Воспитание нравственности у детей, подростков и обучающейся молодежи: теория и практика.
статья на тему

Речкина Любовь Федоровна

   Образованный человек еще не значит воспитанный. И все же подлинная воспитанность должна основываться на образованности и общей культуре. Умение правильно, красиво и достойно вести себя в обществе облегчает отношения между людьми, сближает их, способствует большему взаимопониманию и доверию. Хорошими манерами должен обладать каждый культурный и воспитанный человек. Не только знания, не только высокие моральные качества, но и культура поведения человека должны быть на уровне того прогресса, который несет в себе наше общество.

Главная цель воспитания в дополнительном образовании определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rechkina_l.f.2012_oktyabr.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Речкина  Любовь Федоровна

Педагог-организатор МОУ ДОД «КЦДОД»

с. Красноселькуп, ЯНАО,

Тюменская область

Воспитание нравственности у  детей, подростков и обучающейся молодежи: теория и практика.

«Человек отражается в своих поступках»

Ф.Шиллер

    Проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание в настоящее время  выдвигаются на одно из первых мест, как основа, прежде всего гуманистического воспитания. В современном обществе, требующем от молодого поколения  не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности. На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса.

    В связи с этим, появился социальный заказ – системе образования обучить и воспитать достойного гражданина своей Родины. Образовательным  учреждениям и в большей степени учреждениям дополнительного образования реализовать одну из главных задач - подготовку ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности, формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей подрастающего поколения к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.)  

Нравственность – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе. И молодое поколение, которое сегодня призвано решать будущее Российского государства,  должно быть

высоко нравственным.

Критерии сформированности нравственно-этической культуры системы образования МО Красноселькупский район.

             Системообразующей основой воспитания в образовательных учреждениях нашего района  является нравственное воспитание, представляющее собой процесс освоения индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственное воспитание, которое  основывается на общечеловеческих  понятиях добра и зла.

Для выполнения социального заказа  в учреждениях  образования ставится   цель - формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни.  И задачи, которые  сегодня ставит  сама жизнь:

  1. усвоение идеи национального самосознания как фактора  нравственной культуры народа (знакомство из литературы с основными приоритетными аспектами жизнедеятельности):
  2. знакомство с  принципом толерантности;
  3. формирование в коллективе культуры межличностных отношений в совместной деятельности «педагог-воспитанник-родитель»;
  4. развитие этического мышления, нравственных чувств, мотивов поведения;
  5. воспитание высоких моральных качеств -  доброты и  милосердия, терпимости, вежливости, совестливости, порядочности, достоинства и др.;
  6. формирование норм поведения, необходимых  в быту, семье, общественных местах, учебных заведениях, природе.

Основные нравственные качества, воспитанием которых призваны заниматься учреждения образования МО Красноселькупский район  и непосредственно «Красноселькупский центр дополнительного образования детей»  являются: совестливость, отзывчивость, доброта, общительность, чувство долга, гражданской ответственности, патриотизма и гуманизма.  Структура воспитательного процесса в Центре представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.

Главная цель воспитания в дополнительном образовании определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем. 

Воспитательный потенциал в сфере  формирования у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности, нравственного потенциала опирается на нормативно-правовую базу, представленную Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными программами развития образования, Концепцией модернизации образования на период до 2020 г., государственной  программой  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы».

Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения обозначены  Программой  деятельности и Планом воспитательной работы  Центра и  определяются посредством этических требований общества.

    В качестве основных задач этического воспитания  педагогический коллектив Центра выделяет:

  1. накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения воспитанников  (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);
  2. разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям. 
  3. Честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

В процессе нравственного воспитания детей,  подростков и обучающейся молодёжи педагогический коллектив нашего Центра широко применяет такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека. 

   В план воспитательной работы, включаются мероприятия  направленные на формирование и воспитание гражданско-патриотических, духовно-нравственных качеств личности подрастающего поколения. Самореализации личности воспитанника. Воспитание достойных граждан своего Отечества; через различные  формы  воспитательных мероприятий. В соответствии со своими функциями деятельности  педагог – организатор,  осуществляет отбор форм работы с воспитанниками. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:

по видам деятельности - учебные, трудовые, спортивные, художественные;

по способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные;

по времени проведения - кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);

по времени подготовки - формы работы, проводимые с  воспитанниками  без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку воспитанников.

         Выводы, которые будут составлены по окончанию цикла воспитательных мероприятий,   могут  звучать  примерно так:

Подлинно воспитанный человек - это тот, кто ценит достоинство. Поэтому каждым своим шагом он непременно проявит уважение к тому, с кем имеет дело. Сильный всегда должен приходить на помощь слабому - это великодушие, это подлинное благородство и оно  является основой воспитанности... И эти качества мы должны вносить в нашу обыденную жизнь. Воспитанность- это умение достойно держать себя в обществе. Бывает и так - все люди вокруг умные, симпатичные, хорошие. Собрались, поговорили, а разговора не получается. Каждый говорит о своем и совсем не слушает собеседника. И вянет беседа. Уметь разговаривать - это значит уважать собеседника. Надо уметь разговаривать. Это тоже признак воспитанности.

 

Расул Гамзатов очень хорошо по этому поводу сказал:

Уважай чужое мнение,

Но, достойный, мудреца,

Сам высказывай сужденье

Лишь от первого лица.

       Жизнь постоянно воспитывает человека. Жизнь многому учит. В том числе и подлинной культуре. Культура - это отношение к миру на основе своих знаний, свое понимание действительности. По-настоящему культурный человек всегда жадно относится к движению жизни, ко всему новому, свежему, современному. Уважение к другим - это, прежде всего строгость к себе. Скромность в поведении, простота, сдержанность в проявлении чувств на людях, терпимость к мнению собеседника. В основе этих качеств лежит уважение к человеку.

   Образованный человек еще не значит воспитанный. И все же подлинная воспитанность должна основываться на образованности и общей культуре. Умение правильно, красиво и достойно вести себя в обществе облегчает отношения между людьми, сближает их, способствует большему взаимопониманию и доверию. Хорошими манерами должен обладать каждый культурный и воспитанный человек. Не только знания, не только высокие моральные качества, но и культура поведения человека должны быть на уровне того прогресса, который несет в себе наше общество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и подростков как основа нравственного воспитания".

Патриотическое воспитание детей и подростков, как основа нравственного воспитания....

Доклад на тему "Курсы повышения квалификации "Духовно- нравственные основы этнокультурного диалога народов России": от теории к практике"

Доклад является обобщением опыта работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся и презентацией курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов Росси...

Особенности подросткового возраста. Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств подростков.

Подростковый возраста-трудный период психического развития он труден для самого подростка, он труден и при работе сним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся...

Актуальность проблемы полоролевого развития в теории и практике школьного и семейного воспитания

Воспитание как процесс приобщения человека к историческому опыту в содержательной и целеполагающей основе всегда определяется ведущими потребностями общества. Изменение базовых социальных ориентиров н...

Народная педагогика как метод воспитания нравственной культуры подростков

     Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Однако, использование этнопедагогики в практике воспитания подрастающего поколения редко...

Отчет классного руководителя"Организация совместной деятельности родителей и классного руководителя для воспитания нравственной личности подростка"

Система воспитательной работы в 9 классе. Может, пригодится кому-то в обобщении опыта воспитательной работы....

Выступление "Ресурсы МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ в организации работы с молодежью в области духовно-нравственного воспитания (теория и практика)".

Выступление на тему "Ресурсы МО в организации работы с молодежью в области духовно-нравственного воспитания".Данное выступление включает как теоретическую часть, так и практическую, в которо...