Конкурсно-игровая программа "Космическая одиссея" для учащихся 2-4 классов
методическая разработка на тему

Новикова Ольга Павловна

Конкурсно-игровая программа "Космическая одиссея" рассчитана на учащихся 2-4 классов, может быть проведена в рамках празднования Международного дня полета человека в Космос.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра для учащихся 2-4 классов

«Космическая одиссея»

Автор: Новикова Ольга Павловна, методист муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Городской Дворец творчества детей и молодежи», г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край.

12 апреля 1961 года впервые в истории в космос полетел человек. Началась новая эпоха в познании человеком окружающего мира. А за двадцать шесть лет до этого, в 1935 году, основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский сказал: «Я свободно представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и полетевшего в межпланетное пространство. Он русский… По профессии, вероятнее всего, лётчик… У него отвага умная, лишённая безрассудства… Представляю его открытое русское лицо, глаза сокола». И именно таким увидел Юрия Гагарина весь мир в апреле 1961 года. Обаятельный и простой, с бесстрашным сердцем, Гагарин навсегда останется в памяти людей – Колумб Вселенной, человек, который ушёл вперёд, обогнав своё время.

Цель игры: способствовать формированию чувства патриотизма и сознания гражданина своей Родины, знающего её историю, уважительно относящегося к славным свершениям предшествующих поколений.

Форма проведения: игра по станциям.

Условия проведения: в игре принимают участие команды в количестве 10 человек, учащихся 2-4 классов.

Техническое обеспечение: мультимедийное оборудование (проектор, экран, компьютер), помещения для расположения станций.

Методическое и дидактическое обеспечение: таблицы с указанием названия станции, содержание заданий на станциях, раздаточный материал; сценарий мероприятия.

Мультимедийное обеспечение: тематические презентации о космосе, видеоклип «Галактический кинотеатр», презентация «Выдающиеся люди космоса».

Оформление: актовый зал украшен в соответствии с темой игры, на экране – заставка мероприятия; на кабинетах для проведения конкурсных испытаний – таблички с указанием названия станции.

Кадровое обеспечение: ведущий для открытия и закрытия мероприятия, 7 педагогов для руководства на станциях.

Ход игры

Ведущий:

Стартуют в космос корабли –
Вслед за мечтою дерзновенной!
Как здорово, что мы смогли
В просторы вырваться Вселенной!

Приятно всё же сознавать
Себя жильцами в Звёздном Доме,
В Миры как в комнаты шагать –
Через порог на космодроме.

- Здравствуйте, ребята и взрослые! Приветствуем вас на игре «Космическая одиссея», посвященной Международному дню полета человека в космос. В ходе игры вам предстоит решить кроссворд, ответить на вопросы викторины, отгадать загадки и многое другое, продемонстрировав знания о космосе, астрономии, ракетостроении, о научных и практических вкладах человека в развитие космонавтики.

(Командам раздают маршрутные листы с указанием последовательности и места размещения станций)

На каждой станции вас ожидают педагоги – руководители, которые будут оценивать прохождение вами конкурсных испытаний.

(Ведущий представляет руководителей станций)

Удачи вам! В путь!

Станция «Что я знаю о космосе?» 

(Участники решают кроссворд,  демонстрируя знания основных понятий, явлений и категорий из области астрономии, ракетостроения, а также о научных и практических вкладах человека в развитие космонавтики.)

               

  1. Кто из учёных нашей страны является основоположником космонавтики? (Циолковский)
  2. Как назывался космический корабль, на котором был совершён первый полёт? (Восток)
  3. Какая планета солнечной системы является самой большой? (Юпитер)
  4. Выдающийся конструктор ракетно-космических систем, с именем которого связаны победы нашей страны в освоении космоса? (Королев)
  5. Толстый слой воздуха, который окутывает нашу Землю? (Атмосфера)
  6. Главный космодром, с которого стартовали первые космические корабли? (Байконур)
  7. Единственный естественный спутник Земли? (Луна)
  8. Защитный костюм космонавта? (Скафандр)
  9. Первая женщина-космонавт, вышедшая в космос и проводившая эксперименты вне корабля? (Савицкая)
  10.  Что означает слово «космос»? (Вселенная)

Станция  «Знакомьтесь – Гагарин»

(Команды  отвечают на вопросы викторины, связанные с основными событиями в личной и профессиональной жизни Героя Советского Союза Гагарина Юрия Алексеевича.)

  1. Назовите дату рождения Юрия Алексеевича Гагарина.  (9 марта 1934 г.)
  2. Назовите место рождения Юрия Гагарина. (Деревня Клушино Смоленской области)
  3. Какой город России, по словам Юрия Гагарина, «дал ему путёвку в небо»? (Саратов)
  4. Когда был совершён полёт Юрием Гагариным в космос? (12 апреля 1961 г.)
  5. Как долго длился орбитальный космический полёт Ю. А. Гагарина? (108 минут)
  6. Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой полёт 12 апреля 1961 года? («Восток»)
  7. Каким был позывной Гагарина в космосе? (Кедр)
  8. Кто был дублёром Гагарина во время его полёта? (Герман Титов)
  9. Какое звание было присвоено Юрию Гагарину после возвращения на Землю? (Героя Советского Союза)
  10.  Почему в музее Звездного городка в рабочем кабинете Ю. А. Гагарина часы над дверью показывают одно и то же время: 10 ч 31 мин? (В этот миг оборвалась жизнь Ю.А. Гагарина.)

Станция «Космос и Комсомольск» 

(Команды отвечают на вопросы теста, в которых рассматриваются все основные события и люди, связывающие космос и город Комсомольск-на-Амуре.)

  1. Назовите фамилию лётчика-космонавта, родившегося в городе Комсомольске-на-Амуре и прожившего в нём 5 лет?
  1. Н. Рукавишников;
  2. В. Рюмин;
  3. В. Ляхов.
  1. Кто из военных строителей города Комсомольска-на-Амуре принимал участие в возведении космодрома Байконур в Казахстане?
  1. С. Иванов;
  2. Н. Попов;
  3. Н. Петров.
  1. Сколько космонавтов побывали с визитами в городе Юности?
  1. 20;
  2. 8;
  3. 4.
  1. Кто из космонавтов проходил службу в Млавском бомбардировочном полку посёлка Хурба?
  1. А. Леонов;
  2. А. Аубакиров;
  3. Г. Падалка.
  1. Кто из лётчиков-космонавтов принимал участие в праздничных мероприятиях, посвящённых 35-летию города Комсомольска-на-Амуре?
  1. В. Рюмин;
  2. Ю. Гагарин;
  3. Г. Титов.
  1. Кто из лётчиков-космонавтов служил в Таллинском истребительном полку посёлка  Дзёмги?
  1. Н. Рукавишников;
  2. Т. Аубакиров;
  3. Г. Падалка.
  1. На каком здании города находится доска, содержащая надпись: «15 июня 1967 года первый космонавт мира, Герой Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин посетил это здание – дар центрального комитета ВЛКСМ молодёжи города»?
  1. ДК «Авиастроителей»;
  2. Краевой Дом молодёжи;
  3. Дворец творчества детей и молодёжи.
  1. На площади перед заводом КнААПО находится памятник Юрию Гагарину. Что держит в руке космонавт?
  1. кирпич;
  2. книгу;
  3. плитку шоколада.
  1. Какие предметы быта с космической символикой представлены на выставке в Музее изобразительных искусств?
  1. ложки;
  2. подстаканники;
  3. чашки.
  1. В честь какого события получила своё имя площадь имени Ю. А. Гагарина?
  1. первый полёт человека в космос;
  2. 50-летие со дня рождения Ю. А. Гагарина;
  3. в честь занесения имени Ю. А. Гагарина в списки почётных граждан города.

Станция «Галактический кинотеатр»

(Участникам предлагается видеоклип с кадрами из художественных, мультипликационных и анимационных фильмов на космическую тему. Командам необходимо указать названия фильмов.)

                Использованные фильмы: «Пятый элемент», «Гостья из будущего», «Звездные войны», «Монстры против пришельцев», «Валл-и», «День рождения Алисы», «Звездный десант», «Мартышки в космосе».

Станция «Астрономический марафон»

(Участникам необходимо разгадать загадки, связанные с основными понятиями астрономии.)

  1. В поздний час, когда темно,

          В небе сахара полно.

          Что за сахар светится

          Там, в гостях у месяца?

          (Звёзды)

  1. Искры небо прожигают,

          А до нас не долетают.

          (Метеориты)

  1. Из какого ковша

          Не пьют, не едят,

          А только на него глядят?          

(Большая или Малая Медведица)

  1. Чудо–птица, алый хвост,

          Прилетела в стаю звезд.  

          (Ракета)

  1. Это что за потолок?
    То он низок, то высок,
    То он сер, то беловат,
    То чуть-чуть голубоват.
    А порой такой красивый -
    Кружевной и синий-синий.
    (Небосвод)
  2. Ну-ка, кто из вас ответит:
    Не огонь, а больно жжет,
    Не фонарь, а ярко светит,
    И не пекарь, а печет?
    (Солнце)
  3. У бабушки над избушкой
    Висит хлеба краюшка.
    Собаки лают, достать не могут.
    (Месяц)
  4. Кто в году двенадцать раз родится?

(Месяцы)

  1. Для звездочёта я загадка,

И начинаюсь я на «м»,

Но только я не шоколадка,

Хотя я тоже нравлюсь всем.

(планета Марс)

  1.  Космонавт, наш первый был

      Был для всех примером                            

      Веселый, смелый парень

 Фамилия его … (Гагарин)       

Станция «Выдающиеся люди космоса» 

(Участникам демонстрируются портреты людей, чьи имена связаны с великими открытиями и деяниями в области астрономии и космонавтики. Командам необходимо назвать их имена.)

  1. Назовите имена представленных на фотографиях людей.

  

Фото 2

Фото 1

Фото 3

  

Фото 4

Фото 5

Фото 6

Фото 1         Валерий Рюмин

Фото 2         Юрий Гагарин

Фото 3         Константин Циолковский

Фото 4         Сергей Королёв

Фото 5         Валентина Терешкова

Фото 6         Алексей Леонов

  1. Ответьте на вопросы, проставив номер фотографии.

1. Кто совершил первый выход в открытый космос?         Фото 6

2. Кто является выдающимся конструктором ракетно-космических  систем?         Фото 4

3. Какому лётчику-космонавту принадлежат первые слова, сказанные с орбиты: "Красота-то какая! Как прекрасна наша планета!»?         Фото 2

Станция «Планета–фантазия» (домашнее задание)

(Команды защищают выдуманную ими планету, представив её название, жителей, традиции, особенности местной флоры и фауны, градостроительства, технических средств и так далее. В качестве способов защиты можно использовать «живую газету», «фоторепортаж», музыкальную инсценировку и др. (защита не более 3 минут))

Далее в актовом зале  ребятам демонстрируется м/ф, а счетная комиссия из числа педагогов подсчитывает баллы. Потом происходит церемония награждения.

Список литературы

  1. День космонавтики // Воспитание школьников, 2008 – 2, с. 11
  2. «Человек. Вселенная. Космос» // Воспитание школьников, 2007 – 3, с. 29
  3. «Космические путешествия» - развивающие игры по астрономии и космонавтики // Дополнительное образование и воспитание, 2004 – 5, с. 42
  4. День космонавтики http://ru.wikipedia.org
  5. Гагарин, Юрий Алексеевич http://ru.wikipedia.org
  6. 12 апреля – день космонавтики http://www.solnet.ee
  7. http://sc-pr.ru/dr/246-prof_kosmos.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурсно-игровой программы для учащихся 1 классов ОУ "Лукоморье"

Задача нашего времени - приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, произведений русских классиков....

Конкурсно-игровая программа "Смелые!Ловкие!Умелые!" (для учащихся 5 классов)

Конкурсно-игровая программа "Смелые!Ловкие!Умелые!" рекомендована для учащихся 5 классса. Программа посвящена Дню защитников Отечества....

конкурсно-игровая программа "Весёлый перекрёсток" для 4-х классов

Данная игровая программа подходит для проведения внеклассных мероприятий с учащимися 4-5 классов...

Сценарий конкурсно-игровой программы "Красота спасёт мир!", посвящённой празднику 8 Марта (для учащихся 7-9 классов)

Программа состоит из 11 конкурсов разного уровня сложности, из них три - танцевальные задания.  В приложении имеются: образец протокола конкурса для жюри, раздаточный материал и оборудование, раз...

Конкурсно-игровая программа по профориентации для учащихся 5-7 классов «Радуга профессий».

«Радуга профессий» - так называется наш следующий и заключительный конкурс. На этот конкурс командам было дано домашнее задание: подготовить интересную сценку по выбранной командами профессии или пока...

Конкурсно-игровая программа для учащихся начальных классов «Держава армией крепка, а армия солдатом»

Основное содержание конкурсно-игровой программы:Используются: отрывки  из поэмы «Василий Теркин» А. Твардовского, песни военных лет, демонстрация видеоряда через компьютер (мультимеди...