"Помни корни свои"
методическая разработка ( класс) на тему

Классный час об исторических корнях русских и славянских народов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_pomni_korni_svoi.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ПОМНИ КОРНИ СВОИ

Цели: показать исторические корни русского и других славянских народов; выявить их место на древней географической карте Европы; сделать выводы о взаимоотношениях славян с другими народами.

Предварительная подготовка: разделить класс на 3 группы, каждая из которых подбирает иллюстрации и готовит сообщения на темы: «Быт и нравы славян V–VII вв.»; «Религия древних славян»; «Занятия древних славян».

Ход классного часа

1. Рассказ учителя с элементами беседы.

ПЕСНИ ПТИЦЫ ГАМАЮН

– Расскажи, Гамаюн, птица вещая, о рождении русского рода, о законах, Сварогом данных!

– Ничего не скрою, что ведаю…

«И пошли у Живы Cвароговны с молодым Даждьбогом Пepуновичем скоро дети: князь Кисек, отец Орей.

А отец Орей  породил сыновей – Кия, Щека и Хорива младшего.

Их поила Земун молоком своим, колыбель качал бог ветров Стрибог, их Семаргл согревал, Хоpс им мир озарял.

Появились у них и внуки, а потом появились правнуки – то потомки Даждьбога и Живы и Роси – русалки прекрасной, то народ великий и славный, племя то по имени Русь».

Наш классный час сегодня посвящён очень важной теме – происхождению русского народа.

  • Как назывались русские люди в древности? (Древние славяне.)
  • Откуда появилось такое название?

На рубеже XIX–ХХ веков языковед И. А. Бодуэн де Куртенэ выдвинул предположение о происхождении слова славяне. По мнению этого исследователя, название «славяне» возникло вначале в среде римлян, захвативших на восточных границах славянского государства множество рабов, вторая половина имени которых оканчивалась на -слав: Владислав, Судислав, Мирослав, Ярослав и т. д. Это окончание римляне превратили в нарицательное название всякого раба вообще (в поздней латыни раб – slavas), а в дальнейшем и народа, поставлявшего большинство этих рабов. От римлян это было затем усвоено и самими славянами.

В V–III тысячелетиях до н. э. на территории Европы и Азии появились так называемые «индоевропейцы», которые сливались со здешними жителями, создавали новые общности людей. Летописец Нестор в «Повести временных лет» вскользь упомянул, что было время, когда по всей Европе был «род един и язык един». До III тысячелетия до н. э. индоевропейцы представляли собой единое целое, говорили на одном языке, молились общим богам. Из индоевропейцев в дальнейшем выделились несколько групп народов , в том числе и славянская группа (восточные, западные и южные славяне: русские, украинцы, белорусы, поляки, болгары, чехи, сербы, словаки, хорваты, словенцы).

  • А теперь давайте посмотрим на карту. Где же жили древние славяне?

Предполагаемая максимальная территория расселения предков наших славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке – до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен.

Несмотря на вроде бы разрозненность и разбросанность славянских племен, все-таки славянские племена  представляли из себя единое целое.

  • Как назывались племена древних славян?

Многие славяне, обитавшие на берегах Вислы, поселились на Днепре в Киевской губернии и назывались полянами от своих чистых полей. Это имя исчезло в Древней Руси, но сделалось общим именем ляхов, основателей польского государства. От этого же племени славян были два брата, Радим и Вятко, главами радимичей и вятичей: первый избрал себе жилище на берегах Сожа, в Могилевской губернии, а второй – на Оке, в Калужской, Тульской или Орловской. Древляне, названные так от своей лесной земли, обитали в Волынской губернии; дулебы и бужане – по реке Бугу, впадающему в Вислу; лутичи и тиверцы – по Днестру до самого моря и Дуная, уже имея города в земле своей; белые хорваты – в окрестностях гор Карпатских. Северяне, соседи полян, – на берегах Десны, Сейма и Сулы, в Черниговской и Полтавской губернии; в Минской и Витебской, между Припятью и Двиною Западною. Дреговичи – в Витебской, Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях Двины, Днепра и Волги. Кривичи, а на Двине, где впадает в нее река Полота, – единоплеменные с ними половчане на берегах же озера Ильменя собственно так называемые славяне, основавшие Новгород.

Наиболее развитыми и культурными среди славянских объединений были поляне. По данным летописца, «земля полян также носила название «Русь». Одно из объяснений происхождения термина «Русь», выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось (притока Днепра), давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

Сначала в Древней Руси было несколько отдельных племенных  княжений, на месте которых в IX в. возникла могучая русская держава с центром в Киеве.

В настоящее время в состав славянских народов входят русские , украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты, гасконцы, словенцы.

2. Презентации домашнего задания групп с показом найденных иллюстраций.

Группа 1:

БЫТ И НРАВЫ СЛАВЯН V–VII вв.

«У славян в то время еще не было письменного законодательства, воровство случалось редко и считалось важнее всяких преступлений. Золото и серебро  они столь же презирали, сколько прочие смертные желали его», – писал один греческий историк.

А вот свидетельство другого автора: «Племена славян любят свободу и не выносят рабство. Они храбры и мужественны и способны ко всяким трудам и лишениям. Они легко переносят жар и холод. Очень ласковы к чужестранцам».

Греки заметили особенности общинного патриархального порядка жизни славян: «Пленники у них не всегда остаются в рабстве, они определяют им выкуп, после которого те вольны или возвратиться в отечество, им остаться у них друзьями и свободными. Они превосходные воины». «Часто делают набеги, неожиданные нападения и различные хитрости днем и ночью и, так сказать, играют войной».

Первые славянские поселения были невелики. Они представляли собой деревни, состоявшие, как правило, не более чем из десятка дворов. Впрочем, известны также и очень крупные селища площадью в несколько десятков гектар, однако они встречались редко. Гораздо чаще в одной деревне проживало 5–10 семей. Каждой семье принадлежал двор – участок земли, на котором размещалось жилище (изба) и различные хозяйственные постройки, предназначавшиеся для хранения орудий труда и продуктов питания, стойла для домашнего скота, сеновалы, кузницы и т. д. Двор мог быть окружен легкой оградой типа жердевой изгороди, но мог быть и вовсе без ограды.

Жилище представляло собой бревенчатую избу, состоявшую, как правило, из единственной комнаты, к которой могли примыкать сени – своеобразный тамбур для входящих в дом людей. Кровля избы была, вероятно, дощатой. Изба имела одну дверь и маленькое оконце размером не более чем 20 на 40 см, закрывавшееся деревянной дощечкой и служившее для «вентиляции» избы. Больших окон тогда в домах не делали, поскольку главной функцией жилища была защита от холода, а стеклянные окна, паровое отопление и электрическое освещение изобретены еще не были. Кстати, об освещении. Оно осуществлялось при помощи горящей лучины. Внутри избы располагалась глиняная или сложенная из рваного камня, скрепленного той же глиной, печь, представлявшая собой круглую или продолговатую площадку, перекрытую сводом. Одно отверстие в печи находилось сбоку и служило для закладки в нее дров и установки горшков с пищей, а другое находилось сверху и служило дымоходом. При этом вытяжной трубы не было, и весь дым оставался внутри избы. Вот такой способ отопления дома и назывался топкой «по-черному», видимо, потому, что от дыма и копоти все вещи внутри дома быстро становились грязными. Однако это не являлось препятствием для украшения жилища изнутри и снаружи богатой резьбой по дереву.

Кроме печи внутри избы находились также стол и лавки, на которых днем сидели, а ночью спали. Наиболее ценные вещи и скоропортящиеся продукты питания хранили в подполье – яме, вырытой под дощатым полом избы, в которую спускались по лестнице. В избе происходило и приготовление пищи. В основу рациона питания древних славян входили хлеб, разнообразные зерновые каши, овощи (репа, лук, морковь, капуста), молочные продукты, мясо, рыба. Большинство из них требовало термической обработки, то есть приготавливалось в печи. Для этой цели служили глиняные горшки – сосуды в виде усеченного конуса или цилиндра. Значительная часть славянских горшков изготавливалась в каждом доме собственными силами. Их вылепливали из глины вручную, без помощи гончарного круга, и обжигали в домашней печи. Однако уже с самого начала славянского расселения использовалась и гончарная посуда, которая отличалась более изящными пропорциями, тонкими и более прочными стенками, равномерным обжигом. «Гончарной» ее называют потому, что изготавливали ее гончары – люди, специализировавшиеся на изготовлении горшков и постоянно промышлявшие этим занятием.

Основная масса утвари, использовавшейся в повседневном быту, изготавливалась их дерева. Это миски, ложки, разнообразные орудия труда (соха, лопата и т. п.), средства транспорта (сани, лодки). Широко использовалась также кость. Но самыми важными были, конечно, изделия из железа: ножи, топоры, косы, серпы, наконечники сохи, орудия охоты (стрелы, копья). Железо добывалось из болотной руды во многих местах; поскольку потребность в железных орудиях была велика, то занятие кузнечным делом было распространено очень широко. Кузнец («коваль») жил, видимо, едва ли не в каждой крупной деревне.

Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески) надевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов. Эти же украшения надевались на покойника во время похорон.

Группа 2:

РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Древние славяне были язычниками. Они хоронили своих мертвых по древнему славянскому обряду, который ведет свое начало от обычаев пяти тысячелетней индоевропейской древности: умершего обряжали в его лучшие, самые красивые одежды и украшения, а затем сжигали на костре. Собранный пепел помещали в глиняный горшок, который устанавливали в кургане.

Группа 3:

ЗАНЯТИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Основным занятием славян было пашенное земледелие. Кроме пашни обрабатывалась земля и под огороды, в которых выращивались овощи (репа, лук, капуста, морковь, редька), ягоды (смородина, крыжовник), фруктовые деревья (яблони, вишни). Большое значение имело разведение домашнего скота, среди которого преобладали коровы и лошади (последние служили тягловой силой на пашне), однако широко разводили также свиней, овец и коз, домашнюю птицу. Для содержания скота зимой в стойлах на лугах заготавливали сено.

Конечно, большая часть жизни человека раннего Средневековья проходила в добывании пищи, однако у него оставалось какое-то свободное время, которое посвящалось не только праздникам и обрядам. Значительную часть этого времени тратили на украшение тех предметов, которыми пользовались каждый день – собственного дома, орудий труда (например, прялки), саней. Славяне умели ценить красоту и приумножали ее по мере своих скромных сил – резьбой по дереву, изготовлением украшений, вышивкой одежды. Из рода в род передавались приемы этого мастерства, рисунки орнаментов. Тысячелетняя культура славянства сохранилась на москворецких землях и продолжает жить сейчас.

3. Составление и отгадывание кроссвордов.

Учитель. А сейчас каждая группа получит свой список слов, на основе которых нарисует и составит мини-кроссворд. Группа 1 отгадывает кроссворд группы 2, группа 2 отгадывает кроссворд группы 3, а группа 3 отгадывает кроссворд группы 1.

Список слов для группы 1: изба, стойло, кузница, сени.

Список слов для группы 2: лучина, печь, подполье, земледелие.

Список слов для группы 3: пашня, прялка, гончары, сани.

4. Подведение итогов.

Учитель. А теперь подведём итог нашего классного часа и проведём викторину. Посмотрим, какая команда наберёт больше всего очков.

В и к т о р и н а по итогам классного часа:

  • Как связаны индоевропейцы и славяне?
  • Каково происхождение термина «славяне»?
  • Каково происхождение термина «Русь»?
  • Когда произошло выделение восточных славян из состава славянских народов?

1) В III–V в. н. э.;

2) в VII–V в. до н. э.;

3) в VI–IV в. до н. э.

  • Что вы можете сказать об общественном строе, обычаях и характере восточных славян?
  • На какие три ветви делятся все славяне?

а) Северо-западные, юго-восточные, северные;

б) северо-восточные, юго-западные, северные;

в) западные, восточные, южные.

  • К какой подгруппе cлавян относятся русские, украинцы, белорусы?

а) Южные;

б) западные;

в) восточные.

  • Частью какой общности народов являются славяне?

а) Индоевропейцы;

б) германцы;

в) скифы.

  • Какой была религия древних славян?

а) Религиозный культ многобожье;

б) христианская;

в) индуистская.

  • Из какой летописи мы узнаем о древних славянах, кто ее автор?

а) «Повесть временных лет», автор Нестор;

б) «Города Северо-Восточной Руси», автор Сахаров;

в) «Начальные века русской истории», автор Рыбаков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Помни корни свои"

Мероприятие для учащихся 5-6 классов, может быть проведено в рамках  недели истории. Класный час направлен на повышение познавательного интереса детей к истории и культуре древних славян; привлеч...

Помним всех поименно, помним сердцем своим!

Эссе, посвященное победе в Великой Отечественной войне....

Презентация на тему " Помни Всех поименно, помни сердцем своим , это нужно живым!"

На своих уроках   я уделяю большое внимание патриотической работе. Материал создан для проведения  праздника ,посвященного 74-годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной ...

внеклассное мероприятие "Помни корни свои"

Мероприятие приурочено к празднования Дня народного единства...

Проект "Знай и помни корни свои"

Описание социального проекта "Знай и помни корни свои"....

VI Республиканская конференция исследовательско- краеведческих работ "Жить, помня о корнях своих..."

Исследовательская работа о  Почетных гражданях города Нижнекамске. Особенно о первопроходце учителя начальных классах Кокшовой  Александре Перферьевне...