Программа кружка "Волшебная нить"
рабочая программа на тему
Программа разработана на основе Типовых программ Министерства Просвещения РФ 1989 год. Первый год обучения программы составлен и изменен на основе содержания первого года обучения типовой программы Е.Г.Вакуленко «Народно – прикладное творчество: Теория, история, практика». Данная программа рассматривается как элемент системы трудового обучения и направлена на получение знаний детьми о декоративно – прикладном творчестве.
Цель программы — развитие художественно – эстетических способностей проживающего посредством включения его в творческое пространство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_programma.docx | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружковая программа «Волшебная нить»
Пояснительная записка
Вышивка — один из самых древних и распространенных видов декоративно – прикладного искусства. Вещи, выполненные со вкусом и мастерством, даже в самом скромном жилище создают атмосферу уюта, изысканности и гармонии. Достоинство этого вида рукоделия – в способности объединять проживающих с разными интересами и отношением к жизни.
Актуальность программы: вышивка крестом, несомненно, является в настоящее время самой популярной, среди техник вышивания. Именно крестиком удобнее всего воспроизвести на ткани цветочные орнаменты, изображающие изящные стебли или растения, усыпанные розами и гвоздиками или другими стилизованными цветочными мотивами. Образцы современных мастериц представляют нашему взору сокровища народного наследия – крой и чудесные узоры, швы, создавая в нашем воображении новые образцы народного творчества.
Новизна программы: состоит в том, что реабилитационный процесс осуществляется через развитие мелкой моторики рук проживающих, накопление знаний о народно – прикладном творчестве, возрождение народных традиций (вышивание крестом), приобщение проживающих к истокам русской культуры.
Цель программы — развитие художественно – эстетических способностей проживающего посредством включения его в творческое пространство.
Задачи:
Обучающие:
- Помочь освоить проживающему технику вышивания крестом по канве (техника владения инструментами, композиционное решение, цветовидение);
Коррекционно – развивающие:
- Способствовать развитию аналитико – синтетической деятельности мышления на основе работы со схемами, инструкционными картами; координации движений пальцев, мелкой моторики рук, художественного вкуса.
Воспитательные:
- Прививать художественный вкус к произведениям декоративно – прикладного искусства. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, терпение, аккуратность, любовь к декоративно – прикладному искусству.
Программа разработана на основе Типовых программ Министерства Просвещения РФ 1989 год. Первый год обучения программы составлен и изменен на основе содержания первого года обучения типовой программы Е.Г.Вакуленко «Народно – прикладное творчество: Теория, история, практика». Данная программа рассматривается как элемент системы трудового обучения и направлена на получение знаний детьми о декоративно – прикладном творчестве.
Отличительной особенностью данной программы, от уже существующих, является конечный результат, который позволяет использовать знания и умения для изготовления панно, картин, салфеток для украшения комнат, залов, фойе, подарков для друзей. Раздел «Научение технике креста» реализуется через ознакомление и закрепление правил и техник вышивки (правила закрепления нити, заправление канвы в пяльца; стежок полукрест, стежок назад – вперед иголка, французский узелок, правило «чистой изнанки»). Раздел «Научение вышивке простым крестом по рисунку на канве» реализуется через закрепление видов стежков и подбора ниток. Раздел «Вышивка простым крестом по схеме» реализуется через виды стежков в прямоугольной форме (салфетка). Раздел «Вышивка по схеме в национальном стиле» реализуется через виды стежков и подбора ниток в черно – красных тонах. Раздел «Вышивка по схеме в растительном орнаменте» реализуется через чтение схемы и подбора ниток. Раздел «Вышивка по выбранным схемам» реализуется через чтение индивидуально выбранной схемы.
В процессе организации творческой деятельности у проживающих совершенствуется умелость, эстетическое восприятие, художественный вкус. Закрепляются трудовые навыки, навыки работы с канвой, основы безопасности жизнедеятельности.
Программа реализуется в декоративно – прикладном кружке «Волшебная нить», где организуются проживающие от 18 и более лет. Данная программа рассчитана на 1 год обучения. В процессе знакомства с народно – прикладным творчеством воспитатель настраивает проживающих на творческий замысел, на продуктивную деятельность, на результат, выявляя творческие способности каждого проживающего, настрой на деятельность, интерес, субъективный характер деятельности.
Количественный состав участников по 10 – 12 человек в подгруппе. Занятия проходят 1 раз в неделю. Общая нагрузка: на 1 год обучения 40 часов. Отбор специального материала в рамках реализации данной программы обусловлен его актуальностью в реабилитационном пространстве социального учреждения, художественно – эстетической ценностью, воспитательной направленностью (приобщение к истокам русской культуры) и педагогической целесообразностью. Творческие результаты данной программы представляются на выставках народно – прикладного творчества, конкурсном движении.
Ожидаемые результаты:
Проживающие должны уметь:
- Правильно читать схемы рисунка;
- Уметь вышивать на пяльцах и без них;
- Начинать и заканчивать работу без узелков;
- Выполнять работу качественно и в срок;
- Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка, используя законы цветоведения;
- Соблюдать правила техники безопасности.
Проживающие должны знать:
- Основы цветовидения;
- Виды ручной вышивки;
- Историю и традиции вышивки;
- Основы материаловедения;
- Способы выдергивания нитей;
- Способы зашивок;
- Способы закрепления нитей;
- Способы вышивания крестом по канве;
- Правила тех. безопасности при работе с иглой для вышивания, ножницами;
- Применение креста, свободных швов;
- Движение и направление нити при застиле узора на ткань (канву).
Прогнозируемые результаты:
На занятиях кружка проживающие знакомятся с видами декоративно – прикладного творчества. Научаются самостоятельно проектировать и выполнять композиции для творческих работ. Предполагаемая работа позволит расширить кругозор проживающих, углубит их познания и творческую активность в области традиционной культуры родного края. В ходе работ проживающие овладеют навыками ручного вышивания, умением организовывать свой досуг.
Оценка полученных знаний:
Оценка полученных знаний осуществляется по следующим критериям:
- Личностный рост и приобретение определенных навыков;
- Выполнение программы кружка;
- Творческий подход к деятельности;
- Регулярное посещение кружка;
- Степень самостоятельности выполненной работы.
Учебно – тематический план кружка «Волшебный клубок» на 2014 год
План 1 года обучения
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во | Теория | Практика | Дата | Примечание |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | ||
2 | «Научение технике креста» (виды стежков: стежок полу крест, стежок крестом, стежок назад иголку, французский узелок, правило закрепление нити чистая изнанка) | 10 | 5 | 5 | ||
3 | «Научение вышивке простым крестом по рисунку на канве» | 10 | 5 | 5 | ||
4 | «Вышивка простым крестом по схеме» (простой узор для прямоугольной салфетки) | 2 | 1 | 1 | ||
5 | «Вышивка салфетки в национальном стиле по схеме» (рнамент в черно – красных тонах) | 4 | 2 | 2 | ||
6 | «Вышивка по схеме в растительном орнаменте» (угловой орнамент с розой) | 4 | 2 | 2 | ||
7 | «Вышивка по индивидуально выбранной схеме» | 7 | 3,5 | 3,5 | ||
8 | Оформление готовых работ | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
9 | Оформление выставки готовых работ | 1 | - | 1 | ||
Итого: | 40 | 20 | 20 |
Содержание программы
Тема 1: Вводное занятие (1 час).
Цель: Формирование у проживающих социальных знаний, умений и навыков.
Вводная часть: Виды декоративно – прикладного искусства.
Основная часть: Задачи и планы кружка. Правила поведения. Требования по технике безопасности при работе с инструментами. Материалы для кружка: канва, иглы, пальце, нитки мулине. Показ образцов изделий. Типы канвы для вышивания.
Заключение: Просмотр вышитых картин.
Тема 2: Виды стежков (10 часов)
Цель: Привитие трудовых навыков.
Занятие 2.1: Стежок полукрест (2 часа);
Вводная часть: Вводный инструктаж по технике безопасности.
Основная часть: Знакомство с учебными образцами. Вдевание нитки в иголку. Обучение пользованием пяльцами. Вышивка полукрестом (закрепление нити, протягивание нити из нижнего левого угла в верхний правый)
Заключение: Подведение итогов занятия.
Занятие 2.2: Стежок крестом (2 часа);
Вводная часть: Вводный инструктаж по технике безопасности.
Основная часть: Знакомство с учебными образцами. Вдевание нити в иголку. Обучение пользованием пяльцами. Вышивка крестом (простой крест – это два стежка, наклоненных в противоположную стороны и перекинутых один через другой. Вышивается в 2 этапа. Первый – вышивка полукрест, второй – из нижнего правого угла в верхний левый).
Заключение: Оценка вышитых образцов.
Занятие 2.3: Стежок назад иголку (2 часа);
Вводная часть: Вводный инструктаж по технике безопасности.
Основная часть: Объяснение. Закрепив нить на изнанке, делают стежок назад и под тканью проходят на 2 стежка вперед, возвращаются и прокладывают новый стежок.
Заключение: Оценка вышитых образцов.
Занятие 2.4: Французский узелок (2 часа);
Вводная часть: Вводный инструктаж по технике безопасности.
Основная часть: Вышивка образца простым крестом. Закрепление нити французским узелком. Обучение.
Заключение: Оценка вышитых образцов.
Занятие 2.5: Правило закрепление нити чистая изнанка (2 часа).
Вводная часть: Вводный инструктаж по технике безопасности.
Основная часть: Вышивка простым крестом образца. Замена нити в середине работы. Закрепление нити «Чистая изнанка».
Заключение: Оценка вышитых образцов.
Тема 3: Вышивка простым крестом по рисунку на канве (10 часов).
Цель: Воспитание трудолюбия, чувства прекрасного, положительных эмоций, аккуратности.
Вводная часть: Подбор канвы с рисунком по желанию. Вводный инструктаж по технике безопасности. Подготовка инструментов для вышивания: пяльцы, ножницы, иглы, нитки мулине.
Основная часть: Установка пяльцев на вышивке, подбор нитей мулине подходящих тонов. Вышивка изделия с левого нижнего угла простым крестом по горизонтали. Замена нити в середине работы. Закрепление нити в конце вышивки.
Заключение: Оценка выполненных работ.
Тема 4: Вышивка простым крестом по схеме. Простой узор для прямоугольной салфетки (2 часа).
Цель: Развитие творческой фантазии.
Вводная часть: Вводный инструктаж по технике безопасности. Подготовка рабочего места.
Основная часть: Выбор простой схемы для вышивания. Перенос схемы на бумагу. Разметка канвы. Нахождение середины салфетки. Вышивка узора.
Заключение: Оценка выполненных работ.
Тема 5: Вышивка по схеме. Орнамент в черно – красных тонах (4 часа).
Цель: Развитие художественного вкуса, трудолюбия.
Вводная часть: Вводный инструктаж по технике безопасности. Подготовка рабочего места, инструментов.
Основная часть: Выбор простой схемы для вышивания. Перенос схемы на бумагу. Разметка канвы. Нахождение середины канвы. Вышивка узора.
Заключение: Оценка выполненных работ.
Тема 6: Вышивка по схеме. Угловой орнамент с розой (4 часа).
Цель: Развитие воображения, чувства прекрасного, творческих способностей.
Вводная часть: Вводный инструктаж по технике безопасности. Подготовка рабочего места, инструментов.
Основная часть: Выбор простой схемы вышивания. Перенос схемы на бумагу. Разметка канвы. Нахождение середины канвы. Разметка узора на канве. Подбор ниток мулине и игл. Вышивка узора. Чистая изнанка.
Заключение: Оценка выполненных работ.
Тема 7: Вышивка по схеме. Зимние узоры. Хоровод снежинок (3 часа).
Цель: Развитие художественного вкуса, трудолюбия, аккуратности.
Вводная часть: Вводный инструктаж по технике безопасности. Подготовка рабочего места, инструментов.
Основная часть: Выбор простой схемы вышивания. Перенос схемы на бумагу. Разметка канвы. Нахождение середины канвы. Разметка узора на канве. Подбор ниток мулине и игл. Вышивка узора. Чистая изнанка.
Заключение: Оценка выполненных работ.
Тема 8: Вышивка по выбранным схемам (4 часа).
Цель:
Вводная часть: Вводный инструктаж по технике безопасности. Подготовка рабочего места, инструментов.
Основная часть: Выбор простой схемы вышивания. Перенос схемы на бумагу. Разметка канвы. Нахождение середины канвы. Разметка узора на канве. Подбор ниток мулине и игл. Вышивка узора. Чистая изнанка.
Заключение: Оценка выполненных работ.
Тема 9: Оформление готовых работ (1 час).
Вводная часть: Вводный инструктаж по технике безопасности.
Основная часть: Стирка утюжка готовых изделий. Выбор материалов для изготовления паспарту, рамок. Изготовление паспорту, рамок.
Заключение: Оценка выполненных работ.
Тема 10: Оформление выставки готовых работ. (1 час)
Вводная часть: Вводный инструктаж по технике безопасности.
Основная часть: Отбор лучших работ. Вывешивание на стенд лучших работ.
Заключение: Подведение итогов работ кружка за год. Чествование самых старательных участников кружка.
- Выбор схемы для вышивания. Подбор ниток. Работа с журналами, выбор схемы для вышивания, чтение схем.
- Вышивка по выбранным схемам. Определение центра ткани. Причины неаккуратного выполнения вышивки.
- Оформление готовых работ. Стирка и утюжка вышитого изделия. Выбор материалов для оформления.
- Начало работы. Работа со схемой. Толщина нити.
- Оформление готовых работ. Стирка и утюжка вышитого изделия. Выбор материалов для оформления.
Методическое обеспечение программы
Программа кружка рассчитана на 1 год, 1 раз в неделю. Занятия проводятся в подгруппе по 10 – 12 человек. Продолжительность занятия составляет 45 – 60 минут.
Формы проведения занятий:
- Практические работы;
- Презентации;
- Беседа;
- Рассказ;
- Объяснение.
Результаты данной программы могут быть выявлены с помощью полученного продукта (выставки работ). Занятие вышивкой вызывает у проживающих большой интерес. Кружковые занятия при правильной их постановке имеют большое воспитательное значение.
На занятиях кружка проживающие приобретают умения и навыки вышивания, знакомятся с народной вышивкой, богатством этого вида искусства, разнообразием народных орнаментов, с художественными традициями народов нашей страны, с основами общей и специальной композиции. Усваивают особенности структуры узора, особенности формы и цвета изобразительных мотивов в орнаменте вышивки, значение ритма и симметрии, виды узоров, способы составления несложного орнамента в полосе, квадрате, круге. Все эти знания кружковцы получают посредством анализа произведений прикладного искусства, созданных в народных художественных традициях. Выполнение изделия не должно быть механическим копированием образцов — это творческий процесс. Кружковцы сознательно подходят к выбору узора для того или иного изделия, и самостоятельно составляют несложные рисунки для вышивки.
Программой кружковой работы предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды. В создании тематического вышитого произведения значительную роль играет выбор темы, сюжета. Это могут быть темы литературных произведений, народного фольклора, а также темы, отражающие современные события. Выполнение тематических произведений способствует расширению кругозора, углублению знаний проживающих, развитию фантазии и творческих способностей. В кружке особое внимание уделяется общественно полезному труду.
Программа кружка «Волшебный клубок» предусматривает практическую работу по вышивке, включает самостоятельную работу над орнаментом, перевод рисунка, ознакомление с различными приёмами вышивки, которое осуществляется в процессе выполнения задания.
Для занятий вышивкой необходимо светлое, удобное помещение. Большое значение придается его художественному оформлению. При размещении рабочих столов учитывается направление дневного света, рабочие места должны быть освещены с левой стороны и сверху. Проживающие знакомятся с необходимыми правилами основ безопасности труда, следят за их выполнением.
Для более успешного усвоения материала для занятий нужны наглядные пособия: технические разработки швов, образцы вышивок, готовые изделия.
Подведение итогов годовой работы кружков проводится на отчетной выставке, на которую представляются лучшие работы кружковцев. При отборе и оценке работ учитывается содержание, трудоёмкость, качество, художественная ценность вышивки.
Принципы, лежащие в основы программы:
- Доступность (простота, соответствие индивидуальным особенностям);
- «От простого к сложному».
Основными методами реализации данной программы можно считать:
- метод практического действия
- метод эмоционального воздействия
Материально – техническое обеспечение
- Кружковая комната
- Рабочие столы
- Рабочие инструменты (пяльцы, иглы, ножницы, распарыватель, наперсток, нитки разных цветов)
- Схемы картин
- Образцы работ
Оборудование и инструменты:
пяльцы деревянные круглые (диаметром 20—26 см), нити мулине различных цветов, нитки катушечные для шитья № 40 и 50, ножницы, иглы разные для ручной вышивки, наперстки, калька, миллиметровая бумага, копировальная бумага, сантиметровая лента, булавки, карандаши, канва.
Способы усвоения содержания программы:
- Занимательный способ (формирование интереса к деятельности)
- Репродуктивный способ
- Креативный способ (творческий)
Условие реализации программы:
- Наличие материально технического обеспечения;
- Систематичность проведения кружка;
- Организация и проведение выставок.
Результатом реализации данной программы являются:
- Выставки работ;
- Использование сувениров, панно, картин в качестве подарков;
- Оформление спальных комнат, коридоров социального учреждения.
Список литературы:
1. Максимова, М. В. Вышивка. Первые шаги [Текст]: практ. пособие / М. В. Максимова. – М.: ЭКСМО – Пресс, 1997. – 96 с.
2. Миронова, Т. В., Ермакова, С. О., Доброва, Е. В. Вышивка крестом. Большая коллекция узоров [Текст]: практ. пособие / Т. В. Миронова, С. О. Ермакова, Е. В. Дроброва. – М.: ООО ТД «Изд-во Мир книги», 2008. – 224 с.: ил.
3. Литвинец, Э.Н., Коноплева, Н.П. Учитесь вышивать. Вторая жизнь вещей [Текст]: практ. пособие // Э. Н. Лтвинец, Н. П. Коноплева. – М.: Знание, 1991. – 144 с.
4. Электронные ресурсы:
Вышивка крестом
http://kidsmoy.su/publ/vyshivanie/vyshivka_krestom_vvedenie/vyshivka_krestom/17-1-0-87
http://kotigoroh.ucoz.ru/publ/rukodelie/vyshivanie_krestom/uroki_vyshivanija/8-1-0-68
http://masterclassy.ru/vyshivka/vyshivka-krestom/1716-vyshivanie-krestikom.html
http://vrukodelii.com/vyishivka-krestom-dlya-nachinayushhih/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Шерстяные нити. Часть 2.", урок трудового обучения, 7 класс, адаптированная программа школы YII вида
Презентация может быть использована при изучении раздела "Материаловедение". Урок состоит из двух частей, каждая часть презентации, разделена в свою очередь на три фрагмента. Презентации представляют ...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «РИСУЕМ НИТЯМИ» (изонить)
Данная программа направлена на развитие творческого потенциала и эстетического вкуса детей в процессе освоения техники и технологии «изонити»;расширить и углубить знания и умения полученные на уроках ...
Авторская программа Серебряная нить
Авторская программа Серебряная нить - Вышивка была одним из излюбленных занятий на Руси....
конспект открытого занятия Введение в образовательную программу Серебряная нить
Данный конспект занятия разработан для введения обучающихся в дополнительную общеразвивающую программу Серебряная нить сроком реализации 3 года...
Вариативный блок для обучающихся 3 года обучения по программе "Серебряная нить"
quot;Электронный образовательный ресурс. Обучающая презентация для обучающихся.Предназначена как для самостоятельного изучения данной техники, так и для изучения материала на занятиях декоративно-при...
Дополнительная общеобразовательная программа "Золотая нить"
Рабочая программа...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная нить»
АДООП «Волшебная нить» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, составлена с уч...