Классный час на тему: "Помни корни свои"
классный час (6 класс) по теме
Мероприятие для учащихся 5-6 классов, может быть проведено в рамках недели истории. Класный час направлен на повышение познавательного интереса детей к истории и культуре древних славян; привлечение к изучению славянской мифологии; выявление связи современного мира с миром древних славян
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
promni_korni_svoi.odt | 18.18 КБ |
pomni_korni_svoi_prezentaciya.ppt | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Славянские истоки»
Цель: 1. повысить познавательный интерес учащихся к истории
своего народа;
2.формировать представление о связи современного мира с
далекой древностью;
3.воспитывать любовь к своей родине.
Ход классного часа:
Ребята, сегодня мы поговорим о том, как связана наша современная жизнь, где есть машины, сотовые телефоны, компьютеры, роботы и многие другие изобретения людей, с далеким- далеким прошлым, с древностью.
Огромное количество лет прошло со времени первых упоминаний о славянах и их первых государствах, но почти забытые старые времена остались жить в народной памяти: в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях.
Вот пример только некоторых из них:
- почему нельзя здороваться за руку через порог?
- почему на свадьбе разбивают тарелку?
- Почему, вселяясь в новый дом, первым впускают в него кота?
Может кто-то из вас слышал объяснение этим странным обычаям от мам или бабушек?
Давайте попробуем разобраться вместе. Итак...
В далекие- далекие времена жили- были наши далекие предки — СЛАВЯНЕ.
Они были ЯЗЫЧНИКАМИ- то есть верили во многих богов, в души, духов.
- Вспомните, почему вообще в древности возникли религиозные верования?
Люди всецело зависели от природы. Они не умели объяснять многие таинственные явления, они одушевляли природу, наделяли её разумом, волей, чувствами.
Древние славяне были уверены в существовании могущественных богов и духов, и чтобы расположить их к себе, они приносили им жертвы, посвящали песни и праздники, старались предвидеть их волю и не нарушать запреты.
И вот наша первая героиня, которая хорошо знакома всем детям. Она- древняя, могущественная богиня, хозяйка леса, зверей и царства мертвых. Её избушка на курьих ножках- ворота в подземное царство, граница между миром людей и царством мёртвых. Кто это?
( Баба Яга)
Слайд 1-3
-Давайте вспомним, как обращались путники к избушке?
( избушка, избушка, встань к лесу задом ко мне передом)
-А почему избушка стоит именно таким образом?
-Древние славяне считали,что вход в неё возможен только со стороны царства мертвых. Поэтому избушка без окон, без дверей- мертвым не нужен солнечный свет. И чтобы попасть туда нужно было произнести магическое заклинание.
Русский дух, запах живого человека, настраивает Б.Я. Враждебно. Ей не нужны не прошенные гости. Она хочет изжарить гостя, потому что в Древней Руси мертвых сжигали, пепел собирали и уносили в глубь леса. Там стоял маленький домик на столбах. Его называли « домом мертвых». Видимо такие избушки стали прообразом жилья Б.Я.
Слайд 4-5-6
До наших дней дожило и выражение: « После дождичка в четверг..»
Оказывается, это выражение связано с именем одного из главных богов славян- Перуном.
Перун- бог грозы, повелитель небесных вод, его часто молили о дожде. У него был свой день- четверг. Если молиться Перуну в этот день, то молитвы считались особенно действенными.
Слайд 7-8-9
А ещё славяне верили, что в каждом доме живет домовой. В старину его ласково называли « дедушкой» или « хозяином».
А представляли этот дух в облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями.
Хорошие хозяева подкладывали домовому под печку горбушки хлеба, немного вкусной еды, разноцветные ленточки.
Славяне считали, что домовой любит превращаться в собаку, в крысу, а чаще всего в кошку.
В кошачьем облике его и впускают в новый дом.
Слайды 10---
Славяне очень много трудились, но были у них и праздники, которым люди относились очень серьезно. Большинство праздников так же были связаны с природой и божествами. Самые главные праздники это смена времен года: 4 дня солнцестояния.
21 декабря- день зимнего солнцестояния- Рождение Солнца ( Коляда)
Велик день- день весеннего равноденствия-( Красная горка)
21 июня- день летнего солнцестояния- Начало астрономического лета (Купало)
День осеннего равноденствия- Праздник урожая, встреча осени.
КОЛЯДА
Коляда – бог новорожденного Солнца. В этот день древние славяне устраивали праздник в честь Коляды. Пели песни, славили богов, славили Коляду за то, что повернул Солнце к весне. Люди радовались, что несмотря на морозы, день теперь начнет прибавляться, Солнце на небе будет светить все дольше и все ярче.
Велик день (Красная горка)
21 марта – Велик день (Красная горка) – праздновалась в день весеннего равноденствия, когда день равен ночи. Это праздник встречи Весны, начало астрономической весны.
Древние славяне праздновали приход весны на возвышенности, которую называли Красной горкой. Водили первые весенние хороводы, играли в горелки, славили богов, катили с горы в реку горящее колесо – символ Солнца.
Вероятно, название Красная горка указывает на обряд встречи восхода солнца и весны на высоких местах – горе, пригорке, холме, возвышенности, которые раньше других освобождались от снега. Восходило солнце и пробуждало жизненные силы во всем живом. Поэтому весь этот день всегда проводили на открытом воздухе. В этот день никто не работал, это был большой праздник.
По преданиям, в этот день на Красную горку (возвышенность) слетались души умерших предков в виде птиц. Славяне кормили птиц, рассыпали зерна и хлеб, на горе ставили праздничные столы, приносили еду и пировали вместе с богами и душами предков.
На Красную горку выбирали женихов и невест, играли свадьбы. Красная горка и сейчас самый популярный день для заключения браков. Старинная русская пословица говорит: "Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведется".
Купало – день летнего солнцестояния
21 июня – Купало (день летнего солнцестояния) – начало астрономического лета. Самый длинный день и самая короткая ночь в году. С Купалы день начинает уменьшаться, а ночь возрастать.
Древние славяне отмечали этот праздник зажиганием купальских костров, хороводами, прыгали через костры, совершали ритуальные купания в реках и источниках, девушки сплетали венки и пускали их по воде. С этого дня начинали купаться в реках.
В честь Солнца с горы или холма скатывали горящее колесо, обмотанное соломой – символ Солнца. Если колесо догорит, не достигнув подножия горы или холма, то это предвещало плохой урожай и неблагоприятный год. Если колесо будет гореть до самого подножия – будет хороший урожай. А если колесо продолжает гореть после того, как скатилось, то ждали очень богатого урожая и счастливого года.
Сохранилось множество народных поверий, связанных с Купальской ночью:
В купальскую ночь растения и животные разговаривают между собой, а деревья могут переходить с места на место.
Все чудодейственные и целебные травы распускаются в купальскую ночь. И маги, целители и травники никогда не пропускают это время. Всего один день в году – Купало – есть у колдуна, когда он собирает необходимые ему для колдовства травы. С помощью своих трав, снадобий и заклинаний колдуны могут сделать все, что захотят.
Только в эту ночь распускается цветок папоротника. Цветок папоротника из невидимого мира, в видимом мире его нет. Около полуночи человек, желающий заполучить цветок папоротника, идет в лес. Потусторонний мир оберегает цветок, пугает человека, запутывает тропинки, пытается отвести его от места, где вот-вот распустится цветок. Заполучив цветок папоротника, можно владеть нечистыми духами, открывать любые замки, отыскивать и видеть под землей клады, становиться невидимым. Говорили, что достаточно просто увидеть, как цветет папоротник, и любое желание исполнится.
Встреча осени. Праздник урожая
21 сентября – день осеннего равноденствия – начало астрономической осени. Праздник урожая.Овсень, Таусень, Усень, Авсень – эпитеты солнца (в зависимости от говора местности произносились по-разному). Это древнеславянские имена Солнца или название праздника в честь Солнца.
Солнце – источник света, тепла и плодородия. Древние славяне отмечали этот праздник зажиганием костров и осенними хороводами – прощались с летом и встречали осень. Веселились, пекли большие пироги, чтобы на следующий год собрать хороший урожай.
В этот день обновляли в избах огонь – старый гасили, а новый зажигали. В доме ставили большие снопы. Желали друг другу, чтобы и следующий год был также плодороден.
Наш классный час подошел к концу. Надеюсь, что вы узнали для себя что-то интересное и новое и захотите поделиться своими знаниями со своими друзьями и близкими. На память о нашей беседе, я хочу подарить вам эмблемки с изображением домовенка, который принесет удачу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Баба Яга Домовой
Перун- бог грома и молний
Коляда
Красная горка
Купало
Праздник урожая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы в 8 классе на основе комплекса «ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР» по теме: «ПОМНИ ИМЯ СВОЕ!» (по легенде из книги Ч.АЙТМАТОВА «И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ»)
Цели:1. Привлечь внимание к положению пленного в ситуации силового конфликта, продолжить работу по освоению понятий, «достоинство» и «уважение достоинства», примени...
Военно-исторический интегрированный урок (ОБЖ + история) по теме "Помни имя свое", посвященное Дням воинской славы
Данный урок предназначен для обучающихся 10 класса, тема "Дни воинской славы"...
"Помни корни свои"
Классный час об исторических корнях русских и славянских народов...
Презентация на тему " Помни Всех поименно, помни сердцем своим , это нужно живым!"
На своих уроках я уделяю большое внимание патриотической работе. Материал создан для проведения праздника ,посвященного 74-годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной ...
внеклассное мероприятие "Помни корни свои"
Мероприятие приурочено к празднования Дня народного единства...
Проект "Знай и помни корни свои"
Описание социального проекта "Знай и помни корни свои"....
Классный час Тема: «Помним. Гордимся. Благодарим!» (Встреча с участником ВОВ)
Великая Отечественная война длилась почти четыре года: с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года.Тяжкие испытания выпали на долю нашего народа. Война коснулась всех — и взрослых, и детей. И каждый ...