Программа воспитательной работы на 2009-2012 уч.год"Ступени познания"
методическая разработка по теме

Бухарова Ирина Георгиевна

 

Цель данной программы   - создание благоприятных социально - психологических условий для  разностороннего развития личности .

Задачи:

  1. Сплочение ученического коллектива, развитие ученического самоуправления;
  2. Воспитание сознательной  дисциплины, нравственных качеств учащихся через вовлечение в общую работу;
  3. Формирование у воспитанников общественной активности, самостоя­тельности, инициативы и творчества через активное участие в общественной жизни и труде на общую пользу;
  4. Выявление индивидуально - психологических и творческих способностей;
  5. Приобщение к здоровому образу жизни;
  6. Развитие эстетического вкуса, повышение культуры общения, культуры поведения.
  7. Приобщение воспитанников к региональной, национальной и мировой культуре.
  8. Воспитание потребности в созидательной деятельности, творческом разви­тии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_programma_4_klass.docx146.8 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации.

Министерство образования Иркутской области.

Областное государственное образовательное казённое учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа – интернат для детей – сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья № 6 г. Зима

665388, г.Зима, ул.Березовского, №82

Учитель I квалификационной категории

Бухарова Ирина Георгиевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

             Планирование воспитательной работы является  значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания человека высоконравственного, духовно богатого, способного  адаптироваться к  процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. 

          Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к  новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

        Как организовать воспитательный процесс в школе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед учителями.

         Составить программу – значит, продумать и представить себе в общем и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты.

         Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

           Программа воспитательной работы «Ступени познания» в начальной школе,  поможет учителю   и воспитателю организовать работу в своём классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

1 класс - Выявление потенциальных возможностей школьников.

2 класс - Формирование нравственных понятий и привычек.

3 класс - Накопление опыта нравственного поведения.

4 класс  - Самоанализ поведения, интересов, склонностей, профориентация.

 Цель данной программы   - создание благоприятных социально - психологических условий для

                                                                             разностороннего развития личности .

Задачи:

  1. Сплочение ученического коллектива, развитие ученического самоуправления;
  2. Воспитание сознательной  дисциплины, нравственных качеств учащихся через вовлечение в общую работу;
  3. Формирование у воспитанников общественной активности, самостоятельности, инициативы и творчества через активное участие в общественной жизни и труде на общую пользу;
  4. Выявление индивидуально - психологических и творческих способностей;
  5. Приобщение к здоровому образу жизни;
  6. Развитие эстетического вкуса, повышение культуры общения, культуры поведения.
  7. Приобщение воспитанников к региональной, национальной и мировой культуре.
  8. Воспитание потребности в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.

Предполагаемым результатом данной воспитательной программы  является    формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе  в среднее  образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

      Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.

     Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.

Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.

В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:

  1. умение выслушивать его до конца;
  2. не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
  3. открытость и доступность учащимся.

Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

Программа предусматривает широкий выбор видов и форм  деятельности младших школьников, конкретизируя результаты каждого года воспитания.

         

Содержание программы.

         1 класс « Познай самого себя»- на первом этапе, где дошкольник уже школьник,- ведущая деятельность- учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.

2 класс «Учись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.

3 класс «Азбука коллективной жизни» - на третьем этапе - умение жить  и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.

4 класс « Вместе мы сила»- на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный  анализ своей деятельности, поступков.

Содержание программы я разделила на 4 основных направления:

Я - ЧЕЛОВЕК (социализация)

Цель и задачи: защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка; воспитание  в детях потребности в здоровом образе жизни; сотрудничество со специалистами здравоохранения;просветительская работа с учениками и их родителями через воспитательные мероприятия.

Осмысление себя как личности, осознание личной причастности  к миру во всех его проявлениях.

«Мой мир знаний» (учебно-познавательное направление)

Цель и задачи: расширение кругозора: создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников; развитие стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию; повышение интеллектуальной комфортности, усиление мотивации учебных целей; формирование умения рационально организовывать  свою жизнь и деятельность.

«Я  и ПРИРОДА» (экологическое воспитание)

Цели: воспитание ответственности за сохранение окружающей среды; воспитание этического, нравственного и практического отношения к ней; умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.

Содержание этого раздела предусматривает развитие у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде. Помогает ребёнку найти своё место в природном и социальном окружении, формирует представление о природе как среде жизнедеятельности человека.

«Я   и ОТЕЧЕСТВО» ( патриотическое воспитание )

Цели: пробудить интерес к прошлому своего народа. Познакомить с национальной культурой. Приобщать детей к истокам кубанской народной культуры, к духовно-нравственными ценностям своего народа, восстановить утраченные связи современного человека с историей прошлого и настоящего.

Содержание раздела: изучение российской символики и законов страны; знакомство с великими и знаменитыми людьми ,писателями и художниками, с национальным прикладным искусством; разучивание забытых народных игр; ознакомление с историей возникновения православных праздников

План реализации программы

Направ

ления

1 класс

«Познай самого себя»

2 класс

«Учусь дружить»

3 класс

«Азбука коллективной жизни»

4 класс

«Вместе мы сила»

Я «человек»

  1. Классный час «Знакомство»
  2. «Мимика и жесты» занятие-тренинг
  3. Классный час «Приветствия»
  4. Классный час «Влияние характера на поступки и поведение человека»
  5. Классный час «Настроение»
  6. Классный час - беседа «Мальчики и девочки»
  7. Классный час «Мы школьниками стали» (правила поведения)
  8. Ролевая игра «Учимся дружить»
  9. Классный час «Я - ученик»
  1. Классный час «Человек среди людей»
  2. Час общения «Моя любимая игрушка»
  3.  «Что такое хорошо!» (час нравственного разговора)
  4. Классный час «Трудно ли учиться в школе»
  5. Этическая беседа - практикум «Вы сказали, здравствуйте!»
  6. Классный час  «Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других»
  7. Праздник  «При солнышке тепло, при матери - добро»
  8. Классный час «Правила гигиены»
  9. Классный час «Спешите делать добро»
  10. От чего зависит настроение
  1. Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком»
  2. Беседа-представление «Я и мои таланты»
  3. Встреча с интересным человеком: «Орден в твоем доме? О чем рассказал орден»
  4. Классный час «Учим русские старинные хороводные игры »
  5. Путешествие в страну именин
  6. Игры на воздухе «Мой веселый звонкий мяч»
  7. «Я чувствую себя счастливым, когда…» классный час – беседа
  8. Праздник «Новогодний карнавал»
  9. Классный час «Как я умею преодолевать трудности»
  1. Классный час «Мои сильные и слабые стороны»
  2. Классный час «Мир моих увлечений»
  3.  «Встречают по одежке, провожают по уму»  (история одежды мальчиков и девочек)
  4. «Мое хочу и мое надо» (час доверительного разговора)
  5. Классный час «Все работы хороши»
  6. Классный час  «Благодарность это…»
  7. Классный час  «Готов ли я к учебе в 5-ом классе»
  8. Классный час (психология) «Тренировка памяти»
  9. Классный час «Кому нужна моя помощь?»
  10. Классный час «Умеем ли мы обижаться?»

Мой мир знаний

  1. Поведение в общественных местах
  2. Классный час «Деньги в нашей жизни»
  3. Классный час «Праздник в нашей жизни»
  4. Классный час «Правила общения»
  5. Классный час «Внешний вид человека»
  6. Практическое занятие «Учебная книга – наш друг»
  7. Викторина – игра «Мои любимые уроки»
  8. Учебная игра «Что такое правила хорошего тона
  1. Классный час «Зачем мы ходим в школу?»
  2. Сказка- родина чувств А.С.Пушкин «У лукоморья»
  3. Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе»
  4. Классный час «Мой любимый сказочный герой»
  5. Правила дорожного движения «Что значит быть ответственным»
  6. Игра – путешествие «Путешествие в страну мультфильмов»
  7. Представление «Моя любимая игрушка»
  8. Классный час «Как мы выполняем домашние задания»

  1.  Классный час «Краткие сведения о пожарной охране.  Виды травм (переломы, ожоги, ушибы) и их предупреждения»
  2. Игра «Умники и умницы» (внеклассное мероприятие по русскому языку)
  3. КВН по русскому языку
  4. Классный час «Огонь друг и враг человека.  Какие противопожарные меры мы должны знать и как действовать при пожаре»
  5. Классный час «Культура умственного труда в классе и дома»
  6. «Путешествие в страну неразгаданных тайн» Устный журнал
  7. «Почему их так называют?» Внеклассное занятие по русскому языку и окружающему миру
  8. «Считай, смекай, отгадывай» внеклассное занятие по математике
  9. «Домашняя аптечка, ее назначение. Правила хранения лекарственных препаратов и обращение с ними. Опасность при обращении с предметами бытовой химии»
  1. Информационный час «Это интересно»
  2. Классный час «Курильщик – сам себе могильщик»
  3. Праздник «Музыкальная гостиная»
  4. Классный час «Я человек и гражданин»
  5. Праздничный репортаж «Как празднуют Новый год в странах мира»
  6. «Азбука безопасного поведения»
  7. Доверительная беседа «Невидимые враги человека, которые мешают жить»
  8. Классный час «Домашнее задание и как мы его выполняем»

Я и природа

  1. Экскурсия «Вот и осень пришла»
  2. Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво»
  3. «Пусть будет чистой станица» практическое задание на лето
  4. Классный час «Природа и человек»
  5. Классный час «Наши друзья животные»
  6. День защиты Земли
  7. Классный час «»Классный час «Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Пожар в лесу»
  1. День защиты Земли
  2. Викторина «Путешествие в мир животных»
  3. Экологическое заочное путешествие
  4. Игра «Экологические тропинки, мы усвоим без запинки»
  5. Познавательная игра – конкурс «Эти удивительные растения»
  6. Поле чудес «Там на неведомых дорожках»
  7. «Животные Чувашии» викторина
  1. Экскурсия  «Природные сообщества и их взаимодействия»
  2. Конкурс знатоков природы
  3. День защиты Земли
  4. Классный час «Экстремальные ситуации для человека в природной среде.  Что это?»
  5. Заочное путешествие  «Чем богат наш край?»
  6. Конкурс-праздник «Коса – девичья краса»
  7. Беседа «Способы самоуправления»
  8. Путешествия по родному краю
  9. Беседа «Гринпис»
  1. Викторина «Растительный мир земного шара»

  1. Беседа «Растения – синоптики»
  2. Викторина «Животный мир земного шара»
  3. Экскурсия «Весна! Весна!  И все ей радо!»

  1. Экологическая беседа «Экология – это наука о том, как сберечь дом»
  2. Беседа «Почему важно не забыть о гигиене?»
  3. Экологический плакат «Гармония в природе»
  4. Путешествия по родному краю

Я и Отчество

  1. Лирико-патриотический час «Россия – родина моя! »
  2. Конкурс-викторина «О солдатах и генералах»
  3. Путешествие по календарю «Праздник для всей страны»
  4. Выставка –беседа «О тех, кто мир нам подарил»
  5. Урок гражданственности «Чувашия моя – страна ста тысяч песен»
  6. Классный час «След войны в моей семье»
  1. Классный час «Мое и чужое в школьной жизни»
  2. Урок-путешествие «Знания нужны мне и моей стране»
  3. Викторина «Мы крутили глобус»
  4. Игра «Азбука безопасного поведения на улице»
  5. Классный час «Личная безопасность»
  6. Конкурс рисунков «Люблю тебя, моя Россия»
  7. Классный час «Патриотизм начинается с малого с любви к тому месту, где ты живешь»
  8. Классный час «Путешествие в страну справедливости»
  1. Заочное путешествие по достопримечательностям  Чувашии
  2. Конкурс рисунков «Моя любимая республика»
  3. Экскурсии по родному краю
  4. Конкурс-рассказ об истории создания песни «То, что деды не допели, мы допоем»
  5. Классный час: Экскурсии по местам славы
  6. Родительское  собрание «Солдаты из нашей семьи»
  7. Беседа «Символы российского государства
  8. «Мудрые заповеди предков» - Беседа
  1. Утренник «Россия, мы дети твои»
  2. Путешествие по страницам журналов «О людях нашей страны»
  3. «Гордость нашего города»
  4. Вахта памяти «Звучит памятный набат»
  5. Доверительная беседа «Мои мечты, мои желания»
  6. Информационный час «Чем живет планета Земля?»
  7. Газетное слово о жизни в мире
  8. Доверительная беседа «Друг в моей жизни»
  9. Классный час «Что значит быть счастливым в своей стране»

Тематическое планирование классных часов

в 4 классе

месяц

Я «человек»

Мир моих знаний

Я и природа

Я и отечество

сентябрь

1.Мои сильные и слабые

   стороны

2.Информационный час

    «Это интересно»

3. Викторина «Растительный мир

    земного шара»

4.«От героев былых  

    времён»

октябрь

1. Мир моих увлечений

2.75 лет- Иркутской

    области

 

3. Беседа « Растения –

    Синоптики»

4. «О людях нашего

      класса»

ноябрь

1. «Встречают по одёжке,

    провожают по уму»

2. Музыкальная гостиная.

 

3. Викторина «Животный

   мир земного шара»

декабрь

1. Моё хочу и моё надо

2. Я человек и гражданин

3. Покормите птиц (изготовление кормушек)

4. «О людях нашего

      класса»

январь

1. Беседа: « Все работы

    хороши!»

2.Репортаж: «Как празднуют  Новый год в странах мира»

3. Беседа: «Экология – это наука о том как сберечь дом»

4. «Гордость нашего

     города!»

февраль

1. Диспут: «Благодарность это…»

2.  Азбука безопасного поведения

3.Беседа: «Почему важно

    не забыть о гигиене»

4. Газетное слово о жизни в мире

март

1. Кому нужна твоя помощь?

2. Доверительная беседа: Невидимые враги человека. Которые мешают жить»

3. «О людях нашего

     класса»

апрель

1.Беседа: «Умеем ли мы обижаться»

2.Курильщик – сам себе могильщик

3. Экологический плакат:

    «Гармония в природе»

4. Что значит быть счастливым в своей стране?

май

1. Готов ли я к учёбе

     в 5-ом классе?

2. Праздник: «Вот и стали

     мы на год взрослей»

3.Путешествие по родному краю

4. Вахта памяти: «Звучит памятный набат»

Формами и методами контроля успешности проведенной воспитательной работы являются анкетирование, тестирование, открытые мероприятия.

Методические рекомендации.

     На первом году воспитания учителю необходимо обратить внимание на вовлечение ребёнка в школьную деятельность, формирование  доверительных отношений между учеником и учителем. Поэтому важно большее внимание уделить общению в малых группах, индивидуальных беседах. Большая работа в этот год проводится школьным психологом. Тренинги «Мимика и жесты», «Приветствия», классные часы «Настроение», «Мальчики и девочки», « Мы школьниками стали». Итогом первого года воспитания должно стать осознания себя как ученика.

    Мероприятия, проводимые во второй год воспитания, нацелены на  пресечение детской эгоистичности, созидание положительных черт  характера. Большую помощь в этом могут оказать воспитатели . Итогом второго года должно стать формирование устойчивых дружеских  отношений.

      Итогом третьего года является осознание детьми, что их класс – дружный коллектив. Этому способствуют игры на свежем воздухе,  экскурсии, беседы «Я чувствую себя счастливым, когда…»

      Четвёртый год воспитания является наиболее ответственным.  Дети должны самостоятельно принимать решения, анализировать свою деятельность, поступки. Наиболее актуальны здесь беседы «Встречают по одёжке, провожают по уму», «Моё хочу и моё надо», диспут «За что уважают в семье и в обществе», «Мои мечты, мои желания», «Что значит быть счастливым в своей стране». Итогом данного года и всей воспитательной программы является овладение детьми системой общечеловеческих ценностей, установление гуманистического типа отношений между людьми.

   

Использованная литература для детей:

  1. Командные игры- испытания. сборник игр. -М.: Пед .общество «Россия»,2003. 
  2. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач.-М.:ТЕРРА, 1996.
  3.  Боровик К.А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин. - М.: Дрофа-Плюс, 2004.
  4. БушуеваЛ. Книга добрых поздравлений. - М.: РИПОЛ классик, 2005.
  5. Ганжина ИМ. Словарь современных русских фамилий. - М.: Астрель: ACT, 2001.
  6. Гиннес. Мировые рекорды 2007 / Пер. с англ. Н. Григорьевой,
    М. Фадеевой. - М: Астрель: ACT, 2006.
  7. Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. - М.: Вена, 2001.
  8. Гридина В.Т., Завязкин О.В. Читай, рассуждай, отгадывай. - М.:БАО-ПРЕСС, 2005.
  9.   Игрушки из бумаги. - СПб: Кристалл, 1997.  Ильин АЛ. Большая энциклопедия выживания. - М.: Эксмо, 2005.

11. Ильин М., Сегал Е. Рассказы о том, что тебя окружает. Книга вторая. Откуда приходят вещи. - М.: Детская литература, 1956.

 12.  Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. -М.: Слово, 1994.

Использованная литература для педагога

  1. К.Фопель Как научить детей сотрудничать(психологические игры и упражнения).- м.,2000
  2. Тренинг партнёрского общения. Под ред. С.В.Поляковой .-М.,1996.

Л.Г.Федоренко.Секреты общения.-С-Пб.,2003.

  1. Организация внешкольного досуга.   Сценарии, программы игр и представлений.-Ростов-на-Дону,2002.
  2. Журнал «Начальная школа»,№6.2002. 1991, № 9; 1992, № 2; 1994, № 1
  3. Журнал  «Классный руководитель»,№1,2003; №3,1,2004,№2,2005,1997, № 3.
  4. 3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
  5. Играем с пользой: организаторам развивающего досуга / Авт.-
    сост. А.А. Данилков, Е.М. Литвиченко. - Новосибирск: Изд-во Сиб.ун-та, 2005.
  6. Календарь школьных праздников / Авт.-сост. СИ. Лобачева,   К.В. Щиголь, О.Е. Жиренко. - М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы "Ступени"

Программа воспитательной работы "Ступени" является системой организующей жизнедеятельность классного коллектива. Каждый учебный год- это определённый этап в жизни класса, программа расчитанна на 5 лет...

Программа воспитательной работы "Ступени"

Программа воспитательной работы "Ступени"...

Программа воспитательной работы «Ступени»

Пояснительная записка Данная программа разработана на основе:Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 N ИР-352\09 ...

Программа воспитательной работы "Основная ступень"

Программа воспитательной работы "Основная ступень"...