Программа внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"
рабочая программа
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи, образовательного учреждения и родного города, бережное отношение к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shk_vezh_nauk.docx | 77.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Октябрьская коррекционная школа № 19
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Рассмотрено на заседании ШМО от__________2021г. протокол № 1 ____________Л.И.Савченко | Согласовано зам.директора ___________Е.А.Закирова | Рассмотрено на заседании Педагогического совета от _______________2021г. протокол № 1 | Утверждаю Директор ГБОУ ОКШ № 19 ___________С.В.Имамеева от ___________2021г. приказ №___________ |
Программа
внеурочной деятельности «Школа вежливых наук»
(социальное направление)
для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
1/1 дополнительного - 4 классов
Срок реализации: 5 лет
Составитель: С.Н.Тимеркаева
2021-2026 учебный год
Программа внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» социального направления для обучающихся с задержкой психического развития ГБОУ ОКШ № 19 составлена в соответствие с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 –ФЗ от 29 декабря 2012 года;
- Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года №696-з "Об образовании в Республике Башкортостан";
- ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. N 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (с изменениями и дополнениями)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
- АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 ГБОУ ОКШ № 19.
- Устав ГБОУ ОКШ № 19
- Положение ГБОУ ОКШ № 19 о рабочих программах
- Учебный план ГБОУ ОКШ № 19
- Годовой календарный учебный график ГБОУ ОКШ № 19.
Планируемые результаты освоения обучающимися
Программы внеурочной деятельности «Школа вежливых наук»
Данная программа ориентирована на формирование универсальных учебных действий (далее – УУД)
Личностные УУД
- самоопределение
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих
- установка на здоровый образ жизни
Регулятивные УУД
- понимание и сохранение учебной задачи
- адекватное восприятие оценки учителя и окружающих
- осуществление пошагового и итогового контроля
- различие способа и результата действия
Познавательные УУД
- включение в творческую деятельность обучающихся
- установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий
- осуществление поиска необходимой информации и выделение конкретной информации с помощью учителя
построение этически грамотных высказываний в устной и письменной форме
Коммуникативные УУД
- адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- аргументация своего решения и координация его с решениями партнеров в сотрудничестве при выработке общего направления в совместной деятельности
В результате прохождения программы внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – обучающиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
- сформировать позитивное отношение обучающихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
- Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
- Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи, образовательного учреждения и родного города, бережное отношение к ним.
Содержание программы
Азбука этики. Основные понятия этики. Взаимопомощь: учёба и труд. Школьное имущество надо беречь. Я – личность. Мои роли.
Школьный этикет
Правила поведения в школе. Мы пришли на урок. Зачем нужны перемены? Мы в школьной столовой. Культура принятия пищи.
Этика - наука о морали».
Направлен на развитие самооценки, которая регулирует поведение личности в конкретных условиях, вдохновляет человека на успех. Именно через самооценку у личности выявляется самоуважение. Самооценка тесно связана с самовосприятием, которое осуществляется через восприятие своего внешнего вида, собственных норм и ценностей, результаты собственной деятельности.
Правила общения
Зачем нужны вежливые слова? Доброжелательность. Какие бывают поступки? Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. Я и мои товарищи. Общение со сверстниками в играх. Мой учитель. Думай о других: сочувствие, как его выразить? Моя семья. Я среди людей.
Зачем быть вежливым?» Школьники знакомятся с культурой общения. Этикет общения, выработанный человечеством на протяжении многих веков, определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях. Дети знакомятся с простейшими правилами общения, основанными на уважении и доброжелательности
О трудолюбии
Что помогает учиться лучше (старательность)? Как мы трудимся в школе. Мои обязанности в классе. Как мы трудимся дома. Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои и школьные вещи).
Культура внешнего вида
Основные правила Мойдодыра. Как я выгляжу. Правила ухода за одеждой. Культура одежды. Язык красок.
Простые правила этикета. Правила поведения на улице. Правила поведения в транспорте. Правила поведения в общественных местах. Праздничный этикет. «Спасибо» и «пожалуйста». Обобщение изученного за год. Итоговый тест.
Ты и твоё здоровье.
Расширять знания детей о здоровом образе жизни по принципу «В здоровом теле - здоровый дух».
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Школа вежливых наук»
1/1 дополнительный классы
№ | Тема | Содержание | Количество часов |
1 | Чем мы будем заниматься. | Знакомство с понятием «этикет». | 1 |
2 | Твоё имя. Будем общаться. | Как люди общаются между собой. | 1 |
3 | Волшебница речь. | Чудесные превращения слов. Слова, которые имеют большое значение в жизни людей. Значимость буквы в слове. | 1 |
4 | Обращение | Слова обращения к разным людям на разных уровнях. | 1 |
5 | Учимся здороваться с разными людьми. | Слова приветствия. Как нужно отвечать на приветствие. | 1 |
6 | Звонок по телефону. | Правила начала разговора по телефону. Разговор по телефону. | 1 |
7 | Звонок по телефону. | Практическая работа: моделирование телефонных разговоров с разными людьми. | 1 |
8 | Слова извинения. | Употребление различных форм выражения извинения. | 1 |
9 | Приглашение и ответ на него. | Составление приглашений на разные мероприятия и вари анты ответов на приглашение | 1 |
10 | Письменное приглашение. Приглашение по телефону. | Составление письменного приглашения. Разыгрывание ситуаций приглашения по телефону. | 1 |
11 | Поздравление и пожелание. | Составление поздравлений с пожеланиями разным людям. | 1 |
12 | Извинение и ответ на него. | Учимся извиняться и отвечать на извинение. Слова извинения. | 1 |
13 | Комплимент и ответ на него. | Знакомство с понятием «комплимент». Конкурс на лучший комплимент. | 1 |
14 | Благодарность и ответ на неё. | За что нужно благодарить. Слова благодарности, выражение просьбы. | 1 |
15 | Давайте договоримся. | Знакомство со считалками. | 1 |
16 | Правила поведения в кино, театре. Библиотеке, музее. | Разыгрывание ситуаций. Инсценировка стихотворений по теме. | 1 |
17 | Весёлая контрольная работа. | Определить, что в высказываниях неправильно . | 1 |
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Школа вежливых наук»
2 класс
№п/п | Тема | Содержание | Количество часов |
1 | Какой я ученик? | Беседа. ( Осознание себя как личности, видение положительных и отрицательных черт характера) | 1 |
2 | Поговорим о доброте. | Чтение и обсуждение рассказов В.Сухомлинского «Как белочка дятла спасла». Истории о доброте: «Две козы» и «Два барана» | 1 |
3 | Поговорим о справедливости | Сказка «Мужик и медведь». Рассказ Ф.Кривина «Можно ли обижать больших?» А. Барто « Я лишний» | 1 |
4 | Что такое вежливость? | Чтение и обсуждение рассказа Ю.Ермолаева «Проговорился» | 1 |
5 | Поговорим о дружбе. | Рассказы И. Туричина, В. Осеевой «Долг», басни «Чиж и голубь», «Муравей и голубка». Составление и обсуждение правил дружбы в парах. | 1 |
6 | Поговорим о честности. | Чтение и обсуждение рассказа Л. Н. Толстого«Мальчик и волк, В.Драгунского «Тайное становится явным». | 1 |
7 | Трудолюбивый человек – какой он? | Чтение сербской сказки «Кто не работает, тот не ест», С.Маршака «Кот и лодыри» | 1 |
8 | Правила личной гигиены | Стихотворения Л. Яхнина «Очень правдивая история». Творческое задание «Портреты чистюли и грязнули». | 1 |
9 | Поговорим о бережливости | Стихотворение А. Барто «Про Никитина Ваню». Составление правил бережливого человека. | 1 |
10 | Поговорим о заботливом отношении к людям. | В. Осеева «Просто старушка». Чтение и обсуждение сказки «Старый дед и внучек». | 1 |
11 | Крепкая дружба. | Чтение и обсуждение рассказа В, Осеевой «До первого дождя». Инсценирование сказки «Лиса и журавль». | 1 |
12 | Поговорим о маме | Чтение рассказа Б. Емельянова «Мамины руки», стихотворения Г. Глушнева «Мама пришла», Творческое задание «Моя мама» | 1 |
13 | Забота о братьях наших меньших. | Вступительная беседа «Мы в ответе за тех, кого приручили». Рисунки детей | 1 |
14 | Правила поведения в школе | Повторение правил поведения в школе, в общественных местах, на улице. Викторина «Правила поведения в школе» | 1 |
15 | Правила поведения в общественных местах | Викторина «Правила поведения в общественных местах» | 1 |
16 | Правила поведения на улице | Инсценирование ситуаций по теме «Правила поведения на улице» и их обсуждение. | 1 |
17 | Правила поведения в летний период во время каникул | Задание на лето | 1 |
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Школа вежливых наук»
3 класс
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Количество часов |
1 | Кто я и как выгляжу? | Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. | 1 |
2 | Плохо одному | Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. | 1 |
3 | Товарищи и друзья | Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. | 1 |
4 44 | Как завоевывать друзей | Правила общения с товарищами и друзьями. | 1 |
5 | Бескорыстие в дружбе | Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. | 1 |
6 | Верность слову | Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову. | 1 |
7 | О вежливых словах и их применении. | Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. | 1 |
8 | Правила приветствия и прощания | Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. | 1 |
9 | Отношение к старшим | Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. | 1 |
10 | Отношение к учителю | Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. | 1 |
11 | Отношение к малышам | Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким. | 1 |
12 | Как вести себя в школе, на переменах | Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки. | 1 |
13 | Правила поведения в столовой, за столом | Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». | 1 |
14 | Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях». | 1 |
15 | Как правильно разговаривать по телефону | Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону» | 1 |
16 | Правила поведения в общественном транспорте | Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе». | 1 |
17 | Как вести себя в общественных местах | Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. | 1 |
18 | Что мы узнали и чему научились | Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». Праздник вежливых ребят | 1 |
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Школа вежливых наук»
4 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классый час "школа вежливых наук"
Разработка классного часа содержит рекомендации по его проведению, сценку, игру, и может использоваться для группы классов. В качестве дополнения предлагается просмотреть мультфильм "А...
Программа дополнительного образования "Школа вежливых наук"
Программа дополнительного образования «Школа вежливых наук» содержит систему творческих занятий, которые позволяют в занимательной игровой форме познакомить детей с историей развития культуры по...
Курс внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"
Данный курс предназначен для учащихся 1 класса в рамках реализации ФГОС....
Планирование воспитательной работы "Школа вежливых наук"
Материал может быть полезен при планировании работы по культурному воспитанию учащихся....
По странам Вежливых наук.
Цель: Прививать учащимся правила поведения в обществе.Один из принципов детского коллектива – это романтика, интерес. Повседневную работу с ребятами надо строить таким образом, чтобы она была яркой, к...
КОНСПЕКТ занятия по внеурочной деятельности «Школа вежливых наук»
Тема занятия: «Как быть вежливым и старательным»Цель: прививать навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и др...
Конспект внеурочного занрятия «Путешествие в школу вежливых наук»
Направление: общекультурноеВид деятельности: игроваяТема: «Путешествие в школу вежливых наук»Форма проведения занятия: беседа-играЦель – создание условий для ознако...