Воспитание нравственности у подростков.
материал (7, 8 класс)
Воспитанию подростков, как особой социальной группы, всегда уделялось большое внимание со стороны государства. Данное направление является приоритетным, поскольку на подростковый возраст приходится активная стадия социализации, а также это период формирования мировоззрения и определения жизненных стратегий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kiyatkina_g._a._vospitanie_nravstvenosti_u_podrostkov.docx | 26.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание нравственности у подростков
«Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества». Теодор Рузвельт
«Нравственность – это склад души, выражающийся в страстях и поступках». Аристотель
Воспитанию подростков, как особой социальной группы, всегда уделялось большое внимание со стороны государства. Данное направление является приоритетным, поскольку на подростковый возраст приходится активная стадия социализации, а также это период формирования мировоззрения и определения жизненных стратегий
Подростковый возраст – это непосредственно самый трудный и сложный из всех детских периодов, который собственно представляет собой период становления личности. Но при этом, данный возрастной период, является самым ответственным, так как именно в нем закладываются и формируются нравственности, социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Наряду с этим, в данном возрасте стабилизируются основные черты характера и основные формы межличностного поведения.
Существенные мотивационные линии этого возрастного периода, которые связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию - это непосредственно самовыражение, самопознание и самоутверждение личности подростка. Абсолютно новой чертой, которая возникает в младшем подростковом возрасте, является самосознание.
Подростковый возраст у различных авторов рассматривается по-разному: во- первых, как неделимый этап развития (10-15 лет), во-вторых, как возрастной этап, разделенный на два периода – младший подростковый (10- 12 лет) и собственно сам подростковый (12-15), и, в-третьих, выделяют также период отрочества, состоящий из трех периодов – младший подростковый (11 - 12 лет), средний подростковый (13-14 лет) и начало старшего подросткового возраста (15 лет). К. Н. Поливанова указывает на то, что описание и анализ предподросткового кризиса представляет собой наиболее сложную проблему, т.к. в рамках культурно-исторической теории разными авторами подростковый возраст понимается и трактуется по-разному.
До подросткового возраста деятельность ребенка определялась авторитео (родителями, педагогом). Подросток же в своих действиях ориентируется на социум. Его поступки определяются тем, что он считает должным для себя соответствовать тому социуму, которому он принадлежит. Наблюдения показывают, что возникновение у подростков положительных нравственных идеалов является необходимым условием воспитания. И наоборот, возникновение у детей чуждых идеалов создает серьезное препятствие воспитанию, так как в этих случаях требования взрослых не будут восприниматься подростками. Вопрос об идеале для подростков - это скорее вопрос о лидере, который ведет его за собой.
Без друга - взрослого подросток не может понять, что свобода немыслима без долга и ответственности. Нужно говорить с подростками, как с равными, о сложности и противоречивости жизни. Но эти беседы будут услышаны, если только они ведутся другом, и взрослый должен стремиться им стать. В подростковом возрасте очень важным является почувствовать общность, братство всех людей. Этому соответствует формирование базового основания личности – чувства долга. Обретение чувства долга в подростковом возрасте дает возможность пережить последнее без кризиса. При этом «долженствование» приобретается и выражается через деятельность. Подросткам нужно научиться самостоятельно организовывать свое поведение и деятельность, уметь себя контролировать, нести ответственность за результаты своих поступков, самостоятельно решать вопросы, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни. Одной из сторон взрослости является социально - моральная взрослость, которая проявляется в отношениях с взрослыми, в фактах серьезного участия подростка в заботах о благополучии семьи и ее членов, в систематической помощи взрослым и даже в их поддержке, в участии в жизни семьи уже на правах взрослого человека.
Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:
- помочь обучающимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;
- научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;
- создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения обучающимися своих духовных потребностей;
- поощрять самовыражение и уверенность в себе;
- сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие.
В своей воспитательной деятельности я руководствуюсь педагогическими идеями гуманизма, сотрудничества, общей заботы.
Для достижения поставленной цели использую диагностическую, учебно – познавательную, трудовую, эстетическую, общественно полезную, ценностно – ориентированную, художественно – творческую, спортивно – оздоровительную.
Руководствуюсь принципами:
- Обеспечение целостности и последовательности воспитания на основе знания диалектики становления и развития человеческой личности вообще и потребностей конкретного ребенка в частности.
- Естественный и природо-сообразный характер воспитания.
- Обеспечение доверительных отношений педагога с воспитанниками через проявление уважения к ним.
Основной задачей нравственного воспитания в моем классе является: воспитание нравственного самосознания ребенка в ситуациях выбора; формирование нравственной позиции по отношению к детям и взрослым другого пола, возраста, национальности; выработка объективной самооценки, самоограничения.
В основу положены следующие воспитательные методы:
- вовлечение в деятельность;
- стимулирование;
- сотрудничество;
- доверие;
- открытый диалог;
- свобода выбора;
- увлечение;
- контроль, самоконтроль и самооценка деятельности поведения;
- личный пример
Применяю разные формы работы:
- внеклассные мероприятия («Скажите себе: нет!», «Мир без вредных привычек», «Природа и мы»);
- беседы с детьми и их родителями («Мой друг», «Что мы ценим в людях?», «Я - родитель, я – приятель?», «Навыки общения», «Самооценка и ее роль в самовоспитании» и др.);
- коллективно – творческие дела;
- индивидуальное и коллективное консультирование;
- спортивные соревнования;
- познавательно – досуговые программы.
Интересной формой диагностической работы с обучающимися является использование тест – рисунков. Ребятам было предложено нарисовать свои рисунки к определенным нравственным понятиям, например, нарисовать картинки на темы: «Вежливость», «Добро», «Зло», «Радость», «Честность», «Правдивость», «Любовь».
В целом, представления у обучающихся моего класса, о нормах нравственности сформированы. Надо отметить: никто из детей не сомневается в необходимости норм и правил поведения, в умении им следовать.
Большую помощь в духовно-нравственном воспитании обучающихся оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика и другие.
Так обучающиеся моего класса приняли участие:
- во встрече с участниками СВО, которые приехали в родной город в краткосрочный отпуск с передовой;
- в городской акации по формированию новогодних посылок для бойцов, находящихся в зоне СВО (новогодний рисунок);
- в акции «Собери посылку солдату»;
- во Всероссийском экологическом движении «Круг жизни», (саженцы в обмен на вторсырьё). /Сбор макулатуры/;
- в социальном проекте в рамках гражданско-патриотической акции «Красный тюльпан».
С целью выявления взаимопонимания между ребенком и родителями предлагаю тест «Я – родитель, я приятель?», анализируя результаты которого, я пришла к выводу, что в большинстве семей обучающихся моего класса царит благоприятная дружеская атмосфера любви и взаимопонимания.
Таким образом, можно сделать вывод, что нравственное воспитание – это воспитательное воздействие общеобразовательной организации, семьи, общественности, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, чувств, потребностей, навыков поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали и практической деятельности.
Оно является целостным процессом педагогической деятельности. Так же в себя включает: формирование у обучающихся сознания связи с обществом; формирование нравственных привычек. Имеет свою специфику, обусловленную содержанием, своеобразием целей и включенностью в процесс всех видов воспитания, и свои задачи, определяемые как: формирование нравственного сознания; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества; воспитание и развитие нравственных чувств; выработку умений и нравственных чувств. Также имеет свои направления: воспитание патриотизма, воспитание нравственных убеждений и морального сознания, эстетическое воспитание и формирование экологической культуры.
Народная мудрость гласит:
«Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно, если на десять лет вперёд – сажай лес, если же на сто лет – воспитывай детей.
Используемая литература:
- Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2016. - 318 c.
- Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). Ростов/Д., 1995.
- Ильин И. А. О воспитании в грядущей России. — Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 2. Кн. 2. М., 1993. С.178—192.
- Караковский В. А., Новикова Л. А., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. М.,1996.
- Коменский Я. А. Материнская школа. М., 1992. Кирилюк Л. Г. Диагностика эффективности процесса нравственного воспитания подростков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М., 1986.
- Ширшов В.Д. Духовно-нравственное воспитание молодежи. Интернетресурс. 2009г.
- Щуркова Н. Е. Диагностика воспитанности. М., 1992.
- Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры (для директоров и заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе). М., 1997
- Щуркова Н Е. Новые технологии воспитательного процесса. - М.:НМО «Творческая педагогика», 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и подростков как основа нравственного воспитания".
Патриотическое воспитание детей и подростков, как основа нравственного воспитания....
Воспитание нравственности у детей, подростков и обучающейся молодежи: теория и практика.
Образованный человек еще не значит воспитанный. И все же подлинная воспитанность должна основываться на образованности и общей культуре. Умение правильно, красиво и достойно вести себя в ...
Современные проблемы в осуществлении духовно-нравственного воспитания детей и подростков в школе. Пути их решения.
Выступление на научно-практической конференции «Просвещение и нравственность: забота государства, церкви и общества» посвящено актуальной проблеме в ОУ. В небоьшой статье кратко и ёмко исследуются при...
Особенности подросткового возраста. Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств подростков.
Подростковый возраста-трудный период психического развития он труден для самого подростка, он труден и при работе сним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся...
Народная педагогика как метод воспитания нравственной культуры подростков
Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Однако, использование этнопедагогики в практике воспитания подрастающего поколения редко...
Патриотическое воспитание детей и подростков как основа нравственного воспитания
Выступление на педагогическом совете...
Отчет классного руководителя"Организация совместной деятельности родителей и классного руководителя для воспитания нравственной личности подростка"
Система воспитательной работы в 9 классе. Может, пригодится кому-то в обобщении опыта воспитательной работы....