Интеллектуально-познавательная игра "История - дорога во времени"
методическая разработка (история, 7 класс) по теме
Игра для учащихся 7 - 8 классов по истории России для недели истории в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya.docx | 37.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСТОРИЯ - ДОРОГА ВО ВРЕМЕНИ
(познавательная игра для учащихся 7—8-х классов)
Цель: расширить кругозор учащихся, дополнить матери ал школьной программы, привить устойчивый интерес к истории.
Участвуют: две команды 7 – 8 класс
Эпиграфы:
«Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории» (В.М. Васнецов).
«Народ умирает, когда становится населением. А населе нием он становится тогда, когда забывает свою историю» (Ф. Абрамов).
Оборудование: мультимедийный проектор, слайды
Ход мероприятия.
Вступительное слово учителя:
На Земле, наверное, нет народов с «легкой» историей. Каждому народу выпадали на долю свои тяжелые испыта ния, разорительные войны, гнет завоевателей. Но именно в годы жесточайших испытаний, как на изломе, раскрывают ся сильные и слабые национальные черты. Знание и пони мание прошлого помогают избежать ошибок в настоящем. К тому же многие деяния прошлого оставляют глубокий след в сознании людей, рождают чувство уважения к слав ным делам, а к постыдным делам предков — чувство-стыда. И сегодня мы отправимся по удивительной дороге под на званием «история». Не случайно эпиграфом нашей игры мы взяли высказывание известного русского живописца, со здавшего замечательные произведения на темы националь ной истории, русских былин и народных сказок. (зачитать)
Представление жюри:
- Конкурс знатоков истории 2 балла
- Назовите известные картины Виктора Михайловича
Васнецова. («Аленушка», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Иван-царевич на сером волке», «Богатыри», «Царь Иван Грозный»,) - Какую фамилию носил царь Петр I? (Он из рода Рома новых.)
- Когда Русью правил «денежный мешок»? (В XIVвеке
князь Иван Данилович, по прозвищу Калита, т.е. «денежный мешок».)
4. Когда в военной истории России опасность представ ляла свинья? (В ледовом побоище войска немецких рыцарей были построены грозным клином «свиньей».)
5. Какой русский царь любил плотничать и работать на ткацком станке? (Петр I.)
6. Кто является автором знаменитой летописи «Повести временных лет»? (Нестор-летописец)
7. Два предводителя крестьянских войн в России были земляками, имели одинаковую судьбу, были казнены. Их разделяет период в сто лет. Кто они? (Степан Разин и Емелъян Пугачев. Оба родом из станицы Зимовейской на Дону. Разин был предводителем Крестьянской войны в России в конце XVII века, Пугачев — в конце XVI века. Оба казнены в Москве.)
8. Назовите имя князя, при котором Русь сбросила монголо-татарское иго. (князь Иван IV)
9. Кто является создателем славянской письменности? (Святые братья Кирилл и Мефодий)
10.Кто из русских князей получил прозвище «Красно Солнышко», «Святой» и за что? (князь Владимир Святославич, на Руси было принято христианство. Накрывал столы для простого народа)
Учитель. История не меньше, чем литература, подарила нам крылатых выражений. Долгое время был неизвестен автор «Песни про сражение на реке Черной». В ней высмеи вались бездарные планы бездарных генералов. Начиналась она так:
Гладко было на бумаге,
Да забыли про овраги.
А по ним ходить,
А по ним ходить.
Эта песня была откликом на серьезные просчеты русского командования в Крымскую войну 1853—1856 гг. Несмотря на беззаветный героизм русских солдат, война была проигра на из-за беспорядков в управлении войсками. Уже в наше время установлено, что автором песни был участник оборо ны Севастополя, артиллерийский офицер, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Песня обошла всю Рос сию. Мы и сейчас говорим: «Гладко было на бумаге, да за были про овраги», — когда планы, расчеты, казалось бы легко осуществимые, оказываются ошибочными. Вниматель но прослушайте текст и определите крылатые выражения, появившиеся после исторических событий.
II. Конкурс знатоков крылатых выражений 2 балла
- Царь Алексей Михайлович, отец Петра I, будучи человеком богомольным, отменил существовавший до него обычай класть челобитные на «высокое» имя на царские гробницы в Архангельском соборе. Он приказал установить перед дворцом
селе Коломенском (загородной резиденции царской семьи) особый ящик, куда каждый мог опустить свою жалобу или просьбу, чтобы сам царь мог их ежедневно получать. А ответы или через приказы, и дождаться решения было нелегко. Иногда проходили не только долгие месяцы, но и годы. Видимо, по
тому, а может быть, по форме ящика и было дано ему прозвище. Само это выражение оказалось живучим и в московских канцеляриях последующих веков. Иногда его заменяют другим: «положить под сукно». Это выражение часто применя ю т к человеку, который со дня на день откладывает, затягивает решение. (Положить в долгий ящик.) - Родилось это выражение в допетровской Руси, когда многие носили верхнюю одежду с непомерно длинными рукавами, концы которых ниспадали до колен, а то и до самой земли. В такой одежде не поработаешь! Недаром о человеке, который берется за дело решительно, горячо, устранив все помехи, и работает со старанием, говорят, что он работает... (засучив рукава).
О том, кто ленится, говорят... ( работает спустя рукава).
3. В давние времена, когда основная масса населения, будучи неграмотной, не могла делать памятных записей, многие княжеские и боярские слуги, ведающие учетом того, что поступило от населения господину, носили при себе специальные дощечки, на которых делали всевозможные заметки-зарубки. Название этих дощечек и стало составной частью выражения. Употребляется в значении запомнить крепко-накрепко. (Зарубить на носу)
4. Бояре и разные приказные чины приходили в кремлевский дворец к государю с просьбами или благодарностями на так называемый «честной поклон». Государю кланялись, как: тогда говорили, «большим обычаем», т.е. падали на колени , касаясь пола лбом, что выражало крайнюю степень уважения. Отсюда и пошло это выражение, означающее «об ращаться с просьбой, ходатайствовать». (Бить челом.)
5. В октябре 1552 г..войско Ивана Грозного взяло столицу Крымского ханства — Казань. Огромная территория перешла под власть Москвы. Чтобы держать в покорности ее население, приходилось использовать разные способы. По этому русские власти старались привлечь на свою сторону местную знать — князей-мурз. Князья в большинстве своем охотно шли навстречу новой власти, боясь потерять поло жение и власть. Многие из них принимали христианскую веру, получали от царя подарки. А при дворе царя они при беднялись, старались получить как можно больше наград и «жалованья». Так говорят о человеке, прикидывающемся несчастным, чтобы вызвать сочувствие жалостливых людей, (Казанская сирота.)
6. Самым высоким зданием в Москве в XVII веке была колокольня Ивана Великого в Кремле. По ней и централь ная площадь называлась Ивановской. Она была местом встреч торговых людей и свершения различных сделок. За площа дью закрепилось значение важного публичного места - здесь оглашались «площадными подьячими» указы и другие пра вительственные сообщения. Чтобы перекрыть многоголосый говор и шум, глашатаю надо было иметь громкий голос. Употребляется в наше время для обозначения громкого крика. (Кричать во всю Ивановскую.)
III.Конкурс знатоков афоризмов
Учитель: За свою многовековую историю наш народ создал ог ромное количество крылатых выражений, пословиц и пого ворок. В образных и выразительных изречениях народ воп лотил горячую любовь к Родине и ненависть к ее врагам — иноземным захватчикам. Авторы некоторых крылатых выра жений известны.
- Кому принадлежат следующие афоризмы? 1 балл
«Кто к нам с мечом придет — от меча и погибнет». (Так сказал Александр Невский, узнав, что наступает враг. Это перефразировка евангельского речения: «Взявшие меч мечом погибнут».)
«Каждый, воин должен понимать свой маневр. Воюют не числом, а умением». (А.В. Суворов.)
А. В. Суворов часто пользовался пословицами и поговор ками, да и сам создал немало афоризмов, которые дошли до нас в его знаменитой «Науке побеждать». Я начну, а вы продолжите.
1. «Стреляй редко... (да метко)».
- «Сам погибай... (а товарища выручай)».
- «Уши оттирай снегом... (труса лечи опасностью)», .
- «Войско необученное... (что сабля неотточенная)»,
- «Дисциплина — ... (мать победы)».
- «Только того бьют... (кто боится)».
7.. «Двум смертям не бывать... (а одной не миновать)»
8. «Опасности лучше идти навстречу... (чем ожидать на месте)».
IV.Конкурс эрудитов 2 минуты - 1б за каждое задание
Учитель: Настала очередь поработать индивидуально.
Первое задание по таблице «Я и мое имя». Вы должны вписать в соответствующие колонки фамилии, которые об разовались:
- от профессий (Кузнецов, Попов, Портнов, Мельников...);
- от наружности и черт характера (Курносов, Белотелов,
Глазков,..); - от названия животных и растений (Жуков, Воробьев,
Мышкин, Капустин..,)
0,5 балла за каждый правильный ответ
Второе задание называется «Лента времени». Вы должны написать, к каким векам откосятся перечисленные ниже года.
1799 г. (XVIII в.);
789 г. (VIII в.);
2000 г. (XXв.);
1314г. (XIVв.);
5 г. (I в.);
1900 г. (XIXв.);
700 г. (VII в.);
44 г. (I в.);
2001 г. (XXI в.).
Вопросы: 1 балл
- Когда была напечатана первая в России книга и как звали первопечатника? (1569г., Иван Федоров.)
- Когда произошла Куликовская битва? (8 сентября 1380 г.)
- В каком веке правил Иван Грозный или Иван IV?
(Вто рая половина XV в., 1530-1584 гг.)
6. Когда была крещена Русь? (988г.)
7.Когда и кем была основана Москва? (В 1147г. Юрием Долгоруким.)
8. Летописец Нестор называл этот город матерью городов русских. О каком городе идет речь? (Киев.)
9. Какой русский город Древней Руси можно назвать боярской республикой? (Новгород)
10. Какой русский город монголо-татары назвали «злым городом»? (Козельск)
IV.«Блеф»-конкурс 1 балл + 1 балл получаете дополнительно, если вы сможете обосновать свой ответ.
Учитель: Слово «блеф» означает — выдумка, ложь, рассчитанная на введение в заблуждение кого-либо. Вот и я буду пытаться вве сти вас в заблуждение и поочередно задавать вопросы, касаю щиеся истории России. Вопрос начинается со слов: «Верите ли вы, что...». А вы должны сказать либо «да», либо «нет».
1. Верите ли вы в то, что на Руси купцы, торговавшие
тканями, предпочитали нанимать продавцов маленького ро ста?
(Да, в старину ткань измеряли локтями. Локоть — расстояние от локтевого сустава до среднего пальца. У ма ленького продавца локоть короче, денег за отрез ткани мож но получить больше.)
2. Верите ли вы в то, что простой крепостной крестьянин
времен Ивана Грозного смастерил крылья, как у птицы, и совершил полет в присутствии царя и его свиты?
(Да. Смерд Никита смастерил такие крылья и совершил несколько ус пешных полетов перед царем и его свитой.)
3. Верите ли вы в то, что царь Иван Грозный первого
воздухоплавателя, крепостного Никиту наградил по-царс ки казной и пожаловал вольную?
(Нет. Царь «отблагодарил» своего холопа, приказав: «Человек не птица, крылья не должен иметь. Деревянные крылья противны естеству. То не Божье дело, а от нечистой силы. За сие содружество с нечи стой силой отрубить выдумщику голову, а выдумку огнем сжечь».)
4. Верите ли вы в то, что царь Иван Грозный разорвал
первую печатную книгу, а первопечатника И. Федорова изгнал из Москвы?
(Нет, Напротив, царь Иван Грозный был покорен и восхищен четкостью печатных букв. Не найдя ни единой ошибки, царь велел открыть печатный двор.)
5. Верите ли вы в то, что на Руси пару лошадей или
волов, запряженных в одну упряжку, называли супругами?
(Да.)
6. Верите ли вы в то, что Петр I издал специальный
указ, чтобы каждый входящий в город Петербург приносил с собой определенное количество камней. В противном слу чае человека не пускали в город. (Да. Это делалось для того, чтобы мостить мостовую камнем. Иностранцы, посещавшие Петербург того времени, восхищались не только красотой, но и его чистотой.)
- Верите ли вы в то, что когда Лжедмитрия I обвиняли в самозванстве и обличали в нецарском и нерусском проис хождении, то в вину ему вменяли, что он не спал после обеда? (Да. Не спать после обеда считалось делом почти греховным, как всякое отступление от традиции предков. После обеда русские люди обязательно ложились спать. Спали цари и бояре, спали купцы, закрывая свои лавки; простой народ спал прямо на улицах.)
8. Верите ли вы в то, что одна старинная русская тради ция запрещала знатному человеку ходить пешком?
(Да. Ходить пешком для важного человека считалось делом невоз можным. Даже если надо было сделать несколько шагов от двора по улице, боярин или знатный дворянин для поддержа ния своего достоинства непременно ехал.)
Верите ли вы, что для того, чтобы взглянуть на все произведения Эрмитажа, надо пройти более 24 км? (Да. В1988 г. Эрмитаж попал в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая картинная галерея мира. Чтобы посетить каждый из 322 залов этого музея, где хранится около 3 млн произведе ний искусства, надо пройти около 25 км.)
12. Знаменитая Александровская колонна (Александрийс кий столп) посвящена победе России в Отечественной вой не 1812г. Высота ее вместе с пьедесталом составляет 47,5 м, а вес превышает 600 т. На ее установке работали 2 тысячи солдат и 400 рабочих. А верите ли вы в то, что она была поставлена за 2 часа и никак не закреплена? (Да. Поднима ли колонну с помощью очень оригинальной системы лесов и
лебедок, которую разработал инженер А.А. Бетанкур. Держится она только благодаря собственной тяжести и, конеч но, точным инженерным расчетам, была поставлена всего за 2 часа.)
Подведение итогов
Заключительное слово учителя
Вот и подошла к концу наша короткая дорога по исто рии. Мы обсудили многие вопросы, играючи, узнали много интересного из богатой истории нашей Родины. У России очень интересная история. Ведь не зная прошлого страны, края, в котором живешь, нельзя считать себя по-настояще му образованным человеком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуально-познавательная игра "Искусство во мне"
Внеклассное мероприятие по ИЗО в 6 классе...
«Колыбель Екатеринбурга» - интеллектуально-познавательная игра - путешествие для учащихся 4-5 классов.
Интеллектуально-познавательная игра - «Колыбель Екатеринбурга» разработана для учащихся 4-5 классов.Цель игры - развитие интереса учащихся к прошлому и настоящему родного города Екатеринбу...
Интеллектуально-познавательная викторина "Любимый город"
Мероприятие проходит в форме интеллектуально-познавательной викторины, относится к историческому краеведению и направлено на воспитание интереса, уважения к истории родного города, развитие тв...
Интеллектуально-познавательная игра для учащихся 10–11-х классов, посвященная празднику Победы
Интеллектуально-познавательная игра для учащихся 10–11-х классов, посвященная празднику Победы...
"История - дорога во времени"
Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 9-11 классов средней общеобразовательной школы....
Вебинар: Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности
Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...
Краткосрочная досуговая программа Интеллектуально-познавательная игра для детей старшего школьного возраста «ТУРНЕ ПО ДОРОГАМ ПДД»
Данная программа (интерактивные задания викторины «ТУРНЕ ПО ДОРОГАМ ПДД») может быть использована педагогами дополнительного образования объединений «Автошкола», «ЮИД&raq...