Внеклассное мероприятие. Игра - путешествие "Математика на службе Армии"
методическая разработка по теме
В современных условиях, когда надо признать, что значительная часть молодежи депатриотизирована, возрастает необходимость в возрождении авторитета армии, а также адекватного понимания ее роли и места в жизни общества и судьбе Отечества.
Необходимо, чтобы каждый подрастающий гражданин России постоянно углублял свои знания об армии своего Отечества.
Мероприятия, направленные на воспитание у школьников уважительного и благородного отношения к своей Родине, не должны иметь назойливого «менторского» характера. Беспроигрышным вариантом является игра.
Игра – путешествие «Математика на службе армии» преследует воспитательные и образовательные цели, направленные на воспитание у учащихся патриотизма, чувства гордости за свой народ, за свою армию – победительницу в великих сражениях в годы Великой Отечественной войны и необходимость изучения математики для совершенствования современной армии, развитие логического мышления.
Игра проводится на занятии в творческом объединении «Школа Пифагора», где учащиеся могут показать практическое применение полученных знаний. Нестандартная форма проведения занятия способствует творческому развитию учащихся, создает условия для их самореализации и самосовершенствования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_-_puteshestvie.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра – путешествие.
«Математика на службе армии».
Автор: Николаева Нина Алексеевна – учитель математики,
МКОУ «Днепровская средняя общеобразовательная школа»
с. Днепровское, Новодугинский район, Смоленская область.
Игра – путешествие « Математика на службе армии».
Пояснительная записка.
В современных условиях, когда надо признать, что значительная часть молодежи депатриотизирована, возрастает необходимость в возрождении авторитета армии, а также адекватного понимания ее роли и места в жизни общества и судьбе Отечества.
Необходимо, чтобы каждый подрастающий гражданин России постоянно углублял свои знания об армии своего Отечества.
Мероприятия, направленные на воспитание у школьников уважительного и благородного отношения к своей Родине, не должны иметь назойливого «менторского» характера. Беспроигрышным вариантом является игра.
Игра – путешествие «Математика на службе армии» преследует воспитательные и образовательные цели, направленные на воспитание у учащихся патриотизма, чувства гордости за свой народ, за свою армию – победительницу в великих сражениях в годы Великой Отечественной войны и необходимость изучения математики для совершенствования современной армии, развитие логического мышления.
Игра проводится на занятии в творческом объединении «Школа Пифагора», где учащиеся могут показать практическое применение полученных знаний. Нестандартная форма проведения занятия способствует творческому развитию учащихся, создает условия для их самореализации и самосовершенствования.
План проведения игры.
1.Беседа. «Математика на службе армии».
2.Игра – путешествие.
3.Подведение итогов.
Ход игры – путешествия.
I. Беседа. Математика на службе армии.
Материал для беседы.
История военных лет показала, что роль математики в военном деле велика. Обратимся к фактам прошлого.
Великая отечественная война…
Математический институт страны разработал штурманские таблицы для авиации дальнего действия, которые нашли применение уже в 1943 году. Расчеты всех дальних полетов, выполняемые по этим таблицам, значительно повысили точность самолетовождения.
Шла жестокая война. Фронт требовал увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Эту проблему решил академик Андрей Николаевич Колмогоров.
Его теория вероятностей использовалась для определения местоположения самолетов и подводных лодок противника, для определения пути, позволяющего избежать встречи с подводными лодками.
Ученые математики помогли рассчитать, сколько нужно сделать одновременных выстрелов по самолетам противника для того, чтобы иметь наибольшую вероятность попадания. Во всем этом большая заслуга академика Андрея Николаевича Колмогорова.
Война потребовала от авиации больших скоростей полетов самолетов. Но при этом возникла проблема – разрушения самолетов из-за вибрации. Эту задачу решила группа ученых во главе с российским математиком Мстиславом Всеволодовичем Келдышем. Она разработала сложную математическую теорию флаттера. Самолеты были обеспечены надежной защитой от вибрации.
Видная роль в деле обороны страны принадлежит выдающемуся математику Алексею Николаевичу Крылову. Он создал таблицу непотопляемости кораблей, в зависимости от затопления тех или других отсеков корабля.
Использование этих таблиц спасло жизнь многих людей, помогло сберечь материальные ценности.
После войны оружие стало очень сложным, мощным. Точность попадания ракеты в цель во многом зависит от качества выполнения необходимых математических вычислений. Поэтому не только командиры должны иметь хорошие математические знания, уметь хорошо использовать вычислительные средства, но и каждый солдат.
II. Игра.
1. Ведущий объявляет правила игры.
Правила игры.
Ребята, представьте, что вы всего лишь небольшой отряд воинов русской армии. И вам предстоит задача: на всем фронтовом пути, до великой победы, уничтожать врага. Для этого необходимо будет преодолевать препятствия (условные конечно), с которыми может быть и не раз, приходилось сталкиваться солдатам и офицерам нашей армии в годы Великой Отечественной войны.
Наше путешествие по фронтовым дорогам мы совершим в виде конкурсов. За победу в каждом конкурсе, кто-то из вас будет награжден медалью «За боевые заслуги»
А в конце игры – путешествия мы подведем итоги. И тот, кто заработает больше всех медалей, получит боле высокое воинское звание, ведь какой солдат не мечтает стать генералом?
А еще мы посмотрим, действительно ли так нужны знания по математике, для воинов нашей армии. Итак, в путь по фронтовым дорогам с математикой.
2. Ведущий.
Нет в мире солдата, честнее и смелее, чем солдат России. Об этом немало книг написано и песен сложено. Посмотрите, какие прекрасные пословицы и поговорки сложены о солдатах (записаны на доске). Прежде чем мы начнём игру, давайте мы их прочитаем.
1. Офицер – доблести пример.
2. Солдат честь не кинет, хоть головушкой сгинет.
3. Где есть дисциплина, там враги показывают спину.
4. Для вражеского танка у нас готова запеканка.
5. Крепкий флот – Родины оплот.
6. Наша армия готова разгромить врага любого.
7. Нынче в поле тракторист, завтра в армии танкист.
1 конкурс. «Конструкторское бюро».
С первых дней войны наша армия почувствовала превосходство армии противника в вооружении. Перед страной встала задача обеспечить армию современным оружием и боевой техникой. Вся промышленность, конструкторские бюро стали работать на армию.
Итак, перед вами задача: используя старинную игру Танграм, когда квадрат разрезан на 7 частей, составить из них боевую технику для армии (самолеты, корабли, танки, ружья…)
Лучший конструктор награждается медалью.
2 конкурс. «Заправить топливом боевую технику».
Итак, мы вооружили нашу армию, обеспечили ее боевой техникой.
Но для того, чтобы участвовать в боях, ее необходимо заправить керосином или бензином, ответственными за это были механики.
Итак, задача: заправить топливом боевую технику.
Задача.
Бидон, емкость которого 10л наполнен керосином. Имеются еще пустые сосуды 7л и 2л. Как разделить керосин в 2 сосуда по 5л в каждый, чтобы вылить их в 2 бака самолета поровну?
Лучший механик награждается медалью.
3 конкурс. «Меткий стрелок».
На деревянную доску крепятся фигурки самолетов, танков, кораблей. С помощью дротиков необходимо поразить цель. Подбитые танки, корабли, самолеты загораются, но могут уйти с поля боя. Чтобы цель считать уничтоженной, необходимо ответить на вопрос-смекалку, под тем номером, под каким поражена цель.
Каждый участник игры имеет право на три выстрела.
Лучший стрелок награждается медалью.
Задачи к конкурсу.
- Летели 3 утки, одну убили. Сколько осталось?
- Горело 5 свечей. Две потушили. Сколько осталось свечей?
- В каждом из 4 углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой кошки сидят 3 кошки. Сколько всего в комнате кошек?
- Петух, стоя на одной ноге весит 2кг. Сколько он весит , стоя на двух ногах?
- Яйцо всмятку варится 3 минуты. Сколько времени потребуется, чтобы сварить всмятку 5 яиц?
- Два отца и два сына купили 3 апельсина. Каждому из них досталось по апельсину. Как это могло случиться?
- Какие два числа, если их сложить дают больше, если их перемножить?
- Какие два числа, если их сложить дают столько же, если их перемножить?
- Сколько получится десятков, если 3 десятка умножить на 3 десятка?
- Зайцы пилят бревно длиной 10м. сколько им нужно сделать распилов, чтобы разрезать его на кряжики по 2м.?
- В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в семье?
- Сколько будет трижды сорок и пять?
- Какой знак надо поставить между 5 и 6, чтобы получить число больше 5, но меньше 6?
4 конкурс. «Саперы».
В отряде имеется 5 саперов. Каждый из них может заложить только одну мину.
Перед ними встала задача: заминировать взлетное полое, имеющее форму квадрата, разбитого на 9 маленьких квадратов (в каждом квадрате по самолету), так чтобы мины заложить в 5 квадратов. Для этого,
необходимо убрать 4 спички так, чтобы осталось ровно 5 квадратов. (Все поле составлено из 24 спичек).
Лучший сапер награждается медалью.
5 конкурс. «Уничтожить противника».
Противник высадил десант в лесу в количестве 7 человек. Они спрятались за елями.
Командир отряда послал разведчиков, чтобы обезвредить десант. Десант считается обезвреженным, если группу из 7 человек разделить по одному. Итак, задача: тремя прямыми линиями разделить лес на 7 частей, в каждой из которых содержится ель, а за ней прячется десант.
Самый быстрый разведчик награждается медалью.
6 конкурс. «Переправа».
Уничтожив десант, отряд продвигается с боем вперед. И вот он подошел к реке, но мост взорван. А на берегу маленькая лодка и 2 мальчика. Как с помощью мальчиков и лодки отряд переправился на другой берег, если в лодку может сесть один солдат или 2 мальчика?
Отряд переправился на другой берег. Но опять на его пути препятствие: противотанковый ров…
На берегу, солдаты нашли 2 доски, но они имеют длину равную ровно ширине рва. Однако им удалось преодолеть и это препятствие. Как они это сделали?
7 конкурс. «Суворовская задача».
Отряд освободил село и разместился в домах на отдых. Около каждого дома офицер поставил часовых. Сам он разместился в центре села. Офицер, проверяя посты, выходит из своего дома и возвращается обратно. Каким должен быть путь его, чтобы побывать у каждого часового и дважды по одному пути не проходить?
Лучший офицер награждается медалью.
8 конкурс. «Пройти болото».
Пока солдаты отдыхают, командир посылает связного в штаб Армии с донесением. Но путь свободен только через болото. Чтобы не утонуть в болоте, нужно проходить по кочкам – они изображены точками.
Итак, необходимо пройти через все 20 точек по ломанной без самопересечений, а звенья ломаной должны лежать на сторонах квадрата.
. . . .
А. . . . . .В
. . . .
. . . .
. .
Самый быстрый связной награждается медалью.
9 конкурс. «Секретная переписка».
Донесения зашифровывались, чтобы, случайно попав к врагу, оно было не прочитано.
Во время войны изобретали все новые и новые шифры. Лучшие математики воюющих стран занимались этой работой.
Задание: 1) расшифровать донесение способом «решетки»,
2) зашифровать сообщение.
Лучший дешифровальщик награждается медалью.
10 конкурс. «В плену».
Большую помощь армии в борьбе с врагом оказывали партизаны. Но и они попадали в плен.
Группа партизан в количестве 18 человек попала в плен. Их привезли в село и закрыли в здании школы, разместив по 6 человек, в смежных комнатах с окнами на улицу. Командир противника поставил у 4 стен здания часовых и приказал каждому следить за тем, чтобы число охраняемых партизан, которых он видел в окно, было 6 человек. Смена караула назначалась через каждые 3 часа.
Среди партизан был 12 летний пионер, любитель математики. Он сообразил сделать перестановку пленников в комнатах так, что часовые постоянно будут видеть в окнах по 6 человек, но он сможет освобождать по 2 человека и отправлять их в отряд за помощью, через подвал, имеющийся в школе с выходом на улицу, в то время, когда происходит смена караула.
Он сделал это дважды, и в село вошли партизаны, предупрежденные освободившимися бойцами, и освободили пленников. Как он это сделал?
Подведение итогов игры.
Ведущий. Теперь у нас с вами есть победитель, и мы ему присваиваем звание… Я уверена, что все кто принял участие в этой игре, вырастут отличными защитниками Родины. Вы, ребята, убедились, что при определенной тренировке и смекалке можно выйти победителем в любой трудной ситуации.
А теперь – привал.
На привале.
Ведущий. Разгромив противника, отряд расположился на отдых.
А тут время и для шуток, песен, фокусов, стихов.
1. Фокусы. ЧЕЛОВЕК – МОЛНИЯ.
Производит в уме сложные математические вычисления во мгновение ока.
Назовите три четырехзначных числа. Я запишу их, напишу под ними еще три числа и в мгновение ока скажу сумму этих чисел.
Названы числа: 3587
4771
2222
Записаны под ними: 6412
5228
7777
И не успев их написать, сообщается ответ: 29997.
Проверьте! Оказывается верно.
А теперь еще:
2741 7258
3569 6430
8823 1176
5649 4350
Ответ: 39996.
Разгадывание: дополняются числа до 9999 и если их 3, то 9999 ∙ 3=29997, если 4, то 9999 ∙ 4=39996
2.Учащийся читает стихотворение «Баллада о математике».
Баллада о математике.
Как воздух математика нужна,
Одной отваги мало.
Расчеты! Залп! И цель поражена
Могучими ударами металла.
И воину припомнилось на миг
Как школьником мечтал в часы ученья
О подвиге, о шквалах огневых
О яростном порыве наступленья.
Но строг учитель был, и каждый раз
Он обрывал мальчишку резковато:
«Мечтать довольно! Повтори рассказ
О свойствах круга и углах квадрата!»
И воином любовь сбережена
К учителю далекому, седому.
Как воздух математика нужна
Сегодня офицеру молодому!
Чтобы спорилось нужное дело
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко
Не боимся, что путь будет труден, –
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
Список используемой литературы.
1. Математика в школе, №7 1998, с.8.
2. Минских Е. М. От игры к знаниям: М., Просвещение, 1982
3. Смирнова Е. С. Методические разработки курса наглядной геометрии, 5кл. – М., Просвещение, 1974
4. Чесноков А. С. и др. Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах. М.. Просвещение, 1974.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие в страну Добра и Вежливости"
Игра-путешествие в страну Добра и Вежливости...
Внеклассное мероприятие игра "Остров сокровищ"
Игра, способная заинтересовать детей, вовлекая их в интересное приключение, где они столкнутся с различными конкурсами как интеллектуальными, так и спортивными. Также игра способствует сплочению колле...
Внеклассное мероприятие «ИГРА-ПОЛЕ ЧУДЕС Олимпийские игры. Сочи 2014.»
Внеклассное мероприятие «ИГРА-ПОЛЕ ЧУДЕС Олимпийские игры. Сочи 2014.»...
Сценарий внеклассного мероприятия «Я рожден для службы царской»
Цели: углубление знаний учащихся об Отечественной войне 1812 года, развитие интереса к изучению истории и литературы; повышение гражданского самосознания и патриотизма; воспитание чувства патриотизма....
Внеклассное мероприятие-игра по математике "Своя игра"
middot; Игра проводится с учащимися одного класса. (Возможен вариант проведения игры между командами нескольких классов одной параллели.)Все дети делятся на несколько команд с помощью жер...
Сертификат за проведение открытого внеклассного мероприятия на тему "Столетие Российской армии"
Сертификат за проведение открытого внеклассного мероприятия на тему "Столетие Российской армии"...
Сценарий внеклассного мероприятия «13 ноября – День службы защиты государственной тайны ВC России».
Профориентация – это система мер, направленных на помощь в выборе профессии. В средних классах подростки выбирают уже конкретные направления и специальности. Важно как можно раньше найти то...