Программа кружка "Волшебная нить"
рабочая программа на тему

Пионтковская Алла Владимировна

Программа разработана на основе Типовых программ Министерства Просвещения РФ 1989 год. Первый год обучения программы составлен и изменен на основе содержания первого года обучения типовой программы Е.Г.Вакуленко «Народно – прикладное творчество: Теория, история, практика». Данная программа рассматривается как элемент системы трудового обучения и направлена на получение знаний детьми о декоративно – прикладном творчестве.

Цель программы — развитие художественно – эстетических способностей проживающего посредством включения его в творческое пространство.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_programma.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кружковая программа «Волшебная нить»

Пояснительная записка

        Вышивка — один из самых древних и распространенных видов декоративно – прикладного искусства. Вещи, выполненные со вкусом и мастерством, даже в самом скромном жилище создают атмосферу уюта, изысканности и гармонии. Достоинство этого вида рукоделия – в способности объединять проживающих с разными интересами и отношением к жизни.

        Актуальность программы: вышивка крестом, несомненно, является в настоящее время самой популярной, среди техник вышивания. Именно крестиком удобнее всего воспроизвести на ткани цветочные орнаменты, изображающие изящные стебли или растения, усыпанные розами и гвоздиками или другими стилизованными цветочными мотивами. Образцы современных мастериц представляют нашему взору сокровища народного наследия – крой и чудесные узоры, швы, создавая в нашем воображении новые образцы народного творчества.

        Новизна программы: состоит в том, что реабилитационный процесс осуществляется через развитие мелкой моторики рук проживающих, накопление знаний о народно – прикладном творчестве, возрождение народных традиций (вышивание крестом), приобщение проживающих к истокам русской культуры.

        Цель программы — развитие художественно – эстетических способностей проживающего посредством включения его в творческое пространство.

Задачи:

Обучающие:

  1. Помочь освоить проживающему технику вышивания крестом по канве (техника владения инструментами, композиционное решение, цветовидение);

Коррекционно – развивающие:

  1. Способствовать развитию аналитико – синтетической деятельности мышления на основе работы со схемами, инструкционными картами; координации движений пальцев, мелкой моторики рук, художественного вкуса.

Воспитательные:

  1. Прививать художественный вкус к произведениям декоративно – прикладного  искусства. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, терпение, аккуратность, любовь к декоративно – прикладному искусству.

Программа разработана на основе Типовых программ Министерства Просвещения РФ 1989 год. Первый год обучения программы составлен и изменен на основе содержания первого года обучения типовой программы Е.Г.Вакуленко «Народно – прикладное творчество: Теория, история, практика». Данная программа рассматривается как элемент системы трудового обучения и направлена на получение знаний детьми о декоративно – прикладном творчестве.

        Отличительной особенностью данной программы, от уже существующих, является конечный результат, который позволяет использовать знания и умения для изготовления панно, картин, салфеток для украшения комнат, залов, фойе, подарков для друзей. Раздел «Научение технике креста» реализуется через ознакомление и закрепление правил и техник вышивки (правила закрепления нити, заправление канвы в пяльца; стежок полукрест, стежок назад – вперед иголка, французский узелок, правило «чистой изнанки»). Раздел «Научение вышивке простым крестом по рисунку на канве» реализуется через закрепление видов стежков и подбора ниток. Раздел «Вышивка простым крестом по схеме» реализуется через виды стежков в прямоугольной форме (салфетка). Раздел «Вышивка по схеме в национальном стиле» реализуется через виды стежков и подбора ниток в черно – красных тонах. Раздел «Вышивка по схеме в растительном орнаменте» реализуется через чтение схемы и подбора ниток. Раздел «Вышивка по выбранным схемам» реализуется через чтение индивидуально выбранной схемы.

        В процессе организации творческой деятельности у проживающих совершенствуется умелость, эстетическое восприятие, художественный вкус. Закрепляются трудовые навыки, навыки работы с канвой, основы безопасности жизнедеятельности.

        Программа реализуется в декоративно – прикладном кружке «Волшебная нить», где организуются проживающие от 18 и более лет. Данная программа рассчитана на 1 год обучения. В процессе знакомства с народно – прикладным творчеством воспитатель настраивает проживающих на творческий замысел, на продуктивную деятельность, на результат, выявляя творческие способности каждого проживающего, настрой на деятельность, интерес, субъективный характер деятельности.

        Количественный состав участников по 10 – 12 человек в подгруппе. Занятия проходят 1 раз в неделю. Общая нагрузка: на 1 год обучения 40 часов. Отбор специального материала в рамках реализации данной программы обусловлен его актуальностью в реабилитационном пространстве социального учреждения, художественно – эстетической ценностью, воспитательной направленностью (приобщение к истокам русской культуры) и педагогической целесообразностью. Творческие результаты данной программы представляются на выставках народно – прикладного творчества, конкурсном движении.

Ожидаемые результаты:

Проживающие должны уметь:

- Правильно читать схемы рисунка;

- Уметь вышивать на пяльцах и без них;

- Начинать и заканчивать работу без узелков;

- Выполнять работу качественно и в срок;

- Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка,      используя законы цветоведения;

- Соблюдать правила техники безопасности.

Проживающие должны знать:

- Основы цветовидения;

- Виды ручной вышивки;

- Историю и традиции вышивки;

- Основы материаловедения;

- Способы выдергивания нитей;

- Способы зашивок;

- Способы закрепления нитей;

- Способы вышивания крестом по канве;

- Правила тех. безопасности при работе с иглой для вышивания, ножницами;

- Применение креста, свободных швов;

- Движение и направление нити при застиле узора на ткань (канву).

Прогнозируемые результаты:

На занятиях кружка проживающие знакомятся с видами декоративно – прикладного творчества. Научаются самостоятельно проектировать и выполнять композиции для творческих работ. Предполагаемая работа позволит расширить кругозор проживающих, углубит их познания и творческую активность в области традиционной культуры родного края. В ходе работ проживающие овладеют навыками ручного вышивания, умением организовывать свой досуг.

Оценка полученных знаний:

         Оценка полученных знаний осуществляется по следующим критериям:

- Личностный рост и приобретение определенных навыков;

- Выполнение программы кружка;

- Творческий подход к деятельности;

- Регулярное посещение кружка;

- Степень самостоятельности выполненной работы.

Учебно – тематический план кружка «Волшебный клубок» на 2014 год

План 1 года обучения

Наименование разделов, тем

Кол-во

Теория

Практика

Дата

Примечание

1

Вводное занятие

1

1

-

2

«Научение технике креста»

(виды стежков: стежок полу крест,  стежок крестом, стежок назад иголку,  французский узелок,  правило закрепление нити чистая изнанка)

10

5

5

3

«Научение вышивке простым крестом по рисунку на канве»

10

5

5

4

«Вышивка простым крестом по схеме» (простой узор для прямоугольной салфетки)

2

1

1

5

«Вышивка салфетки в национальном стиле по схеме» (рнамент в черно – красных тонах)

4

2

2

6

«Вышивка по схеме в растительном орнаменте» (угловой орнамент с розой)

4

2

2

7

«Вышивка по индивидуально выбранной схеме»

7

3,5

3,5

8

Оформление готовых работ

1

0,5

0,5

9

Оформление выставки готовых работ

1

-

1

Итого:

40

20

20

Содержание программы

Тема 1: Вводное занятие (1 час).

Цель: Формирование у проживающих социальных знаний, умений и навыков.

Вводная часть: Виды декоративно – прикладного искусства.

Основная часть: Задачи и планы кружка. Правила поведения. Требования по технике безопасности при работе с инструментами. Материалы для кружка: канва, иглы, пальце, нитки мулине. Показ образцов изделий. Типы канвы для вышивания.

Заключение: Просмотр вышитых картин.

Тема 2: Виды стежков (10 часов)

Цель: Привитие трудовых навыков.

Занятие 2.1: Стежок полукрест (2 часа);

Вводная часть: Вводный инструктаж по технике безопасности.

Основная часть: Знакомство с учебными образцами. Вдевание нитки в иголку. Обучение пользованием пяльцами.  Вышивка полукрестом (закрепление нити, протягивание нити из нижнего левого угла в верхний правый)  

Заключение: Подведение итогов занятия.

Занятие 2.2: Стежок крестом (2 часа);

Вводная часть: Вводный инструктаж по технике безопасности.

Основная часть: Знакомство с учебными образцами. Вдевание нити в иголку. Обучение пользованием пяльцами. Вышивка крестом (простой крест – это два стежка, наклоненных в противоположную стороны и перекинутых один через другой. Вышивается в 2 этапа. Первый – вышивка полукрест, второй – из нижнего правого угла в верхний левый).

Заключение: Оценка вышитых образцов.

Занятие  2.3: Стежок назад иголку (2 часа);

Вводная часть: Вводный инструктаж по технике безопасности.

Основная часть: Объяснение. Закрепив нить на изнанке, делают стежок назад и под тканью проходят на 2 стежка вперед, возвращаются и прокладывают новый стежок.

Заключение: Оценка вышитых образцов.

Занятие 2.4: Французский узелок (2 часа);

Вводная часть: Вводный инструктаж по технике безопасности.

Основная часть: Вышивка образца простым крестом. Закрепление нити французским узелком. Обучение.    

Заключение: Оценка вышитых образцов.

Занятие 2.5: Правило закрепление нити чистая изнанка (2 часа).

Вводная часть: Вводный инструктаж по технике безопасности.

Основная часть: Вышивка простым крестом образца. Замена нити в середине работы. Закрепление нити «Чистая изнанка».

Заключение: Оценка вышитых образцов.

Тема 3: Вышивка простым крестом по рисунку на канве (10 часов).

Цель: Воспитание трудолюбия, чувства прекрасного, положительных эмоций, аккуратности.

Вводная часть: Подбор канвы с рисунком по желанию. Вводный инструктаж по технике безопасности. Подготовка инструментов для вышивания: пяльцы, ножницы, иглы, нитки мулине.

Основная часть: Установка пяльцев на вышивке, подбор нитей мулине подходящих тонов. Вышивка изделия с левого нижнего угла простым крестом по горизонтали. Замена нити в середине работы. Закрепление нити в конце вышивки.

Заключение: Оценка выполненных работ.

Тема 4: Вышивка простым крестом по схеме. Простой узор для прямоугольной салфетки (2 часа).

Цель: Развитие творческой фантазии.

Вводная часть: Вводный инструктаж по технике безопасности. Подготовка рабочего места.

Основная часть: Выбор простой схемы для вышивания. Перенос схемы на бумагу. Разметка канвы. Нахождение середины салфетки. Вышивка узора.

Заключение: Оценка выполненных работ.

Тема 5: Вышивка по схеме. Орнамент в черно – красных тонах (4 часа).

Цель: Развитие художественного вкуса, трудолюбия.

Вводная часть: Вводный инструктаж по технике безопасности. Подготовка рабочего места, инструментов.

Основная часть: Выбор простой схемы для вышивания. Перенос схемы на бумагу. Разметка канвы. Нахождение середины канвы. Вышивка узора.

Заключение: Оценка выполненных работ.

Тема 6: Вышивка по схеме. Угловой орнамент с розой (4 часа).

Цель: Развитие воображения, чувства прекрасного, творческих способностей.

Вводная часть: Вводный инструктаж по технике безопасности. Подготовка рабочего места, инструментов.

Основная часть: Выбор простой схемы вышивания. Перенос схемы на бумагу. Разметка канвы. Нахождение середины канвы. Разметка узора на канве. Подбор ниток мулине и игл. Вышивка узора. Чистая изнанка.

Заключение: Оценка выполненных работ.

Тема 7: Вышивка по схеме. Зимние узоры. Хоровод снежинок (3 часа).

Цель:  Развитие художественного вкуса, трудолюбия, аккуратности.

Вводная часть: Вводный инструктаж по технике безопасности. Подготовка рабочего места, инструментов.

Основная часть: Выбор простой схемы вышивания. Перенос схемы на бумагу. Разметка канвы. Нахождение середины канвы. Разметка узора на канве. Подбор ниток мулине и игл. Вышивка узора. Чистая изнанка.

Заключение: Оценка выполненных работ.

Тема 8: Вышивка по выбранным схемам (4 часа).

Цель: 

Вводная часть: Вводный инструктаж по технике безопасности. Подготовка рабочего места, инструментов.

Основная часть: Выбор простой схемы вышивания. Перенос схемы на бумагу. Разметка канвы. Нахождение середины канвы. Разметка узора на канве. Подбор ниток мулине и игл. Вышивка узора. Чистая изнанка.

Заключение: Оценка выполненных работ.

Тема 9: Оформление готовых работ (1 час).

Вводная часть: Вводный инструктаж по технике безопасности.

Основная часть: Стирка утюжка готовых изделий. Выбор материалов для изготовления паспарту, рамок. Изготовление паспорту, рамок.

Заключение: Оценка выполненных работ.

Тема 10: Оформление выставки готовых работ. (1 час)

Вводная часть: Вводный инструктаж по технике безопасности.

Основная часть: Отбор лучших работ. Вывешивание на стенд лучших работ.

Заключение: Подведение итогов работ кружка за год. Чествование самых старательных участников кружка.

- Выбор схемы для вышивания. Подбор ниток. Работа с журналами, выбор схемы для вышивания, чтение схем.

- Вышивка по выбранным схемам. Определение центра ткани. Причины неаккуратного выполнения вышивки.

- Оформление готовых работ. Стирка и утюжка вышитого изделия. Выбор материалов для оформления.

- Начало работы. Работа со схемой. Толщина нити.

- Оформление готовых работ. Стирка и утюжка вышитого изделия. Выбор материалов для оформления.

Методическое обеспечение программы

        Программа кружка рассчитана на 1 год, 1 раз в неделю. Занятия проводятся в подгруппе по 10 – 12 человек. Продолжительность занятия составляет 45 – 60 минут.

Формы проведения занятий:

- Практические работы;

- Презентации;

- Беседа;

- Рассказ;

- Объяснение.

Результаты данной программы могут быть выявлены с помощью полученного продукта (выставки работ). Занятие вышивкой вызывает у проживающих большой интерес. Кружковые занятия при правильной их постановке имеют большое воспитательное значение.

        На занятиях кружка проживающие приобретают умения и навыки вышивания, знакомятся с народной вышивкой, богатством этого вида искусства, разнообразием народных орнаментов, с художественными традициями народов нашей страны, с основами общей и специальной композиции. Усваивают особенности структуры узора, особенности формы и цвета изобразительных мотивов в орнаменте вышивки, значение ритма и симметрии, виды узоров, способы составления несложного орнамента в полосе, квадрате, круге. Все эти знания кружковцы получают посредством анализа произведений прикладного искусства, созданных в народных художественных традициях.        Выполнение изделия не должно быть механическим копированием образцов — это творческий процесс. Кружковцы сознательно подходят к выбору узора для того или иного изделия, и самостоятельно составляют несложные рисунки для вышивки.

        Программой кружковой работы предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды. В создании тематического вышитого произведения значительную роль играет выбор темы, сюжета. Это могут быть темы литературных произведений, народного фольклора, а также темы, отражающие современные события. Выполнение тематических произведений способствует расширению кругозора, углублению знаний проживающих, развитию фантазии и творческих способностей. В кружке особое внимание уделяется общественно полезному труду.

        Программа кружка «Волшебный клубок» предусматривает практическую работу по вышивке, включает самостоятельную работу над орнаментом, перевод рисунка, ознакомление с различными приёмами вышивки, которое осуществляется в процессе выполнения задания.

        Для занятий вышивкой необходимо светлое, удобное помещение. Большое значение придается его художественному оформлению. При размещении рабочих столов учитывается направление дневного света, рабочие места должны быть освещены с левой стороны и сверху. Проживающие знакомятся с необходимыми правилами основ безопасности труда, следят за их выполнением.

        Для более успешного усвоения материала для занятий нужны наглядные пособия: технические разработки швов, образцы вышивок, готовые изделия.

        Подведение итогов годовой работы кружков проводится на отчетной выставке, на которую представляются лучшие работы кружковцев. При отборе и оценке работ учитывается содержание, трудоёмкость, качество, художественная ценность вышивки.  

Принципы, лежащие в основы программы:

- Доступность (простота, соответствие индивидуальным особенностям);

- «От простого к сложному».

Основными методами реализации данной программы можно считать:

- метод практического действия

- метод эмоционального воздействия

Материально – техническое обеспечение

  • Кружковая комната
  • Рабочие столы
  • Рабочие инструменты (пяльцы, иглы, ножницы, распарыватель, наперсток, нитки разных цветов)
  • Схемы картин
  • Образцы работ

Оборудование и инструменты:

пяльцы деревянные круглые (диаметром 20—26 см), нити мулине различных цветов, нитки катушечные для шитья № 40 и 50, ножницы, иглы разные для ручной вышивки, наперстки, калька, миллиметровая бумага, копировальная бумага, сантиметровая лента, булавки,  карандаши, канва.

Способы усвоения содержания программы:

  • Занимательный способ (формирование интереса к деятельности)
  • Репродуктивный способ
  • Креативный способ (творческий)

Условие реализации программы:

  • Наличие материально технического обеспечения;
  • Систематичность проведения кружка;
  • Организация и проведение выставок.

Результатом реализации данной программы являются:

  • Выставки работ;
  • Использование сувениров, панно, картин в качестве подарков;
  • Оформление спальных комнат, коридоров социального учреждения.

Список литературы:

1. Максимова, М. В. Вышивка. Первые шаги [Текст]: практ. пособие / М. В. Максимова. – М.: ЭКСМО – Пресс, 1997. – 96 с.

2. Миронова, Т. В., Ермакова, С. О., Доброва, Е. В. Вышивка крестом. Большая коллекция узоров [Текст]: практ. пособие / Т. В. Миронова, С. О. Ермакова, Е. В. Дроброва. – М.: ООО ТД «Изд-во Мир книги», 2008. – 224 с.: ил.

3. Литвинец, Э.Н., Коноплева, Н.П. Учитесь вышивать. Вторая жизнь вещей [Текст]: практ. пособие // Э. Н. Лтвинец, Н. П. Коноплева. – М.: Знание, 1991. – 144 с.

4. Электронные ресурсы:

Вышивка крестом

http://kidsmoy.su/publ/vyshivanie/vyshivka_krestom_vvedenie/vyshivka_krestom/17-1-0-87

http://vishivalochka.com.ua/

http://kotigoroh.ucoz.ru/publ/rukodelie/vyshivanie_krestom/uroki_vyshivanija/8-1-0-68

http://masterclassy.ru/vyshivka/vyshivka-krestom/1716-vyshivanie-krestikom.html

http://vrukodelii.com/vyishivka-krestom-dlya-nachinayushhih/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Шерстяные нити. Часть 2.", урок трудового обучения, 7 класс, адаптированная программа школы YII вида

Презентация может быть использована при изучении раздела "Материаловедение". Урок состоит из двух частей, каждая часть презентации, разделена в свою очередь на три фрагмента. Презентации представляют ...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «РИСУЕМ НИТЯМИ» (изонить)

Данная программа направлена на развитие творческого потенциала и эстетического вкуса детей в процессе освоения техники и технологии «изонити»;расширить и углубить знания и умения полученные на уроках ...

Авторская программа Серебряная нить

Авторская программа Серебряная нить - Вышивка была одним из излюбленных занятий на Руси....

конспект открытого занятия Введение в образовательную программу Серебряная нить

Данный конспект занятия разработан для введения обучающихся в дополнительную общеразвивающую программу Серебряная нить сроком реализации 3 года...

Вариативный блок для обучающихся 3 года обучения по программе "Серебряная нить"

quot;Электронный образовательный ресурс. Обучающая презентация для обучающихся.Предназначена как для самостоятельного изучения данной техники, так и для изучения материала на занятиях декоративно-при...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная нить»

АДООП «Волшебная нить»  разработана  в  соответствии  с  Законом  РФ  «Об  образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, составлена с уч...