"Жизнь дана на добрые дела"
методическая разработка (5 класс) на тему
Разработка внеклассного мероприятия о доброте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Ниж – Суетская средняя общеобразовательная
школа имени Анатолия Карпенко»
Алтайского края Суетского района
с. Нижняя Суетка
Методическая разработка по теме
"Жизнь дана на добрые дела"
Класс: 5
Автор: учитель географии и биологии
Сидорова Татьяна Алексеевна
Тема: "Жизнь дана на добрые дела"
Цели: показать значимость человека в добрых делах для общества, воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь, нуждающейся в ней, стремления быть благородным в жизни.
познакомить учащихся с понятиями в сфере благотворительной деятельности; формировать положительное отношение учащихся к благотворителям, спонсорам, меценатам, волонтерам на основе конкретных судеб людей; создавать условия для организации благотворительной деятельности.
Оборудование: высказывания, ларец, 2 сундука, фонограмма «Дорогами добра»
Кабинет, в котором проводится урок, оформлен:
- выставкой книг и рисунков;
- высказываниями о доброте и добрых делах;
«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла».
В.О. Ключевский
«Каждому нужно оказывать добра столько, сколько, во-первых, сам можешь сделать, а затем еще сколько может принять его тот, кого любишь и кому помогаешь».
Цицерон
«Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером».
Сенека
«Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать».
Аристотель
«Доброе - это прекрасное в действии».
Жан Жак Руссо
Ход классного часа
Звучит фонограмма «Дорогою добра». На фоне музыки звучат слова учителя.
Эпиграф: Чтобы поверить в добро,
надо начать его делать.
Л.Н. Толстой
Учитель.
Что такое « меценатство»,
Доброта и волонтёрство?
Кто такой благотворитель?
Он помощник иль даритель?
Чтобы вы смогли ответить,
Пригласили мы всех вас
В наш родной учебный класс!
Сегодня, ребята, у нас необычная встреча. Мне хочется поговорить с вами о таких человеческих ценностях, как доброта, чуткость, сострадание и сопереживание, терпимость и доброжелательность. Если оглядеться и внимательно посмотреть вокруг, трудно не заметить, что среди нас живут люди, которым необходимо и дорого самое обыкновенное человеческое внимание и общение. И чем больше ты делаешь для людей, которые окружают тебя, тем легче тебе живётся, ведь люди отвечают обычно тем же.
-Что же такое благотворительность?
-Рассмотрим определения понятия «благотворительность».
-Благотворительность - добровольное выделение материальных средств в помощь нуждающимся или на какие-нибудь общественные нужды.
-Благотворительный-
1. О действиях, поступках: безвозмездный и направленный на общественную пользу.
2. Направленный на оказание материальной помощи неимущим.
Учитель. Теперь рассмотрим, как образовалось это слово.(на доске)
Благотворительность = благо + творить
Творить благо (добро) = нести добро людям во благо их. В этом и заключается суть данного понятия.
А как же появилась благотворительность в России?
Выступление учащегося (заранее подготовленное сообщение)
Благотворительность в России известна давно. Наши предки считали, что любить ближнего – это прежде всего накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключённого в темнице. «В рай входят святой милостыней, - говорили в старину, - нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается». При монастырях и церквях возникали бесплатные приюты, больницы для нищих и голодных. Накануне больших праздников русские цари рано по утрам делали тайные выходы, где из собственных рук раздавали милостыню (еду, одежду, деньги). |
Русский царь Петр I во время поездки по Западной Европе видел много примеров благотворительной деятельности по строительству школ, приютов, больниц и поощрял русских дворян занимающихся подобными делами. |
Начинания Петра I получили своё развитие при Екатерине II. Большие средства вкладывали в оказание помощи больным и страждущим, в покровительство художникам, писателям, артистам крупные промышленники, акционерные общества, помещики. |
А знаете ли вы, что с 1995 года различными благотворительными мероприятиями отмечается Международный день добровольцев (5 декабря)? А с 1999 года ежегодно в апреле проходит Весенняя неделя добра – общероссийская кампания добровольческих акций. |
Ребята нашей школы помогают пожилым людям, убирают ежегодно территорию кладбища и стадиона. |
Ребята, помните, что благотворительность – это безвозмездная постоянная помощь, а не помощь по настроению. Вы просто задумайтесь: «А какое сердце у меня? Кому нужна моя помощь? Чем я могу помочь?» |
Ростки милосердия, благотворительности заложены в нас с рождения. Даже маленький ребёнок готов поделиться с нуждающимся всем, что у него есть. С течением времени обстоятельства вынуждают повзрослевшего ребёнка прятать в глубину души благородные порывы. И лишь когда становимся мудрее, мы задумываемся над словами, сказанными в Библии: «Торопись делать добро».
Так давайте же будем торопиться делать добро, и будем делать его от души и для души.
С понятием «благотворительность» связано понятие «меценатство».
Меценат в буржуазно-дворянском обществе: богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто покровительствует какому-нибудь делу, начинанию.
Меценаты:
- Борис Годунов в 1601 году закупил хлеб для голодающих Москвы. Сам раздавал деньги нищим, вдовам и сиротам.
- Первые Романовы и Петр I
Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему приказу открытие « сиротских домов».
В царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомолы, юродивые, странники.
Устройству больниц, богаделен, разного рода приютов уделял много внимания и великий реформатор Петр I
Императрица Екатерина II занималась благотворительностью. Организовала училища, сиротские дома, больницы.
- Ребята, как вы думаете, какими качествами должны обладать меценаты?
.Сегодня мы говорим о доброте, добрых делах, добрых поступках.
Давайте, ребята, вместе поразмышляем, что такое доброта?
Учитель: Понятие « доброта» в толковом словаре С.И. Ожегова объясняется так:
« Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим».
Учитель: Некоторые люди считают, что меценатам ничего не стоит сделать доброе дело, мол, у них много денег. Но я считаю, что добрые дела это не только денежные пожертвования.
- Как вы думаете, какими еще могут быть добрые дела? (ответы детей)
- А какие добрые дела сделали вы? (ответы детей)
На доске:
«Доброта – это…..»
«Добрый человек – это……»
«Добрые поступки – это …….»
Учитель. Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружён искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнивать ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту и любовь нельзя купить за деньги. Добрый человек всегда найдёт поддержку и утешение в радости других людей.
Доброта-это, как волшебное лекарство, вылечит от многих недугов. Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему.
Учитель. Какие пословицы о добре, добрых людях и поступках вы знаете?
Возможные ответы детей.
- Добро век не забудется.
- Доброе дело само себя хвалит.
- Себялюб никому не люб.
- Доброму человеку бывает стыдно и перед собакой.
- От добра- добра не ищут.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- Доброе дело два века живёт.
- Что желаешь самому себе, того же желай и другим.
- За добро добром платят.
- Добра желаешь – добро и делай.
- Добрый человек добру учит.
Учитель. Ребята, а легко ли бывает быть добрым?
Беседа о душевном богатстве человека.
На столе два сундука. Крышка первого сундука приоткрыта и в сундуке видны драгоценности и монеты. Второй сундук пуст.
- Посмотрите, какие сундучки. Давайте поглядим, что в них лежит. (Дети называют)
- Как назвать одним словом то, что лежит в сундуке?
- Богатство.
- Можно ли эти богатства потрогать руками?
- Да.
- А теперь давайте заполним второй сундучок.
(заранее раздать на парты карточки со словами):
- Честность Чуткость
- Доброта Внимание к людям
- Отзывчивость Веселый нрав
- Выберите 2-3 черты характера, которые вам подходят. Мы поместим эти карточки во второй сундучок.
Помещают в сундук (можно прикрепить к сундуку слова)
- А почему мы поместили их во второй сундучок? Кто догадался?
- Это богатство.
- Для кого?
- Для себя, для родителей, для окружающих.
- В каком из сундучков наиболее ценное богатство?
- Да, потому что нет ничего дороже богатства души человека. Оно проявляется в его отношении к людям, к делу.
Учитель. Прочитайте заповеди человечности и обозначьте значимость их очерёдности.
У каждого ученика лист с заповедями. Дети проставляют очерёдность по значимости.
ЗАПОВЕДИ:
- Не убивай и не начинай войны.
- Не укради и не присваивай труда ближнего своего.
- Уважай мысли и чувства братьев своих.
- Чти родителей.
- Чти природу, как мать свою и помощницу.
- Пусть живёт всё живое и мыслится всё мыслимое.
Сегодня многие из вас с радостью совершают добрые дела ежедневно, ежечасно, не задумываясь об этом. И главное, чтобы - это качество – творить добро не угасало, а лишь росло в вас. Ведь совсем скоро вы – взрослые люди, от ваших поступков многое будет зависеть в семье, коллективе, стране. Поэтому, я думаю, что вы осознали, что только «на добрых делах мир держится».
Игра «Волшебный цветок добра»
- Встаньте в круг, вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Внимательно слушайте и мысленно рисуйте картину того, о чем я буду рассказывать.
- В моих руках ларец. В нем находятся волшебные зернышки Добра. Сейчас я каждому из вас раздам по зернышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало. (Учитель подходит к каждому и, нежно прикасаясь к ладоням детей, кладет в них невидимое зернышко.)
Учитель:
- А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зернышко посадите его внутрь себя.
- Теперь это зернышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастет в ваших душах и сердцах.
- Но не забывайте об одном условии – оно прорастет только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела.
- Нарисуйте в своем воображении цветок добра. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь себя, в свое сердечко.
- Вас овевает теплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
- Ребята, откройте глаза.
Итог.
- А теперь возьмитесь все вместе за руки.
- Вы чувствуете тепло друг друга?
- А представьте себе, как станет тепло, светло и уютно, если мы все будем друзьями, станем одной семьей, сделаем добрые дела, позаботимся о родителях, об окружающихся. Зажжем звезды любви и милосердия.
Одну звезду оставьте себе, а другую отдайте гостям.
Звучит песня. Дети поют песню.
«Дорогою добра».
1. Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Идти за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
2. Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба
Ведёт себя ни как сестра.
Но если с другом худо
Не уповай на чудо,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
3. Ах, сколько будет разных,
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь
Не детская игра.
И прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра
Учитель:
Давайте же научимся любить,
Заботиться и думать друг о друге,
Чтоб вовремя в беде подставить руки,
И жаждущих любовью напоить.
В. М. Кравченко
Так давайте же делать добро людям и сами будем счастливы!
Источники информации
Дик Н.Ф. Лучшие классные часы в 5 – 9 классах.- Ростов н /Д: Феникс, 2007.
http://vsekartinkifree.ru
http://nsportal.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока нравственности "Жизнь дана на добрые дела"
Урок нравственности предназначен для младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/11/picture-32117.jpg)
Жизнь дана на добрые дела.
Занятие в форме классного часа о понятиях добро и зло для учащихся младшего звена. Ситуативные игры, на логическое мышление. загадки, пословицы. Рекомендую, интересное и приемлемое для детей ....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/20/picture-88270-1353421724.jpg)
Диспут "Жизнь дана на добрые дела!"
Формировать культ здорового человека, активную жизненную позицию, умение говорить «нет» в ситуации нравственного выбора. ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/06/picture-159162-1354804876.jpg)
Сценарий общешкольного мероприятия "Жизнь дана на добрые дела"
Сценарий общешкольного мероприятия о правах ребенка....
Урок развития речи в 6 классе. Тема "Жизнь дана на добрые дела".
При планировании урока учитывала возрастные особенности учащихся и то, что сердца ребят в этом возрасте открыты, чисты, и что нужно поскорее посе...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/15/picture-143944-1715767254.jpg)
Социальный проект "Жизнь дана на добрые дела"
Социальный проект был разработан и реализован в 2011/12 учебном году. В проекте участвовали обучающиеся 4 класса (10-11 лет) «МБОУ СОШ № 4 г. Льгова», занимающиеся в детском о...