Конспект непрерывной образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» Тема: «Путешествие к Ягодной Фее» возрастная группа: дети 5 – 6 лет
план-конспект

Лилия Фазитовна Ахтамуллина

Конспект

непрерывной  образовательной деятельности

 образовательная область «Познавательное развитие»

и «Речевое развитие»

 Тема: «Путешествие к Ягодной Фее»

возрастная группа: дети 5 – 6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл int_ood_yagody.docx41.58 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 14» г. Туймазы

муниципального  района Туймазинский район Республики Башкортостан

        

Конспект

непрерывной  образовательной деятельности

 образовательная область «Познавательное развитие»

и «Речевое развитие»

 Тема: «Путешествие к Ягодной Фее»

возрастная группа: дети 5 – 6 лет

                                                                            Выполнил:

                                                                        учитель – логопед

                                                               Ахтамуллина Л.Ф.

                                                                  имеющаяся категория: первая

                                                                                  стаж в данной должности 2 г. 6 м.

г. Туймазы - 2021 г.

Цель: Расширять знания и словарный  запас детей по теме «Ягоды».

Коррекционно – образовательные задачи:

-  обогащать активный словарь по теме «Ягоды»;

- расширять  представления детей о ягодах, их месте произрастания, значении в жизни человека;

-  познакомить с ягодой костяника, «волчье» лыко;

- формировать  умение классифицировать ягоды по существенным признакам; группировать их по назначению - обобщать предметы, самостоятельно выделяя признак обобщения;

-  активизировать навыки анализа установления причинно – следственных отношений, умения делать выводы;

-  развивать у детей умения согласовывать существительные с числительными;

- закреплять умение образовывать прилагательные от существительных;

-  развивать умение выполнять коллективную работу.

Коррекционно -  развивающие задачи:

-  способствовать переносу ранее усвоенных умений детей в новые условия;

- развивать умение ориентироваться в пространстве; согласовывать движения с речью;

-  развивать умения составлять законченную композицию изображения ягод;

-  тренировать подвижность пальцев рук;

-  развивать наглядно-образное и логическое мышление, мелкую  и общую моторику;

- совершенствовать диалогическую речь, речевой слух, зрительное и слуховое  восприятия, память и внимание;

- формировать: познавательную активность,  когнитивную и эмоционально – волевую сферу ребенка, самоконтроль, способность к волевым усилиям при выполнении заданий, умение подчиняться правилам;

-  развивать словарь признаков и действий по теме.

Коррекционно – воспитательные задачи:

-  воспитывать желание помогать персонажу, оказавшемуся в трудной ситуации;

- формировать навыки совместной деятельности,  чувство эмоционального удовлетворения, уважение друг к другу, умение слушать собеседника.

Интеграция областей по ФГОС: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие; художественно- эстетическое развитие.

Методические приемы: показ слайдов о ягодах, отгадывание загадок, игры и игровые упражнения, физминутка, беседа, пальчиковая гимнастика, пояснение, указания, речевой образец, объяснение, коллективная работа детей.

Словарная работа:

Существительные (слова – предметы): ягоды, земляника, вишня, костяника, черника, клубника, смородина, крыжовник, малина, ежевика, «волчье» лыко, морс, компот, джем, варенье, шипы.

Прилагательные (слова – признаки): бесцветный, непривлекательный, садовый, лесной, ядовитый, малиновый, земляничный, смородиновый, сельский.

Глаголы (слова – действия): подпрыгнуть, присесть, наклониться, налиться, приготовить, крепить, расти, уничтожить.

Наречие: вкусно, сладко, кисло, высоко.  

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций ягод.

Оборудование: корзина с письмом, мольберт, картинки с изображением ягод:  земляника, вишня, костяника, черника, клубника, смородина, крыжовник, малина, ежевика, «волчье» лыко, самоклеящиеся картинки с изображением ягод, рисунок корзинки, мяч, слайдовый демонстрационный материал по теме «Ягоды», мультимедийное оборудование (телевизор, ноутбук, МР3 проигрыватель), костюм Ягодной Феи для взрослого, подарок детям – энциклопедия «Мир растений».

Ход непрерывной  образовательной деятельности.

1.Организационный момент.

Дети стоят в  кругу вместе с педагогом.

Учитель – логопед. Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим, я предлагаю образовать круг. Дети, с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту и  дружбу. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!

(Дети стоят полукругом на паласе, учитель – логопед обращает внимание детей на корзинку).

Учитель – логопед. Дети, посмотрите, корзина. А  что в ней лежит?

(В корзине лежит письмо от Ягодной Феи.  Учитель – логопед читает письмо).

Учитель – логопед.  «Здравствуйте, я Ягодная Фея. В моей стране случилась большая беда. Она стала бесцветной, грустной и непривлекательной. Злой волшебник уничтожил все мои ягоды, и я не могу вспомнить теперь их названия.  Помогите мне, пожалуйста».

Учитель – логопед. Поможем Ягодной Фее, отправимся в страну ягод?

Дети. Да.

(Дети вместе с учителем – логопедом идут в страну ягод).

Учитель – логопед.  

Раз, два, три, четыре, пять

Фею мы идем спасать

И чернику, и малину,

И бруснику, и калину,

Землянику мы найдем,

Фее дружно отнесем.

(Грустная Фея сидит на стульчике и плачет, перебирая листочки с белыми силуэтами ягод).

Учитель – логопед. Здравствуй, Фея! Мы пришли тебе помочь.

(Фея показывает детям картинки с белыми силуэтами ягод).

Ягодная Фея. Посмотрите, у всех моих ягод нет ни вкуса, ни цвета.

Учитель – логопед. Не переживай Ягодная Фея сейчас вместе все вспомним.

2.Основная часть.

Учитель – логопед. Ну что, начнем вспоминать?

Дети. Да.

Учитель – логопед. Для начала нам надо определить ягоду, отгадав загадки.

Загадки о ягодах.

(Дети отгадывают загадку, и на экране телевизора появляется картинка с отгаданной ягодой).

 1. Повернулась к грядке боком,

Налилась вся красным соком.

Ей сестрица земляника.

Что за ягода?  (клубника). ( Слайд 1)

(На экране телевизора появляется силуэт картинки  с изображением ягоды).

Учитель – логопед. Ой, посмотрите, а какого она цвета?

Дети. Красного цвета.  (Слайд 2)

(На экране телевизора появляется цветная картинка с изображением ягоды).

2. Ягода чёрная — да не черника.

Куст с шипами - да не малина?  (ежевика). ( Слайд 3)

(На экране телевизора появляется силуэт картинки  с изображением ягоды).

Учитель – логопед. Ой, посмотрите, а какого она цвета?

Дети. Черная черника.  (Слайд 4)

(На экране телевизора появляется цветная картинка с изображением ягоды).

3. Ярко – красных, черных, белых

Ягодок попробуй спелых.

Сельский сад – их родина.

Что это?  (смородина).  (Слайд 5)

(На экране телевизора появляется силуэт картинки  с изображением ягоды).

Учитель – логопед. Ой, посмотрите, а какого она цвета?

Дети. Черная, красная и белая смородина.   (Слайд 6)

(На экране телевизора появляется цветная картинка с изображением ягод).

 4. Много темно – синих бус

Кто – то уронил на куст.

Их в лукошко собери – кА.

Эти бусины - …. (черника).  (Слайд 7)

(На экране телевизора появляется силуэт картинки  с изображением ягоды).

Учитель – логопед. Ой, посмотрите, а какого она цвета?

Дети. Черная черника.  (Слайд 8)

(На экране телевизора появляется цветная картинка с изображением ягоды).

5. На колючей, тонкой ветке,

 В полосатых майках детки.

 Куст с шипами – не шиповник.

 Как зовется он?  (крыжовник).  (Слайд 9)

(На экране телевизора появляется силуэт картинки  с изображением ягоды).

Учитель – логопед. Ой, посмотрите, а какого он цвета?

Дети.  Зеленого цвета.   (Слайд 10)

(На экране телевизора появляется цветная картинка с изображением ягоды).

Учитель – логопед. Молодцы.

Ягодная Фея. Вот уже я пять ягод вспомнила.

Учитель – логопед. Продолжаем дальше раскрашивать ягодную страну?

Дети. Да.

(Учитель – логопед обращает внимание детей на экран).

Игра «Четвертый лишний».

Учитель – логопед. Пожалуйста, посмотрите на экран и назовите - что лишнее и почему?

Учитель – логопед. Морковь, капуста, огурец, земляника. (Слайд 11)
Дети.
Земляника – потому что это ягода, а остальные овощи.

Учитель – логопед. Давайте проверим, правильно ли вы назвали.

Ягодная Фея. Вот я и землянику вспомнила.

Учитель – логопед. Назовите  что лишнее и почему?

Апельсин, ананас, яблоко, малина.  (Слайд 12)

Дети. Малина – потому что это ягода, а остальные фрукты. 

Учитель – логопед. Давайте проверим. 

Ягодная Фея. Вот и малину я вспомнила.

Учитель – логопед. Назовите  что лишнее и почему?

Роза, ромашка, тюльпан, вишня. (Слайд 13)

Дети. Вишня – потому что она ягода, а остальные цветы.

Учитель – логопед. Давайте проверим.

Ягодная Фея. Наконец, и вишню я вспомнила.

Игра «Неизвестная ягода».

(Учитель – логопед обращает внимание детей на экран).

Ягодная Фея. А вот эту ягоду я не могу вспомнить. (Слайд 14)

Учитель – логопед.  Дети, может быть, вы знаете какая это ягода?  

Дети. Нет.

Учитель – логопед. Сейчас я вам расскажу, послушайте. Эта ягода - костяника. Свое название  она получила из – за крупных косточек. Она кислая на вкус. Костяника укрепляет и успокаивает организм человека. Давайте вместе повторим  костяника.

Дети. Костяника.

(Индивидуальное повторение слова костяника).

Ягодная Фея. А эта как называется ягода? (Слайд 15)

Учитель – логопед. Дети, вы знаете, как называется эта ягода?

Дети. Нет.

Учитель – логопед. Сейчас я вам расскажу, послушайте. Это «волчье» лыко. Свое название она получила не из-за того, что волк олицетворяет зло.  С виду -  волчья ягода смотрится безобидной, а на самом деле она очень ядовитая ягода.  Давайте все вместе повторим «волчье» лыко.

Дети. «Волчье» лыко.
                                 (Индивидуальное повторение слова «волчье»  лыко).

Учитель – логопед. А можно ее есть? 

Дети. Нет.

Учитель – логопед. Почему ее нельзя есть?

Дети. Потому что она ядовитая ягода.

Ягодная Фея. Вот я еще вспомнила ягоды.

Учитель – логопед. А теперь давайте поиграем.

Речедвигательное упражнение «Давайте посчитаем».

(Учитель – логопед обращает внимание детей на экран телевизора.

Дети стоя, выполняют упражнения).

Учитель – логопед. Я покажу вам на экране картинку с ягодами, а вы выполните движения столько раз, сколько ягод изображено на экране.

Учитель – логопед. Сколько ежевик у нас, наклонимся столько раз.

Учитель – логопед. Посчитай сколько ежевик. (Слайд 16)

Ребенок. Одна ежевика, две ежевики, три ежевики, четыре ежевики.

Учитель – логопед. Давайте вместе сосчитаем ежевик. Сколько всего ежевик?

Дети. Четыре.

Учитель – логопед. Наклонитесь  четыре раза.

Учитель – логопед. Мы подпрыгнем  столько раз, сколько вишенок у нас.

Учитель – логопед. Посчитай сколько вишенок. (Слайд 17)

Ребенок. Одна вишенка, две вишенки, три вишенки, четыре вишенки, пять вишенок.

Учитель – логопед. Давайте вместе сосчитаем вишни. Сколько всего вишен? Учитель – логопед. Подпрыгните  пять раз.

Учитель – логопед. И присядем  столько раз, сколько клубники у нас.

Учитель – логопед. Посчитай сколько клубники. (Слайд 18)

Ребенок.  Одна клубника, две клубники, три клубники.

Учитель – логопед. Давайте вместе сосчитаем клубнику. Сколько всего клубник? Учитель – логопед. Приседаем три раза.

Ягодная Фея. Спасибо, вот я и вспомнила все свои ягоды. Теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Знатоки».

Игра «Знатоки».    

(Ягодная Фея проводит в кругу  игру с мячом, добиваясь полного

ответа от детей).

Ягодная Фея. Что можно приготовить из ягод?

Ребенок. Сок, джем, варенье, компот, кисель, мусс.

Ягодная Фея.  Какой морс получится из земляники?

Дети.  Земляничный морс. 

Ягодная Фея.  Какой сок получится из вишни?

Дети. Вишневый сок?

Ягодная Фея.  Какой мусс приготовим из ежевики?

Дети. Ежевичный мусс.

Ягодная Фея. Какой джем приготовим из клубники?

Дети. Клубничный джем.

Ягодная Фея.  Какое варенье можно приготовить из малины?

Ребенок. Малиновое варенье.

Ягодная Фея.  Какой компот получится из смородины?

Ребенок. Смородиновый компот.

Ягодная фея. Какой кисель приготовим из черники?

Дети. Черничный кисель.

Молодцы!

Учитель – логопед. Фея, а ты помнишь, какие ягоды растут в саду, а какие – в лесу?

Ягодная Фея. Нет.

Учитель – логопед. Давайте поможем вспомнить Фее, где растут ягоды.

(Обращает внимание детей, что  на одном мольберте имеется условное обозначение леса, на другом – сада).

Учитель – логопед. Дети, обратите внимания на мольберты. На мольберт с изображением леса,  крепим картинки ягод, которые растут в лесу, а на мольберт с изображением сада - картинки ягод, которые растут в саду.

Учитель – логопед. Подойдите к столу,  каждый возьмите по одной картинке и подумайте, куда расположить ягоды.

(Дети выполняют задание).

Учитель – логопед. Давайте проверим, правильно ли вы справились с этим заданием.

Дети.  В лесу растут - черника, ежевика, земляника, костяника, «волчье» лыко. А в саду - растут клубника, смородина, крыжовник, малина, вишня.

Учитель – логопед. Правильно, молодцы!

Учитель – логопед. Запомнила Фея место произрастания ягод?

Ягодная фея. Запомнила.

Учитель – логопед (показывает на расположенный рядом стол с материалом для коллективной работы). Давайте соберем все ягоды, которые мы сегодня с вами вспомнили, в корзину и подарим Ягодной Фее, чтобы ее страна всегда была цветной и красивой. Но сначала разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Ягоды – это крыжовник,                    загибают пальчики, начиная с большого.

Черника, ежевика, брусника,

Малина, клубника, шиповник,

Смородина и земляника.

Запомнил ягоды я, наконец,

Что это значит?

Я  – Молодец!

Коллективная работа «Корзина ягод для Ягодной Феи».

(Наклеивание  картинок ягод из  самоклеящейся бумаги на корзинку).

Учитель – логопед. Ягоды, вырезанные из самоклеящейся бумаги. Верхнюю часть снимите и приклейте ягоду в корзину. Посмотрите, какая корзина с ягодами получилась у нас. Как аккуратно вы наклеили изображения ягод.

                                        (Дети дарят корзину Ягодной Фее).

Ягодная Фея. Можно и я вам тоже подарю силуэты ягод, а потом  вы их раскрасите.

Дети. Спасибо, да.

 (Ягодная Фея дарит силуэты ягод детям).

Учитель – логопед. Дети,  нам пора возвращаться в детский сад.

Ягодная Фея. Спасибо вам, что помогли мне вспомнить все ягоды! Теперь моя ягодная страна яркая, цветная и красочная. До свидания!

Учитель – логопед. До свидания, Ягодная Фея!

(Дети вместе с учителем – логопедом идут в детский сад)

Учитель – логопед.

Раз, два, три, четыре, пять

В садик мы идем опять,

Ягод полное лукошко

Собирали понемножку.

Раз, два, три, четыре, пять

Вот и в садике опять.

3. Итог занятия.

Учитель – логопед.  Ребята, где мы сегодня были?

Дети. В стране у Ягодной Феи.

Учитель – логопед. А что вам больше всего запомнилось?

(Индивидуальные ответы детей. Учитель – логопед отмечает работу

каждого из детей на занятии).

Учитель – логопед. Вы сегодня проявили себя активными, дружными и я хочу подарить вам энциклопедию «Мир растений», для того, чтобы вы еще больше узнали о ягодах.

(Учитель – логопед дарит детям энциклопедию).

Учитель – логопед. Спасибо всем. До новых встреч!

Используемая литература.

- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий. Москва. Издательство Гном. 2013г.

- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий. Москва. Издательство Гном. 2013г.

- Кыласова Л.Е. Развитие речи. Волгоград. Издательство Учитель. 2012г.

- Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (Старшая группа). Москва. Центр педагогического образования. 2010г.

- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей сообщим недоразвитием речи. Санкт – Петербург. «Детство – Пресс», 2005г.

- Петрова Е.В., Дроздова В.М. и др. Формирование коммуникативной компетенции у детей с ЗПР. Москва. «Школьная книга», 2013 г.

- Фатихова Л.Ф. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с задержкой психического развития. Уфа, 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе (образовательная область «Познавательное развитие») « Щедрые дары осени» с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»

Занятие поможет закрепить и уточнить знания об осени, названия осенних месяцев; развить познавательно - исследовательскую  и конструктивную деятельность; развить свободное общение в работе с игро...

Конспект НОД . Интеграция образовательных областей Познавательное развитие (ознакомление с социальным миром) - Художественно - эстетическое развитие (рисование) Старшая логопедическая группа Тема: "Веселые матрешки"

Расширять кругозор детей, развивать свободное общение, формировать эмоциональную отзывчивость, содействовать патриотическому воспитанию дошкольников, продолжать знакомить с предметом народного творчес...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Семья» (для детей средней группы)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Семья» (для детей средней группы) ...

Конспект НОД . Интеграция образовательных областей Познавательное развитие (ознакомление с социальным миром) - Художественно - эстетическое развитие (рисование) Старшая логопедическая группа Тема: "Веселые матрешки"

Расширять кругозор детей, развивать свободное общение, формировать эмоциональную отзывчивость, содействовать патриотическому воспитанию дошкольников, продолжать знакомить с предметом народного творчес...

Конспект проведения открытой образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Все профессии важны» для детей старшей группы

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22 «ГОРОД ДЕТСТВА»...