Программа и КТП внеурочной деятельности "Я - пятиклассник"
рабочая программа (5 класс) по теме

Анисимова Ляна Миграновна

Внедрение ФГОС позволила ввести в программу внеурочной деятельности в 5 классе адаптационного курса "Я - пятиклассник". Предлагаю авторский вариант данной программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное город Горячий Ключ

Краснодарского края

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

муниципального образования город Горячий Ключ

УТВЕРЖДЕНО

решением педсовета протокол № 1

   от   «31»     августа       2012     года

Председатель педсовета

__________   Колосова Н.Е.

 

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Я - пятиклассник»

Ступень обучения (класс)    основное общее образование

                                                5  класс

Количество часов   34        Уровень   базовый

Учитель          Анисимова Ляна Миграновна

I.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения  определяет  личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными результатами обучения.

Наряду с формированием универсальных учебных действий важной задачей становится необходимость формирования у школьников ценностных, нравственных установок и ориентиров, введение в мир большой духовной культуры.  Такое непосредственное взаимодействие выстраивается в процессе внеурочной деятельности.  Деятельность, общение и бытие ребенка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые учитель осуществляет физическое, нравственное воспитание,  гарантирует успешность социализации и индивидуализации современных школьников,  содействует развитию их способностей.  

           Курс « Я – пятиклассник» призван создать условия для успешной адаптации детей в школе и повышения уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению.

          На первом этапе работы основное  внимание уделяется формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях. У младших подростков, с одной стороны, очень сильно желание самоутвердиться, им важно быть самостоятельными и независимыми, с другой стороны им необходимо получить первый опыт взаимодействия и сотрудничества в новом классном коллективе. Следовательно, на первом этапе очень важно создать в классе доброжелательную атмосферу.

          На втором этапе проводится работа с основными проблемами, возникающими у пятиклассников. Кроме того, решается важная задача принятия правил школы и класса, установления норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы. Осознание новых правил у детей происходит двумя путями: с одной стороны, формируется восприятие относительности рамок «хорошо — плохо», чтобы ребенок не относился к правилу как к категорическому требованию, а с другой стороны, до сознания детей доводится значимость правил, формируется отношение к ним как к определенной ценности. Важнейшей задачей этого этапа является помощь детям в осознании требований преподавателей. Соответственно  решается еще одна задача – способствование установлению межличностных отношений с педагогами.

На этом этапе необходимо помочь младшим подросткам почувствовать себя состоятельными не только в общении, но и в деятельности учения, поэтому можно выделить следующие направления работы: формирование конструктивного отношения к неудачам, ошибкам; анализ уже достигнутых успехов.

На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми требований преподавателей. Формируется понимание критериев оценки устной или письменной работы (правильность, аккуратность, красота и др.), критериев отношение педагогов к правилам поведения в школьном кабинете, к правилам ведения тетрадей, осваиваются способы работы, способствующие достижению высоких результатов. Таким образом,  создаются условия не только для адаптации пятиклассников к средней школе, но также и для формирования адекватной самооценки и правильного отношения к результатам деятельности другого ребенка. Отдельно решается задача ориентирования ребенка на процесс деятельности, а не на оценку.

На этом же этапе начинается работа по принятию детьми своих негативных чувств. Поэтому отдельного внимания заслуживают приемы по снижению напряжения в школьных ситуациях; с помощью этих приемов дети овладевают навыками релаксации и работы со школьными страхами.

На четвертом этапе особое внимание уделяется формированию некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа над развитием коммуникативных умений, среди которых выделяются конструктивные способы поведения в конфликтных школьных ситуациях. На этом этапе мы используются приемы, позволяющие работать со школьной тревожностью и излишним волнением, возникающим у детей в различных ситуациях на уроке.

На пятом этапе происходит осмысление личных целей детей на период обучения в 5 классе. Подводятся итоги групповой работы.

         Цель программы: способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы.

Задачи:

   Формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности

   Формирование положительной учебной мотивации детей

   Формирование групповой сплоченности

   Освоение детьми школьных правил

   Выработка норм и правил жизни класса

   Формирование навыков уверенного поведения

   Формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях

   Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.

Методы и приёмы, используемые в программе

1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).

2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.

3. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).

4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.

5. Метафорические истории и притчи.

 

 

Программа курса  рассчитана на 1 год. Число часов – 34. Занятия проводятся раз в неделю.

                               II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№  п/п

Название раздела

Кол-во часов

Темы занятий

теория

практика

1

Можно ли учиться с удовольствием

4

5

Здесь и сейчас мы собрались

«Здравствуй, 5 класс!»

Я и мой класс

Я и моя школа

Принятие правил

Что поможет мне учиться

Легко ли быть учеником

Оценка и отметка

Портрет идеального учителя

2

Искусство общение

4

3

Средства общения

Какой я собеседник?

Умение слушать и слышать

Правила честного спора

Общение без слов

Поговорим рисунками.

Портрет нашего класса

3

Мы - команда

2

3

Наши сходства и различия

Как избежать конфликтов

Сплочённость и доверие

Взаимопонимание и взаимопомощь

Командный дух

4

Учимся управлять эмоциями

3

2

Наши эмоции и чувства

Проявление эмоций и чувств

Как преодолеть  негативные эмоции

Наши страхи

Приёмы создания позитивного настроя

5

Цель и пути её достижения

4

2

Значение планов и целей

Какие цели бывают

Как правильно поставить цель

Ложные и истинные цели

Почему мы не всегда достигаем цели

Учимся ставить цели

6

Наука отдыхать

1

1

Правила здорового питания

Правила здорового сна

III. Предполагаемые  результаты реализации программы

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о нормах коллективной жизни;  об основных формах  и правилах общения; о способах и приёмах управления своими эмоциями

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родной школе, своему классу, к своему собственному здоровью и внутреннему миру.    

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт волонтерской деятельности; опыт заботы о малышах и организации их досуга; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.  

Результаты формирования регулятивных универсальных учебных действий

Выпускник научится:

-  принимать и сохранять учебную задачу;

      -  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

      -  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

       -  адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

       -  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Результаты формирования коммуникативных универсальных учебных действий

– осознавать качества необходимые для учащегося средней школы:

– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

          – объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения к другим людям;

– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

– учитывать интересы других людей при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

– осознавать ответственность за своё речевое поведение;

        – анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

  1. осознавать значимость  активной гражданской и социальной деятельности.

Результаты формирования личностных универсальных учебных действий

  1. адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
  2. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  3. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  4. формулировать собственное мнение и позицию;
  5. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  6. строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  7. задавать вопросы;
  8. контролировать действия партнёра;
  9. использовать речь для регуляции своего действия;
  10. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

- слушать и вступать в диалог, участвовать в   коллективном обсуждении проблем, понимать точку зрения другого.

 – слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою.

IV.ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Формы подведения итогов:

- анкетирование.

V. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия. Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности. Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга.  

Предпочтение отдается многофункциональным техникам, таким как моделирование образцов поведения, позволяющим преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка. Тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, поэтому в основной части занятия в первую очередь представлены упражнения и игры, направленные на снятие тревожности и школьных страхов. Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.

VI. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. Грецов А. Тренинг общения для подростков. СПб, 2007.
  2. Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс! М., 2007.
  3. Королева Е. В. Проблемные ситуации в школе и способы их решения. М, 2006.
  4. Слободяник Н. П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы. М., 2004.
  5. Фопель К. Чтобы дети были счастливы. М, 2006.
  6. Шилова Т. А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации. М., 2005.
  7. Шишковец Т. А. Осложненное поведение подростков. М, 2006.

 

2.

Технические средства обучения

Компьютер, сканер, принтер, видеомагнитофон

3.

Экранно-звуковые пособия

Проектор, экран

4.

Игры, пособия, словари, раздаточный материал

Пособия для ролевых игр и тренингов, разработки по темам; карточки с подбором лексики по изучаемой теме; тематический материал периодической печати; справочники; словари.

5.

Оборудование класса

Парты, стулья, блокноты, ручки

СОГЛАСОВАНО                                                             СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО                                                                           Заместитель директора

учителей ……                                                                                                 по

от .. августа 2012 г.                                                                                      ___________        Панкова Н.А.

        

 Руководитель МО                                                                                      (подпись)                  (расшифровка подписи)

__________ ………

(подпись)         (расшифровка подписи)



Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Горячий Ключ

Краснодарского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

муниципального образования город Горячий Ключ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

курса внеурочной деятельности

«Я - пятиклассник»

Класс           5

Учитель       Анисимова Ляна Миграновна

Количество  часов:  34

Планирование    составлено на   основе  рабочей программы «Я - пятиклассник»  (автор  Анисимова Л.М., программа утверждена решением педсовета МОУ СОШ № 2, протокол № 1 от 31 августа 2012 года)

№ п/п

Наименование раздела, тем

Всего часов

Теория

Прак-тика

Дата

план

факт

1 четверть

Раздел 1. Можно ли учиться с удовольствием  - 9

1.

Здесь и сейчас мы собрались

1

1

2.

«Здравствуй, 5 класс!»

1

1

3.

Я и мой класс

1

1

4.

Я и моя школа

1

1

5.

Принятие правил

1

1

6.

Что поможет мне учиться

1

1

7.

Легко ли быть учеником

1

1

8.

Оценка и отметка

1

1

9.

Портрет идеального учителя

1

1

2 четверть

Раздел 2. Искусство общения – 7 часов

10.

Средства общения

1

1

11.

Какой я собеседник?

1

1

12.

Умение слушать и слышать

1

1

13.

Правила честного спора

1

1

14.

Правила честного спора

1

1

15.

Общение без слов

1

1

16.

Поговорим рисунками. Портрет нашего класса

1

1

3 четверть.

Раздел 3. Мы – команда – 5 часов

17.

Наши сходства и различия

1

1

18.

Как избежать конфликтов

1

1

19.

Сплочённость и доверие

1

1

20.

Взаимопонимание и взаимопомощь

1

1

21.

Командный дух

1

1

Раздел 4. Учимся управлять эмоциями  - 5 часов

22.

Наши эмоции и чувства

1

1

23.

Проявление эмоций и чувств

1

1

24.

Как преодолеть  негативные эмоции

1

1

25.

Наши страхи

1

1

26.

Приёмы создания позитивного настроя

1

1

4 четверть.

Раздел 5. Цель и пути её достижения – 6 часов

27.

Значение планов и целей

1

1

28.

Какие цели бывают

1

1

29.

Как правильно поставить цель

1

1

30.

Ложные и истинные цели

1

1

31.

Почему мы не всегда достигаем цели

1

1

32.

Учимся ставить цели

1

1

Раздел 6. Наука отдыхать – 2 часа

33.

Правила здорового питания

1

1

34.

Правила здорового сна

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...

Внеурочная деятельность пятиклассников. Конспект занятия "Мы - команда".

Конспект занятия по программе внеурочной деятельности пятиклассников "Как придумать все на свете. Развитие креативности"....

Рабочая программа по внеурочной деятельности пятиклассников "Как придумать все на свете".

Цель данной программы: осознание креативности в себе и её развитие. Развитие способности участников находить новые нестандартные (креативные) решения  задач; налаживание коммуникативных...

Внеурочная деятельность пятиклассников в условиях реализации ФГОС .

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом  общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа  общего образования реализуется образовательным учре...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность на краеведческом материале»

Рабочая программа курса «Исследовательская деятельность на краеведческом материале» предназначена для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы и осуществляется в рамках вн...