Устный журнал "Берегите природу Алтая"
методическая разработка (10 класс) по теме

Дарсалямова Гульназ  Ауельхановна

Устного журнал  «Берегите природу Алтая»

      Устные журналы – эффективная форма внеклассной работы, способствующая популяризации географии. Эта форма внеклассной работы тесно связана с другими формами: викторинами, конференциями и т. д., они за короткое время дают возможность познакомить учащихся со многими вопросами географической науки. Проведение устного журнала по географии призвано удовлетворять любознательность учащихся.

При проведении недели географии  и тема своего края регионального компонента  вызвало большой интерес у учащихся. В ходе устного журнала широко применялась материалы местного характера. Учащиеся работали очень активно.  Рассказывали сами, где они были, и что удивительного видели. Ученики узнали, чем отличаются  заповедники от заказников.

    На уроке  дети дополнительно подготовили сообщения о заповедниках, даже самые слабые дети постарались подготовить сообщения, которая,  является большим достижением для меня.    

   Учащиеся участвовали сами в исследовательской работе своего края, республики.

  В ходе устного журнала было видно, учащиеся любят и знают свой край. Посетив этот устный журнал, они многое дополнительно узнали, сами рассказали, показали слайдовые материалы.  Руководитель тесно взаимодействует с учениками,  общий язык быстро находит.  Учащимся было интересно на  устном журнале, задавали дополнительные вопросы, также  сами дополняли. Она старалась более подробно показать и рассказать о значениях заповедника, заказника, природных парках, памятниках природы.

  Самым интересным материалом оказалась презентация о водном источнике Бугузын, которые непременно хотели там побывать и уговаривать съездить летом  на источник с родителями.  В конце урока дети ушли с таким восторгом, что они  живут прекрасном уголке  России, в Республике Алтай, в Кош-Агаче. И надо любить, охранять и сохранить природу нашим детям.

На уроке было видно воспитание чувство патриотизма, вызвало чувства сопричастности в решении проблем охраны природы своего края. Показала значение в целях сохранения первозданных ландшафтов природы.

В конце урока я достигла поставленной цели и задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_zhurnal_beregite_prirodu_altaya.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал

«БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ АЛТАЯ»

Цели и задачи:

Изучить и углубить знания об  охраняемых территориях и объектах Республики Алтай (в том числе заповедники, заказники, памятники природы)
формирование у учащихся понимания единства человека и природы; воспитание экологической культуры у подрастающего поколения;

Оборудование: компьютер, проектор, карта Республики Алтай, картинки. 

Эпиграф: «Храните чудо из чудес: цветы, леса, озёра, синь небес».

ХОД УРОКА

– Сегодня мы с вами  будем поговорим об  охраняемых территориях и объектах Республики Алтай. Тема нашего устного журнала «Берегите  природу Алтая!». Посмотрите вокруг. Какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Горы, леса,  реки, озера, небо, солнце, животные, растения. Это природа! Наша жизнь неотделима от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

 Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина.  И охранять природу – значит охранять Родину». Наша природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину.

Есть на карте России

 Величавый Алтай.

 Многолик, многогранен

 Этот сказочный край.

 Снежные вершины - словно до небес,

 Горные вершины и могучий лес.

 Дух парит крылатый высоко в горах,

 Отражаясь в водах, словно в зеркалах.

 Водопады, реки песнь свою поют,

 А цветы и травы за собой зовут:

 Красоту Алтая не пересказать -

 Это нужно видеть, сердцем ощущать.

- Чтобы защитить нашу природу, растения и животные как вы знаете, создали заповедники, заказники, памятники природы.

- А теперь давайте узнаем, что такое заповедник на нашем журнале?

Заповедник - место, где оберегается и сохраняется вся природа.

- А теперь давайте узнаем, что такое  заказник?

Заказник - участок природы, на котором охраняются отдельные виды растений и животных.

- Ребята,  перечислите заповедников и заказников Республики Алтай и покажите на карте?

Заповедники Республики Алтай

1. Катунский

2.Алтайский

3.Сумультинский

4.Шавлинский

Заказники Республики Алтай

1.Сумультинский

2.Шавлинский

3.Кош-Агачский

4.Ининский

5.Чемальский

6.Чергинский

- Следующая страница журнала небольшой рассказ о заповедниках и о природных парках

1.Алтайский государственный природный заповедник, воссоздан Постановлением Совета Министров РСФСР от 7 октября 1967г. Расположен в пределах трёх физико-географических провинций: в юго-восточной части Северо-Восточного Алтая, в восточной части Восточного Алтая и в северо-восточной части Юго-Восточного Алтая. Территория заповедника 871212 га, занимает земли Турачакского и Улаганского административных районов по северному и восточному берегам Телецкого озера и правобережью р. Чулышман, вдоль восточных границ Республики Алтай с Республиками Хакасия и Тыва.

Директор:      Калмыков Игорь Вячеславович

2.     Катунский государственный биосферный заповедник, создан Постановлением Совета Министров РСФСР от 25.06.1991г. №409, находится на территории Усть-Коксинского административного района Республики Алтай, площадь заповедника 150079 га. В пределы заповедника входят: северные макросклоны хребта Листвяга, все высокогорье западной части Катунского хребта, включая озера - Верх нее Мультинское и Поперечное, истоки Нижнего Курагана (реки Осиновка и Иол- до), почти вся верхняя часть бассейна Ка- туни на территории Республики Алтай до водораздела между правыми притоками Катуни - Зайчихой и Озерной. Далее граница заповедника, пересекая Катунь, упирается в государственную границу между Российской Федерацией и Казахстаном, затем по ней идет до восточных пределов заповедника, определяя его южные рубежи. Директор: Затеев Александр Викторович

3. Сумультинскии государственный природный биологический заказник регионального значения, срок действия продлён Постановлением Правительства Республики Алтай от 22.08.02 г. №242, площадь составляет 249062 га. Заказник находится в центре Республики Алтай, занимая северо - восточную часть Онгудайского административного района. Граница заказника на юге проходит по р. Кадрин, начиная от устья до истоков этой реки, включая озёра Ситен-Кёль и Аккёль. Далее она поворачивает на север и совпадает с границей между Онгудайским и Улаганским административными районами, доходит до стыка с границей Чойского района, поворачивает на запад и по границе между Онгудайским и Чойским районами доходит до водораздельного хребта между рр. Малая и Большая Сумульта, по нему идёт на юго-запад до слияния этих рек, дальше вниз по р. Большая Сумульта до р. Катунь, вверх по которой доходит до устья р. Кадрин. В пределах заказника находится всё правобережье р. Кадрин и большая часть бассейна р. Большая Сумульта, за исключением правобережья последней ниже впадения в неё р. Малая Сумульта.

4.   Шавлинский государственный природный биологический заказник регионального значения, срок действия продлён Постановлением Правительства Республики Алтай от 22.08.02 г. № 242 площадь 237200 га. Заказник находится на территории трёх административных районов - Кош-Агачского, Онгудайского, Улаганского. Он расположен в центре наиболее высокогорной части республики. На севере границей заказника является р. Чуя на всём протяжении, начиная от с. Чибит вниз по течению до её впадения в р. Катунь которая вверх по течению до устья р. Аргут образует его западную границу. Далее, граница идёт вверх по течению р. Аргут до водораздела между её левыми притоками р. Ело и р. Каир. Отсюда граница поворачивает на запад и идёт до истоков р. Каир, оставляя весь бассейн этой реки и бассейн р. Иедыгем в пределах заказника. От истоков р. Иедыгем граница поворачивает на северо-восток и идёт по водоразделу между рр. Иедыгем и Кулагаш до русла р. Аргут. Далее вверх по р. Аргут граница доходит до устья р. Карагем, минуя его, и по водоразделу между рр. Карагемом и Карасу идёт почти строго на восток Южно-Чуйским хребтом до отметки высоты 3402 м. Затем граница поворачивает строго на север и идёт, пересекая р. Карагем в районе устья его левого притока Караайры, по прямой на с. Чибит.

Природный парк «Зона покоя «Укок».

 Создан Постановлением Правительства Республики Алтай от 23.05.2005 г. №77, площадь 254,2 тыс.га Расположен в южной части Кош-Агачского административного района. Границы:от высоты 2972 м. на государственной границе с Монгольской Народной Республикой на северо-запад до р. Усай, включая озеро Чанбак-Кёль, затем на северо-запад до высоты 3143 м., далее на запад, включая источник «Жумалинские ключи», до горы Вершина Садакпая (3298 м.). Далее на запад до истока р.Аккол, до слияния с р. Ак-Алаха, далее вниз по течению р. Ак-Алаха до слияния с р. Караалаха. Затем по левому берегу вверх по течению р. Караалаха до её истоков на северо-запад через высоту с отметкой 2796 м. по водораздельному хребту на государственной границе с Казахстаном. Далее по государственной границе с Казахстаном, Китаем и Монголией на восток до высоты 2972 м.

Природный парк «Белуха»,

 создан Постановлением Правительства Республики Алтай от 10.06.1997г. №198. Расположен у подножья г. Белуха в бассейне рр. Кучерла и Ак-Кем в Усть-Коксинском районе, площадь - 131,3 тыс.га.

Природный парк «Уч Энмек»,

 создан Постановлением Правительства Республики Алтай от 23.04.2001 г. №109. Расположен в физико-географической провинции Центральный Алтай в Онгудайском административном районе в бассейне р.Каракол, площадь 60,6 тыс.га.

Природно-хозяйственный парк «Аргут»,

создан Постановлением Правительства Республики Алтай от 18.12.2002 г. №366. Расположен в физико-географической провинции Центральный Алтай на юго-востоке Онгудайского административного района на восточных склонах Теректинского хребта, площадь - 20,6 тыс.га.

Природно-хозяйственный парк «Чуй-Оозы»,

создан Постановлением Правительства Республики Алтай от 26.07.2002 г. №195. Расположен в физико-географической провинции Центральный Алтай в юго-восточной части Онгудайского административного района, площадь - 0,8 тыс.га.

Природный парк «Катунь»,

создан Постановлением Правительства Республики Алтай от 08.10.2002 г. №283. Расположен в восточной части физико-географической провинции Северный Алтай и частично в северной части провинции Центральный Алтай на территории Майминского и Чемальского административных районов, площадь 73,1 тыс.га.

- А сейчас, ребята, вам предстоит ответить на вопросы викторины «Знаешь ли ты свою Родину и свой край»

  1. Главная река Горного Алтая. (Катунь).
  2. Самая высокая гора Алтая. (Белуха).
  3. Автомобильная дорога Новосибирск - Бийск - Ташанта. (Чуйский тракт).
  4. Ручей, со студёной чистой водой. Каждый путешествующий по Чуйскому тракту останавливается здесь напиться. (Золотой ключик).
  5. Ценнейшее лекарственное сырьё мараловодства. (панты).

  1. Самый длинный пологий перевал. (Семинский).
  2. Самый крутой, извилистый перевал. (Чикет-Аманский).
  3. Река, в честь которой назвали главный тракт. (Чуя).
  4. Другое название Телецкого озера. (Золотое озеро - Алтын-Кёль).
  5. Как по другому называются Каракольские озёра. (Чёрные).
  6. Село, которое граничит с Монголией. (Ташанта).

- Следующий номер нашего журнала о памятниках природы. Давайте ребята узнаем, что такое памятник природы?

- Памятниками природы называются уникальные или ценные в научном, культурном и оздоровительном отношении природные объекты. Охраняются государством или заслуживают охраны как достояние народа.

 В этой странице нашего журнала я бы вас хотела ознакомить о Бугузуне, который находится в Кош-Агачском районе. Родник представляет собой нисходящий рассредоточенный выход трещинно-карстовых вод, каптированный тремя стальными трубами. Суммарный дебит источника составляет 0,2-0,3 м3/с. Химический состав воды гидрокарбонатный, магниево-кальциевый с минерализацией 0,21 г/дм3, воды мягкие (жесткость 2,6-2,7 мг-экв/дм3), слабощелочные (рН- 7,8). Из биогенных компонентов и микроэлементов в воде установлены в мг/дм3: фтор 0,02, двуокись кремния 2,0, йод 0,0002, железо 36 мкг/л, марганец 3,2 мкг/л, цинк 2,6 мкг/л, мышьяк 0,73 мкг/л, литий 1,6 мкг/л, ртуть 0,03мкг/л.

Цели создания памятника природы:

- сохранение уникального природного объекта в естественном состоянии;

Задачи:

- сохранение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, лечебных, рекреационных функций родника;

- предотвращение нарушения водного режима и экологического состояния родника вблизи выхода подземных вод и в области его питания, влияющего на качество вод источника;

- сохранение санитарно-гигиенических, рекреационных и просветительских функций;

- изучение режима и качества воды родника;

- сохранение растительного и животного мира, в том числе редких видов флоры и фауны, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Республики Алтай;

- организация экологического воспитания, образования и просвещения, обеспечение населения экологической информацией;

- проведение учебно-педагогической и научно-просветительской работы;

- соблюдение традиций коренных малочисленных народов Республики Алтай.

 Дата образования 26.09.1978 г. Площадь охраняемой территории 2,01 (га)

- Продолжая нашу тему я хочу вам представить  свою личную презентацию о водном  источнике Бугузын приложение №1(слайды)

Заключение

За эти понятием –природа- стоит гораздо большое, необъятные, удивительной красоты просторы, производящее неизгладимое впечатление; флора и фауна, ласкающие слух звуки родной природы. Красота ее настолько удивительна, что иногда появляется впечатление, что ты попадаешь в загадочный мир, который поглощает тебя полностью, и при этом не хочется вырываться из этого царства. Так давайте же ребята будем любить и охранять  нашу природу, чтобы она досталось нашим младшим прекрасной и красивой. Вот таком замечательном месте мы живем. Все это расположено не где-то далеко, а достаточно близко, рядом с нами. Надо лишь внимательно присмотреться, прислушаться. Нам следует сохранять  эту красоту.

Что завтра будет на земле,

Где мы сейчас живем?

Быть может скоро мы с тобой

Растенья не найдем.

Чтоб не был человек один

На сей большой планете,

Мы заповедник создадим,

Пусть радуются дети.

Сначала выбрать нужно поле,

Поплодородней почву,

Тогда  растения на ней

Зазеленеют сочно.

Потом расселим тут и там

Зверей и птиц различных.

Ну а людей будем пускать

Лишь добрых и приличных.

Тогда растенья и зверье

Полюбят заповедник,

 А нам спасибо от души

Произнесет наследник.

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы в 5 классе "Русские поэты и поэты Алтая о Родине и о родной природе"

Цели урока: • преподнести учащимся тему Родины в русской поэзии как неподвластную времени и расстоянию, познакомить их со стихотворениями русских поэтов XIX века и поэтов Алтая о Родине и о родной пр...

Устный журнал "Природа и мы" 5класс немецкий язык

Устный журнал по теме «DieNaturundwir» (к учебнику 5 класса,автор И.Л.БИМ) Основная задача урока – создать условия для- развития инициативы и творчества учащихся;- расширения словарного запаса по...

Устный журнал "Природа и мы".

Устный журнал проводится в качестве обощающего урока для учащихся 7 класса по теме "Защита окружающей среды"....

Устный журнал "Природа родного края"

Это рассказ о природе Вышневолоцкого района, Тверской области, о красоте озер, рек, разнообразии растительного и животного мира. А так же об экологических проблемах района. Журнал нацелен на привлечен...

Календарно - тематическое планирование Мир заповедный природы Алтая.

Календарно - тематическое планирование Мир заповедный природы Алтая. Класс  9.Учитель: Ербалина Нина ВикторовнаКоличество часов всего: 34; в неделю – 1 ч.Практические работы _____...

Устный журнал "Алтай - жемчужина Сибири"

Устный журнал "Алтай - жемчужина Сибири", о красоте родного края....

"Природа Алтая". Поздравление за полученную грамоту Министерства образования и науки Российской Федерации.

Более десяти лет я  сотрудничаю с руководителем краевого общественного экологического движения «Начни с дома своего» Сергеем Ивановичем Малыхиным. Мои  воспитанники – посто...