Внеклассное мероприятие по математике «Суд над нулем»
методическая разработка (6 класс) по теме

Рузанова Ирина Михайловна

Действующие лица: Нуль, Председатель суда, Присяжные заседатели, Прокурор, Адвокат, Эксперт, Секретарь, Единица, двойка, Знак деления, Алгебраическое выражение, Уравнение, Координатная плоскость, Ученик, Десятичная нумерация.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Секретарь: Прошу всех встать, суд идёт… Прошу сесть.

Председатель: Сегодня слушается дело № 1 по обвинению гражданина Нуля, он же Оуден, он же Нуллум, о же Сунья, он же Ас – Сифр, он же Ничто, в убийстве чисел при выполнении действия умножении, в саботаже – на протяжении многих веков мешал возможности быстро и просто выполнять арифметические действия и прочих преступлениях. Я призываю сегодня обстоятельно разобраться в поставленном вопросе, со справедливостью и беспристрастностью выслушать свидетелей и вынести справедливый приговор. Установим личность подсудимого. Ваша фамилия, имя, отчество?

Нуль: Число нуль.

Председатель: Место и точная дата рождения?

Нуль: Не знаю

Председатель: Ваши родители?

Нуль: Я сирота.

Председатель: Прошу Эксперта пояснить этот факт.

Эксперт: Происхождение, название и знак Нуля имеют интересную историю. В древнем Вавилоне – 5 век до н.э. – был значок, обозначавший отсутствующий значок в записи числа, это – далекий предок Нуля. Греческие астрономы вместо цифр употребляли (цифры) буквы. При этом для обозначения пропущенного разряда они употребляли букву О – первую букву греческого слова «Оуден», что означает «ничто». Современная запись чисел с использованием нуля, мы применяем с 6-7 в. до н.э. с Древней Индии. Долгое время Нуль не признавали числом. Лишь с 17 в. С введением метода координат нуль начинает вступать наравне с остальными числами, положительными и отрицательными, все они изображаются точками числовой оси.

Председатель: Благодарю вас. Есть ли вопросы к подсудимому у обвинения?

Прокурор: Нет.

Председатель: У защиты?

Адвокат: У меня есть вопрос к суду. Будет ли приниматься во внимание тот факт, что подсудимый – сирота? Если да, то будут ли в этом случае судьи снисходительны к подсудимому?

Председатель: Суд рассмотрит и учтет все факты. Есть ли вопросы у присяжных заседателей к подсудимому, к защите?

Присяжный: Уважаемый Нуль, к какому классу чисел вы себя относите? Считаете ли вы себя натуральным?

Нуль: Нет.

Присяжный: Положительным или отрицательным?

Нуль: Нет, я число целое!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sud_nad_nulem.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по математике «Суд над нулем»

Действующие лица: Нуль, Председатель суда, Присяжные заседатели, Прокурор, Адвокат, Эксперт, Секретарь, Единица, двойка, Знак деления, Алгебраическое выражение, Уравнение, Координатная плоскость, Ученик, Десятичная нумерация.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Секретарь: Прошу всех встать, суд идёт… Прошу сесть.

Председатель: Сегодня слушается дело № 1 по обвинению гражданина Нуля, он же Оуден, он же Нуллум, о же Сунья, он же Ас – Сифр, он же Ничто, в убийстве чисел при выполнении действия умножении, в саботаже – на протяжении многих веков мешал возможности быстро и просто выполнять арифметические действия и прочих преступлениях. Я призываю сегодня обстоятельно разобраться в поставленном вопросе, со справедливостью и беспристрастностью выслушать свидетелей и вынести справедливый приговор. Установим личность подсудимого. Ваша фамилия, имя, отчество?

Нуль: Число нуль.

Председатель: Место и точная дата рождения?

Нуль: Не знаю

Председатель: Ваши родители?

Нуль: Я сирота.

Председатель: Прошу Эксперта пояснить этот факт.

Эксперт: Происхождение, название и знак Нуля имеют интересную историю. В древнем Вавилоне – 5 век до н.э. – был значок, обозначавший отсутствующий значок в записи числа, это – далекий предок Нуля. Греческие астрономы вместо цифр употребляли (цифры) буквы. При этом для обозначения пропущенного разряда они употребляли букву О – первую букву греческого слова «Оуден», что означает «ничто». Современная запись чисел с использованием нуля, мы применяем с 6-7 в. до н.э. с Древней Индии. Долгое время Нуль не признавали числом. Лишь с 17 в. С введением метода координат нуль начинает вступать наравне с остальными числами, положительными и отрицательными, все они изображаются точками числовой оси.

Председатель: Благодарю вас. Есть ли вопросы к подсудимому у обвинения?

Прокурор: Нет.

Председатель: У защиты?

Адвокат: У меня есть вопрос к суду. Будет ли приниматься во внимание тот факт, что подсудимый – сирота? Если да, то будут ли в этом случае судьи снисходительны к подсудимому?

Председатель: Суд рассмотрит и учтет все факты. Есть ли вопросы у присяжных заседателей к подсудимому, к защите?

Присяжный: Уважаемый Нуль, к какому классу чисел вы себя относите? Считаете ли вы себя натуральным?

Нуль: Нет.

Присяжный: Положительным или отрицательным?

Нуль: Нет, я число целое!

Председатель: Если вопросов нет, то переходим к заслушиванию свидетелей.

Секретарь: Вызываются представители чисел: Единица, Двойка.

Единица: Безобразие! Куда только смотрят математики! Хоть я и просто число, но молчать не буду! Этот Нуль никакого отношения к нам не имеет, но кто-то позволил ему участвовать в записи натуральных чисел. Это оскорбительно для нашей чести и достоинства.

Двойка: Я, как честное число, обладаю многими свойствами, но такого, как Нуль, себе не позволяю. Вы только подумайте: стоит ему подойти справа к любому натуральному числу, как оно увеличивается в 10 раз! А вы нас, числа, спросили, хотим мы этого?

Единица: Да, да. А еще он ведь может подойти и слева, да еще и свою пособницу запятую с собой притащит. Как станет рядом, так поминай как звали: сразу пулей из своего родимого натурального ряда приходится вылетать, да прямо к десятичным дробям! (21 0, 21)

Адвокат: Разрешите вопрос к свидетелям? Итак, из ваших слов следует, что подсудимый противопоставляет себя коллективу?

Двойка: Получается так.

Адвокат: Замечательно, но ведь и у вас, многоуважаемые, имеются противоположные числа, не правда ли?

Единица: У меня «– 1».

Двойка: У меня «– 2».

Адвокат: Прошу суд снять обвинение в противопоставлении себя коллективу, ибо Нуль противоположен только самому себе.

Прокурор: Прошу слова. По многим данным, Нуль – отъявленный единоличник, у всех чисел есть обратные числа, а у него нет!

Председатель: Минуту внимания, поясните суду ваше высказывание.

Прокурор: Прошу, уважаемый Эксперт.

Эксперт: Два числа, произведение которых равно 1, называются взаимно обратными.

Председатель: Спасибо. С вопросом умножения и деления мы разберемся. Прошу вызвать Знака Деления.

Знак Деления: Как все было замечательно, как хорошо и спокойно мы жили, пока не появился этот Нуль. Мои братья, Умножение и Сложение увеличивали число, а я и знак Вычитания – уменьшали. А что же происходит теперь? Складываешь с нулем – ничего не меняется, вычитаешь – та же картина. Умножаешь на Нуль – самое большое число исчезает. Да ведь он просто аферист, убийца! Попробуйте делить?! Мне, бедному совсем житья не стало: все, боюсь, что Нуль делителем окажется. А ведь первоклассник уже знает, что на Нуль делить нельзя.

Председатель: Благодарю вас. Есть еще свидетели обвинения?

Секретарь: Группа алгебраических выражений с неизвестными в знаменателе дроби. Прошу войти представителя группы.

Алгебраическое выражение: Можете ли вы себе представить, что я – замечательное алгебраическое выражение, могу не иметь смысла? Подставьте сюда а = 2, и я теряю смысл! И думаете, я одно такое? Я говорю от имени всех обиженных Нулем алгебраических выражений.

Вбегает Уравнение.

Уравнение: Выслушайте меня. Мое выступление краткое. Свидетельствую о том, что я из-за ужасных свойств Нуля не имею корней. Как же мне жить?

Председатель: Итак, были заслушаны все свидетели обвинения. Слово свидетелям защиты.

Координатная плоскость: Нуль это не просто число. Нуль это начало всего! Мой папа, французский ученый Рене Декарт, назвал его началом отсчета. Нуль стоит на страже всегда, на границе между положительными и отрицательными числами. И не заслуга ли его в том, что отношения между числами самые добрососедские. Сказать аналогичное в защиту Нуля просила и моя родственница Координатная прямая.

Секретарь: Прошу следующего свидетеля.

Ученик: Хочу сказать, что Нуль очень облегчил мое существование. Стало очень просто при его появлении умножать числа на 10, 100, 1000…. Приписывай себе нули справа от числа и получай пятерки!

Секретарь: Следующий свидетель – мадам Десятичная Дробь.

Десятичная Дробь: Я слишком стара, чтобы долго говорить. Все вы тут говорите, говорите, а я вам на примере покажу, что без Нуля нельзя ступить в математике. Уважаемые судьи, прочитайте: 0, 201, а теперь: , 2 1
И что вы возразите?

Председатель: Благодарю мадам. Заслушаны все свидетели защиты. Слово Прокурору.

Прокурор: Уважаемый судья, присяжные заседатели! Зачем мы здесь собрались? Что мы с вами так долго разбираемся? Ведь перед нами сидит Ничто, круглый ноль! И мы должны тратить свое время, чтобы обсуждать его похождения? Аферист, убийца, некто с подозрительным происхождением! А двуличие? Он называет себя то цифрой, то числом. А его расточительность? В наше время, когда так тяжело с бумагой, он позволяет себе вставать много раз после цифр. Достаточно красноречивы были и выступления обвинения. Доколе мы будем терпеть его издевательства? Предлагаю без лишних обсуждений вынести преступнику самый суровый приговор.

  1. Лишить Нуля звания числа;
  2. Обязать его в течение 24 часов покинуть Математику;
  3. Запретить проживание в Арифметике, Алгебре, Геометрии, Тригонометрии, Стереометрии, Планиметрии, и других разделах Математики.

Председатель: Благодарю. Слово адвокату.

Адвокат: В начале своего выступления хочу зачитать телеграмму, поступившую в адрес суда. Вот что в ней написано: « Нуль богаче содержанием, чем любое другое число. Его практическое применение доказывает, что он важнее, чем все числа» – Ф. Энгельс.
Мой подзащитный не один двойственный по натуре 1,2…9 не являются разве одновременно и числом и цифрой? Однако мы же их не судим. Да, нуль использовали бесчестные чиновники для приписок в документах. Но это вина не Нуля, а людей! А теперь об эгоистах числах. Так много говорить о себе! Совершенно не сказано, что без Нуля никак не выполнить сложение и вычитание десятичных дробей! Наконец – Нуль – это единственное число, которому установлен памятник! Прошу Эксперт.

Эксперт: В центре Будапешта, неподалеку от одного из красивейших мостов, установлено каменное изваяние нуля. Цифра 0 и две буквы на пьедестале – км – означают начало всех дорог, нулевой километр, от которого ведется отсчет всем километрам.

Адвокат: Спасибо. Это ли не является подтверждением значимости числа Нуль и неуместности всяческих его притеснений? Считаю необходимым вынести оправдательный приговор Нулю и освободить его в зале суда.

Председатель: Имеются ли еще желающие выступить? Слово подсудимому.

Нуль:

Когда-то многие считали,
Что нуль не значит ничего,
И, как ни странно, полагали,
Что он совсем не есть ничто.

Но на оси средь прочих чисел
Он все же место получил
И все действительные числа
На два разряда поделил.

Нуль ни в один из них не входит
(он сам составил чисел класс)
Все ж об моих особых свойствах
Я поведу сейчас рассказ.

Коль нуль к числу ты прибавляешь,
Иль отнимаешь ты его
В ответе тот час получаешь
Опять – то самое число.

Попав как множитель средь чисел
Я мигом все сведу на нет
И потому в произведенье
Один за всех несу ответ.

А относительно деленья
Нам твердо помнить нужно то,
Что уж давно в научном мире
Делить на нуль запрещено.

Причина всем здесь очевидна,
и состоит она лишь в том,
Что смысла нет в таком деленье
Противоречье в нем самом.

И впрямь: какое из известных
Число за частное нам взять,
Когда с нулем произведенье
Все числа нуль лишь могут дать.

А в нулевой есть единица
Так все условились считать,
И глубоко бы тот ошибся,
Кто это б думал доказать.

Но правил нет без исключенья
Уместно здесь оговорить:
Значенье нуль для основанья
Необходимо исключить.

– Товарищи! Без меня математика погибнет, поэтому прошу оправдать.

Председатель: Суд, ознакомившись с делом по обвинению Нуля в содеянных преступлениях, заслушав свидетелей, защиту и обвинение, пришел к решению: считает суд большую часть обвинений преувеличенной, а посему постановляет: С учетом полезности положительных сторон Нуля и вредности отрицательных, всемерно изучать и осмысливать свойства Нуля, проникать в тайны Математики и ставить их на службу человека. На этом заседание считается законченным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике " А ну-ка ,математики"

Внеклассное мероприятие по математике для 7-8 классов....

внеклассное мероприятие по математике для 6 класса "Интеллектуальная игра Математика в деталях"

Внеклассное мероприятие по математике для 6 класса (программа по учебнику Виленкина). Материал включает конспект, презентацию, аудиофайл....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Презентация к внеклассному мероприятию по математике "Суд над нулем"

Презентация к внеклассному мероприятию по математике "Суд над нулем"...

Внеклассное мероприятие по математике "Вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне".

Цели внеклассного мероприятия: • Определить вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне. • Выяснить, кто из учёных-математиков принимал участие в боевых действиях. ...