Воспитание нравственности у подростков.
материал (7, 8 класс)

Кияткина Галина Александровна

Воспитанию подростков, как особой социальной группы, всегда уделялось большое внимание со стороны государства. Данное направление является приоритетным, поскольку на подростковый возраст приходится активная стадия социализации, а также это период формирования мировоззрения и определения жизненных стратегий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kiyatkina_g._a._vospitanie_nravstvenosti_u_podrostkov.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание нравственности у подростков

«Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества». Теодор Рузвельт

«Нравственность – это склад души, выражающийся в страстях и поступках». Аристотель

Воспитанию подростков, как особой социальной группы, всегда уделялось большое внимание со стороны государства. Данное направление является приоритетным, поскольку на подростковый возраст приходится активная стадия социализации, а также это период формирования мировоззрения и определения жизненных стратегий

Подростковый возраст – это непосредственно самый трудный и сложный из всех детских периодов, который собственно представляет собой период становления личности. Но при этом, данный возрастной период, является самым ответственным, так как именно в нем закладываются и формируются нравственности, социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Наряду с этим, в данном возрасте стабилизируются основные черты характера и основные формы межличностного поведения.

Существенные мотивационные линии этого возрастного периода, которые связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию - это непосредственно самовыражение, самопознание и самоутверждение личности подростка. Абсолютно новой чертой, которая возникает в младшем подростковом возрасте, является самосознание.

Подростковый возраст у различных авторов рассматривается по-разному: во- первых, как неделимый этап развития (10-15 лет), во-вторых, как возрастной этап, разделенный на два периода – младший подростковый (10- 12 лет) и собственно сам подростковый (12-15), и, в-третьих, выделяют также период отрочества, состоящий из трех периодов – младший подростковый (11 - 12 лет), средний подростковый (13-14 лет) и начало старшего подросткового возраста (15 лет). К. Н. Поливанова указывает на то, что описание и анализ предподросткового кризиса представляет собой наиболее сложную проблему, т.к. в рамках культурно-исторической теории разными авторами подростковый возраст понимается и трактуется по-разному.

До подросткового возраста деятельность ребенка определялась авторитео (родителями, педагогом). Подросток же в своих действиях ориентируется на социум. Его поступки определяются тем, что он считает должным для себя соответствовать тому социуму, которому он принадлежит. Наблюдения показывают, что возникновение у подростков положительных нравственных идеалов является необходимым условием воспитания. И наоборот, возникновение у детей чуждых идеалов создает серьезное препятствие воспитанию, так как в этих случаях требования взрослых не будут восприниматься подростками. Вопрос об идеале для подростков - это скорее вопрос о лидере, который ведет его за собой.

Без друга - взрослого подросток не может понять, что свобода немыслима без долга и ответственности. Нужно говорить с подростками, как с равными, о сложности и противоречивости жизни. Но эти беседы будут услышаны, если только они ведутся другом, и взрослый должен стремиться им стать. В подростковом возрасте очень важным является почувствовать общность, братство всех людей. Этому соответствует формирование базового основания личности – чувства долга. Обретение чувства долга в подростковом возрасте дает возможность пережить последнее без кризиса. При этом «долженствование» приобретается и выражается через деятельность. Подросткам нужно научиться самостоятельно организовывать свое поведение и деятельность, уметь себя контролировать, нести ответственность за результаты своих поступков, самостоятельно решать вопросы, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни. Одной из сторон взрослости является социально - моральная взрослость, которая проявляется в отношениях с взрослыми, в фактах серьезного участия подростка в заботах о благополучии семьи и ее членов, в систематической помощи взрослым и даже в их поддержке, в участии в жизни семьи уже на правах взрослого человека.

Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:

- помочь обучающимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;

  • научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;
  • создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения обучающимися своих духовных потребностей;
  • поощрять самовыражение и уверенность в себе;
  • сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие.

В своей воспитательной деятельности я руководствуюсь педагогическими идеями гуманизма, сотрудничества, общей заботы.

Для достижения поставленной цели использую диагностическую, учебно – познавательную, трудовую, эстетическую, общественно полезную, ценностно – ориентированную, художественно – творческую, спортивно – оздоровительную.

Руководствуюсь принципами:

  1. Обеспечение целостности и последовательности воспитания на основе знания диалектики становления и развития человеческой личности вообще и потребностей конкретного ребенка в частности.
  2. Естественный и природо-сообразный характер воспитания.
  3. Обеспечение доверительных отношений педагога с воспитанниками через проявление уважения к ним.

Основной задачей нравственного воспитания в моем классе является: воспитание нравственного самосознания ребенка в ситуациях выбора; формирование нравственной позиции по отношению к детям и взрослым другого пола, возраста, национальности; выработка объективной самооценки, самоограничения.

В основу положены следующие воспитательные методы:

  • вовлечение в деятельность;
  • стимулирование;
  • сотрудничество;
  • доверие;
  • открытый диалог;
  • свобода выбора;
  • увлечение;
  • контроль, самоконтроль и самооценка деятельности поведения;
  • личный пример

Применяю разные формы работы:

  • внеклассные мероприятия («Скажите себе: нет!», «Мир без вредных привычек», «Природа и мы»);
  • беседы с детьми и их родителями («Мой друг», «Что мы ценим в людях?», «Я - родитель, я – приятель?», «Навыки общения», «Самооценка и ее роль в самовоспитании» и др.);
  • коллективно – творческие дела;
  • индивидуальное и коллективное консультирование;
  • спортивные соревнования;
  • познавательно – досуговые программы.

Интересной формой диагностической работы с обучающимися является использование тест – рисунков. Ребятам было предложено  нарисовать свои рисунки к определенным нравственным понятиям, например, нарисовать картинки на темы: «Вежливость», «Добро», «Зло», «Радость», «Честность», «Правдивость», «Любовь».  

В целом, представления у обучающихся моего класса, о нормах нравственности сформированы. Надо отметить: никто из детей не сомневается в необходимости норм и правил поведения, в умении им следовать.   

Большую помощь в духовно-нравственном воспитании обучающихся оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика и другие.

Так обучающиеся моего класса приняли участие:

  • во встрече с участниками СВО, которые приехали в родной город в краткосрочный отпуск с передовой;
  • в городской акации по формированию новогодних посылок для бойцов, находящихся в зоне СВО (новогодний рисунок);
  •  в акции «Собери посылку солдату»;
  • во Всероссийском экологическом движении «Круг жизни», (саженцы в обмен на вторсырьё). /Сбор макулатуры/;
  •  в социальном проекте в рамках гражданско-патриотической акции «Красный тюльпан».

С целью выявления взаимопонимания между ребенком и родителями предлагаю тест «Я – родитель, я приятель?», анализируя результаты которого, я пришла к выводу, что  в большинстве семей обучающихся моего класса царит благоприятная дружеская атмосфера любви и взаимопонимания. 

Таким образом, можно сделать вывод, что нравственное воспитание – это воспитательное воздействие общеобразовательной организации, семьи, общественности, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, чувств, потребностей, навыков поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали и практической деятельности.

Оно является целостным процессом педагогической деятельности. Так же в себя включает: формирование у обучающихся сознания связи с обществом; формирование нравственных привычек. Имеет свою специфику, обусловленную содержанием, своеобразием целей и включенностью в процесс всех видов воспитания, и свои задачи, определяемые как: формирование нравственного сознания; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества; воспитание и развитие нравственных чувств; выработку умений и нравственных чувств. Также имеет свои направления: воспитание патриотизма, воспитание нравственных убеждений и морального сознания, эстетическое воспитание и формирование экологической культуры.

Народная мудрость гласит:

«Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно,  если на десять лет вперёд – сажай лес, если же на сто лет – воспитывай детей.

Используемая литература:

  1. Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2016. - 318 c.
  2. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). Ростов/Д., 1995.
  3. Ильин И. А. О воспитании в грядущей России. — Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 2. Кн. 2. М., 1993. С.178—192.
  4. Караковский В. А., Новикова Л. А., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. М.,1996.
  5. Коменский Я. А. Материнская школа. М., 1992. Кирилюк Л. Г. Диагностика эффективности процесса нравственного воспитания подростков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М., 1986.
  6. Ширшов В.Д. Духовно-нравственное воспитание молодежи. Интернетресурс. 2009г.
  7. Щуркова Н. Е. Диагностика воспитанности. М., 1992.
  8. Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры (для директоров и заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе). М., 1997
  9. Щуркова Н Е. Новые технологии воспитательного процесса. - М.:НМО «Творческая педагогика», 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и подростков как основа нравственного воспитания".

Патриотическое воспитание детей и подростков, как основа нравственного воспитания....

Воспитание нравственности у детей, подростков и обучающейся молодежи: теория и практика.

Образованный человек еще не значит воспитанный. И все же подлинная воспитанность должна основываться на образованности и общей культуре. Умение правильно, красиво и достойно вести себя в ...

Современные проблемы в осуществлении духовно-нравственного воспитания детей и подростков в школе. Пути их решения.

Выступление на научно-практической конференции «Просвещение и нравственность: забота государства, церкви и общества» посвящено актуальной проблеме в ОУ. В небоьшой статье кратко и ёмко исследуются при...

Особенности подросткового возраста. Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств подростков.

Подростковый возраста-трудный период психического развития он труден для самого подростка, он труден и при работе сним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся...

Народная педагогика как метод воспитания нравственной культуры подростков

     Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Однако, использование этнопедагогики в практике воспитания подрастающего поколения редко...

Отчет классного руководителя"Организация совместной деятельности родителей и классного руководителя для воспитания нравственной личности подростка"

Система воспитательной работы в 9 классе. Может, пригодится кому-то в обобщении опыта воспитательной работы....