Дети пришли в музей
статья по теме

Венёвцева Ольга Сергеевна

Статья "Дети пришли в музей" (Из опыта работы в Крапивенском краеведческом музее) рассказывает о различных формах занятий с детьми, интерактивных и будящих фантазию, о детском воображении и музейных играх.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дети пришли в музей.

(Из опыта работы с детскими группами в Крапивенском краеведческом музее).

Дети пришли в музей. Задача музейного педагога сделать так, чтобы они не отбывали скучную повинность культурного мероприятия, чтобы посещение запомнилось, чтобы дети захотели вернуться. Для этого, в первую очередь, необходимо отказаться от традиционной экскурсии-лекции. Одной из наиболее востребуемых форм является проведение тематических занятий для детей разных возрастных групп. Занятия обычно объединены в циклы. Тематические занятия – термин условный, формы их разнообразны. Важна изначальная установка на то, что ребенок не просто слушатель, а активный участник занятия, становящегося игрой, процессом творчества.

       «Фантазия, - по Ожегову С.И., - способность к творческому воображению, к измышлениям». В.И.Даль определяет воображение как «способность изображать в уме чувственные и отвлеченные предметы; возможность сочетания и мысленного живописания умственных картин». Чего же больше? У детей способность удивляться и сочинять (подчас невероятное) развита гораздо сильнее, чем у взрослого человека. Каждый ребенок – это кладезь выдумок и фантазий. Чтобы разбудить воображение, просто начните играть с детьми и потом только мягко направляйте, исподволь подсказывайте – остальное дети придумают сами.

     Очень важна для успеха занятия личность самого педагога. Он должен быть как минимум человеком эмоциональным. Надо быть знатоком детского мира, участником детских игр, актером, играющим одну из главных ролей спектакля с условным сценарием.

     Кстати, по поводу сценария: любое тематическое занятие, конечно, имеет разработанный текст, методические рекомендации, но это лишь структура, «идеальный» вариант. В процессе проведения занятия могут произойти различные  маленькие неожиданности, так как ребенку вдруг придет в голову какая-нибудь новая идея. Обычно это приятные сюрпризы, указывающие на то, что дети уже вжились в предполагаемые образы и обстановку. Тем не менее, педагогу надо уметь быстро сориентироваться в изменившейся обстановке, использовать ее с максимальной пользой.

     

      Перейдем к рассмотрению конкретных тематических занятий, рассчитанных на музейную экспозицию «Крестьянская изба» и кабинет народного творчества.

     В крестьянской избе происходит большая часть встреч для дошкольников и младших школьников. Здесь они узнают о быте, занятиях и развлечениях крестьян.

     Удобно рассевшись на деревянных лавках, ребята оглядываются, присматриваясь к непривычной обстановке. А потом начинается сказка: на печи катался Емеля, в такой ступе летала Баба-Яга, а на такой лопате она сажала Ивашечку в печь. А вот то самое корыто из «Сказки о золотой рыбке» А.С.Пушкина. Подобное вступление сразу переносит детей в волшебный мир, будит воображение.

     Но рядом со сказкой присутствуют и реалии, причудливо переплетающие прошлое и настоящее: спят сейчас на кроватях, а раньше на полатях, сундуках, лавках; есть готовят в кастрюлях, а раньше в чугунах, ставят же их в печь ухватом (называется так потому, что выхватывает горячий чугун из печи с пылу с жару) или, по-другому, рогачем (догадайтесь, почему – конечно потому, что похоже, будто у него два рога). Дети узнают, на чем раньше спали, сидели, в чем готовили и из чего ели, как делали ткань, обувь, выращивали и обрабатывали лен и хлеб. Здесь присутствует как бы второй «фантазийный» план: из сказочного мира дети переходят в действительный, но чтобы живо представить  себе реалии этого мира, надо окунуться глубоко в прошлое и, как бы путешествуя во времени, протоптать дорожку из этой стародавности в сегодняшний день.

      Много у крестьян было дел. А не попробовать ли и нам изобразить разные сельские занятия? Делим детей на группы, и они по очереди имитируют вслед за педагогом действия: срезают серпами колосья, вяжут их в снопы, несут молотить, молотят цепами, мнут и чешут лен. Девочки стирают и гладят, держа в руках настоящие валек и рубель, ставят в печь чугун – варить кашу, а когда каша готова, «хозяйка» накрывает на стол – поработали, проголодались, пора и поесть. Имитация каких-то действий, осознаваемых как занятие, труд – это, в первую очередь, осмысленное движение, позволяющее детям размяться, отдохнуть после сидения. Во-вторых, это начало игры как таковой, когда ребенок не только представляет что-то, но и изображает кого-то, соотнося себя с действиями. Очень хорошо, если некоторые предметы можно взять в руки, здесь задействуется сенсорика и просыпается так называемая «родовая память». Впрочем, можно обойтись и без вещественных символов. Из собственного опыта знаю, что, например, когда чугун с «кашей» (конечно, пустой) и «каравай» уже на столе, обязательно находится кто-то, этот «каравай» разрезающий и кто-то, говорящий, что есть надо по очереди, а то, мол, каши уже мало осталось, надо, чтобы всем хватило. «Еда» кажется всем поразительно вкусной. А однажды, занимаясь с большой группой дошколят, я не успела сказать, что пора доставать чугун из печи. Девочка (5 лет), изображающая хозяйку, подергала меня за рукав и сказала: «Там каша уже сварилась. Пора доставать?» Ее слова были лучшим подтверждением того, что занятие проходит удачно.

     Незаметно и вечер наступил. В люльках-колыбельках засыпают маленькие детки, мамы поют им колыбельные песни. Здесь царство Дремы, Сна и Кота-Баюна. А те, кто постарше, любили слушать сказки или небывальщины и прибаутки – забавные стишки, в которых все перемешано. Становится весело и тогда предлагается поломать головы – отгадать загадки, что тоже выполняется с удовольствием и успешно. Приходит пора прощаться до следующей встречи.

     Начиная уже на первом занятии, впоследствии ребята знакомятся с различными жанрами детского фольклора, пословицами и поговорками. Это целый объемный блок занятий, который можно проводить вместе с преподавателем музыки или, на более упрощенном уровне, просто обучая детей понимать элементарные различия между потешками, считалками, дразнилками, закличками и т.д. В любом из этих жанров в той или иной мере присутствует элемент выдумки. Возьмем хотя бы заклички - обращения к силам природы и животным, изначально имевшие магический смысл. Обращаясь, например, к дождю, дети будут уверены, что дождик их послушается в конце концов и перестанет лить. (Даже если дождь не перестанет в скором времени, дети скорее поверят, что где-то поют противоположную закличку, или что дождь просто слишком сильный, чтобы послушаться сразу, чем разочаруются в волшебной силе произнесенных слов). И это вовсе не значит насаждать суеверия, потому что ребенок близок природе, подчас отождествляет себя с ней, подобное общение для него нормально, зато оно развивает фантазию – ведь надо вообразить, как выглядит дождь, подразумеваемый живым существом.

     Специальный блок отводится занятиям, на которых дети узнают о различных видах традиционной народной игрушки. Многие куклы изготавливаются мастерами народного творчества прямо на глазах у детей, которые и сами с удовольствием включаются в творческий процесс. Когда ребенку в увлекательной форме рассказали о какой-либо игрушке, когда выяснилось, что у любой куклы или свистульки есть свое название и значение, а потом еще и показали, как она делается (в опытных руках мастера это кажется невероятно просто), то поверьте, стоит только предложить, и никто из детей не откажется принять участие в мастер-классе. Даже изначально сомневающиеся, видя успехи своих друзей, включатся в работу. Такая кукла, сделанная своими руками, станет предметом гордости, одной из любимых игрушек. Обычно детям предлагается изготовить элементарные тряпичные куклы или глиняные свистульки. Рассказывая об их истории, педагог упоминает, что такая кукла имела значение оберега, то есть берегла своего хозяина от болезней, обид и плохого настроения, то же самое и свистулька, сделанная своими руками, отгоняла своим заливистым свистом беды и несчастья. После подобного рассказа игрушка приобретает в воображении ребенка еще одно значение – вещи волшебной, несет в себе очарование того, что через нее можно чуть-чуть прикоснуться к сказке.

     После занятий воспитатель или педагог проводят с детьми дополнительную работу: обсуждаются впечатления от посещения музея, проводится подготовка к следующему. Дети рисуют и лепят то, что им наиболее запомнилось, приносят свои работы в музей. Когда ребенок воплощает свои впечатления в рисунке или фигурке из пластилина, глины, ни в коем случае не надо мешать ему, подсказывать, что надо нарисовать или как это сделать лучше. Вы хотите, чтобы было ровно и правильно, но знаете ли вы, что хочет ребенок? Он в это время творит, воплощая в видимые и осязательные образы свои фантазии и представления.

     Для детей среднего школьного возраста проводятся занятия, на которых они узнают много нового о народном календаре, о его праздниках и обрядах, приметах и поверьях, связанных с ними. Ребята вдруг осознают, что им и самим есть что рассказать, все знают какую-нибудь примету или о колядках, Масленице, Петровом дне. Веселят их обычаи кормления Мороза хлебными шариками на Сороки, обливания водой на Ивана Купалу. Завораживают сказы о русалках и домовых, о колдовском цветке папоротника, открывающем владельцу все клады земные. Но сказка ложь, да в ней намек, и она предупреждает: богатство и власть, добытые с помощью волшебного цветка, приносят горе, несчастье. Не надо стремиться к легкой наживе, ни к чему хорошему это не приведет, лучше достигать всего собственным трудом.

     С детьми среднего школьного возраста уже не стоит просто играть, может быть,  не захотят они слушать сказки (в обычном понимании этого слова), но зато их влечет все неведомое, загадочное, магическое. А что же иное любой обряд, как не мистическое действо. Абсолютно все в природе имеет свой особенный, скрытый смысл – говорит народный календарь. Земледельцы сохраняли такой взгляд на Природу, когда все, что окружает человека, наделено жизненной силой, способно причинять зло или нести добро.

     С детьми изначально вспоминаются те народные праздники, о которых они имеют некоторое представление (Рождество, Масленица, Пасха, Троица). Дети знают, в чем суть этих праздников, но узнают много подробностей, нюансов. Интерес, таким образом, повышается, и ребята готовы слушать о праздниках, им неизвестных. Материал для рассказа надо подбирать очень тщательно, он должен быть яркий и, по возможности, смешной, веселый, или трогательный и лирический, должен будить фантазию, желание стать сопричастными описываемому миру.

     Некоторые праздники проникнуты поэтическими и загадочными поверьями о разных духах. Например, следующий день после Троицы назывался Духов день. Вся троицкая неделя, а особенно этот день – русальные, зеленые. Лес отдавался в полное распоряжение русалок. Крестьяне вообще свято верили в разных духов. И почему бы ни рассказать детям о домовом? Кто-то поверит, кто-то засомневается. Не надо говорить в форме, утверждающей, что домовой есть. Скажите, что в него верили крестьяне. А вы – как хотите. Ведь подавляющее большинство детей слышали о домовом, но имеют об этом существе представление смутное и часто пугающее. Так расскажите им, что домовой воспринимался, как заботливый хозяин, помогающий трудолюбивой и дружной семье. А тех, кто плохо вел хозяйство, ленился, ругался, он пугал, пытался проучить, по-своему вредничал. И может быть, собираясь ответить отказом на мамину просьбу помыть посуду, ребенок вспомнит о домовом, и не захочет сердить доброго хранителя. Подобная интерпретация поверья и будит воображение, и преследует  конкретную воспитательную  цель.

     Каждый праздник сопровождался только ему свойственными песнями. Прибавьте к этому народные игры, пляски. Все это составит предмет отдельного разговора, в том числе о значении движения, о магической силе слова, красоте родного языка. Замечательно, если есть возможность иногда приглашать к себе в гости фольклорный коллектив, который споет русские народные песни, покажет инсценировку какого-нибудь обряда. При этом дети, конечно же, непременно будут участвовать в игре.

     У подобных занятий есть еще один смысл. Они учат ощущать себя частицей окружающего мира, а в этом мире видеть чудесное. Чтобы сохранить часть – надо сберечь целое. Если ты любишь себя, так желай добра всему миру. И если мир полон чудес, так значит и ты чудо. Открыть значение чуда, значит, познать себя.

     Об обрядах, поверьях можно говорить бесконечно, ведь почти каждый день в году имел особый смысл, а значит, и свои песни, приметы.

     Некоторые поверья мы сейчас воспринимаем как красивую или страшную сказку, многие магические заклинания (как, например, о дожде) стали детскими стишками. Но приметы до сих пор успешно применяются, за несколько веков они были проверены на практике, стали неотъемлемой частью нашей жизни. Важно то, что народ жил в постоянной, тесной связи с природой, любил и почитал ее. Люди понимали, что важен каждый кустик, маленькая пташка, что природа – это сама жизнь. Поэтому так верны приметы, остроумны загадки, так очаровывают нас обрядовые песни и действа. И если приметы до сих пор правильны, то давайте подумаем, наверно и такое отношение к природе – бережное, уважительное – единственно верное.

     Так как говорим мы только о некоторых народных праздниках, детям предлагается приносить сообщения (в класс или музей, в любой форме) о народных праздниках, обрядах, поверьях; пословицы, поговорки, загадки – таким образом, у группы, класса составится постепенно свой народный календарь. Он будет иметь для детей особое значение, потому что сведения для этого календаря они будут приносить по желанию, то есть только те, которые почему-либо заинтересовали их, а, значит, заставили подумать или разбудили воображение. В перспективе можно предложить ребятам отпраздновать какой-нибудь праздник всем вместе по народным традициям, то есть воссоздать прошлое, воплотить в реальность  мысленные образы и картины, запечатленные в уме во время занятий.

     Знакомство с примечательными местами родного города или села должно происходить уже в младших классах школы. Это одна из составляющих развития любви к истории, воспитания у детей гордости за свою маленькую родину. Как рассказать детям начальных классов о достопримечательностях? Ведь если просто показать им на какой-то дом или памятник во время прогулки, то даже при хорошем сопровождающем пояснении эффект заинтересованности будет далеко не полным.

     Надо сделать так, чтобы дети, еще точно не зная об объекте архитектурной или исторической ценности, уже захотели бы его увидеть. Один из вариантов – поиск объекта по карте. На отдельных занятиях (обычно в школе) дети знакомятся с основами топографии, учатся составлять и понимать элементарные условные обозначения, карты, схемы. Теперь мы находим карту. Собственно, именно в этот момент и начинается занятие (приключение).

     Карту надо найти вместе с детьми. Очень удобно сделать это посредством сундука. Сундук, вообще, предмет замечательный, так как может стать основой многих занятий. Ведь его можно наполнить чем угодно и потом разбирать вместе с ребятами. Найти старинный сундук тоже можно вместе с ними, но если не позволяют условия, можно просто, когда дети придут очередной раз в музей, сказать, что сундук найден. О подробностях его находки стоит рассказать какую-нибудь полуфантастическую историю, чтобы детское  воображение уже разыгралось. Предлагается посмотреть, что в сундуке. И тут оказывается, что он закрыт на замок, который  никак не открывается. Ключ для замка также можно искать отдельно, но лучше не стоит, так как долгие поиски, то есть затянувшаяся предыстория может отвлечь детей от главной цели (о которой, впрочем, они еще не знают). Так вот, что же делать, чтобы замок открылся? А может он заговоренный? Ну, конечно! Так и есть! Далее мы пытаемся вспомнить все известные нам волшебные слова. Дети осознают, что стали участниками волшебства, перед ними предмет из сказки. Никакие заклинания не помогают открыть сундук, нетерпение растет. Тогда педагог предлагает что угодно на собственное усмотрение (обычно это повторение того, что дети узнали на прошлых занятиях или отгадывание загадок), как еще одну возможность поспособствовать открыванию. Наконец, сундук открыт. В данном случае, именно на этом занятии, его надо наполнить несильно и вещами, не представляющими особого интереса, чтобы не отвлекаться от главного. А главное оказывается на самом дне – это карта, старая и затертая. Если замок на сундуке был заговорен, значит, эта карта очень ценная и, может быть, даже волшебная. Разворачиваем ее и дружно начинаем изучать. Да это, оказывается, карта нашего района (села или т.п.)! Рассматривая карту, обнаруживаем, что некоторые места на ней помечены каким-то особенным знаком. Как же узнать, что  это означает? Очень просто (догадывается кто-то из детей или подсказывает педагог), ведь места, изображенные на карте, совсем рядом, надо просто пойти и посмотреть. И начинаются поиски. Мы идем не к какому-то знаменитому дому, памятнику. Мы идем к загадочному месту, особо помеченному на волшебной карте. Каждое такое место имеет какое-то значение и, находя его, дети сначала не могут понять, в чем же особенность. Дальше уже дело педагога интересно и доступно преподнести материал о достопримечательности. Кстати, когда найдено уже несколько мест, пора догадаться, что у них общего. Все они связаны с каким-то знаменитым человеком, имели большое значение, интересную историю и т.д.

     Подобные занятия можно разделить на несколько раз, а если достопримечательностей много (например, в большом городе), карту можно находить по частям. Для поисков частей сочиняйте любую историю, только уж не совсем нереальную и не каждый раз с сундуками. Это должна быть одна история с продолжением.

     Расскажу еще, как использовать детскую фантазию при изучении цикла по экологическому воспитанию для дошкольников или младших школьников. Цикл называется «Прогулки». Идея его в широком смысле – знакомство детей с окружающим миром. Собственно, весь цикл построен на воображении, так как занятия проходят в форме познавательной беседы, причем беседуем мы – «гуляя» по родному селу, городу и его окрестностям. Если настроить ребят должным образом, они довольно легко вообразят, что находятся в лесу, поле, на лугу, на берегу реки. Представить себе что-нибудь – это игра. А кто же не любит играть. Впрочем, увлекаться не стоит, не следует, например, изменять времени года. Если за окном метель, лучше не представлять, что мы идем собирать грибы. Конечно, хорошо помечтать о лете, тепле, но, во-первых, в зиме есть своя прелесть, а, главное, гуляя после занятия, дети смогут соотнести многое из услышанного с действительностью. Ведь цикл ни в коем случае не должен заменять реальных прогулок. Он нужен для того, чтобы более полно узнать об окружающем мире, к тому же погулять с детьми, тем более выбраться за город, не всегда получается.

     В задачи цикла входит познакомить детей с временами года, различными явлениями природы, основными представителями флоры и фауны, особенностями их существования. При этом детям ненавязчиво дается понять, что весь этот чудесный мир вокруг нас живой и очень хрупкий, его надо любить и беречь.

     Каждое дерево, цветок, животное может рассказать о себе так много интересного! Как бы нам с ними поговорить? Можно попросить их рассказать о себе, только для этого надо правильно вести себя в лесу (говорим о правилах поведения – не мусорить, не ломать веток и т.д.). И мы разговариваем с деревьями и цветами. Помимо иллюстративного материала (гербарии, фотографии, рисунки), для всего изучаемого в цикле используются сведения из области ботаники, зоологии, экологии, а главное, отрывки художественных произведений и УНТ (устное народное творчество). Яркая образность народных песен, мастерство писательского таланта помогают детям живее представить предмет изучения, увидеть его особенности, красоту. Мы видим не просто разноцветные листья на деревьях осенью. Идем мы по улице, а вокруг как будто кто-то краски расплескал, такие все деревья яркие, нарядные. Это Осень раскрасила листья в свои любимые цвета. А зимой деревья укутаются снежными шубами. Пришли мы в лес. «Лес точно терем расписной…» и далее стихотворение И. Бунина. Чтобы научить детей видеть в окружающем их мире своих собеседников и друзей, педагог должен и сам быть немного поэтом. И тогда дети действительно услышат в шелесте листьев рассказ о чем-то важном и увидят вместо сугробов на ветках меховые шубы.

     Способов, как разбудить детскую фантазию, позитивно воздействовать на их воображение бесконечное множество. Все, что нас окружает – это прекрасный мир, полный недоразгаданных загадок. Открывайте его вместе с детьми, учитесь друг у друга удивляться и мечтать, выдумывайте, творите. Только непременно доброе и обязательно вместе!

                                                        

Ольга Сергеевна Венёвцева,

                                                главный научный сотрудник Крапивенского

                                        отдела «Музея-усадьбы

Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДАИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ).УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МИЛЛЕР ОЛЬГА ВИКТОРОВНА....

Урок в музее "Откуда пришла радость"

Урок  проводился в 5 классе по требованиям нового стандарта. После изучения сказок в 5 классе по литературе  проводим краеведческий урок в музее. Изучаем саамскую сказку и привлекаем экспона...

"Масленица пришла - отворяй-ка ворота!" -праздник для детей дошкольного возраста (общий праздник, в праздновании которого принимали участие все возрастные группы ДОУ)

Праздник, который проводился со всеми возрастными группами детского сада с целью обогатить музыкальный опыт детей и продолжить знакомство с народными традициями. Материал использовался знакомый д...

Осеннее развлечение для детей дошкольного возраста (от 4 до 6 лет) с ОВЗ . Тема: «Осень в гости к нам пришла»

Задачи интегрируемых областей:Образовательная область «Музыка»Создать атмосферу праздника. Побуждать малышей активно участвовать  в  игровых действиях. Закрепить умение исполнять танце...

Конспект спортивного развлечения «Пришла веселая зима» для детей второй младшей группы

Конспект спортивного развлечения «Пришла веселая зима» для детей второй младшей группы...

"В гости к нам пришла Матрешка". Весенний досуг для детей первой младшей группы.

Весенний досуг для детей первой младшей группы. Музыкальный материал может варьироваться по желанию музыкального руководителя. Досуг можно не привязывать к празднику 8 марта, а провести просто как раз...

Методика активизации визуальных, тактильных и вербальных каналов восприятия у детей в школьном музее

laquo;Музей давно и прочно занял свое место в образовательном процессе, почему его часто сравнивают со школой», пишет в своей вступительной статье Б.А. Столяров [15,  4]. Подчеркнем, музей...