Сценарий "70-летие Сталинградской битвы"
классный час (8 класс) по теме
Музыкально-поэтическая композиция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_stalingradskaya_bitva.docx | 30.39 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ
70-ЛЕТИЕ БИТВЫ ПОД СТАЛИНГРАДОМ
(Выходят ведущие, мальчики и девочки.)
Ведущий 1: (на экране кадры кинохроники)
Кинохроника 43 года…
В кинозале грохочет, ревёт непогода,
Заметает окопы на дымной равнине,
И в снегах серебрится отсвеченный иней.
Предрассветная Волга. Обугленный берег.
С пулемётами люди бегут. Переправа…
В этих кадрах пристрастных, мгновенных
Только правда, суровая правда!
Кто они — летописцы тех подвигов ратных,
Здесь стоявшие насмерть у Волги?
Они подлинно знали, что их кинокадры
Документами станут эпохи.
Чтец 1:
67 лет назад отгремела Великая Отечественная война, но ее отголоски слышны до сих пор. И одно из значимых событий ВОВ — Сталинградская битва.
Гигантское по масштабам сражение развернулось во второй половине 1942 года на берегах реки Волги. На отдельных этапах в нем с обеих сторон участвовало более двух миллионов человек, около 30 тысяч орудий, более двух тысяч самолетов и такое же количество танков.
Чтец 2:
За время Сталинградской битвы фашистская Германия потеряла четверть своих сил, сосредоточенных на Восточном фронте, её потери составили около полутора миллионов солдат и офицеров.
Взятие Сталинграда могло иметь для СССР катастрофические последствия. Оборонительные бои продолжались 57 дней и ночей. 28 июля нарком обороны Сталин издал приказ № 227, известный больше как «Ни шагу назад!».
Чтец 3:
Гитлер истерично требовал любой ценой взять волжскую цитадель. Командир батальона армии Паулюса Вельц впоследствии писал, что вспоминает это как страшный сон, «Утром пять немецких батальонов уходят в атаку и почти никто не возвращается. На следующее утро все повторяется снова…»
Чтец 4:
Подступы к Сталинграду действительно усеивали трупы солдат и остовы сгоревших танков. Не зря немцы прозвали путь к городу «Дорогой смерти».
(Выходят восьмиклассники.)
Восьмиклассники, поочередно:
Сталинград — это боль, это муки,
В Сталинграде лишь плач матерей.
Вот берет мать дитя свое в руки
И несется сквозь пули быстрей.
Реки крови и свист пулеметов
Не забудет дитя никогда.
Горы трупов умерших солдат,
Крики помощи, но в никуда.
Серый дым разрушенных зданий,
Самолет подбитый летит.
Людям нечего есть, голодают,
Много раненых, но врач — дефицит.
Умирали от пуль, от гранаты,
Замерзали насмерть порой.
Гибли, гибли наши солдаты
В Сталинграде, под Курском, Москвой…
Мать с дитем кое-как выживала,
Все что есть, отдавала ему,
Еле-еле еду доставала,
Все ему, все ему одному.
Вот прошло много лет, но я помню
Горы трупов умерших солдат.
Моя мама бежала сквозь пули.
Ты сгубил ее, Сталинград!
Ученик 1:
Первые вражеские самолёты появились в Сталинграде около четырёх часов дня. Бомбы достигли земли и врезались в город, Дома умирали так же, как умирают люди. Тысячи домов ослепли. Трамваи, автомобили, автобусы, паровозы — всё это остановилось.
Ученик 2:
Известковая и кирпичная пыль густо поднялась в воздухе, туман встал над городом, пополз вниз по Волге.
Ученик 3:
…Здесь битва небывалая идёт.
На жизнь и смерть. И сталь гудит зловеще
И изрыгает бешенство огня.
И на ветру пронзительно скрежещет
Снарядом раздроблённая броня.
Ученик 4:
Стало разгораться пламя пожаров, вызванных десятками тысяч зажигательных бомб… В дыму, пыли, огне, среди грохота, потрясавшего небо, воду и землю, погибал огромный город,
Ученик 5 :
Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперек России —
И всю ее прикрыл собой!
Ученик 1 :
В городе давно уже нет безопасных мест, но люди уже привыкли к отсутствию безопасности.
Ученица:
Немцы сбрасывают над городом листовки: «Сдавайтесь!» Листки немецкой бумаги превращаются в пепел еще на высоте в тысячу метров — город сжигает их своим гордым огнем. В Сталинграде нет крепостей, нет скал и пещер, он вытянулся узкой полосой на голой, открытой со всех сторон земле, и за спиной у него Волга. И все же растерзанный бомбами город вышел на бой, и десятки гитлеровских дивизий уперлись в него, как в скалу, скребут танками, долбят самолетами, подтачивают минами, тысячами солдатских трупов падают к его ногам, но город стоит, город сражается.
(Звучит старинная немецкая музыка. Дети расступаются, девушка — «немка», нарядно одетая, сидит за столом и читает письмо немецкого солдата. Она радостно улыбается, целует письмо.)
Немка (читает):
«Дорогая Клара. Утром я был потрясен прекрасным зрелищем: впервые сквозь огонь и дым увидел я Волгу, спокойно и величаво текущую в своем русле. Итак, мы достигли желанной цели — Волга! Но Сталинград еще в руках русских, и впереди жестокие бои… Почему русские уперлись на этом берегу? Это безумие…»
Ученик:
Клятва гвардейцев.
До Волги фашистскими толпами
Истоптан ковыль степной,
Но топчется враг возле города,
Стоит пред стальною стеной.
Она из отваги построена
И верных сердец солдат.
Не выдержат камни, но выстоит,
Но выдержит до конца,
До самых последних выстрелов
Железная воля бойца.
Захватчиков залпами меткими
Здесь каждый встречает дом.
Что с планами станет немецкими,
Могилы расскажут потом.
И мечется враг перед стенами,
Не знает, что его ждёт…
Покрытый кровавою пеною,
Он всё ещё рвётся вперед.
Высоким примером для воина
Стоит богатырь Сталинград.
Пусть крыши сметает снарядами
И рушатся этажи, —
Завалы теперь баррикадами
Бойницами будут служить!
Он всё на победу надеется —
Кричит, что взят Сталинград, —
Но клятва дана гвардейцами:
Отсюда — ни шагу назад!
Как бился ты в годы суровые,
В веках будут песни петь.
Если враг бросит полчища новые,-
Ты сможешь всех одолеть!
Снова выступающие расступаются, и мы видим немца в гимнастёрке, пишущего письмо на Родину.
Немец :
«В самом деле, какого чёрта эти русские всё ещё цепляются за какие-то клочки своей земли? Всё равно Сталинград — немецкий город и немцы никогда отсюда не уйдут. Пора понять. Что немцы приходят и никогда не уходят… Так сказал фюрер».
Ученик:
В городе на Волге
Как трудно было умирать
Солдатам, помнящим о долге,
В том самом городе на Волге —
Глаза навеки закрывать.
Как страшно было умирать:
Давно оставлена граница,
А огневая колесница
Войны ещё ни шагу вспять…
Как горько было умирать:
«Чем ты подкошена, Россия?
Чужою силой иль бессильем
Своим?» — им так хотелось знать.
А пуще им хотелось знать,
Солдатам, помнящим о долге,
Чем битва кончится на Волге,
Чтоб легче было умирать…
Волгоград — Сталинград, рядовой и комбат здесь лежат, невзирая на званья.
Молча люди стоят. Журавли пролетят, и курлыканье, как отпеванье.
(Звучит песня «Журавли».)
Ученицы:
Это письмо девушек Сталинграда к защитникам города: «В эти тяжёлые дни девушки Сталинграда с вами, любимые воины! Посмотрите назад — и вы увидите, что они в нескольких десятках, сотнях метров от передней линии обороны работают медицинскими сёстрами, строят баррикады, в заводских цехах делают мины, снаряды, ремонтируют пушки и танки, а в решительный час выходят с оружием на линию огня отстаивать свой завод… Сталинград — это город нашей молодости. В расцвете сил и надежд его строила и украшала молодёжь всей страны. Дорогие воины! Защитники Сталинграда! Наше счастье и будущее, наша молодость — в ваших руках. Исполните вы свой долг перед Родиной, перед всем народом, и тогда об обожжённые камни нашего города враг разобьёт голову, ляжет костьми у ворот славного Сталинграда. Обнимаем вас, дорогие воины, и ждём победы над ненавистным врагом. 11 сентября 1942г.»
Ученик:
Враги поняли, что город живьём не взять. Тогда они решили убить его медленной пыткой. Они поднимали в воздух тысячи тонн бомб и бросали их на улицы и площади, где ещё недавно девушки продавали цветы, на бульвары и парки, где садовники берегли молодые деревья, на базары, где раньше шумно торговались хозяйки, на школы, больницы, жилые дома. Немцы опять перешли в наступление, но город восстал из пепла, чёрный, обугленный, он жил, он сражался.
Ученик 2:
16 ноября 1942 года.
Немец (пишет письмо):
«Дорогая Клара! Сегодня получил твое письмо. Ты надеешься, что до Рождества мы вернемся в Германию, и все уверены, что Сталинград в наших руках. Какое великое заблуждение! Этот город превратил нас в толпу бесчувственных мертвецов… Сталинград — это ад! Каждый божий день мы атакуем. Но даже если утром мы продвигаемся на двадцать метров, вечером нас отбрасывают назад… Физически и духовно один русский солдат сильнее целого нашего отделения…»
(Опять выступающие расходятся в обе стороны и открывается вид на сидящего немца.)
Немец :
«Русские снайперы и бронебойщики — несомненно, ученики Сталина. Они подстерегают нас днём и ночью. И не промахиваются… Пятьдесят восемь дней мы штурмовали один-единственный дом! Напрасно штурмовали… Никто из нас не вернётся в Германию, если только не произойдёт чуда. А в чудеса я не верю…».
Ученик 1:
Когда, изранена стократ,
Сама земля горела,
Когда фашисты в Сталинград
Рвались остервенело,
Дошел до рации, звеня,
Скупой приказ комбата:
— Огонь давайте на меня,
Скорей огонь, ребята!
Ученик 2:
Тот крик души, прорезав тьму,
В ушах стучал неистов.
Но не могли по своему
Стрелять артиллеристы.
А он никак не умолкал,
Покрыв пальбы раскаты,
Свой долг их выполнить он звал:
Огонь, огонь, солдаты!..
Он то молил их, как друзей,
И старых, и безусых,
То клял их силой сердца всей,
Как подлецов и трусов
Грозился, мертвый, их кляня,
Обиду помнить свято:
— Огонь давайте на меня,
Скорей огонь, ребята:
Ученик 3:
Не прерываясь, он гремел,
Хлестал в сердца и лица,
И долг солдатский повелел
Приказу подчиниться.
Над громом пушек вился он
В дыму — над батареей:
— Огонь! — Огонь! — Огонь! — Огонь!
Пылая, голос реял…
Ученик 4:
За грозным валом, в свой черед,
Подобна урагану,
Рванулась гвардия вперед
К Мамаеву кургану.
И на вершине лишь, скорбя,
Смогли увидеть люди,
Зачем он вызвал на себя
Огонь своих орудий!…
Закрыл дорогу он врагу,
Став огневою целью.
Все трупы, трупы на снегу-
Зеленые шинели…
И, вверх подняв
Свой мертвый взгляд,
В победу полный веры,
Среди врагов лежал комбат,
Один — в шинели серой.
Ученик 1:
Славой овеяно имя города-героя Сталинграда. Местом самых ожесточенных боев в Сталинграде стал Мамаев курган. На военных картах он обозначался как высота 102 и имел важное стратегическое значение: с его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория, переправа через Волгу.
Ученик 2:
Именно он стал ключевой позицией в борьбе за волжские берега. Удержать эту высоту для 62-ой армии было вопросом жизни и смерти. Гитлеровцы по 10-12 раз в день штурмовали его, но, теряя людей и технику, так и не смогли захватить всю территорию кургана.
Ученик 3.
Мамаев курган - место огромных людских потерь…. и беспримерного мужества и героизма советских воинов. Именно здесь, в районе Мамаева кургана, 2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва.
( Песня «на Мамаевом кургане» и кадры Мамаев курган на фоне песни читаются стихи)
Ученик 1:
На Мамаевом кургане тишина, за Мамаевым курганом тишина.
В том кургане похоронена война. В мирный берег тихо плещется волна.
Перед этою священной тишиной встала женщина с поникшей головой.
Что-то шепчет про себя седая мать. Все надеется сыночка увидать.
Заросли степной травой глухие рвы. Кто погиб, тот не поднимет головы.
Не придет, не скажет: «Мама! Я живой! Не печалься, дорогая, я с тобой!»
Ученик:
…И наступила тишина. В дыму,
Бросая в снег скорее автоматы,
Выходят из руин по одному
И группами фашистские солдаты.
Заученно кричат они: «Капут!»
И кверху руки поднимают разом,
И длинной вереницею бредут,
Проходят мимо неуклюжим шагом.
А ветер улюлюкает, свистит
И шелестит лохмотьями мундиров,
И с ветром вверх тормашками летит
Бредовый миф о покоренье мира…
Кончалась ночь… Пора уже, пора!
Куранты бьют сквозь мрак и холод лютый.
Мы у костра под громкое «ура»
Рассвет встречаем праздничным салютом! (звуки праздничного салюта)
(Все участники выходят по одному с цветами.)
Ведущий:
Победа! Кажется весь смысл жизни вложен в это слово. После битвы на Волге началось массовое изгнание оккупантов из Советской страны. И люди помнят — смерть в Сталинграде наступала мгновенно. Скорбь длится годами. Солдаты отдали свои жизни во имя общего счастья! Поклон земле, суровой и прекрасной, что вечно будет людям дорога! Здесь виден новый город — светлый, ясный, степная ширь и Волги берега. Став на земле суровой и прекрасной, копнешь песок, а он не желтый весь, Не золотистый он, а темно-красный, как кровь героев, пролитая здесь.
(Минута молчания. Звучит песня Высоцкого «На братских могилах».)
Ученица:
В свой срок –
не поздно и не рано –
придёт зима,
замрёт земля.
И ты
к Мамаеву кургану
придёшь
второго февраля.
И там,
у той заиндевелой,
у той священной высоты,
ты на крыло
метели белой
положишь красные цветы.
И словно в первый раз
заметишь,
каким он был,
их ратный путь!
Февраль, февраль,
солдатский месяц –
пурга в лицо,
снега по грудь.
Сто зим пройдёт.
И сто метелиц.
А мы пред ними
всё в долгу.
Февраль, февраль.
Солдатский месяц.
Горят
гвоздики
на снегу.
(Ученица поет песню «Ты же выжил, солдат». Все участники концерта вручают ветеранам цветы.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: «Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Сталинградская битва»
Методическая разработка урока по истории России в 9 классе создана в рамках нескольких образовательных технологий: опрос организован по методу Шольца, изучение нового материала ведется с использование...
Конкурс, посвященный годовщине победы в Сталинградской битве
Смотр-конкурс чтецов и исполнителей песен, посвященный годовщине победы советских войск в Сталинградской битве, проведенный в общежитии ГОУ НПО "Профессиональное училище №56" г. Палласовки...
Сталинградская битва.
Презентация к классному часу, посвящённому годовщине Сталинградской битвы....
Историческая игра «Великая битва на Волге» Героям Сталинградской битвы посвящается
Игра проводилась среди 9-х классов на Неделе наук. Материалы взяты из разных источников (учебные пособия и презентации)...
Урок Мужества «Великая битва на Волге» (встреча с ветераном ВОВ, участником Сталинградской битвы)
Конспект внеклассного мероприятия в форме урока мужества, посвященного 70-летию Великой Победы. Рассчитан на 45 мин., для 7-8 классов, можно проводить и в страшем звене. Урок можно проводить с ноября ...
Сталинградская битва или битва цивилизаций
Сценарий урока "Сталинградская битва или битва цивилизаций"Содержит описание важности Сталинградской битвы с экономической точки зрения для обоих участников битвы....
проект "Значение Сталинградской битвы как переломного момента Великой Отечественной войны. Сталинградская битва глазами участников-фроловчан"
проект ученицы 9 класса по теме "Сталинградская битва как переломный момент Великой Отечественной войны. Сталинградская битва глазами участников-фроловчан"...