Роль школьного музея в воспитании патриотов
статья по теме
Статья об истории создания музея, его роли в воспитании подрастающего поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_muzeya_v_vospitanii_patriotov.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТОВ
З.Д. Хасанмурадова
(ГБОУ СОШ № 4 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель)
Время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. Школьники в настоящее время мало знают о подвигах героев Великой Отечественной войны. Возникает постоянная необходимость приблизить немеркнущие подвиги народа, примеры гражданского долга к сознанию, чувствам ребят, приобщить их к истокам героизма дедов, укрепить живую связь времен и поколений.
Проблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в нормативных документах Министерства образования РФ: государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
Патриотизм - одна из базовых составляющих личности гражданина, выражающаяся в чувстве любви, гордости, признания своему Отечеству, его истории и культуре, традициям, в осознании гражданского долга перед ним, в готовности к защите его интересов, формированию у учащихся чувства готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать ее историю, активно участвовать во всех делах и акциях школы.
В «Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» отмечается: «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе, как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства» [1, с.6].
Мы живём в непростое время. Всё труднее учить добру и милосердию, находить образец для подражания, проводить трогающие душу встречи, праздники, уроки. Но делать это надо во имя будущего. Жизнь продолжается и, по-прежнему, нужны людям доброта, любовь к Родине, своим родным и близким. Память о прошлом, желание и стремление к преобразованию, т.е. формирование активной жизненной позиции и высокой нравственности - эти понятия должны жить, не устаревая, передаваясь из поколения к поколению. Любой музей, а особенно школьный, это именно то место, где лучше всего идет процесс утверждения этих ценностей.
Гражданско-патриотическое воспитание - одно из приоритетных направлений воспитательной работы ГБОУ СОШ № 4 п.г.т. Алексеевка. В школе реализуется проект «Память». Основное поле деятельности – школьный музей Боевой славы.
Любой музей, а школьный в особенности, один из самых благодатных факторов воздействия на душу. Здесь воспитательное воздействие начинается с первых шагов. Сама обстановка, оформление, запах – всё вызывает волнение, трепет души и интерес. Именно здесь, в музее, узнают ребята неизвестные страницы истории родного края, о людях, которых хорошо знают, но не знали об их значимости и роли в жизни посёлка. Музей – это мощная река жизни, которая пробуждает лучшие мысли и чувства своих посетителей через уроки, экскурсии, встречи и праздники.
Любовь к Родине воспитывается не только словами, а прежде всего делами. Широкое поле деятельности открывает работа в школьных музеях. В нашем посёлке не велось боевых действий в период ВОВ, а значит, нет и непосредственных материальных свидетельств о событиях войны. Поэтому особо значима работа школьных музеев Боевой славы и поисковая работа по месту жительства. Знакомство с ветеранами помогает сделать изучение истории Родины конкретным, интересным, убедительным, а также воспитать глубокое уважение к памяти тех, кто в трудные годы войны воевал за свободу и независимость Отечества, выстоял и победил. Участвуя в поисковой работе, в конкурсах, мероприятиях ребята узнают историю страны, родного города, его трудовую и боевую историю, жизнь известных людей, узнают историю улиц, предприятий, историю родной школы. Расширяется их кругозор, формируются познавательные потребности. Проведение ежегодных традиционных дел и акций развивает умение трудиться, сотрудничать, коллективно решать творческие задачи, желание совершать гражданские поступки, так как дела, в которых они участвуют, несут в себе патриотический смысл, а значит все это - гражданские поступки.
Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры. Стержнем любого музея является история.
Во все времена развитие культуры и образования, нравственности и патриотизма было связано с изучением исторического прошлого. В новом осмыслении прошлого любое общество пытается найти решение многих вопросов дня сегодняшнего. Вот почему мы всё чаще обращаемся к своим историческим корням, традициям, к духовному и материальному наследию.
Главным методом образовательной деятельности, который предлагался и для музейной сферы деятельности, становился экскурсионный метод. «В умах всех, кто живо причастен к делу воспитания юношества, звучит теперь азбучною истиною, что обучение без экскурсированья – мертвая буква и экскурсионный метод – необходимый школьный прием» – отмечал один из основоположников экскурсионной школы в отечественном образовании И. М. Гревс.[2,C.9]
Наш школьный музей с его разносторонней краеведческой и идейно-нравственной работой хороший помощник в деле воспитания подрастающего поколения. Это «мастерская» для формирования детской души, хорошая и добрая, умная и содержательная. Без музея в школе сегодня не обойтись. Во-первых, своим оформлением и содержанием он вызывает интерес посетителей. Здесь есть вещи, книги, документы, реликвии, которые ребятам в силу их любознательности всегда интересны. Во-вторых, материал для музея собирают все: ребята нынешнего поколения и те, кто был до них, и учителя, и родители, и жители посёлка. В-третьих, здесь, в музее, как нигде, великолепно переплетаются интересы разных возрастов. Здесь всем интересно. Одним – фотографии на стенде дорогих и близких людей, другим – история ВОВ, третьим – современная война, кто-то изучает монеты и старинные деньги. Именно здесь пробуждается общественная активность и гражданственность. В-четвёртых, музей – это школа поиска, школа творчества и человеческого преобразования.
Заглянем в школьный музей. Здесь каждая вещь напоминает о прошлом, имеет свою историю. Красочные стенды, буклеты, альбомы, рассказывают нам о той или иной странице истории нашей Родины, города, школы. Через музей ведётся исследовательская работа с учащимися, разрабатываются новые темы.
Заходишь в музей, и слышится эхо войны. Перед глазами возникают картины сражений: бомбежка, пыль, стоны, ползущий, бегущий под огнем боец в каске. И вот эта каска со следами от пуль, привезенная с полей сражений, находится в музее. Заветные письма-треугольники. Развернешь, словно птицы с двумя крыльями. Сколько тепла, любви, веры в Победу в этих письмах. Кто увидел их, подержал в руках – тот проникся болью и гордостью за свою Родину.
Музейная работа методически разнообразна и это разнообразие поражает своей новизной и размахом. В такой работе легко внедряются новые формы и методы нравственного воздействия на душу и сердце посетителей. Здесь воедино сливаются опыт общения, интерес посетителей, их реакция и переживания на увиденное и услышанное. Конечно, восприятие увиденного у каждого своё, индивидуальное: у первоклассника и выпускника школы, у ветерана и жителей поселка. Каждый видит и воспринимает близко то, что ему более понятно и дорого. Да, по-разному мы смотрим, но едины в одном: музей всех заставляет волноваться и переживать. Здесь пробуждаются лучшие струны детской души. А раз это так, значит, музей достигает своей главной цели – он воспитывает лучшие качества человека. Поэтому школьный музей и должен жить в память о прошлом ради нашего будущего!
Таким образом, музей – это кладовая разнообразных методических приёмов. Музей – это «машина времени», которая помогает ребятам совершать экскурсии в историю Древней Руси, в историю Великой Отечественной войны, в историю средневековья и современную историю. Здесь всё возможно. Музей – школа знаний по интересам, школа, в которую идут с удовольствием и знания, которые хорошо запоминаются. У музея свой язык. Язык музейных реликвий – документы, вещи, книги, грамоты, оружие. Безмолвные свидетели прошлой жизни, они волнуют не меньше, так как пробуждают добрые, неведомые раньше чувства, и оживают во время экскурсий, уроков, встреч, праздников, наполняя чувством гордости и любви к своему народу, к Родине. Музей – Книга Памяти всего ценного из того, что было, которая передаётся, как эстафета поколениям нынешним и будущим.
Жизнь подтверждает, что нельзя вдохновить человека на подвиг, не преклонившись перед подвигом, уже совершённым. Мы не вправе предать забвению то, что было нашей славой и по праву обязано перейти в память и дела последующих поколений.
Многолетняя работа нашего музея лучшее тому подтверждение. Из года в год растёт число проводимых в музее мероприятий, музей стал центром идейно-нравственного воспитания школы и посёлка.
Ежегодно в феврале в музее Боевой славы проводятся уроки мужества «У каждого была своя война», «Солдат войны не выбирает». Они посвящены памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, воинам-интернационалистам. На мероприятии всегда присутствуют: Полисанов Александр, Почивалин Василий, Вышкин Сергей, Верхоглядов Сергей, Чеботарёв Евгений, Алексеев Александр - участники Афганской войны. Особым гостем стал Кияткин Марк Михайлович, воин-интернационалист, участник боевых действий «Куба-1962». Ребята готовят для гостей выступление, слова приветствия и благодарности.
Наши земляки, прошедшие эту суровую афганскую школу войны, в ноябре 1989 года здесь, в школьном музее, поклялись увековечить память об этой войне и показать современным детям, что такое современная война и как дорого она стоит. Панорама Афганистана изображает современную войну: горы, пески, техника – и высоко-высоко, в горном ущелье – фото Сергея Кафидова. Каждый год, 21 апреля, в день его рождения, перед этим снимком мама Сергея зажигает поминальную свечу. Горит Вечный огонь, стоят люди, склонив голову в минуту молчания. Поминают героев–ребят, чьи имена навсегда останутся в благодарной памяти потомков. Герои Афганской войны рассказывают ребятам, что война в Афганистане была жесткой. Ведь ни для кого не секрет, что в подобных конфликтах боевиков во все времена поддерживали различные международные организации, напрямую или косвенно связанные с терроризмом. Они рассказывают современным подросткам о том, чем настоящая война отлична от той, что изображается в западных фильмах, что в реальной войне не бывает побеждающего всех героя-одиночки, а самое главное на этой жестокой войне – плечо друга. Воины интернационалисты и сегодня остаются верными товарищами.
Ежегодно в рамках проекта «Память» проводятся акции ко дню Победы «Спасибо, тебе ветеран». Ребята посещают ветеранов Великой Отечественной войны, дарят им подарки, оказывают посильную помощь. В течение года проходят месячники «Знаний, Мира и Истории», «Единства и Дружбы», «Героизма и Мужества», «Истории и Памяти», «Семьи Володичкиных», «Краеведения», «Милосердия и Памяти», «Патриотизма», «Женщина и война», «Современная война»; классные часы, посвященные юбилейным и памятным историческим датам текущего года; уроки мужества в честь дней воинской славы России. Активисты школы участвовали в уроке мужества и неоднократно представляли работу школьного музея в Самарской Губернской Думе. Музей является неоднократным призёром окружных и областных конкурсов музеев.
Говоря сегодня о музее, о его роли в воспитании подрастающего поколения, невозможно не сказать о Косаревой Нине Антоновне, основателе школьного музея. Это трудолюбивый, наделённый огромной энергией человек. Читая Книгу отзывов, это можно утверждать. Столько теплых и добрых слов сказано в её адрес. Двухчасовая экскурсия проходит на одном дыхании. Слушая рассказы Нины Антоновны, вместе с ней погружаешься в те события и слушаешь, затаив дыхание.
Школьный музей известен далеко за пределы нашего города: сюда приезжают экскурсии школьников из Самарской области и других городов России. Его посещают во время визита в Алексеевку иностранные туристы: из Германии, Норвегии, США, Англии. Они оставили в книге отзывов свои наилучшие впечатления о музее.
Оригинальность и уникальность работы школьного музея заключается в следующем:
- наличие разнообразного материала: газеты, документы, фотографии, вещи, монеты, реликвии войны;
- панорама Афганистана, созданная воинами-интернационалистами, участниками ВОВ, учащимися школы;
- сам музей – это труд многих людей посёлка;
- в музее зажигается Вечный огонь;
- в музее все сидят, что даёт возможность видеть воздействие музея на каждого;
- в музее имеется Книга отзывов, начатая в 1991 году;
- популярность и активная работа в музее не затухает, а возрастает с годами, о чём свидетельствует Книга отзывов.
Немаловажным свидетельством результативности работы является неугасающий интерес к этой работе всего коллектива школы, учителей, учащихся и родителей, а также общественности к деятельности школьного музея. Жизнь не стоит на месте, и всё время происходят изменения в работе музея. Работы по-прежнему много, но именно её наличие сплачивает ребят, знакомит с живыми героями, учит общению и любви к людям, делам истории своей малой и большой Родины.
Посещение музея дает школьникам волнующее сознание беспримерного мужества, оставленного нам в наследство этими обыкновенными людьми с необыкновенной биографией.
Рассказы ветеранов о годах военной молодости, пожелтевшие письма и документы фронтовых лет, очерки в газетах 40-х годов, осколки снарядов в музейных витринах, земля, привезенная с мест боев – все это помогает ребятам ощутить не только разумом, но и сердцем, грозное дыхание войны. Рассматривая фотографии, военные документы, учащиеся приходят к выводу, что подвиги совершаются не чудо-богатырями, их совершают обыкновенные люди. Но эти люди стали героями, т.к. жизнь их была освещена высокой целью.
Школьникам нужны героические образы, ибо с детства в их сознание должны входить высокие понятия: долг, ответственность, верность, подвиг, патриотизм.
Школа живет и развивается, уверенно идет в будущее, в завтрашний день. Но у нее есть и прекрасное прошлое, которое бережно хранится в школьном музее и является достоянием каждого ученика и учителя, предметом гордости и восхищения. Покидая музей, невольно ловишь себя на мысли, что музей – это настоящая грандиозная памятная книга человечества, которую хочется листать и листать, читать и читать.
Главное направление всех мероприятий, проводимых в школе по патриотическому воспитанию - сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примеров героического прошлого народа.
Возросшее внимание государства и общества к патриотическому воспитанию, а, следовательно, и к деятельности музеев, открывает новые перспективы, создает новые возможности для их развития, вселяет в нас надежду на то, что патриотизм, став основой всего нравственного и духовного воспитания, станет и основой возрождения России. Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Поле деятельности педагогов и воспитателей в этом направлении огромно. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота. Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать детям.
Список литературы
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности ражданина России в сфере общего образования» [Текст]. А.Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. ― с.29 (Стандарты второго поколения)
- Гревс, Т.М. Экскурсионные методы. Формы познавательной деятельности./Т.М. Гревс. – М.: Наука, С.9-12
- Шалахова, Н.В. Музей и школа / Н.В. Шалахова. – М.: 1986. С. 75-80.
- «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль школьных музеев в системе гражданско-патриотического воспитания
Статья посвящена работе в музее имени Героя Российской Федерации Г.П.Лячина, капитана погибшего в 2000 году атомного крейсера "Курск". В центре внимания автора вопросы музейной педагогики, позволяющей...
Роль школьного музея в гражданском и патриотическом воспитании
Аннотация Предлагаемая вниманию читателей статья является итогом совместной деятельности педагогического коллектива ГОУ Школа № 268 Невского района Санкт-Петербурга по поиску современных технологий в...
Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании
Статья о роли школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся...
«РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА».
Предлагаемая статья является Рабочей программой по внеурочной деятельности «Музейное дело» в 5 класс, в рамках внедрения ФГОС второго поколения.При подготовке данной работы были использованы лич...
Тема проекта: «Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма в условиях перехода на новый ФГОС»
«Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма в условиях перехода на новый ФГОС»...
Практико-значимая работа. «Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма»
Школьный музей может и должен обеспечивать условия реализации содержания образования и учебно-познавательной деятельности, формирующих патриотизм школьников. Он интегрирует в себе возможности носителя...
«РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНИНА»
Статья о роли школьного музея в воспитании гражданина....