Программа дополнительного образования по обучению плаванию «Юный пловец»
рабочая программа по теме

Глотова Елена Вячеславовна

Программа разработана для секционной работы с детьми во внеурочное время. Рассчитана на начальное обучение детей 1 - 4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_plovec.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

П Р О Г Р А М М А

«Юный пловец»

физкультурно-оздоровительной направленности для 1-4 классов.

Форма образовательной деятельности – секция.

Авторы программы: Л.Ф. Червоноградская, В.В. Калинина, Е.В. Глотова.

Пояснительная записка.

Отличительной чертой данной программы является включение курса обучения спортивному плаванию как одного из основных компонентов деятельности в области физической культуры. Двигательные умения и действия в воде, развитие физических качеств посредством плавания открывают для учащихся средних школ новые горизонты для личного самосовершенствования и укрепления здоровья.

Овладение навыком плавания является жизненно необходимым для каждого учащегося. Спортивное плавание есть прекрасное средство закаливания и тренировки, посредством которого учащиеся имеют возможность совершенствовать свое тело и дух.

Программа преследует следующую цель: формирование у учащихся средней школы стойкого положительного отношения к физической культуре в целом и плаванию в отдельности, приобретение ими жизненно необходимых, прикладных навыков плавания, развитие качества выносливости и укрепление здоровья.

Основные положения данной программы отвечают решению следующих задач:

  1. укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
  2. обучение важным двигательным, жизненно необходимым плавательным умениям и навыкам;
  3. развитие основных физических качеств;
  4. привитие необходимых теоретических знаний в области гигиены, физической культуры и спорта;
  5. воспитание потребности к регулярным занятиям плаванием;
  6. содействие воспитанию личности, нравственных и волевых качеств.

Основное содержание программы:

Для учащихся 1-4 классов - это  начальное обучение плаванию, при двухразовом посещении занятий. Продолжительность занятий 45 минут. В основу обучения положена методика одновременного освоения всех способов плавания с овладением сначала элементами, а затем и полным согласованием движений при различных вариантах дыхания. Плавание облегченными, неспортивными и спортивными способами плавания. Выполнение контрольного норматива по плавательной подготовке в преодолении не менее 25 м любым способом без учета времени. Овладение знаниями, умениями и навыками по безопасности на воде.

Содержание программы для 1-4 классов

Цель: Овладение обучающимися жизненно необходимыми навыками плавания.

Задачи: 

  1. Укрепление, улучшение состояния здоровья, закаливание;
  2. Формирование у обучающихся устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям плаванием и здоровому образу жизни;
  3. Обучение основам техники всех способов плавания;
  4. Развитие и совершенствование основных физических качеств выносливости, силы, быстроты, координации движений;
  5. Воспитание морально-этических и волевых качеств.

  1. Примерное распределение программного материала при двухразовых занятиях в неделю.

Разделы и темы

Количество часов

класс

1

2

3

4

Знания*

1.

Правила поведения и нормы безопасности при проведении занятий по плаванию

+

+

+

+

2.

Значение занятий плаванием и их влияние на организм занимающихся

+

+

+

+

3.

Сведения о своем организме, уровнях развития физических и плавательных качеств

+

+

+

+

4.

Личная гигиена, гигиена до, во время и после занятий; способы закаливания, режим дня

+

+

+

+

5.

Простейшие сведения из истории плавания

+

+

6.

Способы плавания, их особенности; старты, повороты при плавании разными способами

+

+

+

+

7.

Правила безопасности на воде: при плавании в открытых водоемах, катании на лодках, передвижении по льду и др.

+

+

+

+

8.

Простейшие способы транспортировки пострадавшего на воде

+

+

9.

Требования и контрольные нормативы, которые должны выполнять занимающиеся во время и после прохождения программы обучения

+

+

+

+

                                                                                          Итого:

1

1

1

1

Умения и навыки

1.

Упражнения на суше:

- общеразвивающие упражнения для развития основных физических качеств

+

+

+

+

- специальные, имитационные плавательные упражнения для освоения движений руками, ногами различными способами плавания с вариантами дыхания

+

+

+

+

                                                                                          Итого:

1

1

1

1

2.

Упражнения для освоения с водой:

- «медуза», «поплавок», «звездочка» на груди и на спине

+

+

+

+

- «стрела» скольжения на груди и на спине, «торпеда»

+

+

+

+

- кувырки вперед, назад, на месте и с продвижением

+

+

+

+

- игры в воде

+

+

+

+

                                                                                          Итого:

2

2

1

1

3.

Упражнения в воде:

- плавание по элементам с движением руками, ногами всеми спортивными способами при различных вариантах дыхания

10

10

11

11

- плавание с согласованием движений руками, ногами, дыхания облегченными способами

9-10

9-10

10

10

- плавание с согласованием движений руками, ногами, дыханием спортивными способами

10-12

10-12

10-12

10-12

- выполнение отдельных элементов прикладного плавания:

2

2

2

2

спады в воду

прыжки в воду, стартовые прыжки

повороты при плавании на груди и на спине

ныряние в длину и глубину

игры и эстафеты

Контрольные занятия

2

2

2

2

                                                                                             Всего:

37-40

37-40

38-41

38-41

  1. Требования к подготовке обучающихся.

Требования

Классы

1

2

3

4

1.

Знать:

Правила поведения и нормы безопасности на занятиях плаванием

+

+

+

+

2.

Значение занятий плаванием и их влияние на организм

+

+

+

+

3.

Сведения о своем организме, развитии физических и плавательных качеств

+

+

+

+

4.

О личной гигиене до и после занятий

+

+

+

+

5.

Способы закаливания, режим дня

+

+

+

+

6.

Простейшие сведения из истории плавания

+

+

7.

Особенности всех способов плавания

+

+

+

+

8.

Старты, повороты при плавании разными способами

+

+

+

+

9.

Правила безопасности на воде: при плавании в открытых водоемах, катании на лодках, передвижении по льду и др.

+

+

10.

Простейшие способы транспортировки пострадавшего на воде

+

+

11.

Требования и контрольные нормативы, которые должны выполнять обучающиеся после прохождения программы

+

+

+

+

1.

Уметь:

Выполнять общеразвивающие упражнения на суше

+

+

+

+

2.

Выполнять специальные имитационные плавательные упражнения на суше для освоения движений руками, ногами разными способами с вариантами дыхания

+

+

+

+

3.

Выполнять в воде упражнения для освоения с водой: «медуза», «поплавок», «звездочка» на груди и на спине, скольжения, кувырки

+

+

+

+

4.

Плавать по элементам с движениями руками, ногами всеми спортивными способами с вариантами дыхания

+

+

+

+

5.

Плавать с согласованием движений руками, ногами, дыхания облегченными и спортивными способами

+

+

+

+

6.

Плавать со сменой способов

+

+

+

+

7.

Выполнять способы транспортировки пострадавшего на воде, грузов над водой, в воде

+

+

+

+

8.

Выполнять спады, прыжки в воду

+

+

+

+

9.

Выполнять повороты при плавании на груди и на спине

+

+

+

+

10.

Нырять в длину и глубину

+

+

+

+

   

 *На темы, указанные в разделе «Знания», на каждом занятии вводится 5 мин. при прохождении раздела «Умения и навыки».

  1. Контрольные нормативы (метры без учета времени)

Классы

Оценка

«5»

«4»

«3»

1

25

20

15

2

50

25

20

3

100

50

25

4

150

50

25

 ЛИТЕРАТУРА

  1. Кардамонова Н.Н. Плавание. – М., 2001.
  2. Карпенко Е.Н.  Плавание: игровой метод обучения. – М., 2006.
  3. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов.– М., 2007.
  4. Мрыхин Р.П. Я учусь плавать. – Ростов, 2001.
  5. Семенов Ю.А. Обучение прикладному плаванию. – М., «Высшая школа», 1990.
  6. Гончар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания. – Минск, 2001.
  7. Булгакова Н.Ж. Игры у воды и на воде. – М.: Физкультура и спорт,2000.
  8. Булгакова Н.Ж. Плавание. – М.: ФКиС, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей. Обучение игре на фортепиано

Образовательная программа дополнительного образования  детей. "Обучение детей на фортепиано" предлагает обучение детей  с семилетнего возраста. Педагогу-музыканту нельзя забывать об отв...

Программа дополнительного образования по обучению плаванию

Рабочая программа дополнительного образования по обучению плаванию детей младшего школьного возраста...

Программа дополнительного образования эколого-краеведческого направления "Юный краевед"

Адаптированная программа данного курса подготовлена с учетом познавательной деятельности учащихся среднего звена школы для учащихся 6-8 классов. Учебно – воспитательный процесс требует от учащего в ос...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.

Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность.       Индивидуальное обу...

Программа дополнительного образования "Подвиг Ленинграда глазами юных"

Программа  относится к туристско-краеведческой  направленности дополнительного образования детей. Целью программы является – героико-патриотическое воспитание учащихся через...

Рабочая программа дополнительного образования по физике "Школа юного исследователя"

Актуальность программы - учебный физический эксперимент, физические исследования, как теоретические, так и в виде практических заданий, играют огромную роль в освоении учащимися научного метода познан...