Сценарий интеллектуального мероприятия "Момент истины"
методическая разработка (7 класс) по теме

Богаева Наталья Владимировна

В этом сценарии предлагаются различные задания с математическим содержанием для учащихся 5-7 классов при проведении различных конкурсов, викторин, вечеров и т.д.

Это мероприятие состоит из таких разделов, как: "Формирование команд",  "Домашнее задание",  "Представление команд", "Математические приветствия и пожелания", "Загрузка", " Эффект водопада",  "Неожиданный визит", "Парадокс",  "Черный ящик", "Момент истины",  "Конкурс капитанов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_moment_istiny.docx36.64 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий интеллектуального мероприятия

«Момент истины»

Цель: привитие интереса учащихся к изучению предмета математики,

 показать непосредственную связь математики с другими изучаемыми дисциплинами , с жизнью.

Развитие интеллектуальной культуры, познавательного интереса, коммуникативных способностей

учащихся. Формирование ключевых компетентностей.

План подготовки мероприятия:

I. Формирование команд.

(Две разновозрастные команды, учащиеся 5 – 7 классов)

II.  Домашнее задание:

1. Визитная карточка команды (название, девиз, приветствие, отличительный знак )

2. Математические приветствия.

3. Конкурс капитанов «Гении  математики»

4. Конкурс «Это удивительное и таинственное  число…»

5. Рефлексия: момент истины – это… ( формула )

Ход  мероприятия:

Ведущая: Есть много близких меж собой явлений,

                    Двуликих свойств (О, где их только нет).

                    Жизнь – двойственность таких соединений

                    Как вещь и тень, материя и свет.

Ведущий: добрый день всем присутствующим в зале! Мы рады приветствовать вас!

Уважаемые участники и гости нашего интеллектуального мероприятия «Момент истины»!

Сегодня мы с вами вместе будем искать решения на все поставленные  задачи, и в результате найдем ответ

 на вопрос, в чем же заключается  момент истины, а возможно, даже, выведем его формулу .

Ведущая:  Известно, что:

Академик В .А. Амбарцумян в 14 лет окончил университет.

Математик  Галуа  в 21 год в ночь перед дуэлью сформулировал важнейшие математические  принципы

Сергей Рахманинов в 19 лет написал оперу  «Алеко»

 А нам предстоит создать единую теорию поля,

 запускать космические корабли к звездам,

 и не относиться к учебе, как к печальной необходимости.

Ведущий:  Сегодня  лидеры знаний будут состязаться в находчивости, смекалке и ловкости.

ТЕ, которые любят учиться, творить, познавать.

Они самые любознательные, целеустремленные и креативные.

Итак, впервые, находят момент истины две относительно  несовместимые в возрастном составе и

абсолютно  совместимые в своей любви к математике команды знатоков .

На сцену приглашаются команды участников под аплодисменты болельщиков.

(Выход команд под музыкальное сопровождение)

Ведущая:  Разрешите представить вам компетентное жюри в составе …

которое особенно справедливо, объективно, гуманно

 и честно будет оценивать ваши выступления

Итак, мы открываем нашу игру первым конкурсом – «Визитная карточка» и пожелаем участникам удачи,

везения, и пусть сегодня победит любовь к математике.

I.конкурс « Представление команд»

(Выступление команд)

Ведущий:  Себя сначала воспитай, чтоб не познать бесславья,

                     Потом другим преподавай науку благонравья.

Наши команды уважают соперников, и, как принято правилами хорошего тона, желают

 обменяться математическими приветствиями.

II. конкурс « Математические приветствия и пожелания» Например:

1.Желаем вам ваши силы удвоить (утроить)

2.Желаем вам счастья от + бесконечности до – бесконечности

3.Желаем вам 100% здоровья и т.д.

(Выступление команд)

Ведущая:  Известно, что человеку уже даны многие умения и дарования. Надо просто открыть эти

дарования.

В этом конкурсе на вопросы ведущего отвечает та команда, которая первой поднимет руку.

III.конкурс  «Загрузка»

Шуточные вопросы командам.

1. Пожарных учат надевать штаны за 3 секунды. Сколько штанов успеет надеть хорошо обученный

пожарный за 1 минуту?       (20)

2. В бублике одна дырка, а в кренделе в два раза больше. На сколько меньше дырок в 7 бубликах,

 чем в 12 кренделях?   (12*2=24, 24-7=17)

3. Если младенца Кузю  взвесить вместе с бабушкой – то получится 59 кг. Если взвесить бабушку без

Кузи – получится 54 кг. Сколько весит Кузя без бабушки?     (5)

4. Боксер, каратист, штангист погнались за велосипедистом со скоростью 12 км/ч. Догонят ли

 они велосипедиста , если тот, проехав 45 км со скоростью 15 км/ч, приляжет отдохнуть на часок?( Нет)

5. Рост Кати 1 м 75 см. Вытянувшись во весь рост, она спит под одеялом, длина которого 155 см.

Сколько см Кати торчат из – под одеяла?   (20)

6. Сколько дырок окажется в клеенке, если во время обеда 12 раз проткнуть ее вилкой с 4 зубчиками? (48)

7. На уроке математики в 9 классе присутствовали учащиеся, у которых было 56 ушей, у учительницы

 на 54 уха меньше. Сколько всего ушей можно насчитать во время урока математики? (58)

8. Площадь одного уха слона равна 10 000 кв. см. Узнай, в кв. м. , площадь 2 ушей слона. (1 кв. м.)

9. Допустим, что ты решил прыгнуть в воду с высоты 8 метров. И, пролетев 5 метров, передумал.

Сколько метров придется тебе еще лететь поневоле? (3)

10. Младенец Кузя орет как резаный 5 часов в сутки. Спит, как убитый 16 часов в сутки. Остальное

время младенец Кузя радуется жизни всеми  доступными  ему  способами.  Сколько часов в сутки

 младенец Кузя радуется жизни?   (3)

11. Кощей Бессмертный родился в 1123 году, а паспорт получил лишь в 1936 году. Сколько лет

 Кощей Бессмертный прожил без паспорта?    (813)

12. Голодный Вася съедает за 9 минут 3 батончика. Сытый Вася тратит на 3 батончика 15 минут.

На сколько минут быстрее управляется с одним батончиком голодный Вася?  (2)

13. У младенца  Кузи еще 4 зуба, а у его бабушки только 3 . Сколько зубов у бабушки и внука? (7_

14.Одна фляка стоит 17 хмуриков. Сколько фляк можно купить на 85 хмуриков? (5)

15. У многодетного папы 10 детей . 2/4  - девочки, 4/8 – мальчики. Сколько девочек и сколько

мальчиков у папы?

16. Кто окажется тяжелее после ужина: первый людоед, который весил до ужина 48 кг и на ужин

съел второго людоеда, или второй, который весил 52 кг и съел первого? (одинаково)

17. У осьминога 8 ног. Тремя парами ног он крепко держит трех водолазов. Сколько

 ног бездельничали у водолаза? (2)

18. Длина одной трети сосиски 5 см. Узнай длину сосиски. Сколько см сосиски останется, если

 быстро откусить от этой сосиски две пятых части? (15 см, 15-6=9 см)

IV. конкурс «Эффект водопада»

Ведущий:  Академик  А. Амбарцумян сказал: «Творчество – занятие трудное, но увлекательнейшее»

Вы видели когда – ни будь настоящий водопад? А вы представляете его себе?

Удивительное, живописное и завораживающее зрелище падающей воды – водопада.

А как бы хотелось сейчас  оказаться на месте знаменитого водопада  Ниагара !

 Все не случайно, наше следующее задание «эффект водопада», потому что на участников конкурса сейчас

обрушится масса вопросов,  вы готовы?

1.Какие бывают фотоаппараты:

А. Числовые

Б. Цифровые

В. Формульные

Г. Арифметические

2.Какие бывают автомобили:

А. Цифровые

Б. Дробные

В. Формульные

Г. Арифметические

3.Что выкидывает человек, совершая странный, смешной поступок?

А. Цифру

Б. Число

В. Номер

Г. Формулу

4.Какие числа употребляются при счете?

А. Природные

Б. Натуральные

В. Искусственные

Г. Естественные

5.Как называется верхний угол футбольных ворот?

А. Десятка

Б. Девятка

В. Семерка

Г. Пятерка

6.Какое из этих выражений является синонимом слова «мало»?

А. Куры не клюют

Б. Пруд пруди

В. Кот наплакал

Г. Ворона накаркала

7.Без чего не могут обойтись  охотники, барабанщики, математики?

А. Круг

Б. Палочки

В. Дробь

Г. Формула

8.Что, кроме часов, делится на 60 минут?

А. Круг

Б. Шар

В. Угол

Г. Сфера

V. конкурс «Неожиданный визит»

Ведущая:  Народная мудрость гласит, что нельзя человека научить на всю жизнь, а надо его научить

 учиться всю жизнь.

Мы неоднократно убеждались в том, что математика очень тесно связана с другими науками.

И доказательством тому послужит следующий конкурс. У нас – гости, встречайте!

(Учителя других предметов задают задания, например)

1. Длина Москвы-реки в черте города 90000 м. Сколько это километров?

А длина реки Яузы, самого крупного притока Москвы-реки, в 3 раза меньше. 
Какова протяженность реки Яузы в черте города?

2. Выполни преобразования чисел из Книги рекордов Гиннеса.

а) Гиганты:
Человек самого высокого роста – 245,7 см; вес – 189,6 кг.
Самая высокая женщина – 231,7 см; вес – 209,5 кг (родилась 2,95 кг).

б) Карлики:
Самый низкорослый среди мужчин – 137 см, женщин – 135 см.

в) Самый крупный тигр:
Вес – 388,7 кг; рост – 3,22 см (находится в США в музее естественной истории). В России – амурский тигр: длина – 3,15 см; вес – 265 кг.

г) Самый большой и тяжелый:
Млекопитающее – кит-полосатик. Длина – 33,58 м; вес – 187 т; вес языка– 4,22 т, сердце – 698,5 кг; скорость – 37 км/ч в течение 10 мин; детеныш длиной 6,5 – 8,6 м; вес – 2,95 т.

д) Самое быстрое морское животное:
Дельфин-касатка длиной 6,10 – 7,62 м; скорость – 55,5 км/ч.

е) Самое быстрое животное суши:
Леопард, его скорость – 96 –101 км/ч, но встречаются и до 114, 135 и 145 км/ч.

ж) Самое маленькое плотоядное животное:
Обитает в полярных районах – карликовый горностай. Длина – 177 – 207 мм, вес – 35 – 70 г.

з) Самая крупная птица:
Дрофа кори в Южной Африке – вес до 18 кг.

и) Самые мелкие птицы:
Колибри – длина – 57 мм, вес – 1,6 кг. Морские птицы – малый буревестник длиной 140 мм, вес – 28 г.

3. Найди и исправь ошибки в преобразованиях.

  1. 5 км 16 м = 5,16 км (5,016 км)
  2. 2 кг 154 г = 2,154 кг
  3. 2 р. 17 к. = 2,017 р. (2,17 р.)
  4. 2 м 15 см = 2,15 см (2,15 м)

4. Задачи с данными из окружающего мира.

  1. Одна личинка колорадского жука за свою жизнь съедает 1,2 г листьев картофеля, а взрослый жук в 4 раза больше. Сколько картофельной ботвы съедает 25 взрослых жуков за день, месяц, лето?
  2. Тигренку в зоопарке дают в день 0,005 т мяса, а взрослой тигрице в 5 раз больше. Сколько нужно им мяса на февраль?
  3. Слон в зоопарке получает 0,02 т черного хлеба и 0,003 т белого хлеба. Сколько нужно хлеба слону на день, месяц, год?
  4. Синица за день уничтожает 0,014 кг вредных насекомых, а муховка в 5 раз больше. На сколько больше насекомых уничтожит за лето муховка, чем синица?
  5. Новорожденный детеныш кита имеет длину 6,7 м, а взрослый кит в 5 раз длиннее. На сколько длиннее взрослый кит?

5. Составь верные равенства (карточки-таблички).

5 т 8 кг

1,012 км

5 мм

4,12 м

15 р. 18 к.

0,5 см

4 м 12 см

5,008 т

1 км 12 м

15,18 р.

6. Какой длины нужно взять бахрому для отделки салфетки в виде квадрата со стороной 30 см. Ответ вырази в более крупной мере. Найди похожую салфетку на стенде. Проверь ответ измерением.

7. 

Какой длины нужны гвозди, чтобы прибить брусок? Можно ли взять гвозди меньшей длины и почему?

8. Решите примеры, решив, узнаете, сколько нужно взять ткани на пошив наволочек с клапаном размерами: 60 × 60; 70 × 70; 80 × 80

  1. 60 см × 2 + 3 см + 25 см + 2 см =
  2. 70 см × 2 + 3 см + 25 см + 2 см =
  3. 80 см × 2 + 2 см + 25 см + 2 см =

9. Решите пример: 168 разделить на число лапок муравья, мы узнаем, сколько видов этих насекомых проживает в Московской области?

Решив этот пример, узнаем высоту домика муравьев.

75 см × 2, ответ запиши крупной мерой. Как называется муравьиный дом?

Что, кроме вредных насекомых любят муравьи? (Сладкое)

10.Помогите посчитать массу пирога для Мурашки, по рецепту:

  1. 2 ст. муки по 200 г
  2. 100 г сметаны
  3. 200 г сахара

200 г сгущенного молока. Все смешать, выпекать в духовке 30 мин.

А после выпечки пирог потерял 150 г. Какова масса испеченного пирога?

VI. конкурс «Парадокс»

Музыка : «Дважды два четыре»

Ведущий:  

Действительно, это всем известно в целом мире.

А у нас – все вспять,

Потому что дважды два – это пять!

Основоположник европейской педагогики Рене Декарт советует: «Определяйте значение слов, этим

вы  избавите человечество от половины его недоразумений». Но парадокс – это не недоразумение.

Докажите истину, найдите ошибку!   Задание командам.

1)4:4=5:5

4*(1:1)=5*(1:1)

(2*2)*(1*1)=5*(1:1)

1:1=1

2*2=5 ?

Где ошибка?( Нельзя выносить за скобки)

2) а=в+с

Умножу на а-в

а2-ав=ав+ас-2в-вс

Переносим ас в левую часть

а2-ав-ас=ав-2в-вс

Разложим на множители

а(а-в-с)=в(а-в-с)

разделим обе части на (а-в-с)

получаем а=в. Где ошибка?

Звучит песня «Черный кот»

Ведущая:  Следующий конкурс  - это не то что бы черный кот или кот в мешке, внимание: черный ящик!

VII. конкурс «Черный ящик»

(В черном ящике находятся циркуль и транспортир)

1.Один из предметов, который находится в черном ящике, изобрел талантливый юноша, который

 придумал гончарный круг, первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи  обнаружили много

таких предметов, изготовленных из бронзы. В России это было обнаружено при раскопках в

Нижнем Новгороде. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось

 верхом совершенства., а умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения

 в обществе и большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни

 лет конструкция этого предмета не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться

любой старшеклассник. Назовите этот предмет. (Циркуль)

2.Не менее интересным является следующий экспонат. Его название в переводе на русский язык с

 латинского языка  означает «переношу».  В некоторых моделях его угломерная шкала бывает от 0 до 360.

 Предмет изготавливается из стали, пластмассы и других материалов. Точность его пропорциональна

 размеру. Он известен с древних времен, предположительно его изобрели в древнем Вавилоне. Его

разновидности: полукруговые, круговые, геодезические и более продвинутые  типы. Бывают с прозрачной

линейкой и с угломерным ноутисом ,который вращается вокруг центра. Назовите этот предмет.

VIII. «Момент истины»

Ведущий:  А теперь давайте попытаемся установить момент истины, в чем он, по вашему, заключается?

Можно ли его выразить в виде закономерности, формулы?

(Выступление команд со своими версиями.)

Например:

1.F(n+2)=F(n+1)+F(n), где F(n+2) – прошлое, F(n+1) – настоящее, F(n) – будущее.

Даже если истина является функцией времени, то неизбежен ее максимум (т.е. истина)

2. Истина (дробь)=То, что имеем / то, к чему стремимся.

3.Момент истины: если дробь    ложь / правда   =1   или  100%

IX. «Конкурс капитанов»

Ведущая: В свое время пифагорейцы утверждали «Числа правят миром».  Все мы слышали и знаем о

магических и удивительных свойствах чисел. И теперь нам капитаны команд расскажут о некоторых из них.

(Выступление капитанов о числах из домашнего задания)

Вот и подошла к концу наша интеллектуальная встреча «Момент истины».

А пока наше жюри подводит окончательные  итоги, мы проводим игру с болельщиками

 «Рассеянный математик».

Назовите соответствующий математический термин:

Уголь – угол,

Куба – куб

Бонус – конус

Герань – грань

Орда – хорда

Друг – круг

Обвал – овал

Рождество – тождество

Путь –  пять

Мэтр – метр

Вести – двести

Вор – тор.

Слово предоставляется жюри для оглашения результата.

Мы поздравляем  команду с заслуженной победой, и считаем, что по большому счету,

сегодня проигравших нет

И в заключении хотелось бы сказать:

Математика повсюду. Глазом только поведешь

И примеров сразу уйму ты вокруг себя найдешь.

Каждый день, вставая бодро, начинаешь уж решать:

Идти тихо или быстро, чтобы в класс не опоздать.

Вот строительство большое. Прежде чем его начать,

Нужно все еще подробно начертить и рассчитать.

А иначе – рамы криво, потолок  провалится.

А кому, друзья, скажите, это может нравиться?

Ох, скажу я вам, ребята, все примеры не назвать,

Но должно быть всем понятно, что науку надо знать!

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока "Таблицы истинности."

Сценарий урока с использованием бюджетного варианта многопользовательской интерактивной  доски – система «Умный мел» при изучении темы "Построение таблиц истинности" в курсе информатики 10 класс....

Сценарий интеллектуальной игры "Полцарства за коня"

"Полцарства за коня" - это вторая межшкольная  интеллектуальная игра. Как видно из названия, она посвящена главному помощнику человеку коню....

Сценарий интеллектуального турнира "Мы - патриоты Отечества"

Представленный сценарий турнира посвящен Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне 1941-45 гг. Турнир можно посвятить Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим внеклассным меропри...

сценарий интеллектуальной игры "Брейн-ринг" для старшеклассников

Брейн-ринг "Грамотный потребитель" разработана с цель повышения финансовой грамотности нашей молодёжи....

Сценарий интеллектуальной игры по химии "Химия вокруг нас"

Форма проведения:  Интеллектуальная игра по химии  между командами учащихся 9-10 классов.Цель: Развитие творческих способностей учащихся и воспитание любви и уважения к химии как учебному пр...

Сценарий интеллектуальной игры «Клуб любителей немецкого языка» для 6-8 классов

Цели и задачи: систематизировать лексические знания уч-ся по теме «Школа», развивать речевые навыки уч-ся, познакомить со страноведческим материалом «Рождество в Германии», способствовать повыше...

Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)

Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...