«РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНИНА»
статья

Финогенова Полина Леонидовна

Статья  о роли школьного музея в воспитании гражданина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx13.33 КБ

Предварительный просмотр:

Статья.

«РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНИНА»

Путь движения современной России к правовому государству и гражданскому обществу ставит задачу перед школой воспитания самостоятельной, социально активной, творческой личности, воспитание Гражданина.

В Законе «Об Образовании» в преамбуле четко определены задачи воспитания и образования. «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства»… это положение принципиально новое для современной школы, ориентированной на обучение.

( слайд «Гражданское образование»)

По данной схеме мы видим, что «компетентностный подход» стал не только в нашей стране педагогической модой. Этот подход реализуется и в странах Запада. Но возникает тревожный вопрос: как соотносятся формирование компетенций и нравственное воспитание? Мы знаем, что это разнонаправленные виды педагогической деятельности, ориентированные на разные результаты.

Не случайно в терминологии Президента России есть выражение: «человеческий капитал», подразумевающее не только холодный профессионализм, но и нравственную направленность личности. Хочется привести слова Д.И.Менделеева: «Знание без воспитания – это меч в руках сумасшедшего». Кто–нибудь сомневается в том, что очень компетентный юрист может оказаться взяточником и коррумпированным чиновником…? Скажите, а какой уровень теоретической компетентности был у 28 героев-панфиловцев? У всех было только начальное образование. Но уровень нравственной позиции чрезвычайно высок.

Формирование гражданственности является важной задачей школы (слайд «Гражданственность»). Для этого необходим комплекс отбора содержания гражданского образования, ориентир на становление социально-гражданской компетентности, в сочетании с духовными ценностями. Роль музея в школе здесь весьма значительна.

Нам хотелось бы поделиться опытом нашего школьного музея « История 265 ОПАБа Народного ОПОЛЧЕНИЯ».

Музей был создан более 40 лет назад.  За эти годы сменились 8 директоров, но музей сохранил свой потенциал и усовершенствовал систему работы. На протяжении ряда лет ребята работали над социальным проектом «Связь времен – связь поколений» по  материалам музея и именно они выступили с инициативой перевода музея на 1-й этаж:

Ведь ветеранам становилось все труднее подниматься на 4 этаж.

Я хочу только наметить основные формы работы музея в образовательном процессе:

1.подготовка и проведение экскурсий ( дать фото Данченкова Вадима, Дашиной Полины)  

2. Проведение занятий с активом и подготовка к районным и городским конкурсам экскурсоводов школьных музеев. На протяжении ряда лет наши ребята занимают призовые места (фото). 3. Проведение уроков истории в музее (фото)

4. формирование социальной позиции: уход за могилой командира на Пискаревском кладбище (фото), участие в модернизации музея.

5.встречи с ветеранами, совместные встречи и митинги в районе  боев батальона в Русско-Высоцкого, совместные субботники с учащимися школы в Русско-Высоцком

6. Проведение в музее награждений ветеранов.

7. формирование исторической памяти (фото стендов)

Мы не можем показать все фото о нашей деятельности, сейчас идет работа над социальным проектом в Акции «Я- гражданин России», в котором рассказывается о модернизации нашего музея и участии в этом наших учащихся. Но надо отметить постоянное сотрудничество с муниципалитетом (фото) и активность руководителей музея ,что способствовало  формированию эмоциональной сферы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьных музеев в системе гражданско-патриотического воспитания

Статья посвящена работе в музее имени Героя Российской Федерации Г.П.Лячина, капитана погибшего в 2000 году атомного крейсера "Курск". В центре внимания автора вопросы музейной педагогики, позволяющей...

Роль школьного музея в гражданском и патриотическом воспитании

Аннотация Предлагаемая вниманию читателей статья является итогом совместной деятельности педагогического коллектива ГОУ Школа № 268 Невского района Санкт-Петербурга по поиску современных технологий в...

Роль школьного музея в воспитании патриотов

Статья об истории создания музея, его роли в воспитании подрастающего поколения...

«РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА».

Предлагаемая статья является Рабочей программой по  внеурочной деятельности «Музейное дело» в 5 класс, в рамках внедрения ФГОС второго поколения.При подготовке данной работы были использованы лич...

Тема проекта: «Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма в условиях перехода на новый ФГОС»

«Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма  в условиях перехода на новый ФГОС»...

Практико-значимая работа. «Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма»

Школьный музей может и должен обеспечивать условия реализации содержания образования и учебно-познавательной деятельности, формирующих патриотизм школьников. Он интегрирует в себе возможности носителя...

Выступление на педсовете школы по теме «Роль школьного урока в воспитании гражданина: средства, способы, приёмы».

Урок – неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников, именно на уроке ученик больше всего познает, на уроке происходит воспитание....