Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике
методическая разработка по теме

Байгушева Лариса Михайловна

Математический калейдоскоп

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vecher_matem.doc62.5 КБ
Файл schastlivyy_sluchay.rar69.41 КБ

Предварительный просмотр:

         

I .  Организационный момент.

        - Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас в интеллект – шоу          « Математический калейдоскоп» ,которое будет проходить в виде игры. В этой игре принимают участие 2 команды « Юные математики » и « Максимум ». Наша игра состоит из 5 конкурсов. Каждый конкурс оценивается определённым количеством баллов. Команда набравшая больше баллов становится победителем. Судить вас будет строгое ,но справедливое жюри. А теперь команды поприветствуйте друг друга.

  1. «Разминка».

Командам предлагается поочереди ответить на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не знает правильного ответа ,то вопрос переходит другой команде.

  1. Какое целое число делится без остатка на любое целое число отличное от нуля, число? (ноль).
  2. Какой знак нужно поставить между цифрами 5 и 6 ,чтобы получилось число, больше 5 , но меньше 6 ? (запятую).
  3. К заданному числу прибавить 3, результат разделили на 4 ,получили 4.Какое задумали число? (13).
  4. Сумма каких 2-х натуральных чисел равна их произведению?(2 и 2).
  5. На какое число нужно разделить 2,чтобы получилось 4 ? (0,5).
  6. Назовите наименьшее четырехзначное число? (1000).
  7. Сколько в метре дециметров ?(10).
  8. Два в квадрате равно четыре ,три в квадрате равно девяти ,угол в квадрате?(90)
  9. Назовите 2 числа ,разность которых равна их сумме?(0+0=0-0).
  10. Двое конькобежцев на соревнованиях пробежали по стадиону 8 кругов. По сколько кругов пробежал каждый ? (по 8 кругов).
  11. Сколько граней у шестигранного карандаша?(8).
  12. Сколько концов у 5 палок?(10).
  13. А сколько концов у 5 с половиной палок?(12).
  14. Что больше 2 в 5 или 5 во 2 ?(2 в 5).
  15. Измените запись чисел 2 и3 так ,чтобы получилось число больше 2 и меньше 3?(поставить запятую).
  16. Ребята пилили бревно на метровые куски .Отпиливание одного куска занимает 1 минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров ?(4 мин.).
  17. Что меньше 4 в 3 или 3 в 4? (4 в 3).
  18. В семье 6 дочерей . Каждая имеет брата .Сколько всего детей в семье? (7).
  19. Бревно пилят на 10 частей .Сколько надо сделать распилов ? (9).

20) 5 землекопов за 5 часов выкопали 5 м. канавы .Сколько землекопов за 100 часов выкопают 100 м. канавы? (5).

Для подведения итогов слово предоставляется жюри.

III.  Конкурс «Капитанов».

Придумать математические слова с буквами « д» и « у»

Первой команде.                                           Второй команде.

 

             

  Ответ: радиан, радиус,         Ответ: угол, сумма, нуль, круг, радиус.

 медиана, задача
квадрат.

Для подведения итогов слово предоставляется жюри.

IV. « Музыкальная шкатулка».

     Командам нужно назвать как можно больше песен , где имеются числа. На обдумывание отводится 3 минуты. За каждую названную песню 1 балл.

Для подведения итогов слово предоставляется жюри.

V. «Задачи-шутки».

  1. Летела стая гусей .Один гусь впереди и 2 позади .Один позади и 2 впереди, один между двумя и 3 вряд. Сколько их было? (3).
  2. В комнате 4 угла ,в каждом углу по кулю с мукой, на каждом куле с мукой по кошке, против каждой кошки по 3 кошки, на хвосте у каждой кошке по кошке .

      Сколько в комнате кошек? (4).

  1. В корзине 3 яблока. Как поделить их между тремя мальчиками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?(отдать одно яблоко вместе с корзиной).
  2. Как пятью единицами написать 100? (111-11=100).
  3. Сможете ли вы посадить 6 своих товарищей на 2 стола и один стул так, чтобы и на стуле и на каждом из  столов сидело бы нечетное количество людей? ( надо стул поставить на стол).
  4. Один школьник сказал , что он знает слово , имеющее 7 одинаковых букв. Другой, что знает слово, имеющее сорок букв, и все тоже одинаковые, а третий, что знает слово, в котором сто букв. Какие это слова? (семь-я, сорок-а, сто-г, сто-л, сто-п).
  5. Прилетели галки и стали садиться на палки. Если на каждую палку сядет по галке, не хватит одной палки, а если на палку сядет по 2  галке, то одна палка останется лишней. Сколько было палок и сколько галок?(палок-3, галок-4).
  6. На трех деревьях уселось 36 галок. Когда с первого дерева перелетели на второе 6 галок , а со второго перелетели на третье 4 галки, то на всех трех деревьях галок оказалось поровну. Сколько галок первоначально сидело на каждом дереве? (18,10,8).
  7. Летела стая гусей, а на встречу им один гусь кричит:

   -Здравствуйте, сто гусей.

    В ответ ему говорит первый гусь:

-Нет нас не сто. Вот если б нас было еще столько , да еще полстолько ,да еще        четверть нашей стаи, да еще ты, гусь, с нами, тогда было бы сто гусей, а теперь сколько нас, смекни-ка  сам. (36).

10. Внук спросил дедушку:

     -Сколько тебе лет?

    Дедушка ответил :

  -Если проживу еще половину того, что я прожил, да еще один год , то мне будет 100 лет. Сколько лет деду? (66).

    Для подведения итогов слово предоставляется жюри.

VI. «Магические квадраты».

     Командам раздаются заранее приготовленные квадраты. Нужно расставить в квадратиках числа от 1 до 9 , чтобы сумма трех чисел каждого ряда и по диагонали составила бы 15. Команда вперед разгадавшая квадрат получает 5 баллов.

                     

                                                                                     

               

                                                   

        Ответ:

6

7

2

1

5

9

8

3

4

 

А пока команды отгадывают квадраты, поиграем с болельщиками.

 1) В харчевню пришли 11 человек и потребовали подать им рыбы. К сожалению, у хозяина оказалось 3 рыбы, он обещал гостям подать на стол одиннадцать. Гости заинтересовались и даже согласились уплатить деньги вперёд. Как хозяин исполнил обещание? ( Выложил на тарелке в виде римской цифры XI ).

2) Рыбак ловил рыбу. На вопрос « сколько ты поймал? » рыбак ответил: « Половину восьми, 6 без головы и 9 без хвоста». Сколько рыбы поймал рыбак? ( нисколько) .

3) 2 отца и 2 сына разделили между собой 3 апельсина так, что каждому досталось по одному. Как это могло случиться? ( это были дед, сын и внук ).

4) Как, имея 2 сосуда ёмкостью 3 литра и 5 литров, набрать из водоёма ровно 4 литра воды? ( из пяти литрового сосуда переливаем в трёх литровый сосуд, в пяти литровом остаётся 2 литра, 2 литра переливаем в трёх литровый сосуд, и из пяти литрового сосуда переливаем в трёх литровый сосуд 1 литр. В пяти литровом сосуде останется 4 литра.)

VIII. Подведение итогов.

 Жюри подводит итог игры и объявляет победителей. Проводится награждение команд.

Внеклассное мероприятие по математике:

   

Мероприятие подготовила и провела

учитель математики Байгушева Л.М.

У

У

У

У

У

Д

Д

Д

Д

Д



Предварительный просмотр:

"Счастливый случай "

— Здравствуйте. Мы рады приветствовать вас на математической игре "Счастливый случай". В нашей игре принимают участие две команды: — "Кубики" и "Ромбики".

— Ну что же мы наделали?
Жюри мы не представили!
Уже не благосклонно
Глядит оно на нас.
Ошибку исправляем

И вас мы представляем:

  1. Директор школы – Сливин Владимир Михайлович;
  2. Зам. директора по УВР – Кунахова Наталья Викторовна;
  3. Зам. директора по УВР – Байгушева Лариса Михайловна;
  4. Зам. директора по УВР – Гроль Елена Васильевна;
  5. Пред. Профкома – Дмитриева Елена Матвеевна;
  6. Инспектор по охране прав детства – Зубрилина Наталья Ивановна.

— Ну что же, команды готовы,
пора поединок нам начинать.

Пусть каждый готовит смекалку и юмор,

И курс на победу держать!

1 ГЕЙМ: Разминка "Отгадай кроссворд"

Каждой команде предлагается отгадать кроссворд в течение 2 минут. По истечении этого времени капитаны команд на плакатах вписывают

 ответы в кроссворд после того, как ведущий зачитает вопрос. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко.

Кроссворд команды "Кубики":

По горизонтали:

2. Название а в выражении а/в = с.

5.        Фамилия ученого, в честь которого названа следующая теорема:
"В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов".

  1. Утверждение, принимаемое без доказательства.
  2. Прямоугольник, у которого все стороны равны.

10.        Знак, используемый в записи тождества.

12.        Равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.
        15. Название второй координаты точки.

По вертикали:

1. Четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны.

3.        Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.

4.        Утверждение,  справедливость которого устанавливается путем
рассуждений.

6.        Хорда, проходящая через центр окружности.

9.        Четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие не параллельны.

11.        Действие, обозначаемое знаком   —.

  1. Два угла, у которых стороны одного являются продолжениями другого.
  2. Перпендикуляр, проведенный из вершины к прямой, содержащей
    противоположную сторону.

Кроссворд команды "Ромбики":

 По вертикали:

1. 13=6*2+1. Как называется число 1?

2. Отрезок, соединяющий две точки окружности.

  1. Результат вычитания.
  2. Как называется выражение в² —4ас?
  1. Фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой и
    трех последовательно соединяющих их отрезков.
  2. Первая координата точки.

13.        Утверждение, которое принимается без доказательства.
По горизонтали:

3.        Название а в выражении  а + в = с.

4.        Отрезок, соединяющий центр окружности с какой-либо точкой
окружности.

6. Сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла.

9.        Параллелограмм, у которого все стороны равны.

  1. Два угла, у которых одна сторона общая, а две другие являются
    продолжениями одна другой.
  2. Результат сложения.

12. Теорема: "Если на одной из двух прямых отложить последовательно несколько равных отрезков и через их концы провести параллельные прямые, пересекающие вторую прямую, то они отсекут на второй прямой равные между собой отрезки".

Ответы команды "Ромбики":

По горизонтали:                По вертикали:

3. Слагаемое.                        1. Остаток.

4. Радиус.                        2. Хорда.

6.Гипотенуза.                        4. Разность.

9.Ромб.                        5. Дискриминант.

10. Смежные.                        7. Треугольник.

11 Сумма.                        8. Абсцисса.

12. Фалес.                        13. Аксиома.

Ответы команды "Кубики":

По горизонтали:                        По вертикали:

2. Делимое.                                1. Параллелограмм

5. Пифагор.                                3. Медиана.

7. Аксиома.                                4. Теорема.

8. Квадрат.                                6. Диаметр.

10. Равенство.                                9. Трапеция.

12. Уравнение.                                11. Вычитание.

15.    Ордината.                        13. Вертикальные.

                                                        14. Высота

2 ГЕЙМ: "Заморочки из бочки"

Команды по очереди достают из мешка бочонки с номером вопроса. Ведущий зачитывает вопрос, и по истечению 30 сек. команда должна дать вариант ответа. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Начинает отстающая команда.

  1. Бегут по ступеням эскалатора метро 2 человека. Один бежит быстрее другого. Кто из бегущих насчитает больше ступеней? (Больше насчитает тот, кто бежит быстрее)
  2. Мотоциклист ехал в поселок. По дороге он встретил 3 легковые
    машины и грузовик. Сколько всего машин ехало в поселок? (Нисколько)
  3. Кто из русских писателей занимался составлением арифметических задач? (Л.Н. Толстой)

4.        Кто сказал: "Математику уже затем учить надо, что она ум в по
рядок приводит"? (М.В. Ломоносов)

 5.        У Мальчика-с-пальчика было 6 братьев. Автор сказки почему-то
не пожелал нам сообщить, что в действительности, в этой семье у каждого из братьев было по 7 сестер. Сколько всего братьев и сестер в этой семье? (14)

  1. Из книги выпала ее часть. Первая страница части имеет номер
    387, а номер последней страницы состоит из тех же цифр, но записанных в другом порядке. Какой был номер последней страницы? (738)
  2. Не можете ли сообщить нам, когда начинается XXI век? (1 января
    2001 года)
  3. Ребята пилили бревно на метровые куски. Отпиливание одного
    куска занимает 1 минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной
    5 метров? (4 минуты)
  4. Как в старину называли расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев. (Пядь)
  5. Счастливый случай + 1 очко.

3 ГЕЙМ: "Гонка за лидером"

Каждая команда в течение 1 минуты отвечает на вопросы ведущего. За каждый правильный ответ — 1 очко. Начинает отстающая команда. Если команда не знает ответ на вопрос, она говорит: "Дальше".

Вопросы команде "Ромбики ":

  1. Чему равен sin 2α ? (2 sinαcosα  )
  2. Чему равен cosπ/3  ?(½)
  3. Сколько цифр в четырехзначном числе? (4)
  4.  144. (12)
  5. Результат вычитания из одного числа другого? (Разность)
  6. Первая женщина-математик в России. (С. Ковалевская)
  7. Как называется зависимость переменной Y от переменной X, при
    которой каждому значению X соответствует единственное значение
    переменной Y? (Функция)
  8. 2+2*2= (6)
  9. Фигура, состоящая из всех точек плоскости, равноудаленных от
    данной точки. (Окружность)
  10.  Математическое предложение, истинность которого нужно доказать? (Теорема)
  11.  Прямоугольник, у которого все стороны равны? (Квадрат)
  12.  Бывают внутренние накрест лежащие и внутренние односторонние? (Углы)
  13.  Чертежная принадлежность, с помощью которой проводят прямую линию? (Линейка)
  14.  Фигура, состоящая из точек и соединяющих их отрезков? (Ломанная)
  15.  Последовательность, каждый член которой, начиная со второго?
    равен предыдущему сложенному с одним и тем же числом? (Арифметическая прогрессия)
  16.  Сотая часть любой величины? (Процент)
  1.  Чему равна разность квадратов двух чисел? (Произведению суммы этих чисел на их разность)        
  2.  Автор учебника Геометрия 10—11? (Атанасян)

19. Формула площади правильного треугольника. (   3/4 а² )

20. У равнобедренного треугольника равны две...? (Стороны)

Вопросы команды "Кубики":

  1. Сформулируйте     основное     тригонометрическое     тождество
    (sin² x + cos² x = l).
  2. Чему равен sin π/3     (   3/2)
  1. Бывают перпендикулярные и параллельные. (Прямые)
  2. Сколько цифр в трехзначном числе? (3)
  3. Французский ученый, создал прямоугольную систему координат?
    (Декарт)
  4. 23. (8)
  5. По какой формуле вычисляется дискриминант квадратного уравнения? (b2 – 4aс)
  6. Параллелограмм, у которого все стороны равны? (Ромб)
  7. Результат деления двух чисел? (Частное)
  8.  Фигура с прямыми углами и равными сторонами. (Квадрат)
  9.  Сколько будет 8+5-4. (9)
  10.  Сколько составляет 1% от числа 100? (1)
  11.  Свойство углов при основании равнобедренного треугольника.
    (Равны)
  12.  Инструмент, с помощью которого измеряется градусная мера угла. (Транспортир)
  13.  Имя ученого, который доказал, что квадрат гипотенузы равен
    сумме квадратов катетов? (Пифагор)
  14.  Чему равна сумма углов треугольника? (180°)
  15.  Чему равен      cos π /4 ? ( 2/2)
  16.  Чему равен квадрат суммы двух чисел? (Сумме квадрата первого
    числа удвоенного произведения первого и второго и квадрата второго
    числа)
  17.  Как называется изложение требования, когда по данным условиям находятся неизвестные? (Задача)
  18.  Чему равна площадь прямоугольника? (Произведению длины и
    ширины)

Закончился третий гейм, пока жюри подводит итоги, проведем конкурс со зрителями. Послушайте и разгадайте шараду:

Что кружится, что ложится

И на землю, и на крыши,

И о чем поэт зимою

По ночам поэмы пишет?

Это первое словечко,

А второе просто "на".

Ну, а третье? Угадайте,

Что бежит по проводам?

Напиши, что получилось

И прочти наоборот.

Не запутайся, читая

Слово задом наперед!

Ответ: Снег-на-ток=котангенс.

4 ГЕЙМ: Интеллект – шоу "Черный ящик"

 Мы рады приветствовать вас в интеллект-шоу "Черный ящик", которое будет проходить в виде игры. Условия нашей игры следующие: в черном ящике находится предмет, связанный с математикой (это может быть также математический термин или фамилия ученого-математика). Я буду задавать участникам игры девять наводящих вопросов-подсказок относительно того, что находится в ящике. Цена подсказки за каждый вопрос постепенно падает на 10 очков: первый вопрос — 80 очков, второй — 70 и т. д. до 0 очков за последний вопрос. В конце игры подсчитываются очки. Выигрывает команда, набравшая наибольшее число очков. Право первого хода предоставляется отстающей команде.

 

Начинаем игру с командами.

Вопрос 1:

1. Существует легенда о греческом изобретателе Дедале (мастер, сделавший крылья Икару) и его племяннике, очень талантливом юноше, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу и то, что лежит в этом ящике. За это он поплатился своей жизнью, так как завистливый дядя столкнул его с высокого городского вала. (80 очков)

  1. Самый древний этот предмет пролежал в земле 2000 лет. (70 очков)
  2. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране впервые это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. (60 очков)
  3. За многие сотни лет конструкция этого предмета практически не
    изменилась, настолько была совершенна. (50 очков)
  4. В Древней Греции умение пользоваться этим инструментом считалось верхом совершенства, а умение решать задачи с его помощью — признаком положения в обществе и большого ума. (40 очков)

6.        Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. (30 очков)

  1. Известный писатель Ю.Олеша, автор "Три толстяка", писал: "В
    бархатном ложе лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У
    него тяжелая голова. Я намериваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку". (20 очков)
  2. Необходим, для перенесения размеров, с одного чертежа на другой и для построения равных углов. (10 очков)
  3. Загадка:         Сговорились две ноги

                         Делать дуги и круги.

Ответ: циркуль.

Вопрос 2: 

1. Мало чему в математике, в естественных науках, в инженерном деле и в повседневной жизни уделяется внимания, сколько ему. (80 очков)

  1. Оно появляется в формулах, используемых во многих сферах, например,   в  таких,  как:  физика,  электротехника,  теория вероятности, строительство и навигация. (70 очков)
  2. Некоторые считают его одним из пяти важнейших чисел в математике. (60 очков)
  3. Греческой буквой его впервые обозначил в 1706 году английский
    математик Уильям Джонс, а после того, как в 1737 году это обозначение
    позаимствовал швейцарский математик Леонард Эйлер, оно стало общепринятым. (50 очков)
  4. Его можно зашифровать словами: "Это я знаю и помню прекрасно...". (40 очков)
  5. Многие математики пытались найти его точное значение, но не
    смогли. (30 очков)
  1. Оно иррационально. (20 очков)
  1. Оно выражает отношение длины окружности к ее диаметру. (120
    очков)
  2. Для многих практических целей вполне достаточно использовать
    6 знаков этого числа 3, 14159. (0 очков)

Ответ: число π  .

Вопрос 3:

1. Год рождения игры — 1974. (80 очков)

  1. Изобретатель - архитектор, преподаватель вуза. (70 очков)
  2. Если играть без системы, то для достижения целей потребуются
    миллионы лет. (60 очков)
  3. Используя определенную систему, можно достичь цели за 23 секунды. (50 очков)
  4. Эта игра — наглядное пособие по алгебре, комбинаторике, программированию. (40 очков)
  5. Игру называют "игрой столетия". Она полезный спутник в дальней
    дороге. (30 очков)
  1. Внешний вид — правильный многогранник. (20 очков)
  2. Состоит из 27 разноцветных одинаковых кубиков шести цветов.
    (10 очков)
  3. Игра носит имя автора. (О очков)

Жюри подводит предварительные итоги игры. Ведущий знакомит участников игры со сведениями из истории:

Преподаватель архитектуры Эрне Рубик придумал эту игру для развития пространственного воображения студентов. Он читал лекции в венгерской академии искусства по теме внутреннего дизайна. Однажды он решил создать головоломку — трехмерный объект, но все составляющие были соединены воедино вместе. Как-то в жару Эрне присел на набережной Дуная. Прямо напротив его на реке стояли бакены. Волны захлестывали их, но бакены все равно всплывали, переворачивались и принимали исходное положение. Именно тогда им был придуман внутренний механизм куба, который он сделал цилиндрическим. В 1982 году проводили чемпионат мира по собиранию кубика Рубика. Лучшее время скоростной сборки кубика 22,95 с. Теоретически собрать кубик из любого положения можно не более чем за 23 хода. Изобретатель этой игры прославился на весь мир.

Вопрос 4: 

1. Этот термин впервые встречается в 1505 году в заглавии книги немецкого теолога и математика Питискуса. (80 очков)

  1. Хотя термин возник сравнительно недавно, многие относимые
    сейчас к этой науке понятия и факты были известны уже 2000 лет назад.
    (70 очков)
  1. Аналогичное название имеет ряд функций. (60 очков)
  2. Длительное время эта наука развивалась как часть геометрии. (50 очков)

5. Эта наука возникла и развивалась в древности как один из разделов астрономии. (40 очков)

6.Современный вид этой науке придал швейцарский математик Эйлер. (30 очков)

  1. Наука об измерении треугольников. (20 очков)
  2. Происхождение этого слова греческое:    τριγωυον   — треугольник,

            μερεω   —мера. (10 очков)

9. Такими функциями являются: sin x, cos x. (0 очков)

Ответ: тригонометрия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для 5 класса

Методическая разработка включает в себя цели мероприятия,сценарий, список используемой литературы....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике

Данный материал может быть использован учителями математики для проведения внеклассных мероприятий по математике...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по математике.

Педставлены методические разработки игр "Морской бой", "Путешествие в сказку" по теме "Векторы", "Звездный час", Крестики-нолики", а также интеллектуальных конкурсов "Самый умный" и "Умники и умницы" ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике "Мы юные архимеды"

Данная методическая разработка расчитана на  учащихся 7-8 классов, способствует развитию интереса к математике....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Путешествие по стране Математика»

Внеклассное мероприятие "Математический поезд" представляет собой путешествие по станциям. В путешествии принимают участие четыре команды шестиклассников (по 6 человек в команде) и болельщик...

методическая разработка внеклассного мероприятия по математике Математика вокруг нас

    В настоящее время одной из задач качества образования становится развитие творческого потенциала обучающихся, формирование умения выходить  из различных нестандартных ситуаци...