Программа "Одаренные дети"
методическая разработка по теме
При организации работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_odarennye_deti.doc | 396.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Одарённые дети»
Паспорт Программы «Одаренные дети»
Наименование программы: «Одаренные дети»
Полное наименование учреждения: Негосударственное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №10 основного общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Основание для разработки программы (нормативно-правовая база):
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011- 2014 годы. «Национально образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа».
- Концепция развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» на 2010-2015 гг.
- Конвенция о правах ребенка.
- Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения
- Санитарно-эпидемиологические правила СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»
- План действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы.
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002 г.
- Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.
- Устав и локальные акты Школы-интерната №10 ОАО «РЖД».
Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Задачи программы:
- Создание системы работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств обучающихся и воспитанников школы-интерната.
- «Конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации школьников на учебную деятельность, стимулирование познавательного интереса.
- Учет индивидуальности каждого обучающегося, раскрытие интеллектуального и творческого потенциала.
- Разработка системы диагностики способностей детей.
- Обеспечение информационно-методического и программного сопровождения, кадровых условий для работы с одаренными детьми.
Возрастная и/или социальная группа детей, на которую нацелен проект: обучающиеся 1 – 9 классов Школы-интерната №10 ОАО «РЖД»
Ресурсное обеспечение реализации программы:
- Кадровое. Самообразование, аттестация, обобщение педагогического опыта, регулярное повышение квалификации педагогов на курсах, семинарах, в творческих группах.
- Научно-методическое. Создание компьютерной базы данных о передовом педагогическом опыте педагогов в работе с одаренными детьми, применение инновационных педагогических технологий.
- Материально-техническое. Приобретение современного учебного и спортивного оборудования.
Участники взаимодействия, социальные партнеры (полное наименование учреждений и организаций):
-Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru;
- Центр новых образовательных технологий «Педагогическая планета» http://planeta.tspu.ru;
-Институт Развития Школьного Образования «Олимпус» http://www.olimpus.org.ru;
-Дистанционный образовательный портал «Продлёнка» http://www.prodlenka.org;
- Центр развития мышления и интеллекта www.vot-zadachka.ru;
- Центр дистанционных мероприятий «Фактор роста» www.farosta.ru;
- Издательский дом «Первое сентября» info@1september.ru;
- Общероссийский проект «Школа цифрового века» http:// digital.1september.ru/;
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http:// festival.1september.ru/;
- Педагогический университет «Первое сентября» http:// edu.1september.ru/;
- Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» http://project.1september.ru/;
- Колледж железнодорожного транспорта ГБОУ ВПО СО «Уральский государственный университет путей сообщения»;
- ГБОУ СПО СО «Нижнетагильский железнодорожный техникум»:
- Городской Дворец творчества юных г. Нижнего Тагила;
- Дом детского творчества Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила.
Сроки реализации Программы: 2011 – 2015 гг.
Предполагаемые результаты:
- Формирование системы работы с одаренными учащимися.
- Созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
- Творческая самореализация выпускника школы.
- Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.
- Повышение качества образования и воспитания школьников.
- Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня.
- Повышение социального престижа школы.
- Формирование банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.
Пояснительная записка
Если человек талантлив, то талант у него многогранен. Однако он должен еще суметь развить в себе все эти дарования, отшлифовать свои способности и правильно воспользоваться ими с пользой для себя и для людей.
Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их.
В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшимся основным, не в полном объеме решает свои главные задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения проблемы, используя весь арсенал учебно-воспитательной системы школы.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают. Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
При организации работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.
Однако прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как:
- Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
- Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
- Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
- Задатки способностей - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности.
- Талант - выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
- Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.
В национальной образовательной инициативе НАША НОВАЯ ШКОЛА говорится, что в ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
При организации работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.
Концепция Программы «Одаренные дети»
Введение
В рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование» впервые использован новый подход к модернизации образования, основанный на принципе стимулирования роста качества образования и обновления содержания образования.
Современная школа в условиях быстроменяющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика. Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации и самоактуализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.
С целью создания и совершенствования пространства для инновационного развития школы была поставлена задача разработки программы работы с учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал.
Программа «Одаренные дети» разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с Программой развития школы и является основой для работы с одаренными детьми. Программа направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в школе.
Программа содержит алгоритм действий педагогов, психолого-педагогической службы школы, администрации. При этом она допускает вариативный подход, не должна рассматриваться как догматическая конструкция.
Содержание материала сконструировано в соответствии с традиционной логикой рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Основная базовая проблема – ситуация, сложившаяся в школе и образовательном пространстве района и города.
Концептуальные основы дают общий ответ на вопросы, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным, на какие методологические принципы следует опираться при работе с одаренными детьми. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в школе, начиная с начальных классов, и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач. Это, прежде всего цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.
Практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одаренными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:
- между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базой для организации работы с одаренными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для ее осуществления в школе;
- между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одаренных детей и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;
- между огромными потенциальными возможностями развития одаренного ребенка и несоответствием общего уровня культуры;
- между специфичностью и проблемностью развития одаренных детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.
Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и системном подходе к проблеме.
- Методы и принципы выявления одаренных детей. Критерии и категории одаренности
Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Формы проявления способностей могут быть разные: явная, скрытая одаренность.
Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:
Потребность в новых впечатлениях
Развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета
Познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение предмета
Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии.
Одаренные дети:
- Имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- Имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- Испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
- Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
- Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
- Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Одаренность может проявляться:
- как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей;
- как одаренность возрастная, т.е. ранняя одарённость (вундеркинды – дети с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности); поздняя одарённость;
- как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
К числу наиболее распространенных в современной психологии моделей одаренности детей относится концепция одаренности Дж. Рензулли. Одаренность, в его понимании - сочетание трех основных характеристик:
- интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
- креативности;
- настойчивости.
Эта концепция дает ответы на вопросы о том, по каким параметрам выявлять одаренность, как прогнозировать её развитие, на что ориентироваться в обучении. Важно, что автор относит к одаренным не только тех, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и тех, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы одному из параметров. Таким образом, контингент одаренных существенно расширяется по сравнению с тем небольшим процентом детей, которых обычно выявляют при помощи тестов интеллекта, креативности или по тестам достижений. Выделенная Дж. Рензулли триада, представляемая им обычно в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, в несколько модифицированном виде, присутствует в большинстве современных концепций одаренности.
Принципы выявления одаренных детей:
- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
- длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
- анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
- использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.
- подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов и т. д.) При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;
- оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);
- преимущественная опора на валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.
Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации педагога и степени его обучения.
При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:
- различные варианты метода наблюдения за детьми (в школьных условиях, во внешкольной деятельности и т.п.);
- специальные психодиагностические тренинги;
- экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
- проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
- экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей;
- организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований;
- проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
- Принципы и подходы организации педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Организационное и функциональное обеспечение программы
Функции директора в аспекте реализации программы:
- общее руководство разработкой и реализацией программы: организация; координация; контроль.
Функции заместителей директора:
- определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы;
- корректировка составляющих элементов программы;
- обеспечение связи с высшими учебными заведениями, учреждениями дополнительного образования;
- анализ и обобщение результатов реализации программы;
- регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы «Одаренные дети»;
- организация и проведение семинаров по проблемам работы содаренными детьми;
- внедрение новых эффективных способов работы с одаренными детьми;
- разработка индивидуальных образовательных программ для одаренных детей.
Функции методических объединений:
- подготовка методических рекомендаций для работы по программе «Одаренные дети»;
- разработка диагностического инструментария для успешной реализации программы;
- разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету через предметные районные МО;
- обобщение и систематизация результатов деятельности отдельных учителей, умело организующих работу с одаренными детьми;
- определение критериев эффективности реализации программы;
- разработка и обработка новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми;
- координация действий учителей, работающих с одаренными детьми.
Функциональные обязанности учителей:
- организация и проведение занятий с одаренными детьми;
- разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми;
- мониторинг результативности занятий с одаренными детьми;
- организация индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям и другим интеллектуальных конкурсам различного уровня;
- организация контроля за знаниями одаренных детей, выполнение программ по работе с одаренными детьми;
- контроль за выполнением индивидуальных образовательных программ по работе с одаренными детьми;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми;
- творческие отчеты по предмету в рамках реализации программы;
- подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми;
- повышение методической активности через выступления на педагогических советах, семинарах, методических конференциях и других мероприятиях с опытом работы по реализации программы.
Функции педагога - психолога:
- анализ успешности (неуспешности) обучения каждого ребенка с выявлением причин;
- диагностирование детей с целью определения групп учеников со специальными способностями (отличающихся высоким уровнем умственных способностей в данном предмете или цикле предметов);
- выявление детей, отличающихся высоким уровнем умственных способностей во всех областях знаний;
- проведение семинаров по психологическим аспектам работы с одаренными детьми;
- знакомство родителей с методиками изучения и развития творческого потенциала ребенка.
Основные направления работы педагогического коллектива в рамках реализации программы:
- выделение факультативных часов на индивидуальную работу с одаренными детьми;
- привлечение к работе с одаренными детьми творческих педагогов школы;
- обеспечение научно-поисковой деятельностью одаренных детей в рамках школьного музея,
- обеспечение развития творческих способностей одаренных детей в школьных творческих коллективах;
- обеспечение развития творчески одаренных детей через вовлечение в организацию и проведение общешкольных и классных мероприятий;
- повышение уровня организации и проведения школьных олимпиад, предметных недель;
- обеспечение одаренных учащихся участием в работе районных, областных, федеральных олимпиад, конкурсов, соревнований, научно-практических конференций.
Методы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- применение междисциплинарного подхода;
- углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
- насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
- поощрение результатов, которые содержат новые идеи;
- поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
- поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;
- оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;
- установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин;
- принятие и учет возможного неравномерного (дисгармоничного) развития личности ребенка с признаками одаренности;
- установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности ребенка;
- Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Система работы учителей с одаренными детьми в урочной деятельности
Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:
- совершенствование предметных умений и навыков;
- повышение учебной мотивации одаренных детей;
- развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
- развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;
- овладение навыками самоконтроля, самооценки.
Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.
Методы:
- частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
- исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
- проблемный;
- проективный.
Формы:
- нетрадиционные уроки (урок-КВН; урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская);
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;
- ролевые игры;
- консультации.
Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуниативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие. Такая система урочной деятельности поможет сформировать у детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от творчески работающих педагогов.
Критерии готовности педагога к работе с одаренными детьми
Критерий | Основные показатели |
Мотивационный | Принятие детей данной категории. Желание работать с одаренными детьми. Стремление совершенствовать свои умения работать с одаренными детьми. |
Научно-исследовательский | Творческое мышление, исследовательские умения и навыки. Выступления на семинарах, конференциях, педсоветах. Статус педагога-исследователя, педагога-новатора. Публикации. Участие в профессиональных конкурсах. |
Методический | Обобщение опыта (разнообразие форм, различные уровни). Использование разнообразных интерактивных методов и технологий. Владение в совершенстве методом педагогического наблюдения. Знание возрастной психологии. Профессиональная компетентность (по предмету). Регулярное повышение квалификации. |
Коммуникативный | Коммуникативная компетентность. Организаторские способности. |
Личностный | Адекватная самооценка, позитивная Я-концепция. Высокий уровень эмпатии. Толерантность, гибкость. Лидерские способности, стремление к личностному росту. Уравновешенность. Рефлексия, способность к самоанализу. Живой, активный характер, чувство юмора. |
Критериями повышения профессиональной компетентности учителей является: понимание психолого-педагогических проблем творчества, овладение методами и приемами развития креативности учащихся; мотивационная готовность к такой работе и уровень развития собственного творческого потенциала.
Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:
- на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
- на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
- на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
- на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
Педагог должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
- Стратегические направления Программы
Задачи:
- Создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми (внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы).
- Методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей и воспитателей, работающих с одаренными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение программы).
- Мероприятия по работе с одаренными детьми (участие детей в мероприятиях различного уровня).
В рамках Программы предусматривается реализация следующих направлений работы.
- Координационное направление:
- интеграция в рамках данного направления деятельности начальной и средней школы, учреждений дополнительного образования;
- обеспечение нормативно-правовой базы;
- ресурсное обеспечение;
- контроль и анализ деятельности.
- Диагностическое направление:
- формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;
- проведение специальных конкурсов и турниров для выявления одаренных детей;
- проведение диагностики одаренных детей;
- диагностика условий обучения и развития одаренных детей (в т.ч. кадровых);
- создание банка данных «Одаренные дети школы».
- Кадровое направление:
- определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми;
- повышение квалификации педагогов на разных уровнях;
- оказание информационной и методической помощи педагогам;
- создание творческой группы учителей, работающих с одаренными детьми;
- создание условий для отработки и применения инновационных педагогических технологий.
- Научно-методическое направление:
- создание для каждого ученика ситуации успеха;
- апробация и внедрение методических разработок в психолого-педагогическую практику, поиск и внедрение наиболее эффективных технологий работы с одаренными детьми;
- включение в учебный план элективных курсов, организация работы кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности;
- создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах, конференциях и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;
- обеспечение материально-технической базы;
- создание системы психологического сопровождения одаренных детей;
- использование информационно-коммуникационных технологий.
- Информационное направление:
- привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления образования, средств массовой информации к проблемам одаренных детей;
- организация работы библиотеки;
- создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов;
- информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми.
- Стимулирование учащихся к занятию интеллектуальной деятельностью, развитию и проявлению творческих способностей:
- Использование для повышения престижа творческих достижений ресурсы городских и областных СМИ;
- Функционирование стендов «Лучшие учащиеся школы», «Наши достижения», «События школьной жизни»;
- Информирование о достижениях ребенка по месту работы родителей.
Организационная деятельность школы
1. Педагогические консилиумы, совещания по результатам диагностирования.
2. Организация патронажа между учителями предметниками и способными учащимися.
3. Организация методической работы с педагогическим коллективом, обеспечение учебно-методической литературой.
4. Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (факультативы, кружки, внеурочная деятельность, индивидуальные занятия) и внешкольного образования (ДДЮТ, ДЮСШ, РДНТ, ФОК).
- Основные мероприятия Программы
1 этап. 2011-2012 учебный год – проектировочный
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.
Задачи:
- Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
- Разработка Программы работы с одаренными учащимися.
- Разработка структуры управления Программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
- Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
2 этап. 2012-2013 учебный год – экспериментальный
Цель: апробация системы работы с одаренными учащимися.
Задачи:
- Диагностика склонностей учащихся.
- Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.
- Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми учащимися.
- Адаптация учебных программ спецкурсов, факультативов, элективных курсов.
- Повышение квалификации педагогов.
3 этап. 2013-2015 учебные годы – переход в режим функционирования
Цель: переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.
Задачи:
- Анализ итогов реализации программы.
- Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
- Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
- Обобщение результатов работы школы.
План реализации направлений программы «Одаренные дети»
на 2011-2015 годы
№ п/п | Основные направления | Сроки | Исполнители |
Научное направление | |||
1 | Разработка приемлемой для школы системы выявления одаренных детей | 2011-2012 | Зам. директора по ВР, школьный психолог |
2 | Разработка системы взаимодействия с семьями учащихся | 2011-2012 | Зам. директора по ВР, школьный психолог |
Научно-методическое и образовательное направление | |||
1 | Создание системы дополнительного образования как условия для саморазвития и самореализации | 2011-2015 | Зам. директора по ВР |
2 | Создание системы психолого-медико-социального сопровождения | 2011-2015 | Педагог-психолог |
3 | Апробация и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей | 2011-2015 | Психолог, учителя |
4 | Апробация и внедрение программ развития и поддержки одаренности | с 2011 года | Зам. директора по ВР, психолог |
5 | Создание и ведение банка данных, включающее сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса | Зам. директора по внедрению инновационных проектов | |
6 | Повышение профессиональной квалификации педагогических кадров | 2009-2012 | Директор |
7 | Организация общешкольного семинара «Одаренность как психолого-педагогическая проблема» | 2011-2012 | Зам. директора по ВР и педагог-психлог |
8 | Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития | 2011-2012 | Зам. директора по ВР, психолог |
9 | Участие педагогов в научных, научно-практических конференциях разного уровня по проблемам одаренности ребенка | 2012-2015 | Зам. директора по внедрению инновационных проектов |
10 | Привлечение внимания общественности города к потребностям одаренных учащихся | 2011-2015 | Директор, родительский комитет |
11 | Создание информационной базы по проблемам одаренности детей | 2011-2012 | Зам. директора по ВР |
12 | Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей | 2011-2015 | Педагоги школы |
13 | Оперативный сбор и оформление, распространение материалов по рубрикам: - опыт педагогической работы с одаренными детьми; - родительские заметки об особенностях воспитания и развития одаренных детей, а также о проблемах, с которыми им придется сталкиваться; - «Судьбы одаренных людей – судьбы одаренных детей» - биографические эскизы; - детские достижения (рисунки, стихи, фотографии) | 2011-2015 | Зав. библиотекой, педагоги |
14 | Выпуск сборников детского творчества | 2011-2015 | Зам. директора по ВР |
15 | Деятельность методических объединенийа: - рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме; - организация апробации методик обучения школьников | 2011-2015 | Руководители методических объединений |
Организационное психолого-педагогическое направление | |||
1 | Индивидуальная работа со специалистами | 2011-2015 | Заместители директора |
2 | Организация и совершенствование работы научного общества учащихся «Экспресс», кружков различной направленности | 2009-2013 | Зам. директора по внедрению инновационных проектов |
3 | Создание среды общения, самореализации, социализации: - заключение договоров с учреждениями образования различного уровня; - организация и проведение предметных олимпиад различного уровня; - организация выставок; - организация защиты творческих проектов | 2009-2013 | Директор, зам. директора по внедрению инновационных проектов |
4 | Организация краткосрочных интенсивных школ, сборов лидеров, летнего лагеря | 2012-2015 | Директор, зам. директора по внедрению инновационных проектов |
Социально-экономическое направление | |||
1 | Создание условий для оказания одаренным детям социальной, психологической, медицинской помощи | 2011-2015 | Директор, родительский комитет |
2 | Разработка Положения о поощрении одаренных детей – победителей олимпиад, авторов научных проектов | 2012 | Директор |
Циклограмма мероприятий по выполнению Программы
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Диагностика одаренных детей | ежегодно | Педагог-психолог |
2. | Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся | 1 четверть 4 четверть | Заместители директора |
3. | Организация патронажа между способными учащимися и учителями-предметниками | ежегодно | Заместитель директора по УР |
4. | Расширение сети кружков и секций по выбору с учетом способности и запросов учащихся | ежегодно | Администрация школы |
5. | Организация и проведение школьных олимпиад | ежегодно | Заместитель директора по УР |
6. | Участие в районных, региональных, всероссийских олимпиадах | ежегодно | Заместитель директора по внедрению инновационных проектов |
7. | Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети» | май | Администрация школы |
8. | Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми | постоянно | Заместитель директора по УВР |
9. | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми | постоянно | Заместитель директора по внедрению инновационных проектов |
10. | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. | сентябрь | Администрация школы |
11 | Организация работы научного общества учащихся в учебном году | сентябрь | Руководитель НОУ «Экспресс» |
12 | Расширение системы внеурочной деятельности для развития творческих способностей одаренных детей | в соответствии БУП | Заместитель директора по УР |
13 | Анализ возможностей школы для углубленного изучения предметов | постоянно | Заместитель директора по УР |
14 | Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми | ежегодно | Заместители директора, руководители ШМО |
16 | Распространение опыта работы с одаренными детьми | 2011-2015 | Заместитель директора по ВР |
17 | Проведение предметных недель | ежегодно | Заместитель директора по УР |
18 | Организация на базе школы Региональной научно-практической конференции учащихся | ноябрь | Заместитель директора по внедрению инновационных проектов |
Система работы по развитию одаренности в рамках Программы
Виды одаренности | 1-4 классы | 5-9 классы |
Интеллектуаль-ная | «Spotlight (Английский в фокусе)», «Знакомьтесь: «Геометрия!», «Узнаём сами», «Познай себя», «Математика и конструирование», «Мой друг – компьютер» | Научное общество учащихся «Экспресс», «Теория и практика исследовательских работ» |
Интеллектуальный марафон (предметные недели) | ||
Очные и дистанционные предметные олимпиады различного уровня | ||
Научно-практические конференции различного уровня | ||
Творческая | Вокальная группа «Настроение», «Весёлая палитра», «Русский сувенир», «Весёлые ритмы» | Вокальная группа «Настроение», «Школьный Театр моды» |
Фестиваль «Театр и дети», Конкурс «Мисс и Мистер школы» | ||
Общешкольные конкурсы и выставки детского творчества | ||
Социально-активная | Мини-музей русского быта | «Дружина юных пожарных», «Юные инспектора дорожного движения» |
Детская общественная организация юных железнодорожников «Магистраль» | ||
Органы школьного самоуправления | ||
Спортивная | «Бегай, прыгай, играй», «Радуга здоровья», «Футбол», «Лёгкая атлетика» | «Футбол», «Лёгкая атлетика» |
Общешкольный конкурс «Спортсмен года» | ||
Спортивные соревнования различного уровня | ||
Реализация Программы «Здоровый ребенок» | ||
ИТОГ | Общешкольный конкурс «Ученик года» |
Программа предусматривает работу по трем направлениям:
- работа на уроке;
- внеурочная деятельность;
- работа с родителями.
Виды работ | Когда? | Зачем? | Что? | Как? |
Работа на уроке | При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики. | Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению. | Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности. | Пересмотр содержания в соответствии с потребностями учащихся. Включение нестандартных дифференцированных заданий. |
Внеурочная деятельность | На индивидуальных занятиях, на занятиях научного общества «Экспресс» | Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей. | Внеклассная индивидуализация с преобладанием заданий на повышенном уровне сложности. | Научно-практические конференции, олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы. |
Работа с родителями | Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские собрания. | Для создания единого образовательного пространства. Для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей. Проведение микроисследований по теме. | Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность. | Совместное выполнение творческих заданий, участие в совместном заседании научного общества, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских собраниях. |
Основные направления реализации программы:
- создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми: внедрение инновационных образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы;
- создание системы диагностики одаренности учащихся начальной школы;
- методическое обеспечение работы с одаренными детьми: осуществление апробации и внедрения методических разработок в педагогическую практику, поиск и внедрение наиболее эффективных технологий работы с одаренными детьми, повышение уровня профессионального мастерства педагогов
- организация разнообразных мероприятий по работе с одаренными детьми: конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций и т.д.;
- осуществление поддержки одаренности через организацию школьного конкурса «Ученик года».
Организация исследовательской работы учащихся в школе
Классы | Этапы | Формы |
1 – 4 классы | Подготовительный этап:
| Формы: Урок. Декада начальной школы. Олимпиады. Творческие конкурсы. Внеклассная работа. Кружки. Секции. |
5-7 классы | Развивающий этап:
| Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Школьные олимпиады. Факультативы. Научно-практические конференции. Индивидуальная работа по разработке проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ. Кружки. Секции. |
8-9 классы | Исследовательский этап:
| Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Олимпиады. Научно-практические конференции. Индивидуальная работа по разработке проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ. |
- Основные формы работы с одаренными детьми
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы.
Работа с одаренными детьми на уроках ведется с помощью трех подходов:
|
|
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников.
Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.
Дифференциацию можно проводить по следующим критериям:
- по содержанию задания;
- по форме организации работы на уроке;
- по способу педагогической поддержки;
- по способу восприятия информации.
Проблемное обучение - система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.
Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Персональный проект - это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы.
Важным фактором, влияющим на развитие одарённых учащихся, на выявление их способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Система внеурочной деятельности учащихся включает разные формы работы: общешкольные творческие конкурсы, предметные кружки, научно-исследовательская деятельность, интеллектуальные игры и викторины, олимпиады и т.д. Система внеурочной деятельности учащихся включает разные формы работы.
Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов:
1. Рациональное наполнение школьного компонента Базисного учебного плана с учетом склонностей и запросов учащихся через формирование факультативов, спецкурсов, кружков.
2. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в районных и республиканских олимпиадах.
3. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.
Основные формы работы с одаренными детьми
Форма | Задачи | Возрастные группы | Планируемые мероприятия | Ответственные |
Групповые занятия с одаренными детьми | Учет индивидуальных возможностей учащихся. Повышение степени самостоятельности учащихся. Расширение познавательных возможностей учащихся. Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности | 5-9 классы | Организация факультативов | Руководитель школьного научного общества, учителя |
Уроки развития интеллекта и творческого мышления | Уроки развития решают задачи патриотического воспитания, развития техники чтения, творческого мышления, нравственного просвещения и воспитания нравственных межличностных отношений Развитие различных видов памяти и внимания | 1-4 классы | Еженедельные занятия в течение учебного года | Воспитатели |
Кружки «Узнаём сами», «Познай себя», «Математика и конструирование» | Развитие потребностей в выборе темы, в участи в команде, в поиске материала, в победе | 1-4 классы | По расписанию | Учителя начальной школы |
Ученическая конференция | Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой. Развитие навыков исследовательской деятельности. Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам. Формирование информационной культуры учащихся. | 1 – 2 классы 6-9 классы | Презентация научно-исследовательских работ и проектов | Зам. директора по внедрению инновационных проектов, руководитель НОУ «Экспресс» |
Предметные недели | Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности. Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области. Развитие творческих способностей учащихся. | 1-9 классы | Неделя языкознания Неделя математических наук Неделя естественных наук Неделя искусств Неделя физической культуры Неделя технологии Неделя начальной школы | Зам. директора по УР, руководители ШМО |
Научное общество учащихся | Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности. Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований. | 7-9 классы | Организация конференций на базе школы, участие в конференциях на базе других ОУ | Зам. директора по внедрению инновационных проектов, руководитель НОУ «Экспресс» |
Кружки, студии, объединения, клубы | Развитие творческих способностей учащихся. Содействие в профессиональной ориентации. Самореализация учащихся во внеклассной работе. | 1-9 классы | Зам. директора по УР и ВР, руководители кружков | |
Конкурсы и фестивали | Выявление и развитие творчески одаренных детей Мотивация детей на активную жизненную позицию Создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихся Повышение интеллектуального и творческого потенциала учащихся Стимулирование воспитателей, учащихся к реализации творческого подхода к работе и учебе | 1-9 классы | «Театр и дети», «Новогодний калейдоскоп», Фестиваль самодеятельного творчества», «Мисс и Мистер школы», Фестиваль военной песни, смотр строя и песни, «За честь школы», «Ученик года», «Спортсмен года», «Класс года» | Зам. директора по ВР, педагог-органризатор |
Предметные олимпиады | Пропаганда научных знаний и развитие у обучающихся интереса к научной деятельности. Активизация работы факультативов, кружков. Привлечение способных учащихся к участию в олимпиадах школьников. | 1-9 классы | Участие в очных и дистанционных олимпиадах федерального, регионального, областного, муниципального и школьного уровней | Зам. директора по внедрению инновационных проектов, учителя-предметники |
Формы работы с одаренными детьми:
- индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм урока творческие мастерские;
- групповые занятия с одаренными учащимися;
- предметные кружки, факультативы;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- курсы по выбору;
- участие в предметных олимпиадах и творческих конкурсах;
- работа по индивидуальным планам;
- исследовательская деятельность и участие в научно-практических конференциях;
- использование современных ИКТ (Интернет, медиатека, электронная энциклопедия и др.);
- создание детских портфолио.
- Кадровое обеспечение Программы
Группа | Функции | Состав |
Административно-координационная | Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив. | Директор школы Заместители директора |
Консультативная, научно-методическая | Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций. Аналитическая деятельность. | Заместители директора |
Педагоги школы | Осуществление программы в системе внеклассной работы. Использование новых педагогических технологий. Организация исследовательской работы учащихся. | Зам. директора по ВР, руководитель научного общества учащихся, педагог-организатор, учителя, воспитатели |
Специалисты, сотрудничающие со школой | Организация профессиональной помощи педагогам. Проведение тренингов, круглых столов, встреч. Диагностика Участие в мероприятиях различного уровня. | Зам. директора по ВР, педагог-психолог Администрация и преподаватели учебных заведений ВПО и СПО, заведений дополнительного образования |
- Критериальная база
Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа способствует формированию образа выпускника, для которого характерно:
- во-первых, сформированное понятийное мышление;
- во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность;
- в-третьих, стабильная лидерская позиция.
Ни одна из этих трех позиций не может быть сформирована без позитивной «Я-концепции».
Критерии | Показатели | Методика изучения |
Самоактуализи-рованность личности |
|
|
Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе |
|
|
Конкурентоспособность учащихся |
|
|
- Взаимодействие с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности
В основе деятельности по вопросу развития одаренности ребенка, лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей.
Участники взаимодействия, социальные партнеры:
-Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru;
- Центр новых образовательных технологий «Педагогическая планета» http://planeta.tspu.ru;
-Институт Развития Школьного Образования «Олимпус» http://www.olimpus.org.ru;
-Дистанционный образовательный портал «Продлёнка» http://www.prodlenka.org;
- Центр развития мышления и интеллекта www.vot-zadachka.ru;
- Центр дистанционных мероприятий «Фактор роста» www.farosta.ru;
- Издательский дом «Первое сентября» info@1september.ru;
- Общероссийский проект «Школа цифрового века» http:// digital.1september.ru/;
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http:// festival.1september.ru/;
- Педагогический университет «Первое сентября» http:// edu.1september.ru/;
- Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» http://project.1september.ru/;
- Колледж железнодорожного транспорта ГБОУ ВПО СО «Уральский государственный университет путей сообщения»;
- ГБОУ СПО СО «Нижнетагильский железнодорожный техникум»:
- Городской Дворец творчества юных г. Нижнего Тагила;
- Дом детского творчества Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила.
- Методическое обеспечение системы работы с одаренными
учащимися
Направление деятельности | Содержание |
Информационное обеспечение | 1. Нормативно-правовое обеспечение:
2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.) 3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям). 4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов. |
Организационно-методическое обеспечение | 1. Проведение заседаний педагогических советов и методических объединений по проблеме работы с одаренными детьми. 2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров. 3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе. 4. Изучение обобщения опыта работы педагогов. 5. Мониторинг работы системы. |
Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»
1. Исполнение государственных принципов образования (Закон РФ «Об образовании»).
2. Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.
3. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
4. Разработка системы мер по повышению квалификации педагогических кадров.
5. Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными детьми.
6. Совместная коррекционно-методическая работа учителей-предметников и психолога.
7. Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.
8. Обогащение и распространение опыта педагогов.
9. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
- Показатели эффективности реализации Программы
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
- Повышение уровня владения детьми ключевыми компетенциями.
- Создание банка данных одаренных детей лицея, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;
- Внедрение в образовательное пространство лицея альтернативного варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития;
- Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;
- Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких учащихся.
- Возможные риски
- Неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся;
- Рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных.
Эффективность развития познавательной деятельности учащихся могут нивелировать следующие негативные факторы:
1) "дискриминация" личности одаренного учащегося из-за отсутствия необходимого дифференцированного обучения;
2) ориентация на "среднего" ученика;
3) слабый учет особенностей когнитивных стилей одаренных учащихся в учебно-познавательной деятельности;
4) недооценка законов творчества учителями;
5) наличие механизмов избегания, маскировки своих возможностей одаренными детьми из-за отсутствия условий самореализации;
6) сдерживающая система репродуктивных заданий, упражнений и формальных требований;
7) низкий уровень подготовки учителей для работы с одаренными детьми;
8) излишняя унификация программ.
- Факторы, способствующие адаптации образовательной среды к образовательным потребностям одаренных детей
1. Подбор оптимальных методов обучения, воспитания и развития.
2. Разнообразные виды поддержки учащихся:
- психолого-педагогические: комфортность, сотрудничество, совместимость;
- социальные (равные стартовые возможности в обучении);
- валеологические: обеспечение условий здорового образа жизни- переключения видов деятельности, физкультминутки, паузы;
3. Право свободного выбора:
- профиля интеллектуального или творческого труда;
- уровня (начального, оптимального, продвинутого);
- вида творческого или интеллектуального труда.
Литература
- Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности //Проблемы способностей. М., 1962.
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991.
- Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития детей. Автореферат. 1993.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность // Семья и школа, - № 9. – 1990.
- Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М., 1960.
- Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 416 с.
- Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
- Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №3, 2009
- Методическая работа в школе (компакт-диск): «Учитель», 2010.
- Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. М., 1991
- Одаренные дети. Система работы в школе (компакт-диск) : «Учитель», 2007.
- Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С Лейтеса. М., 2000.
- Савенков А.И. Одаренные дети в школе и дома. М., 2000.
- Савенков А.И. Что такое детская одаренность? // Школьный психолог. 2004. № 32.
Негосударственное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №10 основного общего образования открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Разработчик: Юдина Любовь Георгиевна, заместитель директора школы по внедрению инновационных проектов
Свердловская железная дорога
Нижний Тагил
Программа
«Одарённые дети»
Научно-практические конференции
Учреждения доп. образования
Дома творчест-ва
Одаренный ребёнок
ВУЗы, колледжи и техникумы
Научно-практические конференции
Образовательная среда школы
Олимпиады и конкурсы
Мероприятия, КТД, концерты, конкурсы, соревнования
Олимпиады, интеллектуальные конкурсы
Научное общество учащихся «Экспресс»
Проектно-исследовательская деятельность
Творческие конкурсы
Интеллектуальные марафоны
Спортивные секции
Интеллектуальные игры
Предметные и творческие кружки
Внеурочная деятельность
Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей
Разработка программы работы с одаренными учащимися
Создание банка пед. опыта
Внедрение рейтинга учащихся
Выпуск метод. рекомендаций
Фестивали
Соревнования
Конкурсы
Выставки
Смотры
Фестиваль «Портфолио»
Конкурсы
НОУ «Экспресс»
«Я – исследователь»
Олимпиады
Клубы по интересам
Секции
Кружки
Консультации
Факультативы
Инд.-груп. занятия
Занимательная мотивация
Повышение уровня знаний учащихся
творческого
характера
научно-исследовательского характера
физкультура
и спорт
учебно-познавательного характера
Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы
3-й этап – функционирование
2-й этап – экспериментальный
1-й этап – проектировочный
Изучение нормативной базы, подзаконных актов
Распределение детей
по их способностям
Опрос, анкетирование, диагностики
Итоги прошлого года
Формирование банка данных одаренных детей
Школа-интернат № 10 ОАО «РЖД»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование образовательной среды для развития одаренных детей, в рамках ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Салтыковского детского дома.
Доклад для областного семинара...
Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)
В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте
Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...