Патриотическое духовно-нравственное воспитание, как условие социализации личности
статья по теме
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 484 Московского района Санкт-Петербурга
Учитель истории и обществознания, высшая категория, стаж работы свыше 30 лет, «Почетный работник Общего образования Российской Федерации» - Тарабанова Людмила Петровна.
Патриотическое духовно-нравственное воспитание, как условие социализации личности.
Перед школой в настоящее время стоят задачи создание наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения учащихся, где особое значение приобретают вопросы формирования у них патриотизма, национального самосознания, гражданственности, способности оценивать и сознательно выстраивать отношения к себе, к своей семье, другим людям, государству, отечеству.
Формирование личности ученика, воспитание у него правильного отношения к явлениям действительности – это сложный педагогический процесс.
Проблема духовно-нравственного, а значит и патриотического воспитания, как условие социализации личности – это проблема не только школы и педагогов, но и родителей. Это проблема касается каждого человека, кем бы он ни был по своей профессии, он должен научиться уметь разобраться в вопросах нравственного воспитания, так как социальный опыт, который ребенок должен получить в стенах школы многопланов и разнообразен. Составляющими такого опыта являются: навыки адекватного общения с людьми разного возраста и положения в обществе; умения работать в команде; умение анализировать обстоятельства и предъявленные для исследования материалы, планировать и разумно организовывать свою полезную деятельность и деятельность других; умение быть законопослушным, нести ответственность за свои действия; освоение методов проектной деятельности; умение передавать информацию – объяснить другому то, что знает сам, быть готовым к публичным выступлениям.
Для того, чтобы привить школьникам перечисленные выше знания, умения и навыки, а также выработать у них личностное отношение к своим и чужим поступкам, умения адекватно оценивать ситуации и действия, стараюсь так построить обучение, чтобы максимально приблизить ученика к современным условиям, поставить в такие рамки, которые потребуют от него активных, целенаправленных самостоятельных действий, на основании личного опыта.
Мы живем, работаем и учимся в Петербурге, Петербург – это город музеев, да и сам он – город под открытым небом. Не использовать музейный потенциал преподавания истории – не простительно!
Но как это сделать наиболее эффективно и систематически? Как согласовать музейные формы работы с достаточно традиционным школьным курсом истории? Для этого в совей работе ( с 2008 года) использую проект « дидактика творчества», в формате приобретения социального опыта в процессе изучения истории в школе, состоящее из двух частей:
- в первой части « обучение истории в музейном пространстве, где используются территории залов Государственного Эрмитажа и Русского музея, а технологическим средством – разработанные кандидатом исторических наук К.О. Битюковым специальные рабочие листы по учебной теме школьной программы по истории. Эти рабочие листы, например, «герои и антигерои Золотого века русской живописи» по истории России 19 века в залах (23-30) Государственного Русского музея и т.д., задаю каждому ученику алгоритм его работы, как при непосредственным общением с экспонатами, так и при создании им оригинального текста: речи, заполнение рабочего листа, подготовки выступления.
- во второй части своей работы пытаюсь организовать самостоятельную практическую, исследовательскую работу учащихся для адаптации в социум, шаг за шагом приближать их к духовным истокам наших предков, к активному репродуктивному восприятию увиденного и отраженного презентациях, составленных самостоятельно на основе собственных впечатлений. Это посещение мемориальных кладбищ, где ученики находят мало посещаемые могилы замечательных россиян (презентации прилагаются).
Как классный руководитель, для развития личностно – значимых духовно-нравственных ценностей, самооценки, пониманию смысла своей жизни, моральному совершенствованию, развиваю чувства патриотизма и гражданственности, конечно же использую классные часы, например, Конституция Российской Федерации, особое внимание уделяется изучению статьи 59 «О защите Отечества», но обязательное посещение Дня Призывника в поселке Сертолово ( фото прилагаются). В работе с классом серьезно отношусь к проекту «Диалог поколений»: презентации учеников о участниках Великой Отечественной войны и в течении десяти лет со своими учениками пишем «Блокадную книгу»
Результат этой работы не только решает задачи обучения истории и воспитания, но и снабжает каждого ученика методами самообразования и самоорганизации, так как это одно из условия успешного развития личности в концепции духовно-нравственного воспитания гражданина России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса
Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Разработка и апробация модели деятельности школы как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников в условиях ФГОС и расширения внеурочного пространства МОБУ «Еленовская СОШ»
Патриотическое, духовно - нравственное воспитание в условиях современного российского общества приобрело особое значение. Это связано с его глубинными изменениями, необходимостью коренного пересмотра ...
Статья "Проектная деятельность в основной школе по духовно - нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся"
В данной статье рассказывается о проектной деятельности, дается классификация проектов, приводятся примеры проектов....
Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся
Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)...
«Гражданско-патриотическое воспитание как фактор социализации личности обучающихся девиантного поведения. Из опыта работы.»
Актуальность:Сегодня современная жизнь предъявляет человеку новые требования. Главными из них являются: нести ответственность за своё поведение и действия, активная жизненная позиция, овладение ...