Программа внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"
рабочая программа

Тимеркаева Светлана Николаевна

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи, образовательного учреждения и родного города, бережное отношение к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shk_vezh_nauk.docx77.6 КБ

Предварительный просмотр:

http://school-int2.bash.eduru.ru/media/2019/08/03/1263881141/Dobroshkola_prezentaciya_RB.jpg                                         ГБОУ Октябрьская коррекционная школа  № 19

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Рассмотрено

на заседании ШМО от__________2021г.

протокол № 1

____________Л.И.Савченко

Согласовано

зам.директора

___________Е.А.Закирова

Рассмотрено

на заседании

Педагогического совета

от _______________2021г.

протокол № 1

Утверждаю

Директор ГБОУ ОКШ № 19

___________С.В.Имамеева

от ___________2021г.

приказ №___________

Программа

внеурочной деятельности «Школа вежливых наук»

(социальное  направление)

для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)

1/1 дополнительного - 4 классов

Срок реализации: 5 лет

Составитель: С.Н.Тимеркаева

2021-2026 учебный год

           Программа внеурочной деятельности  «Школа вежливых наук»   социального направления для обучающихся с задержкой психического развития ГБОУ ОКШ № 19 составлена в соответствие с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 –ФЗ от 29 декабря 2012 года;
  • Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года №696-з "Об образовании в Республике Башкортостан";
  • ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с  ОВЗ;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. N 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (с изменениями и дополнениями)
  •  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
  • АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 ГБОУ ОКШ № 19.
  • Устав ГБОУ ОКШ № 19  
  • Положение ГБОУ ОКШ № 19 о рабочих программах
  • Учебный план ГБОУ ОКШ № 19  
  • Годовой календарный учебный график ГБОУ ОКШ № 19.  

Планируемые результаты освоения обучающимися   

Программы внеурочной деятельности «Школа вежливых наук»

          Данная программа ориентирована на формирование универсальных учебных действий (далее – УУД)

Личностные УУД

  • самоопределение
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих
  • установка на здоровый образ жизни

Регулятивные УУД

  • понимание и сохранение учебной задачи
  • адекватное восприятие оценки учителя и окружающих
  • осуществление пошагового и итогового контроля
  • различие способа и результата действия

Познавательные УУД

  • включение в творческую деятельность  обучающихся
  • установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий
  • осуществление поиска необходимой информации и выделение конкретной информации с помощью учителя

      построение этически грамотных высказываний в устной и письменной форме

Коммуникативные УУД

  • адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач
  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
  • аргументация своего решения и координация его с  решениями партнеров в сотрудничестве при выработке общего направления в совместной деятельности                                            

В результате прохождения программы внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – обучающиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  • сформировать позитивное отношение обучающихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  • Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть  дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
  • Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими  и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

      Третий уровень результатов -  получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его  достижения необходимо:

сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

   Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным,   постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания  социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие  младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня  воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется   реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи, образовательного учреждения и родного города, бережное отношение к ним.

Содержание программы

Азбука этики. Основные понятия этики. Взаимопомощь: учёба и труд. Школьное имущество надо беречь. Я – личность. Мои роли.

Школьный этикет

Правила поведения в школе. Мы пришли на урок. Зачем нужны перемены? Мы в школьной столовой. Культура принятия пищи.

Этика - наука о морали».

Направлен на развитие самооценки, которая регулирует  поведение личности в конкретных условиях, вдохновляет человека на успех. Именно через самооценку у личности выявляется самоуважение. Самооценка тесно связана с самовосприятием, которое осуществляется через восприятие своего внешнего  вида, собственных норм и ценностей, результаты  собственной деятельности.

Правила общения

Зачем нужны вежливые слова? Доброжелательность. Какие  бывают поступки? Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. Я и мои товарищи. Общение со сверстниками в  играх. Мой учитель. Думай о других: сочувствие, как его выразить? Моя семья. Я среди людей.

Зачем быть вежливым?» Школьники знакомятся с культурой общения. Этикет общения, выработанный человечеством на протяжении многих веков, определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях. Дети знакомятся с простейшими правилами общения, основанными на уважении и доброжелательности

 О трудолюбии

Что помогает учиться лучше (старательность)? Как мы трудимся в школе. Мои обязанности в классе. Как мы трудимся дома. Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои и  школьные вещи).

 Культура внешнего вида

Основные правила Мойдодыра. Как я выгляжу. Правила ухода за одеждой. Культура одежды. Язык красок.

Простые правила  этикета. Правила поведения на улице. Правила поведения в транспорте.  Правила поведения в общественных местах. Праздничный этикет. «Спасибо» и «пожалуйста». Обобщение изученного за  год. Итоговый тест.

Ты и твоё здоровье.

Расширять знания детей о здоровом образе жизни по принципу «В здоровом теле - здоровый дух».

Тематическое планирование  внеурочной  деятельности  «Школа вежливых наук»

1/1 дополнительный  классы

Тема

Содержание

Количество часов

1

Чем мы будем заниматься.

Знакомство с понятием «этикет».

1

2

Твоё имя. Будем общаться.

Как люди общаются между собой.

1

3

Волшебница речь.

Чудесные превращения слов. Слова, которые имеют большое значение в жизни людей. Значимость буквы в слове.

1

4

Обращение

Слова обращения к разным людям на разных уровнях.

1

5

Учимся здороваться с разными людьми.

Слова приветствия. Как нужно отвечать на приветствие.

1

6

Звонок по телефону.

Правила начала разговора по телефону. Разговор по телефону.

1

7

Звонок по телефону.

Практическая работа: моделирование телефонных разговоров с разными людьми.

1

8

Слова извинения.

Употребление различных форм выражения извинения.

1

9

Приглашение и ответ на него.

Составление приглашений на разные мероприятия и вари анты ответов на приглашение

1

10

Письменное приглашение. Приглашение по телефону.

Составление письменного приглашения. Разыгрывание ситуаций приглашения по телефону.

1

11

Поздравление и пожелание.

Составление поздравлений с пожеланиями разным людям.

1

12

Извинение и ответ на него.

Учимся извиняться и отвечать на извинение. Слова извинения.

1

13

Комплимент и ответ на него.

Знакомство с понятием «комплимент». Конкурс на лучший комплимент.

1

14

Благодарность и ответ на неё.

За что нужно благодарить. Слова благодарности, выражение просьбы.

1

15

Давайте договоримся.

Знакомство со считалками.

1

16

Правила поведения в кино, театре. Библиотеке, музее.

Разыгрывание ситуаций. Инсценировка стихотворений по теме.

1

17

Весёлая контрольная работа.

Определить, что в высказываниях неправильно .

1

Тематическое планирование  внеурочной  деятельности  «Школа вежливых наук»

 2 класс        

№п/п

Тема

Содержание

Количество часов

1

Какой я ученик?

Беседа. ( Осознание себя как личности, видение положительных и отрицательных черт характера)

1

2

Поговорим о доброте.

Чтение и обсуждение рассказов В.Сухомлинского «Как белочка дятла спасла». Истории о доброте: «Две козы» и «Два барана»

1

3

Поговорим о справедливости

Сказка «Мужик и медведь». Рассказ Ф.Кривина «Можно ли обижать больших?» А. Барто « Я лишний»

1

4

Что такое вежливость?

Чтение и обсуждение рассказа

Ю.Ермолаева «Проговорился»

1

5

Поговорим о дружбе.

Рассказы И. Туричина, В. Осеевой «Долг», басни «Чиж и голубь», «Муравей и голубка». Составление и обсуждение правил дружбы в парах.

1

6

Поговорим о честности.

Чтение и обсуждение рассказа Л. Н. Толстого«Мальчик и волк, В.Драгунского «Тайное становится явным».

1

7

Трудолюбивый человек – какой он?

Чтение сербской сказки «Кто не работает, тот не ест», С.Маршака «Кот и лодыри»

1

8

Правила личной гигиены

Стихотворения Л. Яхнина «Очень правдивая история». Творческое задание «Портреты чистюли и грязнули».

1

9

Поговорим о бережливости

Стихотворение А. Барто «Про Никитина Ваню». Составление правил бережливого человека.

1

10

Поговорим о заботливом отношении к людям.

В. Осеева «Просто старушка». Чтение и обсуждение сказки «Старый дед и внучек».

1

11

Крепкая дружба.

Чтение и обсуждение рассказа В, Осеевой «До первого дождя». Инсценирование сказки «Лиса и журавль».

1

12

Поговорим о маме

 Чтение рассказа Б. Емельянова «Мамины руки», стихотворения Г. Глушнева «Мама пришла», Творческое задание «Моя мама»

1

   13

Забота о братьях наших меньших.

 Вступительная беседа «Мы в ответе за тех, кого приручили». Рисунки детей

1

14

Правила поведения в школе

Повторение правил поведения в школе, в общественных местах, на улице. Викторина «Правила поведения в школе»

1

15

Правила поведения в общественных местах

Викторина «Правила поведения в общественных местах»

1

16

Правила поведения на улице

Инсценирование ситуаций по теме «Правила поведения на улице» и их обсуждение.

1

17

Правила поведения в летний период во время каникул

Задание на лето

1

Тематическое  планирование внеурочной деятельности «Школа вежливых наук»

3 класс

№ п/п

Тема занятия

Содержание

Количество часов

1

Кто я и как выгляжу?

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

1

2

Плохо одному

Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.

1

3

Товарищи и друзья

Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.

1

4

44

Как завоевывать друзей

Правила общения с товарищами и друзьями.

1

   5

Бескорыстие в дружбе

Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

1

6

Верность слову

Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация:     можно ли всегда быть верным данному тобой слову.

1

  7

О вежливых словах и их применении.

Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета.

1

8

Правила приветствия и прощания

Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

1

9

Отношение к старшим

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.

1

10

Отношение к учителю

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.

1

11

Отношение к малышам

Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.

1

12

Как вести себя в школе, на переменах

Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.

1

13

Правила поведения в столовой, за столом

Знакомство с правилами поведения  в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».

1

14

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

Знакомство с правилами поведения  в  гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».

1

15

Как правильно разговаривать по телефону

Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»

1

16

Правила поведения в общественном транспорте

Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».

1

17

Как вести себя в общественных местах

Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

1

18

Что мы узнали и чему научились

 Заочное путешествие  по «Школе вежливых наук».

Праздник вежливых ребят

1

Тематическое  планирование внеурочной деятельности «Школа вежливых наук»

4 класс

Тема занятия

Кол-во часов

1

Что в нашем имени? Проекты.

1

2

Что такое этика и этикет.

1

3

Плохо одному.

1

4

Этикет приветствия и прощания. Правила извинения и просьбы.

1

5

Праздник «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть!»

1

6

Великие о вежливости.

1

7

Праздник «Рыцарский турнир вежливости»

1

8

Игра – инсценировка «Учимся вежливости».

1

9

Отношение к учителю.

1

10

Как вести себя в школе, на переменах.

1

11

Правила поведения в столовой. Ролевая игра « Мы в столовой».

1

12

Как вести себя  в общественных местах.

1

13-14

Игры по правилам дорожного движения.

2

15

Безопасность при любой погоде.

1

16

Если хочешь быть здоров.

1

17

Устный журнал «Хочу всё знать»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классый час "школа вежливых наук"

Разработка классного часа содержит рекомендации  по его проведению, сценку, игру, и может использоваться для группы классов. В качестве дополнения предлагается просмотреть мультфильм "А...

Программа дополнительного образования "Школа вежливых наук"

Программа дополнительного образования «Школа вежливых наук» содержит систему творческих занятий, которые позволяют в занимательной игровой форме познакомить детей с историей развития культуры по...

Курс внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"

Данный курс предназначен для учащихся 1 класса в рамках реализации ФГОС....

Планирование воспитательной работы "Школа вежливых наук"

Материал может быть полезен при планировании работы по культурному воспитанию учащихся....

По странам Вежливых наук.

Цель: Прививать учащимся правила поведения в обществе.Один из принципов детского коллектива – это романтика, интерес. Повседневную работу с ребятами надо строить таким образом, чтобы она была яркой, к...

КОНСПЕКТ занятия по внеурочной деятельности «Школа вежливых наук»

Тема занятия:            «Как быть вежливым и старательным»Цель: прививать навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и др...

Конспект внеурочного занрятия «Путешествие в школу вежливых наук»

Направление:  общекультурноеВид деятельности:  игроваяТема: «Путешествие в школу вежливых наук»Форма проведения занятия:  беседа-играЦель – создание условий для ознако...