Методические разработки внеклассных мероприятий по математике.
методическая разработка по теме

Ногина Наталья Александровна

Педставлены методические разработки игр "Морской бой", "Путешествие в сказку" по теме "Векторы", "Звездный час", Крестики-нолики", а также интеллектуальных конкурсов "Самый умный" и "Умники и умницы" по естественнонаучным дисциплинам. Материалы могут быть использованы для организации внеклассной работы или в урочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_razrabotki_vneklassnyh_meropriyatiy.doc237 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБОУ СПО СО «Первоуральский политехникум»

Методические разработки внеклассных мероприятий

Разработчик: Ногина Наталья Александровна

Первоуральск 2010.

Содержание:

Стр.

Введение

3

  1. «Звездный час»
  2. «Путешествие в сказку»
  3. «Крестики-нолики»
  4. «Морской бой»
  5. Интеллектуальный конкурс «Умники и умницы»
  6. Интеллектуальный  конкурс «Самый умный»
  7. Конкурс знатоков математики

4

9

12

15

18

25

36

 

Введение.

Внеклассные мероприятия по такому предмету как математика  имеют огромное значение для привлечения внимания к математическим знаниям, математической культуре. Именно внеклассная работа позволяет в интересной форме показать значение развития логического мышления, внимания, памяти, сообразительности и т.д.

В данном сборнике представлены методические разработки, содержащие задания только по математике, а так же, не только по математике, но и по всем естественнонаучным дисциплинам. Так, интеллектуальные конкурсы целесообразно проводить как состязание между учебными группами, предварительно проводя отборочный тур.

Игра  «Звездный час» может проводиться и как межгрупповое, (тогда выбирается по 2-3 пары участников из разных групп), так и внутригрупповое мероприятие.

«Путешествие в сказку» может быть использовано в качестве обобщающего урока по теме «Векторы и координатный метод».

        Игра «Крестики-нолики» очень мобильна и занимает мало времени. Эту форму можно использовать как фрагмент урока, при этом меняться будут только вопросы (можно задать составить вопросы по теме самим учащимся), достаточно только разработать критерии оценивания и использовать как проверочную работу.

        Часть разработок сделана при сотрудничестве с коллегами в рамках проведения декадников естественнонаучных дисциплин.

Игра «Звездный час»

Цель:

развитие логического мышления, внимания, тренировка памяти, воспитание интереса к общеобразовательным предметам, истории открытий и изобретений.

Оборудование:

Комплекты цифр от 0 до 6, таблицы с наборами ответов, секундомер, звезды, аудио техника.

Участники игры:

8 команд по 2 человека – игрок и его помощник.

Правила игры

  1. Ведущий задает вопросы, участники поднимают карточки с номерами верных ответов.
  2. За верный ответ и участник, и его помощник получают «звезду».
  3. Игра проходит в 5 туров. После каждого тура выбывает игрок, набравший меньше всего звезд.
  4. В финал выходит 2 игрока, которые могут обратиться к помощникам за подсказкой.
  5. Ведущий имеет 2-4 помощников, которые следят заходом игры.

Ход игры.

Звучит музыка. Появляется ведущий и игроки. Ведущий  представляет игроков и помощников объясняет правила игры.

Игра начинается!

1 тур. УЧЕНЫЕ.

Вопрос 1. Перед вами фамилии ученых-физиков

  1. Яблоков
  2. Архимед
  3. Ньютон
  4. Циолковский
  5. Попов
  6. Галилей

А

Назовите ученого, который первым указал на существование явления инерции

6

Б

Ученый-изобретатель, основатель отечественной космонавтики

4

В

Один из крупных физиков и математиков мира, сформулировавший основные законы механического движения

3

Г

Изобретатель радио

5

Вопрос 2. Вы видите фамилии математиков

  1. Архимед
  2. Евклид
  3. Эратосфен
  4. Пифагор
  5. Декарт
  6. Лобачевский

А

Этот ученый впервые открыл связь между математикой и музыкой

4

Б

Автор книги «Начала». Давшей начало нашей геометрии

2

В

Кто открыл формулу Герона для вычисления площади треугольника?

1

Г

Кто из этих ученых придумал метод, с помощью которого можно находить простые числа в естественном порядке?

3

Вопрос 3. Поговорим об ученых-химиках

  1. Ломоносов
  2. Велер
  3. Берцелиус
  4. Менделеев
  5. Бутлеров
  6. Лебедев

А

Создатель синтетического каучука

6

Б

Кто ввел понятия «органическая химия» и «изомерия»?

3

В

Ученый, возродивший в России искусство мозаики

1

Г

Чьим именем назван химический элемент в периодической системе?

4

2 тур. ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ

Вопрос 1. Частицы расположены в порядке увеличения. Так ли это?

  1. Протон
  2. Ядро
  3. Молекула
  4. Атом                                                                          (поменять 3 и 4)

Вопрос 2.  Числа расположены в порядке убывания. Так ли это?

  1. 1/0,01               2. (1/2)-1               3. √20                4.  Cos 400     (2 и 3)    

Вопрос 3.  Все эти вещества газообразные. Так ли это?

  1. Этан
  2. Этилен
  3. Этанол                                                                                     (3)

Вопрос 4. Перед вами иррациональные числа. Все ли они рациональны?

  1. √2                         2.  π                  3. 3√0,008           4.  е

                                                                                                           (3)

Вопрос 5. Старые русские меры длины расположены в порядке возрастания. Так ли это?

  1. Вершок
  2. Сажень
  3. Аршин
  4. Верста                                                                                     (2 и 3)

Вопрос 6. Перед вами фракции перегонки нефти. Так ли это?

  1. Керосин
  2. Парафин
  3. Мазут                                                                                        (2)

3 тур.  ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

         Ведущий бросает кубик, на гранях которого буквы  П, К, С, Т, А, М. игроки, помощники и зрители в течение 1 минуты пишут научные термины, начинающиеся с выпавшей буквы.

        Поощряется игрок и помощник, записавшие наибольшее количество слов и зритель, написавший самое длинное слово.

4 тур. РАЗНОЕ

Вопрос 1. Вы видите 4 графика

  1.         V               2. P                       3.           I                4.        S

                                                                           t

                    t                          V                                                    t

А

График иллюстрирует изотермический процесс

2

Б

График равномерного движения

4

В

График переменного тока

3

Вопрос 2. Многогранники

  1. Тетраэдр
  2. Куб
  3. Октаэдр
  4. Пирамида

А

Какова форма кристалла алмаза?

3

Б

Какую форму имеет молекула метана?

1

В

Форма Спасской башни Московского Кремля.

4

Г

Форма кристалла поваренной соли

2

Вопрос 2. Физические приборы.

  1. Ареометр
  2. Барометр
  3. Амперметр
  4. Манометр
  5. Вольтметр
  6. Динамометр

А

Какой из приборов служит для измерения плотности вещества?

1

Б

Каким прибором измеряют массу и вес тела?

6

В

С помощью какого прибора измеряют атмосферное давление?

2

Г

Прибор для измерения силы тока в электрической цепи

3

5 тур. ФИНАЛ

В финал выходят два игрока

За 2 минуты они должны составить и записать возможно большее количество существительных в единственном числе в именительном падеже, составленных из букв слова «ТРАНСФОРМАТОР».

        По сигналу ведущего игроки поочередно называют слова, повтор слов не допускается, возможно подключить помощника.

        Выигрывает тот, кто назвал слово последним.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

          Проводится церемония награждения победителя. Ему предоставляется слово – наступил его «звездный миг».

Звучит музыка. Игра окончена.

«Путешествие в сказку»

Цель:

в игровой форме повторить и обобщить материал по теме «Векторы.  Метод координат в пространстве»

развитие логического мышления, интереса к предмету, умения работать в команде.

Оборудование:

Игровые поля с условиями заданий, т.е. рисунки березы, камня на развилке дорог, озера, солнца.

Участники:

Три команды по 5 – 10 человек

Предварительная подготовка:

Подготовить учащихся, которые будут выступать в роли почтальона, Бабы Яги, Водяного

Жюри:

Три человека из числа учащихся.

Ход игры:

Звучит музыка. Ведущий называет цель мероприятия.

Вступление ведущего:

В мире много сказок  грустных и смешных

И прожить на свете нам нельзя без них!

Пусть герои сказок дарят нам тепло

Пусть добро навеки побеждает зло!

Как нам в детстве хотелось стать героями сказок и быть Василисой Премудрой, Еленой Прекрасной, Ильей Муромцем или кем-то еще! Сегодня такая возможность появилась.

Входит почтальон.

Вам пришла телеграмма!  

«SOS!  SOS!  Я приехал в гости к родственникам, а они все спят и никак не проснутся! Мне скучно! Мне грустно! Помогите мне выбраться! Я хочу домой к маме!»

Ведущий:

Давайте узнаем где находится тот, кто прислал такую телеграмму и кто это. Для этого нам надо построить в системе координат точки и последовательно их соединить.

(2; 5), (4; 3), (3; 3), (5; 1), (3; 1), (6; -1), (-2; -1), (1; 1), (-1; 1), (1; 3), (0; 3), (2; 5)

Участники выполняют задание в течение 2-3 минут и сдают листы с ответами жюри. Должна получиться елочка.

Ведущий:

        Что у вас получилось? Елочка? Значит, автор телеграммы заблудился в лесу! А кто в лесу всегда все знает и героям дорогу показывает? Правильно, Баба Яга!

Баба Яга:

Я знаю! И дорогу укажу. И вы найдите в нашем лесу лесовичка, он покажет дорогу дальше. Только сначала решите задачку. Есть у меня одна такая,  решаю ее уже 10 лет и решить  не могу!

Какие из векторов равны, а какие коллинеарны: (учащиеся повторяют определения и записывают векторы с учетом условий)

a{3,5,-7},  b{0,4, -0,3, 2,25},   c{-7, 3, 5},   d{-1, 0, 0},

           e{3, 5, -7 }, f{0, -1, 0 }, g{2/5, -3/10,  9/4}, k{-6; -10; 14}  m{0; -15; 0}  n{5; 0; 0}.

                                                   (ответ: a = e;  b = g;  k = -2a;  m = 15 f;  n = -5d)

Ведущий:

Спасибо, баба Яга! Мы отправляемся дальше. А чтобы нескучно было идти с нами еще кто-то пойдет.

Задача:     По тропинке вдоль кустов шло 11 хвостов

                Сосчитать я также смог, что шагало 30 ног.

                 Это вместе шли куда-то петухи и поросята.

                 А теперь вопрос таков: сколько было петухов?

                И еще я знать бы рад сколько было поросят?  

                                                                                   ( 7 петухов и 4 поросенка)

Лесовичок:

Здравствуйте ребята! Мне сорока рассказала, что вы от Бабы Яги идете, и она просила вам помочь. Так вот: от березы  В (1; 2;  5) идти примерно 7 км. Тропинка заканчивается у камня, только не помню у которого из трех  

К1 (-5; 2; -2);    К2 (-2; 4; 4);   К3 (6; -3; 5), так что узнайте сами у которого. (повторяется формула расстояния между точками)

        От камня пойдете в направлении вектора  {1; 3; -1}. Счастливого пути!

                                                         (ответ: ВК1=√85; ВК2= √14; ВК3 = √50)

Ведущий:

Вот и добрались мы до камня, а он, как в сказках водится, стоит на распутье.

И написаны на нем координаты векторов

                                                          a{-1; 2:0}      b {0; - 5; -2}      c {2; 1;  -3}

Направление Лесовичок назвал, так какое же из них выбрать?

P = 3b – 2a + c                   q = 3c – 2b + a                       r = 3a – 2c + b

(повторяется понятие и условие сонаправленных векторов)

                       (ответ: р {4; -10; -9} q {5; 15; -5}  r {-7; 0; 4}   выбираем   q  )

Ведущий:

 Шли  мы шли и оказались на озере, а там…

Как-то рано поутру птицы плавали в пруду

Белоснежных лебедей вдвое больше, чем гусей

Уток было 8 пар – вдвое больше, чем гагар.

Сколько было птиц всего, если нам еще дано

Что всех уток и гусей столько, сколько лебедей.

                                                      (ответ: 8 гагар, 16 уток, 16 гусей, 32 лебедя)

Водяной:

Здравствуйте! Что это вы моих птиц распугали, зачем вы их считаете? Вам в лес нужно? Так озеро мое  имеет координаты  О (3; -2; -7), и расположено как раз посередине между камнем на развилке и лесом. Найдите координаты леса и шагайте!   (повторяется формула координат середины отрезка)

                                                             (ответ:  L (0; -1; 9)  )

Ведущий:

А что это с лесом?  Уж не заколдован ли он?  Да! Попробуем направить на лес лучи солнца, но надо, чтобы они были под острым углом друг к другу.

Вот координаты лучей:   s {3; -1; 1}   t { -5; 1; 0}   u { -1; -2; 1}

 (повторяется скалярное произведение векторов и зависимость угла от знака скалярного произведения)

( t· u = 4,  s·t = -16, s·u = 0 )

Ведущий:

Вот и расколдовали лес. Интересно, кто же прислал телеграмму?

Нарисуйте зверя

Голова – квадрат, уши – треугольники, тело – параллелограмм, ноги – параллельные отрезки, хвост = график у = √х.

Счетная комиссия подводит итог в соответствии с критериями:

  1. Построение елочки = 2 балла
  2. Задача Бабы Яги – по 1 баллу за каждую пару, максимум 5 баллов
  3. Задача про петухов и поросят – 2 балла
  4. Задача лесовичка – по 1 баллу за вычисление, максимум 3 балла
  5. У камня – по 1 баллу за каждый вектор, максимум 3 балла
  6. На озере про птиц – 2 балла
  7. Задача водяного – 1 балл
  8. Задача о лучах солнца – по 1 баллу, максимум 3 балла

                        Итого: максимум 21 балл.

Выигрывает команда, набравшая больше баллов

Игра «Морской бой»

Участники: две команды по 7 человек

Оборудование: игровые поля размером 10*10, фломастеры.

Правила игры:

1. Участники команд заранее готовят игровое поле, располагая на нем 6 кораблей по три клетки и готовят по три вопроса с ответами из шести областей знаний: математика, химия, физика, биология, экология, общие знания.

2. Команды по очереди называют координаты клетки на игровом поле соперников. Если нет попадания, то ход переходит соперникам. Если попадают в корабль, то задают вопрос из той области знаний, которой соответствует корабль.

3. Если команда получившая вопрос отвечает на него правильно, то следует переход хода. Если же не отвечает или дает неверный ответ, то корабль получает ранение и прежняя команда делает следующий ход.

4. Длительность игры 30 мин.

5. После этого ведущие задают три вопроса ремонтной бригаде (болельщики команды) по той области знаний, которую они выберут. В случае правильных ответов корабль будет спасен.

6. Выигрывает та команда, у которой на плаву больше кораблей.

Вопросы ремонтной бригаде.

из области физики:

  1. В кастрюле с водой плавает стакан. Как изменится уровень воды в кастрюле если в стакан зачерпнуть немного воды?

                                              (не изменится, т.к. масса осталась прежней)

  1. Почему лежа на спине легче держаться на воде?

                                                (увеличивается выталкивающая сила)

  1. На что расходуется эл.энергия, потребляемая домашним холодильником?  

                                                        (на нагрев комнаты)

                   

Из области математики.

  1. Если в 12 часов ночи идет дождь, то модно ли через 72 часа ожидать солнечную погоду?

                                           ( нет, т.к. будет ночь. 72 часа == 3 суток)

  1. В доме 100 квартир. Сколько раз на табличках с номерами написана цифра 9?

                                                                      (20 раз)

  1. Три курицы за три дня снесли три яйца. Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней?

                                                                           ( 48 яиц)

Из области общих знаний.

  1. Кто первый космонавт на Земле? Как назывался космический корабль на котором он совершил полет. Сколько времени длился первый полет человека в космос?

                                                              (первый космонавт Юрий Алексеевич

                                                               Гагарин, корабль «Восход», полет    

                                                               длился 108 минут)

  1. Какой день в году самый короткий в Северном полушарии?  

                                                                     (22 декабря)

  1. Почему в феврале дней меньше, чем в остальных месяцах?  

(это был последний день в году и от него   взяли по одному дню Юлий Цезарь к «июлю» и Август)

Конкурс интеллектуалов «Умники и умницы»

Целью проведения конкурса является привитие интереса к предметам естественно-научного цикла через организацию внеучебного времени учащихся.

Конкурс  призван решать следующие задачи:

  1. Вызвать интерес к предметам естественно-научного цикла через интерес к историческим фактам развития научных понятий и открытий,  интересным заданиям;
  2. Способствовать развитию ключевых компетенций учащихся (осуществление поиска информации, развитие логического мышления, способность к саморазвитию);
  3. Развитие логического мышления через решение поисковых и занимательных задач;
  4. Развитие творческих способностей учащихся.

Конкурс  проводится в два этапа.

На первом этапе  в каждой группе 1 и 2 курса проводится отборочный тур, в ходе которого учащимся задаются логические, занимательные, интеллектуальные вопросы в виде викторины. В каждой группе выявляются два победителя из числа набравших максимальное число баллов.

Правила проведения отборочного тура.

Конкурс проводится в форме викторины, состоящей из 20 вопросов по физике,  математике, химии, биологии, географии. Каждый ответивший на вопрос получает жетон (за правильный ответ и за обоснование ответа). По итогам отборочного тура выбирается 2 представителя от каждой группы для участия во 2 туре конкурса интеллектуалов.

        В каждой группе выбирается самый трудный и самый интересный вопрос, по мнению учащихся. Тем учащимся, которые дали на эти вопросы верные ответы вручаются призы.

На втором этапе  по два участника от каждой учебной группы участвуют в общем конкурсе, в ходе которого выявляется один победитель.

Вопросы отборочного тура.

  1. Чему равна дистанция Марафонского бега? Почему она именно такой длины?

(42 км 195 м. В 490 г до н.э.

быстроногий Филлипид сообщил о победе афинян)

  1. 3 землекопа копали 3 метра канавы 3 часа. Сколько землекопов понадобится, чтобы за 5 часов выкопать 5 метров канавы?

                                                                                                    (3)

3. Почему ручные часы рекомендуется заводить утром, а не вечером, при снятии их с руки?

(в только что снятых часах пружина нагрета от руки. Будучи заведенной до отказа, пружина остывая сжимается и укорачивается, поэтому может лопнуть)

4. Назовите рост главной героини сказки «Дюймовочка» в сантиметрах.

                                                                                            (2,54 см.)

5. Вода состоит из водорода – горючего газа и кислорода, который поддерживает горение. Почему вода не горит?

(вода сама продукт взаимодействия водорода

и кислорода, поэтому гореть не может)

6. По дереву высотой 10 метров ползет гусеница. Днем она поднимается на 3 м. вверх, а ночью – спускается вниз на 2 м. Через сколько дней гусеница доползет до вершины?

                                                                                       (через 8 дней)

7. Гвоздь забили в бревно, затем вытащили его. Одинаковую ли при этом совершили механическую работу?

(при забивании совершили большую работу,

т.к. нужно преодолеть силу трения и

разорвать волокна древесины)

8. При окислении 1 г белка выделяется столько же энергии, сколько при окислении 1 г углеводов. Почему организм использует белки как источник энергии только в крайних случаях?

(Белок – основной строительный материал организма

 и его использовать в качестве топлива невыгодно)

9.Требуется поджарить три кусочка хлеба. На сковороду одновременно входит только два кусочка. Одна сторона жарится 1 минуту. Какое минимальное количество времени необходимо?

(3 минуты: жарим два с одной стороны 1 мин,    затем один переворачиваем, а вместо второго кладем третий 1 мин, затем убираем первый, переворачиваем третий и добавляем второй – 1 мин )

10. Даны числа 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. Что больше их сумма или произведение? Почему?

(сумма больше, т.к. произведение равно нулю)

11. Необходимо побыстрее охладить бутылку с лимонадом. Куда ее для этого поместить: в снег или в измельченный лед, если их температура одинакова?

(в лед, так как в снегу много воздуха,

 что уменьшает его теплопроводность)

12.Вкусные, сочные, душистые… Кто не любит эти ягоды, только что снятые с грядки. Витаминные салаты, утоляющая жажду окрошка, мясные и рыбные блюда – любому кушанью эти ягоды придают аппетитный вид. О какой ягоде идет речь?

(огурец)

13. Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, которая вмешает только одного человека, но оба переправились. Как это могло получиться?

(они были на разных берегах)

14. В каком случае шина автомобиля при его движении больше нагревается: когда она слабо надута или надута хорошо?

(слабо надутая шина нагреется сильнее,

 т.к. внутренняя энергия шины увеличивается с ростом деформации)

15. Этот газ нашел применение в рекламной индустрии, он дает ярко красное свечение стеклянных трубочек. В переводе с греческого означает «новый». О каком газе идет речь?

(неон)

16. Какое лекарственное животное рекламировал Дуремар из «Золотого ключика»?

(пиявку)

17. В двух одинаковых чайниках поставленных на одинаковые горелки кипит вода. У одного из них крышка подпрыгивает, а у другого нет. Почему?

(подпрыгивает у полного чайника, так как ее поднимает пар,

 у другого уровень воды ниже носика и пар входит через него)

18. Почему кристалл поваренной соли от удара по нему молотком раскалывается на куски разного размера, но имеющие одинаковую форму параллелепипеда?

(кристаллическая решетка такой формы)

19. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли через 72 часа ожидать солнечную погоду?

(нет, будет ночь)

20. Можно ли пить «Царскую водку»?

( нет, это смесь концентрированных кислот

 азотной и соляной в отношении 1:3., она растворяет золото, платину

и другие металлы, нерастворимые в обычных кислотах)

Интеллектуальный конкурс «Умники и умницы».

(второй этап)

Участники: по 2 человека от групп 1 и 2 курсов

Счетная палата: Мастера П/О, преподаватели секции естественных дисциплин

Правила проведения второго этапа.

  1. Конкурс проводится среди учащихся 1 и 2 курсов отдельно. По каждому курсу определяется три места. Все ответы участники записывают на листах и сдают их в счетную комиссию.
  2. Конкурс  состоит из этапов, за каждый выставляется определенное число баллов. Задания по математике, химии, физике, биологии  предлагаются в виде заданий и блиц-вопросов.
  3. Между основными конкурсами проводятся общие задания, за ответы на которые участники получают жетоны, баллы за которые добавляются к основным в конце конкурса
  4. Подведение итогов: счетная комиссия суммирует баллы за задания и баллы за жетоны внеконкурсных заданий, оглашает результат, называет победителя.
  5. Победителем объявляется тот, кто набрал наибольшее количество баллов.

№ этапа

Содержание

время

Критерий оценки

1

Блиц по биологии

1 мин.

1 балл за каждый верный ответ

Пока идет подсчет баллов все участники отгадывают ребусы с  терминами.

Затем счетная палата сообщает результат 1этапа.

2

Физика. Объяснить значение терминов «инерция» и «диффузия», объяснить суть данных явлений

5 мин.

По 2 балла за каждое

На доске появляются правильные ответы.

Дается пояснение значения и происхождения слова «кроссворд». 

3

Блиц по химии

1 мин

1  балл за каждый верный ответ

Участники решают логические задачи на продолжение рядов чисел.

Подводятся итоги трех конкурсов.

4

Математика. Решить задачу: На складе имелся крыжовник, влажность которого составляла 99%. В результате неправильного хранения влажность его уменьшилась на 1%. Во сколько раз уменьшился вес крыжовника?

5 мин.

3 балла максимум

Отгадывание загадок о животных

Счетная палата оглашает промежуточный результат

5

Блиц по физике

1 мин

1  балл за каждый верный ответ

Занимательные вопросы по химии.

6

Химия. Назовите три химические реакции, используемые у Вас дома или в Вашей профессии. Какие признаки указывают на протекание химической реакции?

5 мин

7

Блиц по математике

1 мин

1  балл за каждый верный ответ


Счетная палата подводит итоги.

Называются победители, которым вручаются грамоты.

Блиц-вопросы.

 По биологии:

  1. Животное, выпивающее 250 литров воды сразу
  2. Животное, у которого самое жирное молоко
  3. Единица строения живых организмов
  4. Растение, цветущее хотя бы один раз в жизни
  5. Процесс развития от простого к сложному

По физике:

  1. Мера инертности тела
  2. Мера взаимодействия тел
  3. Единица измерения времени
  4. Парообразование с поверхности жидкости называется…
  5. Изменение формы или объема тела

По  химии:

  1. Какой химический элемент назван в честь России?
  2. Оксид водорода.
  3. Отрицательно или положительно заряженные частицы
  4. Процесс распада электролита на ионы
  5. Самый распространенный химический элемент во вселенной

По математике.

  1. Сумма сторон многоугольника
  2. Утверждение, принимаемое без доказательства
  3. Прямоугольник с равными сторонами
  4. Произведение нескольких равных множителей
  5. Направленный отрезок

Ответы

1. Блиц по биологии

Верблюд,     тюлень,    клетка,     цветковое,      эволюция

2. Физика.

Инерция – это явление сохранения скорости

Диффузия – самопроизвольное перемешивание веществ

3. Блиц по химии

Рутений,    вода,     ионы,    диссоциация,    водород

4. Математика.

Пусть Х масса крыжовника на складе, тогда сухие вещества без воды составят  0,01Х. Эта часть в «усохшем»  крыжовнике составляет 2%. Составляем пропорцию:  0,01Х – 2%

                                                                            А  - 100%

Откуда   А = 100 * 0,01Х = Х

                    2                  2

Вес крыжовника уменьшился в 2 раза.

5. Блиц по физике.

Масса,      сила,      секунда,      испарение,     деформация.

6. Химия.

Признаки протекания химических реакций: выделение тепла, выделение газа, изменение цвета.

7. Блиц по математике.

Периметр,      Аксиома,    квадрат,    степень,     вектор.

Интеллектуальный конкурс «Самый умный».

Участники: по 1 человеку от групп 1 и 2 курсов

Счетная палата: Мастера П/О, преподаватели секции естественных дисциплин

Оборудование:

15 комплектов карточек с номерами «1», «2», «3», «4»

Маркеры, листы бумаги формата А4

Правила игры:

  1. В игре участвует 15 учащихся (по одному представителю от каждой учебной группы 1 и 2 курса).
  2. Ведущий задает вопросы (20 вопросов) из разных областей знаний с вариантами ответов, участники поднимают карточки с номером верного, по их мнению, ответа.  Счетная палата фиксирует баллы за правильные ответы в протоколе игры.
  3. Итоги первого тура подводятся после каждых 5 вопросов.
  4. В случае спорной ситуации игрокам, имеющим равное количество баллов задаются дополнительные вопросы из категории «общие знания»
  5. По итогам первого тура три участника проходят во второй тур.
  6. Во втором туре игрокам предлагается 7 категорий знаний. Каждый из трех игроков убирает по одной категории до тех пор, пока не останется одна, на вопросы которой они будут отвечать.

Категории:

  1. Неживая природа
  2. Живая природа
  3. Сосчитай-ка
  4. Солнце, воздух и вода
  5. Волшебство
  6. Путешествия
  7. Кот в мешке
  1. Игроки второго тура пишут ответы на вопросы маркером на бумаге и по сигналу ведущего показывают их.
  2. После ответа на 10 вопросов по количеству полученных баллов распределяются места, выявляется победитель.

Вопросы из области физики.

  1. Какова траектория движения молекул газа?
  1. Прямая линия
  2. Кривая линия
  3. Ломаная
  4. Окружность                                          ответ:  3

  1. В какой момент с летящего самолета необходимо сбросить груз, чтобы он попал в цель?
  1. Над целью
  2. До пролета над целью
  3. После пролета над целью
  4. Зависит от массы груза                             ответ:  2

  1. Как изменится объем надутого воздушного шара и давление воздуха в нем при понижении атмосферного давления?
  1. Объем и давление не изменятся
  2. Объем уменьшится, давление увеличится
  3. Объем увеличится, давление уменьшится
  4. Объем не изменится, давление уменьшится                    ответ:  3

  1. Галилей для изучения законов свободного падения тел изучал движение тел с наклонной плоскости. Как называются такие действия ученых?
  1. Факты
  2. Гипотезы
  3. Теории
  4. Опыты                                                                              ответ:   4

  1. При нагревании тела расширяются. Чем является процесс нагревания по отношению к процессу расширения?
  1. Причиной
  2. Следствием
  3. Физическим явлением
  4. Опытным фактом                                                 ответ:  1

Вопросы из области химии

  1. От серебра произошло название одной из стран Южной Америки. Назовите эту страну.
  1. Бразилия
  2. Боливия
  3. Чили
  4. Аргентина                                                           ответ:  4

  1. Этот металл режется ножом, плавает в воде, вспыхивает на ней с взрывом и горит, окрашивая пламя в фиолетовый цвет.
  1. Калий
  2. Натрий
  3. Литий
  4. Бериллий                                                             ответ: 1

  1. Какой неметалл используют в производстве маргарина?
  1. Углерод
  2. Сера
  3. Кислород
  4. Водород                                                       ответ: 4

  1. Какой газ преимущественно содержат атмосферы Венеры и Марса?

1) Углекислый

  1. Аргон
  2. Сернистый газ
  3. Азот                                                                   ответ:  1

       

  1. Какое производство организовал талантливый инженер-химик и удачливый коммерсант А.Нобель?
  1. Сахара
  2. Взрывчатых веществ
  3. Красителей
  4. Лекарственных форм                                          ответ: 2

Вопросы из области математики.

  1. Если у стола отпилить один угол, то сколько углов останется?
  1. 3
  2. 4
  3. 5
  4. Много                                               ответ: 3

  1. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны.
  1. Средняя линия
  2. Биссектриса
  3. Высота
  4. Медиана                                                  ответ: 4

  1. Назовите четырехугольник, у которого все стороны и диагонали равны.
  1. Прямоугольник
  2. Ромб
  3. Квадрат
  4. Параллелограмм                                      Ответ: 3

  1. Многогранник, у которого боковые грани треугольники называется
  1. Пирамида
  2. Призма
  3. Параллелепипед
  4. Октаэдр                                                    ответ: 1

  1. Графиком квадратичной функции является
  1. Прямая
  2. Парабола
  3. Гипербола
  4. Окружность                                             ответ: 2

Вопросы из области биологии.

  1. При нарушении углеводного обмена возникает заболевание. Какое?
  1. Сахарный диабет
  2. Цинга
  3. Бери-бери
  4. Рахит                                                                      ответ: 1

  1. Выделение слюны у человека на вид лимона – это рефлекс
  1. Условный
  2. Безусловный
  3. Защитный
  4. Ориентированный                                                 ответ:  1

  1. Переносчик возбудителя энцефалита
  1. Вошь
  2. Блоха
  3. Чесоточный клещ
  4. Таежный клещ                                                       ответ: 4

  1. Фотосинтез происходит
  1. В грибах
  2. В животных клетках
  3. В зеленых растениях
  4. В бактериях- сопрофитах                              ответ: 3

  1. Укажите признак, характерный только для животных
  1. дышат, питаются, размножаются
  2. состоят из разнообразных тканей
  3. обладают раздражимостью
  4. имеют нервную ткань                                     ответ: 4

Категория «Сосчитай-ка»

  1. Точка, от которой в Венгрии отсчитывают расстояния, отмечена особо. В самом центре Будапешта стоит памятный знак. Кто или что было удостоино таких почестей?

                                                                                                               (нуль)

  1. Именно этот учебник был первой в России энциклопедией математических знаний. По нему учился М.В.Ломоносов, называвший его «врата учености». Именно в нем впервые вводятся понятия «частное», «произведение», «делитель». Назовите учебник и его автора.

                                                                    («Арифметика» Л.Ф.Магницкого)

  1. Это название происходит от двух латинских слов «дважды» и «секу», буквально «рассекющиеся на две части». О чем идет речь?

                                                                      (биссектриса)

  1. Ее знакомство с математикой произошло в 8 лет, так как стены ее комнаты были оклеены листами с записями лекций по математике профессора Островского. Кто она?                                  

                                                                            (С.Ковалевская)

  1. На могиле этого великого математика был установлен памятник с изображением шара, вписанного в цилиндр. Спустя почти 200 лет по этому чертежу нашли его могилу.                                

                                                                                       (Архимед)

  1. В древности такого термина не было. Его ввел в 17 веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это?                                                

                                                                                      (радиус)

  1. Название этого предмета произошло от греческого слова, означающего в переводе «игральная кость». Термин ввели пифагорейцы, а теперь он – детская игрушка. Что это?                                  

                                                                                          (кубик)

  1. Слово, которым обозначается эта фигура, в переводе с греческого означает «натянутая тетива». Что это?

                                                                                    (гипотенуза)

  1. Этот раздел математики разработан для азартных игроков. Именно у них успех и выигрыш зависит от шансов.

                                                                               (теория вероятностей)

  1. Как гласит легенда,  изобретатель шахмат потребовал за свое изобретение награду. Смог ли эту награду выдать шейх?  

                                                                                 нет

                                                                            (он потребовал зерна пшеницы, но на каждую следующую клетку шехматной доски в 2 раза больше, чем на предыдущую)

Категория «Неживая природа»

  1. Имеются два одинаковых стальных стержня, один из которых намагничен сильнее другого. Как определить этот стержень?

                                                                    (по действию на другой стержень)

  1. Можно ли включить в сеть напряжением 220В последовательно две лампы равной мощности, рассчитанные на напряжение 110В?

                                                   (можно, т. к. лампы одинаковой мощности)

  1. Может ли велосипедист обогнать свою тень?

(может, если источник света движется быстрее  велосипедиста, а тень на стене)

  1. В плотно закрытой бутылке, заполненной водой, имеется пузырек воздуха. Когда этот пузырек больше в теплую или прохладную погоду?

                                                       (в прохладную, т.к. жидкость сжимается)

  1. Тело за каждую секунду перемещается на 1 мм. Можно ли  это движение считать равномерным?

                                                          (нет, т.к. неизвестно как двигалось тело)

  1. Зачем электрические лампы накаливания заполняют газом под давлением, меньшим давления окружающего воздуха?

(при работе лампы газ нагревается, давление увеличивается)

  1. Почему летящая пуля пробивает в пластмассовом стакане, заполненном водой два отверстия, а стеклянный разбивается в дребезги?  

(давление передается по всем направлениям одинаково, пластмасса деформируется, а стекло разбивается)

  1. Почему входное отверстие, пробиваемое пулей, всегда меньше выходного?         (скорость пули уменьшается, больше вещества подвергается деформации)
  2. Перед поездкой на автомобиле после дождя по грунтовой дороге водитель ослабил давление в шинах. Следовало ли это делать?

                                                (да, для уменьшения проскальзывания колес)

  1. Зажженную свечу боковой поверхностью прикрепляют к кирпичной стене. Куда будет стекать стеарин к стене или от стены?

                                                       ( к стене, т.к. она нагревается от пламени)

Категория «Волшебство»

  1. Это ученый является основоположником общей теории химического строения.              

                                                                                         (Бутлеров)

  1. Из какого химического элемента состоит алмаз?  

                                                                                          (углерод)

  1. Вещество, придающее запах растениям.  

                                                                                      (эфир)

  1. Остаток перегонки мазута.    

                                                                                   (гудрон)

  1. Продукт коррозии железа.  

                                                                                       (ржавчина)

  1. Недостаток этого химического элемента в организме человека приводит к увеличению щитовидной железы и ее заболеванию.    

                                                                                      (йод)

  1. Процесс нагревания каучука получил название «вулканизация» от имени греческого бога огня Вулкана. А как стали называть вулканизированный каучук?                                          

                                                                                     (резина)

  1. Благодаря гигроскопичности он используется в парфюмерии и фармацеи, является основой мазей, добавкой к мылам, используется при обработке пряжи и кожи с целью их улучшения. Что это за вещество?

                                                                                 (глицерин)

  1. Фотохимический туман, появляющийся в больших городах в тихую, безветренную погоду.  

                                                                                       (смог)

  1. Жидкая смесь природных углеводородов.

                                                                                   (нефть)

Категория «Живая природа»

  1. Наука о живой природе, предметом изучения которой является познание сущности происхождения, развития и многообразия жизни.

                                                                                                       (эволюция)

  1. Плодами вишни лакомятся и воробьи и галки, но галки плод вишни проглатывают целиком, а воробьи склевывают только сочную мякоть. Какая из птиц полезнее для вишни?

(галка, т.к. переносит семена вишни и способствует ее распространению)

  1. Сок этого растения используют вместо йода, для выведения бородавок, настоем листьев умываются и моют голову.  

                                                                                                       (чистотел)

  1. Емкость этого «прибора» - примерно 100 млрд. бит и может содержать информации в 500 раз больше, чем вся Британская энциклопедия. Очень многие имеют к нему доступ, но не все правильно им пользуются. Что это за «прибор»?  

                                                                                         (мозг человека)

  1. Ученые замечали частые случаи дружбы между животными различных видов: слон с лошадьми, львов с собаками, и т.д. При этом необходимо некое условие, которое упрощает это явление. Какое условие?  

                                                                                              (разный пол)

  1. Как воробьи предсказывают холодную погоду?  

                                                                         (Таскают пух и перья под крышу)

  1. О каком дереве говорится в стихе

«Первое дело – мир освещать,

Второе дело – Скип утешать

Третье дело – больных исцелять

Четвертое дело – чистоту соблюдать»              (береза)

  1. Растение, привезенное в Европу Колумбом, а в Россию – Петром 1 сначала не хотели сажать. Сейчас оно является одним из самых распространенных сельскохозяйственных культур. Что это?

                                                                                 (картофель)

  1. Каких птиц называют почтарями?  

                                                                                 (голубей)

  1. Одно растение одуванчика дает 100 семян. Почему одуванчики еще не заселили весь земной шар?        

                                                                                (естественный отбор)

Категория «Путешествия»

  1. Самое глубокое озеро в мире.        

                                                                    (Байкал)

  1. Самая высокая вершина в мире.  

                                                             (Эверест или Джомолунгма)

  1. В какой части света находится город Первоуральск?  

                                                                                         (Европа)

  1. Икебана – это искусство составления букетов. Какой стране оно принадлежит?  

                                                                                (Японии)

  1. Ученый, который ввел в науку термин «атмосфера»  

                                                                                 (Ломоносов М.В)

  1. В 79 г н.э. потоки раскаленной лавы и пепла при извержении вулкана в Италии погребли город. Назовите вулкан и город.

                                                                               (Везувий, г.Помпеи)

  1. В какой стране находится наклонная Пизанская башня?  

                                                                                    (Италия)

  1. В каком городе Свердловской области имеется наклонная башня?

                                                                                   ( Невьянск)

  1.   При какой температуре закипит вода на вершине горы Монблан?

                                                                                        (800С)

  1.  Какой стране принадлежит остров Гренландия?

                                                                                                 (Дании)

Категория «Солнце, воздух и вода»

  1. Водопроводная вода содержит большое количество примесей. Одни люди эту воду кипятят, а другие отстаивают. Кто прав, те, кто кипятит или те, кто отстаивает?      

                                                                                              (отстаивают)

  1. Чем опасны ковры в доме?  

                                               (собирают пыль, являются причиной аллергии)

  1. Это совершенно необходимо для поддержания жизни на Земле. В то же время это было бы огромной помехой для ее зарождения, поэтому ученые уверены, что в далекие времена отсутствие этого и сделало возможным жизнь на нашей планете. Что это?  

                                                                                                   (кислород)

  1. На крыше одного из небоскребов Торонто оборудован стадион для занятий бегом трусцой. Почему его не сделали на уровне земли?

                                                                                       (вверху воздух чище)

  1. Какое море подвергнется загрязнению в случае аварии на предприятии «Русский хром 1915»?  

(Каспийское, т.к. Чусовая впадает в Каму, Кама – в Волгу, Волга – в Каспийское море)

  1. Вид физического загрязнения, с воздействием которого человечество впервые столкнулось в Японии 6 сентября 1945 году.

                                                                                               (радиация)

  1. Вещества, явления или организмы не характерные данной среде или в количестве, превышающем допустимые нормы называют

                                                                                                (загрязнения)

  1. Основной источник загрязнения в больших городах. На его долю приходится около 70% всего загрязнения.  

                                                                                               (автотранспорт)

  1. Организмы, встречающиеся во всех природных зонах, которые не могут жить без света, воды и воздуха?

                                                                                                        (растения)

  1. Правда ли что крокодилы могут забираться на деревья?

                                                                                               (да)

Категория «Кот в мешке»

Сказки.

  1. Материал из которого сделан стойкий солдатик в сказке Андерсена.

                                                                                                   (олово)

  1. Кто из обитателей болот стал женой царевича?  

                                                                                                  (лягушка)

  1. Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»?

                                                                                         (подснежники)                                            

  1. К чему обращался королевич Елисей,  разыскивая свою царевну?

                                                                                       (ветер, месяц, солнце)

  1. Сколько козлят съел волк?  

                                                                                                (шесть)

  1. Геометрическая форма главного героя сказки, убегающего от всех?

                                                                                      (шар – т.к. это колобок)

  1. Внутри чего смерть Кощея?  

                                                                                           ( яйцо)

  1. Кого олицетворяет Баба Яга -  костяная нога?

                                                                                           (мертвеца)

  1. В сказке Носова «Незнайка на луне»  человечки цветочного города хотели улететь на луну при помощи газированной воды. На каком принципе основан полет?

(реактивность, человечки хотели хорошо встряхнуть бутылку с газ. водой и открыть крышку)

  1. «У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…» в какую сторону шел кот, рассказывая сказки?

                                                                                              (направо)

Конкурс знатоков математики.

Цель: развитие логического мышления, сообразительности, привитие интереса к предмету.

Конкурс проводится в два этапа.

1 этап – отборочный. В каждой группе проводится отборочный тур в виде викторины, по результатам которой выбирается 2-3 учащихся от каждой группы во 2 тур.

2 этап – очное состязание учащихся, которым предлагаются индивидуальные задания.

Ход 2 этапа.

№ задания

содержание

Критерий оценки

Кол-во баллов

1

Кроссворд на букву «П»

По 1 баллу за слово

8

2

Пословицы: за 3 минуты написать пословицы, содержащие числительные

По 1 баллу за каждую

Ограничено временем

3

С помощью четырех «4» и математических действий записать числа от 1 до 10

По 1 баллу за каждый вариант

10

4

Ряды чисел, предлагается 10 рядов чисел, в каждом определить закономерность и записать следующие

По 1 баллу за ряд

10

Ряды чисел.

  1.       18   10   6   4    ?                                   ? = 3
  2.       18  20   24   32  ?                                 ?  = 48
  3.        6   8   10   11   14   14  ?                     ? = 18
  4.       4  5   7   11   19   ?                                ? = 35
  5.      6   7   9   13   21   ?                                ? = 37
  6.     64   48   40    36    34   ?                         ? = 33
  7.      15   13   12   11   9  9  ?                           ? = 6
  8.        11   12   14   ?   26   42                         ? = 18
  9.      172   84   40   18   ?                                 ? = 7
  10. 0   3   8   15   ?                                    ? = 24

(А +2): 2

+2,+3,+8,+16

Две серии +4 и +3

+1, +2, +4, +8, +16

А × 2 – 5

-16, -8, -4, -2, -1

Две серии -3 и -2

А × 2 – 10

А : 2

+3, +5, +7, +9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для 5 класса

Методическая разработка включает в себя цели мероприятия,сценарий, список используемой литературы....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике

Данный материал может быть использован учителями математики для проведения внеклассных мероприятий по математике...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике "Мы юные архимеды"

Данная методическая разработка расчитана на  учащихся 7-8 классов, способствует развитию интереса к математике....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Путешествие по стране Математика»

Внеклассное мероприятие "Математический поезд" представляет собой путешествие по станциям. В путешествии принимают участие четыре команды шестиклассников (по 6 человек в команде) и болельщик...

методическая разработка внеклассного мероприятия по математике Математика вокруг нас

    В настоящее время одной из задач качества образования становится развитие творческого потенциала обучающихся, формирование умения выходить  из различных нестандартных ситуаци...