«Роль русского языка в развитии Отечественной культуры, науки и образования»
методическая разработка по теме

Широкова Светлана Фёдоровна

Язык - это история народа... Язык — это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, а насущной необходимостью.

А.И. Куприн

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_rus.yaz_.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

единого классного часа: «Роль русского языка в развитии Отечественной культуры,

науки и образования»

Цели:

  1. Донести до учащихся историческое значение и роль русского языка в развитии отечественной культуры, науки и образования;
  2. Каким должен быть человек, чтобы реализовать возможности, представленные ему русским языком;
  3. Повысить общую языковую культуру учащихся.

Оборудование: плакаты, выставка книг и брошюр. Высказывания великих людей о русском языке:

Язык - это след гигантского труда человеческого общества. Это отложенные кристаллы трудовых движений, жестов и вызванной ими духовной энергии.

А.Н. Толстой

В языке одухотворяется весь народ, и вся его родина... Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое, живое целое.

КД. Ушинский

Язык и словесность - главные способы народного просвещения.

Н.М. Карамзин

Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, неисчерпаемо богатое, умное и трудовое орудие своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего великого будущего.

А.Н. Толстой

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.

И.С. Тургенев

Эпиграф: (запись на доске)

Язык - это история народа... Язык — это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, а насущной необходимостью.

А.И. Куприн

Ход занятия:

  1. Вступительное слово:

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, цель которого увидеть, услышать, понять, что язык так же древен, как*и сознание. Язык - это живая плоть, которая создавалась миллионами поколений и росла, растет и будет расти вместе с развитием культуры, науки, образования.

А.И. Куприн писал: (обращение к эпиграфу - запись на доске).

Итак, нам сегодня предстоит узнать историю зарождения языка и письменности, его функции, развитие и каким должен быть человек, чтобы реализовать свои возможности, представленные ему русским языком.

Приоткроем страницы истории...

  1. Выступление учащихся с небольшими сообщениями: 1-ый учащийся: «Как зарождался язык»

Вы, наверное, очень удивитесь, узнав, что древние люди вообще не умели разговаривать, хотя все у них для этого "было: и достаточно развитый мозг, и органы речи. Удивительно, не правда ли? Даже птицы и разные другие существа, едва появившись на

свет, умеют «изъясняться» на своем языке. А у человека, «царя природы», все по-другому: только что родившийся не умеет говорить, каждому ребенку нужно этому учиться. Но кто же обучал звуковой речи самых первых детей, если взрослые сами не умели говорить?

Давайте заглянем вглубь истории...

Первобытные люди и в самом деле совсем не умели говорить, но потребность в общении была столь велика, что им приходилось язык придумывать. Ведь без языка человек не мог общаться. А потому не было никакого прогресса.

Без сомнения, первобытные люди как-то выражали свои чувства: пыхтели, ворчали, но эти звуки не были словами. Наверняка вовсю в ход шел язык жестов.

А когда же возникла речь?

Никто этого точно не знает, но многие специалисты считают, что речь могла возникнуть, когда люди стали делать каменные орудия труда, примерно 25 тысяч лет назад.

С набором звуков у древних стали появляться первые слова.

Возможно, самыми первыми словами нашего древнего предка были междометия, выражающие ощущения.

«Ух!» - может быть, так воскликнул охотник, швырнув наземь оленя, которого притащил в стойбище. А члены его семьи стали повторять этот звук после тяжелой работы.

Некоторые ученые считают, что первыми были слова - подражания природным шумам и голосам зверей (типа «мяу», «гав - гав»).

Постепеннб в язык входили названия предметов (люди постоянно придумывали имена для предметов, которые считали важными или которые им чем-то нравились).

Так или иначе, люди научились говорить, потому что остро нуждались в общении и очень зависели друг от друга.

  1. 2-ой        учащийся: «Зарождение письменности»

Люди не останавливались в своем развитии. В пещерах, которые они приспособили под жилье, обнаружили какие-то таинственные знаки на стенах. Хотя ничего-то в них таинственного вовсе не было: это были царапины, оставленные медведями или другими зверями. Но именно эти царапины навели древних людей на очень интересную мысль: на ровной поверхности можно нацарапать какое- то изображение.

Это были первые шаги на пути к письменности. И проложили его звери, оказав людям в этом вопросе неоценимую медвежью услугу (в буквальном, а не переносном значении).

Рисуночное письмо было первым шагом к современной письменности. С помощью рисунков люди попробовали общаться друг с другом.

Общение с помощью рисунков стало бесспорно, в каком-то смысле поворотом в человеческой истории.

Это было желание рассказать об удачной охоте или о каком-то значительном событии в жизни. Это было своего рода сооружение письменного памятника себе или даже, пожалуй, послание в будущее.

Кроме наскальных рисунков, существовали и такие, которые можно было унести с собой: наносились они на плоские коры, на обломки костей. Такой рисунок мог даже служить письмом; для этого нужно было передать его с гонцом тому, кто находился где-то далеко. Ну, разве это не прогресс?

  1. 3-ий        учащийся: «Существует такая легенда о рисуночном письме»

И на гладкой, на бересте Много сделал тайных знаков, Дивных и фигур, и знаков; ~ Все они изображали Наши мысли, наши речи... Белый круг был знаком жизни, Черный круг был знаком смерти, Дальше шли изображенья Неба, звезд, луны и солнца,

Вод, лесов и горных высей, И всего, что населяет Землю вместе с человеком. Для земли нарисовал он Краской линию прямую, Для небес - дугу над нею, Для восхода - точку слева, Для заката - точку" справа,

А для полдня - на вершине,        

Все пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звезды в центре - время ночи,

А волнистые полоски -

Тучи, дождь и непогоду.

4-ый учащийся: «Откуда пришла русская азбука?»

Появлению русской азбуки мы обязаны братьям Кириллу и Мефодию. Кирилл составил славянский алфавит на основе греческого: некоторые буквы он взял из других алфавитов или придумал сам.

Азбука, составленная им, носит название глаголицы. Впоследствии буквам алфавита придали форму, более похожую на греческое письмо. Некоторое время славяне использовали обе азбуки.

А позже более новую славянскую азбуку назвали кириллицей - честь Кирилла. От нее и происходит наш русский алфавит (а также украинский, белорусский, сербский и болгарский).

А что же буквы, каково их происхождение? Вы, наверное, удивитесь, узнав, что наши самые обыкновенные русские буквы - это картинки, вернее, несколько видоизмененные рисунки разных предметов.

Кто поверит, что буква А - это претерпевший много изменений рисунок головы быка, буква г - напоминает по своей форме угол, О - человеческий глаз, Т - крестик и т.д.

Буквы претерпели не одно изменение за время своего существования.

Каждая буква в русской азбуке имела свое название, например: А-азъ Б - буки В - веди Г - глаголь Д - добро и т.д.

Очень непростым было не только произнесение букв, звучание их, но и написание (кириллическое, церковнославянское). Буквы были витиеватые. Позже царь Петр I велел печатать и писать буквы ровные, простые, некоторые буквы вообще исчезли из алфавита.

Шло время, Русь стала единым и крепким государство - единая армия, единые законы... Должен*быть и единым язык. Впрочем, никто об этом специально не думал. Так распорядилась сама жизнь: диалект, на котором говорили в средней части русского государства, стал главным. Какой же он? А примерно тот самый говор - диалект, на котором сейчас мы и говорим.

Почему же так получилось, что именно среднерусский стал главным? Причин много. Одна из них: посередине нашей земли встала гордо столица русского государства - Москва.

Правила среднерусского, московского говора знатоки языка изучили и записали в специальных книгах и учебниках. Сказали: это норма русского литературного языка, где существуют свои правила правописания, произношения, словом, свои законы, на существование и процветание богатства русского языка.

В наше время об этом «позаботились» не только ученые, а сама жизнь и еще - радио, телевидение, театры, кино, которые по всей нашей земле разносят литературный язык.

который вносит свою неоценимую лепту в развитие отечественной литературы, культуры, науки и образования.

Слово педагога:

А вы задавали себе вопрос: отчего у нас так мало людей, пишущих совершенно правильно? Не оттого ли, что мы праздно относимся к истории изучения своего языка?

5-ый учащийся:

Да, действительно, в языке, как в почве, есть различные слои, образовавшиеся в разное время, В русском языке существует интересный пласт слов, появившихся во время татаро-монгольского нашествия. Это, например, такие, как сарай, сарафан. Их можно отличить по большому количеству гласных букв а. А вот слова из другой группы, пришедшие гораздо позже из французского, - саквояж, багаж...

Есть у нас слова, которые возникали одновременно у многих народов. Они имеют одинаковое значение и звучат сходно. Одно из них - мама.

Зная историю слов, легче запомнить их написание, а, кроме того, разобраться, какой был их изначальный смысл.

Задумываемся ли мы, что «спасибо», которое повторяется людьми много раз в течение дня, - не что иное, как соединение слов «спаси» и «Бог». Сколько еще таких же примеров! Стоит только повнимательнее прислушаться к знакомой речи можно сделать для себя множество открытий.

Правда, некоторые слова не сразу раскрывают свои тайны. Чтобы разгадать их, нужно обратиться к прошлому, и оно расскажет вам, почему мы говорим: «Попасть впросак», «Кричать во всю Ивановскую» и другие загадочные фразы. Задумавшись, можно найти объяснение почти всем правилам, которые порой уходят своими корнями в глубь веков.

Слово педагога:

Мы живем с вами в век научно-технического прогресса. Без знаний, их повышения невозможно жить.

Хочу предложить вашему вниманию сочинение одного из наших учащихся училища. Тема сочинения: «Без знаний невозможно жить»:

Мы живем в век научно-технического прогресса, в век, когда темпы развития общества зависят от знаний... Мудрая русская пословица гласит: «Если хочешь познать истину, начинай с азбуки». Знание русского языка - это ключ ко всем наукам, незнание его - это отсутствие всяких знаний. А они сейчас нужны всем. Не имея знаний, человек не может познавать природу, овладевать ее богатствами, управлять современной техникой. Сейчас учатся все. Учатся не только в школе, профессиональных училищах, в колледжах и институтах, но и на курсах повышения квалификации. Наше время такое, что во всех областях деятельности надо непрерывно повышать свои знания, чтобы идти в ногу со временем.        

Вот я, например, закончу училище, буду работать автомехаником. Проходит несколько лет - меняется марка машины, меняются условия работы. Знания мои устаревают. Их недостаточно, надо опять учиться. В любой профессии свои заботы. А требование времени одно: успевай за знаниями. Потому-то люди разных возрастов и разных специальностей садятся за книги, учебники, конспекты.

Знание - сила. Мы часто слышим это изречение. Оно с каждым годом приобретает все большее значение. Чтобы жить светлой и счастливой жизнью, человек должен много знать, уметь работать головой и руками. В настоящее время нужны люди сообразительные и изобретательные, большими знаниями. Человек с большим запасом знаний живет" увлекательней, лучше справляется с работой, делает ее творчески.

Ни один человек не может сегодня работать хорошо, если не будет расширять свои знания, не будет применять их в работе.

Легко ли учиться? Вопрос этот не праздный. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Учиться трудно, ибо учение - умственный труд, а он едва ли не самый тяжелый труд для человека. Мечтать легко и приятно, но думать трудно».

Учение - великий труд. Овладение знаниями, которые до нас накопило человечество, не может быть легким. Учась в профессиональном училище, приобретая знания, мы учимся и жизни. Каждый, кто овладевает знаниями, должен проявить упорство, волю, самодисциплину и мужество, чтобы не согнуться при неудачах, преодолеть их, правильно оценить свои силы.

III. Вывод.

        Язык выполняет несколько функций в современном мире. Но бесспорно, что его главной функцией является общение. Человек мыслит, делает обобщения, выводит законы для явлений, существующих в мире, потом излагает это. Для чего? Чтобы быть понятым, чтобы рассказать миру о своих открытиях. Поделиться ими с людьми, то есть общаться с ними... Благодаря языку происходит диалог культур, осуществляется общение между народами. Существование языка великое благо для человечества. Вопрос к учащимся:

- Каким должен быть человек, чтобы реализовать возможности, предоставленные ему русским языком?

Человек должен быть широко образован, то есть не только знать орфографию и пунктуацию, но и владеть всей системой языка. Только тогда он получит возможность пользоваться тем многообразием, которое заложено в русском языке. В общем-то, он должен всю жизнь учиться языку - из книг, слушая речь других людей, совершенствуя свою устную и письменную речь.

Слово педагога:

        Нашу беседу хочу завершить словами русского писателя А.И. Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Поговоримо чистоте

русской речи и

языка...

Мы уважаем себя и окружающих -

откажемся от

»•

« нецензурщины»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие отечественной культуры в 18 веке.

Урок истории в 8 или 11 классе в зависимости от уровня подготовки учащихся с использованием презентации...

Значение и роль церковнославянского языка в развитии русского литературного языка

Очень правильно, что церковнославянский язык преподается в православно ориентированных школах. Это наша история, а без истории народ мертв....

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы как способ повышения качества образования

Речь в этой публикации идёт о преподавании литературы как одного из искусств, созвучного живописи, музыке, театру. Сейчас у учителя очень много опасных конкурентов: кино, телевидение, компьютеры...

Чичкань В.М. Дополнительная общеобразовательная программа как фактор развития художественного мышления // Наука и образование: новое время. - 2017. - № 5 (22). – С. 623-632

Статья посвящена исследованию проблем использования дополнительных общеобразовательных программ для развития художественного мышления. Выявляется содержание понятия «дополнительная общеобразоват...