Интеграция образовательной и коррекционной программ в образовательной области «Физическое развитие» в логопедической группе»
статья по теме

Рычагова Татьяна Васильевна

Представление опыта работы по организации совместной деятельности воспитателя и учителя-логопеда в образовательной области физическое развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sertif.docx14.76 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из задач ДОУ является коррекция отклонений в развитии ребёнка. Успешное преодоление речевой недостаточности возможно лишь при условии использования всего комплекса разнообразных средств и методов, способствующих умственному, интеллектуальному, психическому развитию, воспитанию нравственно-волевых черт личности, а также полноценному физическому развитию.

Как известно, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. При этом отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у них снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

В начале учебного года, после проведённого диагностического обследования по физическому развитию, нами было выявлено, что у наших воспитанников наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием моторных функций речи, наблюдается отставание в состоянии двигательной сферы. Это проявляется в виде:

Недостаточной координации сложных движений;

Моторной неловкости, неточности при выполнении моторных проб;

Отставание от заданного темпа выполнения движений.

В совместном обсуждении, воспитателей и логопеда, результатов первичной диагностики нами был намечен план коррекционно-развивающей работы по физической культуре. В качестве приоритетных форм работы нами были выделены игровые формы, стимулирующие дошкольников к достижению цели упражнений, вызывающие потребность в общении, способствующие развитию общей и тонкой моторики, обеспечивающие положительный фон.

В процессе проведения совместной коррекционной работы нами широко используется применения пальчиковых игры. Например, «Ботинки», «Засолка капусты», «Мышка», «Вылезли на кочке». Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, развивают чувство ритма, а также положительно влияют на функционирование речевых зон коры головного мозга. В частности они благоприятно влияют на формирование у детей слоговой структуры слова. Так в нашей группе у многих детей  имеются проблемы с произнесением слов разной сложности (перестановки слогов, добавление или исключение частей слов). В результате регулярного выполнения таких игр, сопровождаемых отстукиванием каждого слога, нами было отмечено, что у этих детей ошибки при воспроизведении слов стали появляться реже. Помимо традиционных пальчиковых игр нами используется игры с разными предметами. Например «Шишки» - с использованием сосновых шишек, «Котёнок-глупыш» - с бельевыми прищепками, «Здравствуй, осень!» - с карандашом, а также игры с грецкими орехами («Я катаю мой орех, чтобы ста круглее всех»), игольчатыми мячами («Разноцветные шары», «Дождик»). Эти игры очень нравятся детям, они доставляют им эмоциональную радость, развивают ручную ловкость.

Кроме пальчиковой гимнастики нами широко используется упражнения на развитие дыхания. Ведь не секрет, что речевые нарушения тесно связанны с несформированностью дыхательных функций. В нашей группе имеются воспитанники с заиканием, дизартрией. Дыхание таких детей прерывистое, нарушено чередование вдоха и выдоха. Применение дыхательных упражнений способствует формированию у детей правильного диафрагмального дыхании, что положительно влияет на развитие речевых способностей,  а также развитие общей моторики детей. В своей работе мы используем следующие упражнения: «Насос», «Комарик», «Песенка гласных», «Ветер», «В лесу» и т.д. Кроме  этого нами были подобраны комплексы дыхательных упражнений, которые можно использовать в различных ситуациях.

По мимо пальчиковых и дыхательных упражнений в процессе организации непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию, мы используем игры, направленные на развитие фонематического слуха («Услышь и повтори», «Топни столько раз, сколько я», «Назови слово на заданный звук»), активизацию словарного запаса детей («Мяч бросай и грибы называй», «Я знаю три названия деревьев, ягод, овощей, …», «Скажи ласково»). Все подобранные упражнения имеют тесную связь с лексической темой недели. Например, знакомить детей с фруктами, мы закрепляем полученные знания на занятиях по физическому развитию («Бросай мяч и фрукт называй», «Лови да бросай – фрукты по цвету называй»). Именно такая взаимосвязь способствует лучшему усвоению полученных знаний, применению их свободной деятельности.

При проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий подбираем речевое сопровождение, которое позволяет автоматизировать звуки. Например, используем ранее выученные потешки («Стучит, бренчит на улице. Фома едет на курице» - боковой галоп, «Чики, чики, кички берёзовые лычки. Летели две птички собой невелички» - руки на поясе, повороты вправо, влево, «Как они летели - все люди глядели. Как они садились – все люди дивились» - наклоны вперёд и приседания).

В нашей группе есть дети с низкой двигательной активностью. Такой приём вызывает у детей эмоциональный отклик, желание участвовать в подвижных играх, куда включаются упражнения на моторику пальцев, координацию движений. Например, по лексической теме «Фрукты» была разучена игра «Яблоня, яблоня, где же твои яблоки. Заморозил их мороз или ветер их унёс». Для быстрого запоминания текста используем мнемотаблицы, которые составляем вместе с детьми. А так же используем мнемотаблицы в своей работе при проведении физкультурных мероприятий. Они помогают последовательно выполнять запланированные физические упражнения, упражнения на дыхание, моторики, координацию движений в играх.

Таким образом, совместная деятельность воспитателя, логопеда и детей по физическому развитию способствует лучшему усвоению полученных знаний по лексическим темам, формированию диафрагмального дыхания, развитию общей и мелкой моторики, развивают ручную ловкость. В дальнейшем нами планируется продолжение совместной работы в данном направлении для достижения наиболее лучших результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательной области "Физическая культура" (подготовительная группа)

Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов, предназначена для инструкторов по физическому воспитанию, работающих в ДОУ....

Интеграция образовательной и коррекционной программ в образовательной области «Физическое развитие» в логопедической группе»

Представление опыта работы по организации совместной деятельности воспитателя и учителя-логопеда в образовательной области физическое развитие...

Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" в средней группе по лексической теме "Посуда"

Разработано для реализации задач:- уточнить и расширить представления детей о посуде, ее назначении; закрепить понятия: чайная, столовая, кухонная посуда- уточнить и активизировать словарь по лексичес...

Конспект ОД в средней группе по образовательной области "Физическое развитие" "Секрет здоровья"

Конспект образовательной деятельности по физическому развитию в средней группе «Секрет здоровья»Цель: формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенство...

Образовательная область Физическое развитие

СТАТЬЯ "Спортивная борьба в школьных программах" .АВТОР Дьяконов Мирон Алексеевич, учитель физкультуры...

Рабочая программа по реализации образовательной области «Физическое развитие»

Рабочая программа образовательной области «Физическая развитие» для воспитанников составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования и примерной основной общео...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРЗОВАНИЯ для детей от 4 до 7 лет образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» срок реализации 2023/2024учебный год

Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья, создание условий для становления тво...