"История - дорога во времени"
материал по теме
Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 9-11 классов средней общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_istoriya_doroga_vo_vremeni.docx | 47.14 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р. Платонова Кайбицкого муниципального района
Республики Татарстан»
Внеклассное мероприятие
По истории России
Для учащихся 9-11 классов
Выполнила: Кузнецова Оксана
Александровна
Цель: расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы, привить устойчивый интерес к истории.
Класс делится на 2 команды, ведущий- учитель.
Эпиграфы:
«Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории» (В.М. Васнецов).
«Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю» (Ф. Абрамов)
Вступительное слово учителя
На Земле, наверное, нет народов с «легкой» историей. Каждому народу выпадали на долю свои тяжелые испытания, разорительные войны, гнет завоевателей. Но именно в годы жесточайших испытаний, как на изломе, раскрываются сильные и слабые национальные черты. Знание и понимание прошлого помогает избежать ошибок в настоящем. К тому же многие деяния прошлого оставляют глубокий след в сознании людей, рождают чувство уважения к славным делам, а к постыдным делам предков- чувство стыда. И сегодня мы отправимся по удивительной дороге под названием «история». Не случайно эпиграфом нашей игры мы взяли высказывание известного русского живописца, создавшего замечательные произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок.
Конкурс знатоков истории
- Назовите известные картины Виктора Михайловича Васнецова. («Аленушка», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Иван-царевич на сером волке», «Богатыри», «Царь Иван Грозный».)
- Какую фамилию носил царь Петр Первый? ( Он из рода Романовых)
- Когда Русью правил «Денежный мешок»? (В16 веке князь Иван Данилович, по прозвищу Калита, т.е. «денежный мешок».)
- Когда в военной истории России опасность представляла свинья? (В Ледовом побоище войска немецких рыцарей были построены грозным клином «свиньей».)
- Какой русский царь любил плотничать и работать на ткацком станке? (Петр 1)
- В одном источнике указано: «Бородинское сражение началось рано утром 26 августа 1812 года». Французский историк Рамбо, описывая битву при Бородино, писал: «7 сентября 1812 года бой завязался в 5 часов утра». Как объяснить это расхождение? Кто прав? (Оба источника правы, дата в одном случае указана по старому стилю, а в другом- по новому.)
- Два предводителя крестьянских войн были земляками, имели одинаковую судьбу, были казнены. Их разделяет период в 100 лет. Кто они? (Степан Разин и Емельян Пугачев. Оба родом из станицы Зимовейской на Дону. Разин был предводителем Крестьянской войны в России в кон. 17 века, а Пугачев- в кон. 18 века. Оба казнены в Москве.)
Учитель. История не меньше, чем литература, подарила нам крылатых выражений. Долгое время был неизвестен автор «Песни про сражение на реке Черной». В ней высмеивались бездарные планы бездарных генералов. Начиналась она так:
Гладко было на бумаге,
Да забыли про овраги.
А по ним ходить,
А по ним ходить.
Эта песня была откликом на серьезные просчеты русского командования в Крымскую войну 1853-1856 гг. Несмотря на беззаветный героизм русских солдат, война была проиграна из-за беспорядков в управлении войсками. Уже в наше время установлено, что автором песни был участник обороны Севастополя, артиллерийский офицер, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Песня обошла всю Россию Мы и сейчас говорим: «Гладко на бумаге, да забыли про овраги»,- когда планы, расчеты, казалось бы легко осуществимые, оказываются ошибочными. Внимательно прослушайте текст и определите крылатые выражения, появившиеся после исторических событий.
Конкурс знатоков крылатых выражений
1.Царь Алексей Михайлович, отец Петра 1, будучи человеком богомольным, отменил существовавший до него обычай класть челобитные на «высокое» имя на царские гробницы в Архангельском соборе. Он приказал установить перед дворцом в селе Коломенском (загородной резиденции царской семьи) особый ящик, куда каждый мог опустить свою жалобу или просьбу, чтобы царь сам мог их ежедневно получать. А ответы шли через приказы, и дождаться их было нелегко. Иногда проходили не только долгие месяцы, но и годы. Видимо, поэтому, а может быть, по форме ящика и было дано ему прозвище. Само это выражение оказалось живучим и в московских канцеляриях последующих веков. Иногда его заменяют другим: «Положить под сукно». Это выражение часто применяется к человеку, который со дня на день откладывает, затягивает решение. (Положить в долгий ящик.)
2. Родилось это выражение в допетровской Руси, когда многие носили верхнюю одежду с непомерно длинными рукавами, концы которых ниспадали до колен, а то и до самой земли. В такой одежде не поработаешь! Недаром о человеке, который берется за дело решительно, горячо, устранив все помехи, и работает со старанием, говорят, что он работает… (засучив рукава). О том, кто ленится, говорят… (работает спустя рукава).
3. В давние времена, когда основная масс населения, будучи неграмотной, не могла делать памятных записей, многие княжеские и боярские слуги, ведающие учетом того, что поступило от населения господину, носили при себе специальные дощечки, на которых делали всевозможные записи-зарубки. Название этих дощечек и стало составной частью выражения. Употребляется в значении запомнить крепко-накрепко. (Зарубить себе на носу).
4. Бояре и разные приказные чины приходили в кремлевский дворец к государю с просьбами или с благодарностями на так называемый «честной поклон». Государю кланялись, как тогда говорили, « большим обычаем», т.е. падали на колени, касаясь пола лбом, что выражало крайнюю степень уважения. Отсюда и пошло выражение, означающее «обращаться с просьбой, ходатайствовать». (Бить челом)
5. В октябре 1552 года войско Ивана Грозного взяло столицу Казанского ханства- Казань. Огромная территория перешла под власть Москвы. Чтобы держать в покорности ее население, приходилось использовать разные способы. Поэтому русские власти стремились привлечь на свою сторону местную знать- князей- мурз. Князья в большинстве своем охотно шли навстречу новой власти, боясь потерять положение и власть. Многие из них принимали христианскую веру, получали от царя подарки. А при дворе царя они прибеднялись, старались получить как можно больше наград и жалованья. Так говорят о человеке, прикидывающемся несчастным, чтобы вызвать сочувствие жалостливых людей. (Казанская сирота)
6. Самым высоким зданием в Москве в 17 веке была колокольня Ивана Великого в Кремле. По ней и центральная площадь назвали Ивановской. Она была местом встреч торговых людей и свершения различных сделок. За площадью закрепилось значение важного публичного места- здесь оглашались «площадными подьячими» указы и другие правительственные сообщения. Чтобы перекрыть многоголосый говор и шум, глашатаю надо было иметь громкий голос. Употребляется в наше время для обозначения громкого крика. (кричать во всю Ивановскую.)
Конкурс знатоков афоризмов
За свою многовековую историю наш народ создал огромное количество крылатых выражений, пословиц и поговорок. В образных и выразительных изречениях народ воплотил горячую любовь к Родине и ненависть к ее врагам- иноземным захватчикам. Авторы некоторых крылатых выражений известны.
Кому принадлежат следующие афоризмы?
«Кто к нам с мечом придет от меча и погибнет». (Так сказал Александр Невский, узнав, что наступает враг. Это перефразировка евангельского речения: «Взявшие меч мечом погибнут».)
«Каждый воин должен понимать свои маневр. Воюют не числом, а умением». (А.В.Суворов.)
А.В.Суворов часто пользовался пословицами и поговорками, да и сам он знал немало афоризмов, которые дошли до нас в его знаменитой «Науке побеждать». Я начну, а вы продолжите.
1. «Стреляй редко…(да метко)».
2. «Сам погибай…( а товарища выручай)».
3. «Уши оттирай снегом…(труса лечи опасностью)».
4. «Войско необученное…(что сабля неотточенная)»
5. «Дисциплина-…(мать победы)».
6. «Только того бьют…(кто боится)».
7. «Двум смертям не бывать…(а одной не миновать)».
8. «Опасности лучше идти на встречу…(чем ждать ее на месте)».
Конкурс эрудитов
Настала очередь поработать индивидуально. На доске с каждой стороны написаны задания.
Первое задание по таблице «Я и мое имя». Вы должны вписать в соответствующие колонки фамилии, которые образовались:
- от профессий (Кузнецов, Попов, Портнов, Мельников…);
- от наружности и черт характера (Курносов, Белотелов, Глазков…);
- от названия животных и растений (Жуков, Воробьев, Мышкин, Капустин…).
Второе задание называется «Лента времени». Вы должны написать к каким годам относятся перечисленные ниже года.
1799 (18 в.); 789 (8 в.); 2000 г. (20 в.);
1314 г. (14 в.); 5 г. (1 в.); 1900 г. (19 в.);
700 г. (7 в.); 44 г. (1 в.); 2001 г. (21 в.).
Блиц-турнир
Вопросы
- Когда была напечатана первая в России книга и как звали первопечатника? (1564 г., Иван Федоров)
- Когда было отменено крепостное право в России? (1861 г.)
- Когда произошла Куликовская битва? (1380 г.)
- В каком веке правил Иван Грозный (вторая половина 16 века, 1530-1584 гг.)
- Когда была крещена Русь? (988 г.)
- Когда и кем была основана Москва? (1147 г., Юрием Долгоруким)
- Летописец Нестор называл этот город матерью городов русских. О каком городе идет речь? (Киев)
Члены команд могут исправить ошибки, если таковые имеются.
«Блеф»- конкурс
Слово «блеф» означает - выдумка, ложь, рассчитанная на введение в заблуждение кого- либо. Вот и я буду пытаться ввести вас в заблуждение и поочередно задавать вопросы, касающиеся истории России. Вопрос начинается со слов: «Верите ли вы, что…» А вы должны сказать либо «да», либо «нет». Еще лучше будет, если вы сможете обосновать свой ответ.
- Верите ли вы в то, что на Руси купцы, торговавшие тканями, предпочитали нанимать продавцов маленького роста? (Да, в старину ткани измеряли локтями. Локоть- расстояние от локтевого сустава до среднего пальца. У маленького продавца палец короче, денег за отрез ткани можно получить больше.)
- Верите ли вы в то, что простой крепостной крестьянин времен Ивана Грозного смастерил крылья, как у птицы и совершил полет в присутствии царя и его свиты? (Да. Смерд Никита смастерил такие крылья и совершил несколько успешных полетов перед царем и его свитой.)
- Верите ли вы в то, что царь Иван Грозный первого воздухоплавателя , крепостного Никиту наградил по-царски казной и пожаловал вольную? (Нет. Царь «отблагодарил» своего холопа, приказав: «Человек не птица, крылья не должен иметь. Деревянные крылья противны естеству. То не Божье дело, а от нечистой силы. За сие содружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову, а выдумку огнем сжечь».)
- Верите ли вы в то, что Царь разорвал первую печатную книгу, а первопечатника Ивана Федорова изгнал из Москвы? (Нет. Напротив, царь был покорен и восхищен четкостью печатных букв. Не найдя ни одной ошибки, царь велел открыть печатный двор.)
- Верите ли вы в то, что на Руси пару запряженных в одну упряжку волов или лошадей, называли супругами? (Да.)
- Верите ли вы в то, что Петр1 издал специальный указ, чтобы каждый входящий в город Петербург приносил с собой определенное количество камней. В противном случае человека не пускали в город? (Да. Это делалось для того, чтобы мостить мостовую камнем. Иностранцы, посещавшие Петербург того времени, восхищались не только красотой, но и его чистотой.)
- Верите ли вы в то, что когда Лжедмитрия 1 обвиняли в самозванстве и обличали в нецарском и нерусском происхождении, то в вину ему вменяли, что он не спал после обеда? (Да. Не спать после обеда считалось делом почти греховным, как всякое отступление от традиции предков. После обеда русские люди обязательно ложились спать. Спали цари и бояре, спали купцы, закрывая свои лавки; простой народ спал прямо на улицах.)
- Первым российским музеем была Кунсткамера, в переводе- «кабинет редкостей», открытая по приказу Петра 1 в Петербурге в 1719 году. Экспонаты этого музея- всевозможные диковинки вроде скелета двухголового теленка или овцы с четырьмя глазами и двумя языками привозили изо всех уголков России и даже из-за рубежа. Верите ли вы в то, что посещение такого музея во времена Петра 1 стоило очень больших денег и попасть туда можно было с большим трудом? (Нет. Кунсткамера была открыта для бесплатного обозрения и пользования. Более того, посетители не очень охотно шли в Кунсткамеру, поэтому царь приказал всех угощать: дамам подавать чашечку кофе, а мужчинам- рюмку водки.)
- Создавая знаменитую статую Петра 1 « Медный всадник», скульптор Э.М.Фальконе изобразил царя скачущим на коне без седла и стремян. Верите ли вы в то, что скульптор просто забыл это сделать или не хватило металла? (Нет. Э.М.Фальконе, стремясь подчеркнуть величие царя и вечность его славы, изобразил его в одеянии древних римлян. Римляне не пользовались такими удобными для всадника вещами, как стремена и седло. Ученые установили, что не только в Риме, но и нигде в мире в то время еще никто не придумал настоящих седел, которые имели бы не только сиденье, но и твердую основу и стремена, помогающие всаднику подняться на лошадь и опираться на них во время езды. Произошло это много позднее, и потому скульптор, создавая статую Петра 1 в образе римлянина, изобразил его без седла и стремян.)
- Верите ли вы в то, что старинная русская традиция запрещала знатному человеку ходить пешком? (Да. Ходить пешком для важного человека считалось делом невозможным. Даже если надо было сделать несколько шагов от двора по улице, боярин или знатный дворянин для поддержания своего достоинства непременно ехал.)
- Верите ли вы, что для того, чтобы взглянуть на все произведения Эрмитажа, надо пройти более 24 км? (Да. В 1988 г. Эрмитаж попал в Книгу рекордов Гиннеса как самая большая картинная галерея мира. Что бы посетить каждый из 322 залов этого музея, где хранится около 3 млн. произведений искусства, надо пройти около 25 км.)
- Знаменитая Александровская колонна (Александрийский столп) посвящена победе в Отечественной войне 1812 г. Высота ее вместе с пьедесталом составляет 47,5 м, а вес превышает 600 тонн. На ее установке работали 2000 солдат и 400 рабочих. А верите ли вы в то, что она была поставлена за 2 часа и никак не закреплена? (Да. Поднимали колонну с помощью очень оригинальной системы лесов и лебедок, которую разработал инженер А.А.Бетанкур. держится она только благодаря собственной тяжести и, конечно, точным инженерным расчетам, была поставлена всего за 2 часа.)
Заключительное слово учителя
Вот и подошла к концу наша короткая дорога по истории. Мы обсудили многие вопросы, играючи, узнали много интересного из богатой истории нашей Родины. У России очень интересная история. Ведь не зная прошлого страны, края, в котором живешь, нельзя считать себя по-настоящему образованным человеком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Демо-тест на тему: "Россия к началу Нового времени" по учебнику "История России Нового времени XVI - XVIII века". 7 класс
Демо-тест к теме: "Россия к началу Нового времени" составлен по учебнику Д.Д. Данилова, А.А. Данилова и др. "Российская история Нового времени XVI - XVIII века" для 7 класса. Перед и...
Интеллектуально-познавательная игра "История - дорога во времени"
Игра для учащихся 7 - 8 классов по истории России для недели истории в школе...
презентация - игра "Колесо истории Дорогами войны"
в презентации полная разработка мероприятия с ходом проведения, вопросами, иллюстрациями...
Счет лет в истории и лента времени. Урок истории в 5 классе с использованием ИД
Разработка урока истории в 5 классе с применением Интерактивной Доски...
Урок-игра "Турнир знатоков истории" (обобщающий урок по курсу Всеобщей истории с древнейших времен до конца 19 века)
Цель урока: Повторить и закрепить знания, полученные на уроках по курсу всемирной истории с древнейших времен до конца 19 века.Задачи урока:Способствовать закреплению знаний учащихся о мировом и...
Рабочая программа к курсу "История" 10 класс. УМК: "История. С древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. Ч.1./ А.Н.Сахаров, Н.В.Загладин.
Рабочая программа по истории для 10 классов на 2019-2020 годы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, примерн...
программа элективного курса по истории «Сквозь призму времен: трудные вопросы российской истории»
Программа элективного курса «Сквозь призму времен: трудные вопросы российской истории» является логическим продолжением ранее представленной программы «Проблемные вопросы российской ...