта ряда лекций учёных г. Томска и специалистов атомной отрасли на темы связанные с высокими технологиями и атомной энергетикой. Каждая лекция сопровождается обсуждением проблемы слушателями лектория, индивидуальными консультациями с лекторами по наиболее сложным вопросам, а затем экскурсией на объекты, связанные с атомной физикой.
Итогом работы лектория за прошлые годы стало:
1. Издание сборника лекций, статей и научно-исследовательских проектов участников лектория, который смогут использовать в своей работе преподаватели физики, школьники и студенты. Тираж 400 экз., издательство ТПУ, 398 стр., 27. 10 2009 г. Сборник распространён по всем учебным заведениям Томской области в качестве учебного пособия.
2. Создание и защита 18 научно-исследовательских проектов слушателями лектория.
3. Проведение восьми лекций и 8 экскурсий на атомные объекты.
4. Проведение 3 круглых столов и дебатов участниками проекта.
Проект «@томск» получил грант РОСАТОМа и был реализован в 2011 году. Это направление внеклассной работы посвящено сбору материалов по ядерной тематике, создание и выпуск периодического издания - одноимённой газеты (тиражом 500 штук), а также распространение её среди молодёжи. Итогом работы данного проекта за прошлый учебный год стало:
- Выпуск пяти номеров полнометражной газеты,
- Создание агитбригады «Атомск», выступающей на разных площадках г. Томска и Томской области,
- Проведение 2 областных круглых столов между школьниками Томска и Северска,
- Посещение 9 лекций в ТАЦ,
- Создание и защита 8 научно-исследовательских проектов участниками проекта.
Проект «Детский атомный парламент» включает в себя работу 6 комитетов атомного направления: Комитет по ядерной медицине, Комитет ядерных космических технологий, Комитет «Суперкомпьютер», Комитет использования ядерных технологий в народном хозяйстве, Комитет атомного ледокольного флота России, Экологический комитет. Все комитеты собирают по соответствующим темам материал, анализируют его, создают научно - исследовательские проекты, посещают экскурсии на объекты по заданной тематике, участвуют в организации и проведении круглых столов, участвуют в агитбригадном движении. Данный проект реализуется начиная с августа 2012 года по сегодняшний день. Все крупные образовательные события в рамках данной внеклассной работы отражаются в СМИ.
Ребята двух школ (Томска и Северска) активно участвуют в данных проектах. Такое сетевое взаимодействие учеников и педагогов двух соседних городов приносит большие положительные результаты. Совместная работа над проектом способствует не только активизации познавательной деятельности, развитию коммуникабельности ребят, повышению их самооценки, но и социализации подростков и их профессиональному самоопределению. 70 % участников данных проектов после окончания школы поступают на специальности так или иначе связанные с данной внеклассной деятельностью ребят.
На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что внеурочная работа по предмету наиболее эффективна при использовании современных форм и методов практической самореализации личности учащегося, обеспечивающих самостоятельную творческую деятельность школьников, удовлетворяющих их творческие нужды, интересы и увлечения, инициативность и самостоятельность. Это позволяет «пробудить» ученика, зажечь в нем костер желания узнавать новое, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность.
Литература:
1.Богданова И. В. Внеклассная работа как средство развития познавательного интереса, http://nsportal.ru/shkola/fizika/
2. Бухвалов В.А.Технологии работы учителя - мастера. Рига: пед. центр «Эксперимент», 199. – 169 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад "Инновационные формы организации воспитательной работе
"Инновация"- для каждой школы, это свое,что-то новое.. В своем докладе отразила, каккие "инновационные" формы мы применяем в своей работе. Для кого-то этот доклад покажется неинтересным, а кто-т...
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
В решении совместного заседания коллегий Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, Госкомспорта России, Президиума Российской академии образования, состоявшегося 23 мая 2002года,го...
"Комплекс развивающих упражнений с учетом возрастных особенностей". "Инновационные формы и методы работы учителя физической культуры с учетом современных требований в образовании: при проведение третьего развивающего час".
Современные формы проведения уроков физической культуры. В условиях модернизации образования возникла необходимость поиска новых форм и подходов к организации проведения уроков физической культуры. По...
Инновационные формы и методы работы с одаренными детьми
Одним из актуальных направлений работы учителя является работа с одаренными детьми. Cегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарѐнных детей, раскрытие и...
«Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ»
Презентация "Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ"...
"Инновационные формы и методы работы учителя-логопеда"
Центр педагогического мастерства Департамента образования города Москвы. Выступление на курсах дополнительного профессионального образования программы повышения квалификации "Практическ...