Его величество - Фортепиано
классный час по теме

Марменкова Елена Петровна

 

 Рояль много клавиш имеет и струн.

У каждой струны - молоточек-игрун.

У клавиш два цвета черный и белый.

Медведь на рояле играет умело.

А по-другому рояль зовут странно,

Чудно, непонятно - фортепиано.

И пианино его называют.

Форте - громко обозначает.

А пиано - тихо, тихонько,

Клавиш коснись рукою легонько.

Слышишь, рояль начинает звучать?

И громко и тихо может играть.

Посмотри-ка, у рояля  крышка есть и есть педали,

На спине крыло большое, Словно парус над волною.

Много черных, белых клавиш -

Сразу все не сосчитаешь! Вот рояль, большой и важный,

На эстраде встал отважно.

Его крышка вверх  стремится, Как крыло огромной птицы.

 

На нём можно всё играть, Только много нужно знать.

Виртуозные пассажи сыграть могут дети даже.

             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenennyy.docx35.12 КБ
Файл slaydd1.docx1.04 МБ

Предварительный просмотр:

                    Его величество – фортепиано

                                              Концертный номер:  Боккерини Менуэт

                                             исполняют:  Поплевина Лера

                                                                      Гармаева Дари

                                           Добрый вечер, дорогие друзья!

       Сегодня в нашем концерте пойдет речь об инструменте, без которого не может обойтись ни один концерт классической и популярной музыки, который при случае может заменить целый оркестр, а своим внешним видом украсить любой концертный зал. Имя ему – рояль!

      Этому  уникальному инструменту более 300 лет.

       Рояль в переводе с французского означает «король», «королевский». Такое величественное название соответствует великолепному звучанию этого инструмента, его огромному диапазону. Он охватывает весь спектр звучания всех инструментов в оркестре!

 У каждой вещи есть своя история, есть она и у фортепиано. Знать ее  несомненно не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разбираться в музыкальных стилях и понимать содержание того или иного произведения.

Сегодня мы  узнаем, как произошло фортепиано, и кто был его предшественниками.

Рисунок №3

  Этот музыкальный инструмент имеет богатую и длинную историю. Несмотря на то, что изобретение его относят к XVIII столетию, у фортепиано имеется множество предшественников и "прямых родственников". Данный инструмент относят к группе "клавишно-струнных ,  молоточковых ударных".

       Так что же за родословная у нашего избранника?

А история такая…

Рисунок №4

   Первым музыкантом в  древности был Орфей.

 Заслышав чарующие звуки его золотой лиры, становились послушными дикие звери, раздвигались скалы, деревья склоняли свои ветви. Его самым любимым инструментом была лира.

Рисунок №5

       Лира и кифара были первыми музыкальными инструментами. Лира не имела резонансного ящика и поэтому звучала негромко.

Это древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет плоский корпус округлой формы, 7—11 струн Игрой на Лире сопровождали исполнение произведений эпической и лирической поэзии (отсюда возникновение термина "лирика")

Лира — эмблема или символ искусства.

Кифара - древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент, самая важная в античности разновидность лиры.

Кифара — один из самых распространённых музыкальных инструментов в Древней Греции. На кифаре играли только мужчины, извлекая звуки костяным плектром (крепился к инструменту шнурком). Кифара имела плоский тяжелый деревянный корпус с прямыми или фигурными очертаниями; к корпусу крепились струны. В классической кифаре VI-V вв. до н.э. (впрочем, как и на всякой другой лире того времени) было семь струн их количество увеличилось до 11-12 применялась как сольный или аккомпанирующий инструмент. Певца, аккомпанирующего себе на кифаре, называли кифаредом.

 Известно большое семейство клавишно-струнных щипковых инструментов. Они различаются по размеру, форме и звуковым (красочным) ресурсам. Едва ли не каждый мастер, изготавливавший в старину такие инструменты, стремился внести что-то свое в их конструкцию

Одним из первых шагов на пути к рождению фортепиано был монохорд.

Рисунок №6

        Монохорд – однострунный музыкальный инструмент, представляющий собой деревянный прямоугольный ящик, над верхней плоскостью которого крепилась единственная струна (отсюда и его название: «моно» по-гречески «одна», «хорд» - «струна»). Звук в монохорде извлекался ударом молоточка или защипыванием струны.

      Дульцимер , и цимбалы – так именовались в разных концах света разновидности монохорда

Рисунок№7

Рисунок №8        

       Далее первые клавишные потомки монохорда уступили место клавикорду.

Одним из старейших клавишных инструментов является КЛАВИКОРД. Впервые название «клавикорд » упоминается в документах 1396 года, а самый старый сохранившийся инструмент был создан в 1543 году.

Перевести  название Клавикорд  можно так  -  «клавишеструнник».   История первого клавишеструнника началась в одиннадцатом веке. Это был инструмент, чрезвычайно простой и в то же время обладающий нежным серебристым звучанием

Услышать  клавикорд  сегодня, увы , невозможно. Увидеть его  можно только в музее, но там, сами понимаете, не только играть на нем, но и прикасаться     к нему нельзя. Пока для нас  этот инструмент только история.

Выпадет возможность побывать в каком-нибудь из музыкальных музеев -   обязательно найдите там клавикорд.

Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей.

Клавикорд имел очень простое устройство.

Рисунок №9

При нажатии на клавишу маленький медный квадратик под названием тангент ударял струну. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, в то время как у современного фортепиано на каждую клавишу бывает до трех струн

 Стоило музыканту отнять палец, как тангент своим весом опускал дальний конец клавиши, и она принимала первоначальное положение.

От последующих струнно-клавишных инструментов клавикорд отличался главным образом своим звучанием, которого не было  ни в каком другом инструменте. Может быть, и жив был бы клавикорд до сих пор, если бы не его слишком тихий звук. Тут он не выдерживал конкуренции ни с клавесином, ни тем более с фортепиано, хотя довольно долго еще продолжал существовать бок о бок со своими более молодыми собратьями.

. Будучи очень тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуендо.

 Рисунок №10

 Рисунок №11

       Ему предстояло продолжить эстафету клавишных инструментов. Легкого прикосновения к клавише было достаточно, чтобы извлечь звук.

  Струны клавикорда располагались параллельно линии клавиатуры. От их числа зависела ширина инструмента. Все струна настраивались одинаково, т.е. звучали в унисон.

 Выпадет возможность побывать в каком-нибудь из музыкальных музеев -   обязательно найдите там клавикорд

 Самым распространенным инструментом 17 века стал орган.

Рисунок №12

Орган (лат. organum) — самый большой клавишный духовой музыкальный инструмент, который звучит при помощи труб (металлических, деревянных, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые с помощью мехов нагнетается воздух.

Зародыш органа можно видеть в флейте Пана, а также в волынке. Считается, что орган (гидравлос; также hydraulikon, hydraulis — «водный орган») изобрёл грек Ктезибий, живший в Александрии Египетской в 296 – 228 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона.

Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы — в VII и VIII веках. Папа Виталиан (666 год) ввёл орган в католическую церковь. В VIII веке Византия славилась своими органами.

Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке. В XIV веке в органе появилась педаль, то есть клавиатура для ног.

Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками.

Композиторы, писавшие для органа:

 Иоганн Себастьян Бах

Иоганн Адам Рейнкен

Иоганн Пахельбель

Дитрих Букстехуде

Джироламо Фрескобальди

Иоганн Якоб Фробергер

Георг Фридрих Гендель

Генри Пёрселл

Винцент Любек

Доминико Циполи

Сезар  Франк                                            

                                                                       Концертный номер

                                                                       И.С.Бах        Инвенция h-moll

                                                                       Исполняет   Гармаева Дари

                                                                       И.С.Бах        Маленькая прелюдия  C-Dur

                                                                                              Поплевина Лера (переключить  на звучание клавесина, органа)

       А между тем рядом с ним существовал более звучный его собрат. В Италии его называли чембало, в Германии – флюгель, в Англии – арпсихорд, а во Франции – клавесин.

                                                                     Моцарт Менуэт

                                                                     Исполняет: Суворова Лиза

Рисунок №13

КЛАВЕСИН   это   клавишный музыкальный инструмент. Его изобрели примерно в 1511 году в Италии. Из всех типов клавишно-струнных щипковых инструментов клавесин самый большой и самый сложный Клавесин имеет форму продолговатого треугольника..

       XVII век – расцвет клавесинного искусства. Появились инструменты с несколькими клавиатурами, располагавшимися террасообразно, как у органа.

Рисунок №14

  Если на органах играли в соборах во время богослужений, клавикордом пользовались дома, то в салонах – залах-гостиных богатых вельмож – безраздельно царил клавесин. Роскошным становится и внешний вид инструмента

Одно из самых ранних изображений клавесина мы можем увидеть  в «Веймарской книге чудес» (1440).

Рисунок 15

Струны  клавесина расположены горизонтально, параллельно клавишам. Звук извлекается при помощи перышка.

 Клавесин издает яркие звуки, которые в отличие от клавикорда, имеют более отрывистый и не такой выразительный характер. Плавное увеличение и уменьшение громкости на клавесине невозможно. Для изменения силы и звука, используются специальные  ручные и ножные переключатели.

Рисунок №16

Типичный  клавесин  имеет 2 клавиатуры, которые называются мануалами.

Они  расположены одна сверху другой. К началу XVII века клавесин стал иной формы. Он приобрел  треугольную крыловидную форму, при этом он мог содержать в себе около трех клавиатур, которые были расположены одна сверху другой. Клавесин

украшали с

помощью красивых изображений, резьбой.

 Рисунок №17

Перед вами разновидность клавесинов – Французкие клавесины

. Рисунок№18

       Это  Спинет — небольшой домашний клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность клавесина. Имеет один мануал и один ряд струн. В отличие от других разновидностей клавесина струны спинета натянуты по диагонали слева направо.

Рисунок №19

Это композиторы клавесинисты, многих вы уже знаете, так как исполняли их произведения

Это Франсуа Куперен , Доменико Скарлатти, И. С. Бах, Карл Эмануэль Бах, Ванда

Ландовска.

Рисунок №20

Так выглядит современный клавесин

Рисунок 21

Все же необходимо отметить, что, несмотря на падение своей популярности, клавесин не исчез со сцены совсем. Его нежное звучание и сегодня можно услышать на концертах старинной музыки. Композиторы продолжают писать музыку для этого инструмента, клавесины производятся в достаточно больших количествах.

Бартоломео Кристофори (1655 - 1731) - итальянский   музыкальный мастер - изобретатель фортепьяно.

Рисунок №22

Изобретение фортепиано в начале XVIII столетия стало поворотным моментом в истории европейской культуры. Фортепиано полностью изменило характер музыкальной культуры западной цивилизации. На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте

. Был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы  

В 1709 году в мастерской итальянца Бартоломео Кристофори перышко, которое извлекало звук струн клавесина, было заменено молоточком, и это дало возможность варьировать силу звука. Громко по-итальянски звучит как форте, тихо-пиано. Так и родилось название «фортепиано», объединяющее современные клавишные инструменты – пианино и рояль.

В 1709  итальянский мастер - Бартоломео Кристофори изобрел совершенно новый клавишный инструмент. Инструмент который способен вызвать у слушателя поток эмоций.", Бартоломео Кристофори назвал свое изобретение такgravicembalo col piano e forteчто означало «Клавишный инструмент, играющий нежно и громко» Это название затем было сокращено, и появилось слово  ФОРТЕПИАНО.

Звук в инструменте  извлекался деревянными молоточками обтянутыми войлоком.Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию и издавая новый в отличие от клавесина мягкий звук.

В  1709 году клавиатура фортепиано состояла всего  из 4 октав,  к 19 веку количество октав было доведено до семи, с самой низкой нотой,  Ля. Измененная версия инструмента с 88  клавишами – это тот инструмент, который мы знаем как современное фортепьяно.

       Всеобщее признание к роялю пришло не сразу. Еще сто лет он жил в тени клавесина. Но время шло… Начали появляться большие концертные залы, так как любителей послушать хорошую красивую музыку становилось все больше. Композиторы различных стран стали дарить роялю свои лучшие сочинения, а любители фортепианной музыки повсюду встречали его восторженными аплодисментами.  

Когда фортепиано впервые заявило о себе, в Европе царила эпоха рококо (1725-1775) -- период, переходный от барокко к классицизму. В период классицизма фортепиано стало популярным инструментом домашнего музицирования и концертного исполнения. Фортепиано как нельзя более подходило для исполнения появившегося в это время жанра сонаты, ярким образцом которого являются произведения Клементи и Моцарта.

       В.А. Моцарт в юности играя лишь на клавесине, стал играть на фортепиано и сочинять музыку, которая могла показать инструмент во всем блеске. Моцарт был первым из великих музыкантов, кто выступал в концертах перед публикой, играя на фортепиано.

  Рисунок 23,24                                      

                                                                                А. Моцарт Соната D- dur                                                                                            

                                                                                Исполняет : Русакова Маша                                                                                          

                                                                                 Моцарт Симфония №40                                                                                          

                                                                                 Исполняет: Белов Саша

       Но «сдался» клавесин лишь при Бетховине старенький тихоголосый клавесин не выдерживал звукового шквала напористой и мощной музыки великого маэстро.

.Очевидно, что появление фортепиано - казалось бы такое незначительное событие - стало поворотным моментом в истории искусства. Это изобретение изменило характер всей европейской музыки, которая является важной частью всей мировой культуры. За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями.

                                                                   

                                                                             Бетховен Богатель                                                                  

                                                                             Исполняет: Литвинцева Настя

Рисунок №25

        К концу 18 века фортепиано полностью вытесняет клавесин, становясь, благодаря творчеству Гайдна, Моцарта, Бетховена, а позднее Шопена, Шумана, Листа и других композиторов, самым популярным

музыкальным инструментом

Рисунок№. 26                                                                

                                                                                                                                                   Шопен Забытый вальс                                                                

Исполняет Белова Настя

       Хотя рояль всегда был самодостаточным инструментом, многие композиторы любили использовать игру на нем в музыкальных произведениях для сопровождения игры на других музыкальных инструментах или пения.                                                                                                                                                                                                     Шишкин романс « Ночь светла»                                                                    исполняют : Толстоухова Софья,

                      Гришко Олеся

                       иллюстрирует: Верещагина Н.А.

Рисунок №27

 Это вид современного фортепиано

Рисунок №28

Внутри фортепиано находится множество молоточков, которые при нажатии клавиши ударяются о струны образуя музыкальные звуки. Звук в инструменте  извлекался деревянными молоточками обтянутыми войлоком.Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию и издавая новый в отличие от клавесина мягкий звук.

К 19 веку появилось первое вертикальное фортепиано.

Рисунок №29

В последующие годы улучшение конструкции фортепиано было связано с эволюцией клавишного механизма, введением чугунной рамы, педалей, увеличением диапазона, изменением расположения струн. Над клавишным механизмом в разное время работали К. Г. Шрётер, И. А. Зильберманн, И. А. Штейн, И. А. Штрейхер, И. К. Цумпе, А. Беккерс, Ю. Блютнер.

С начала изобретения фортепиано и по сегодняшний день во всем мире работали более 20 000 фортепианных мастеров и фирм.

Фортепиано делятся на рояли — инструменты с горизонтальным расположением струн — и пианино с вертикальным. Самое замечательное в фортепиано - это способность резонировать и  его большой динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная  рама позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте. Другое отличие фортепиано от его предшественников - это способность звучать не только тихо и громко, но и делать крещендо и диминуэндо, менять динамику внезапно или постепенно

Первое известное вертикальное фортепиано приписывается к Э. Фридеричи (Гера, Германия), создавшего его в 1745г.

К разновидностям вертикальных фортепиано  относятся— пирамидальное, пиано-лира, пиано-бюро, пиано-арфа и др.

 Рисунок №30

   (Пирамидальное фортепиано из музея Волконских в Иркутске)

Рояль « Жираф»

Многие композиторы XIX и XX века писали для фортепиано. Их привлекают его огромные, поистине безграничные возможности. Его диапазон включает в себя диапазоны почти всех остальных музыкальных инструментов. Сила звука может быть самой различной, от легчайшего пианиссимо до мощного фортиссимо. На фортепиано исполняют и певучие мелодии, и многозвучные аккорды, и виртуозные пассажи. Инструмент может звучать нежно, как флейта, а может, и как целый оркестр.

Благодаря тому, что фортепиано теперь можно было услышать не только в дворцах знати, круг любителей фортепианной музыки начал расширяться. Все больше и больше людей были готовы платить за то, чтобы услышать того или иного солиста. Это вызывало потребность во все новых и новых произведениях для фортепиано, росло количество композиторов, получавших признание благодаря музыке для фортепиано

Много русских, зарубежных . а теперь уже и современников писали и пишут произведения для фортепиано.

Наиболее часто исполняемые произведения в детской музыкальной школе таких композиторов :  

Рисунок №31

Петр Ильич Чайковский

Кабалевский  Клоуны

 Исполняет Бельгаева Юля

 Чайковский Адажио из балета   « Щелкунчик»                                                                                               Исполняет Батодоржиева Алтан- Зула

Рисунок №32

Александр Гедике

 Гедике Александр Федорович – русский  композитор, пианист, органист и педагог. Окончив  Московскую консерваторию, 50 лет был профессором по классу фортепиано.

Большой популярностью пользуются его произведения для юных исполнителей.                                                                                                                                     Гедике  Гроза

исполняет : Петоросян Лия

Рисунок№33,34

Дмитрий Кабалевский  

Дмитрий Кабалевский - русский композитор, педагог. Окончил Московскую консерваторию. С самого начала творческой деятельности большой интерес проявлял к детской тематике произведений                                                              

 Коровицын Дождик

 Исполняет Казарян Анжела

Фортепиано или как его иначе называют пианино  вы, можете встретится с ним в  школе или клубе, у некоторых из вас оно есть дома. Пианино гораздо скромнее своего «знатного» родственника. РОЯЛЯ. Конечно вы знакомы с этим инструментом. Его можно увидеть в концертных залах, в музыкальной школе. Его вы видите на экранах телевизоров.

 Рисунок №35

Он, большой и важный  (по-французски royal - королевский) с корпусом в виде крыла.  Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна полная, мощная звучность. Иногда  у него поднимают крышку, и рояль становится похожим на огромную диковинную птицу, взмахнувшую крылом.

Халимов Баба Яга

 исполняет: Тимофеева Оля

В XX веке появились принципиально новые инструменты — электронное пианино, которое подражает весам стандартного фортепьяно, и использует цифровые образцы

Рисунок №36

Имея только один инструмент, в памяти которого записаны звуки всех существующих музыкальных инструментов, а также звуки, не имеющие естественных аналогов в мире, музыкант способен составить оркестровую композицию со спецэффектами, ударными инструментами и наложением записи исполнения.

 Рисунок №37

       Несмотря на такие уникальные возможности электронного пианино и синтезатора, большинство музыкантов предпочитают живой звук!

 (Звучит песня  « Старый рояль»)

Рисунок №38

Рояль

Мы сегодня увидали

Городок внутри рояля.

Целый город костяной,

Молотки стоят горой.

Блещут струны жаром солнца,

Всюду мягкие суконца,

Что ни улица — струна

В этом городе видна.

                            (Осип Мандельштам)

       Сегодня мы с вами еще раз насладились звуками одного из самых востребованных и любимых инструментов человечества – фортепиано.

  Это поистине универсальный инструмент, который помогает нам ощутить великую радость от общения с музыкой.                                                                    

                                                        Список используемой литературы

1.        Алексеев А.Д. История фортепианного искусства, ч. 1-2, М., 1962-67.

2.        Алексеев А.Д. Музыкально-исполнительское искусство конца XIX – первой  

          половины ХХ века. - М., 1995. - 328 с. (Глава III)

3.        Бражникова М. Фортепиано. М., 1967

4.        Газарян С. В мире музыкальных инструментов: Книга для учащихся старших

          классов. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 1989. – 192.

5.        Гельберквит М. Рождение фортепиано – М.: Детская литература, 1984.  

6.        Зимин П. История фортепиано и его предшественников. М., 1968

7.        Зильберквит М. А. Рождение фортепиано / Зильберквит М. А.. - М.: П. Юргенсон,  

          2010 - 96 с.: ил.

8.        История изобретения фортепиано (рояля, пианино)/ источник: nastroika.nm/ru.-

          www/dudkaland/ru/st19.html

9.        Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах – М.: Всесоюзное издательство

          советских композиторов. 1986.

10.        Об истории изобретения фортепиано – http://euro-piano.ru/reviews/

11.        Энциклопедия для детей. Искусство. Аванта +. Москва, 2001 год.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

лекция -концерт "Его величество Фортепиано"

Лекция-Концерт «Его величество ФОРТЕПИАНО» Учитель: У каждой вещи есть своя история, есть она и у фортепиано. Знать ее несомненно не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разб...

лекция -концерт "Его величество Фортепиано"

Лекция-Концерт «Его величество ФОРТЕПИАНО» Учитель: У каждой вещи есть своя история, есть она и у фортепиано. Знать ее несомненно не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разб...

Классный час "Его величество - фортепиано"

На классном часе знакомили с происхождением инструмента фортепиано....

Интегрированный урок биологии и истории "Ее Величество Екатерина Вторая, ее величество прививка!"

Расширение и углубление знаний учащихся по теме «Российская наука в 18 веке»; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции; разви...

Технологическая карта интегрированного урока истории и биологии 8 класс "ЕЁ Величество Екатерина II - её величество прививка"

Расширение и углубление знаний учащихся по теме «Российская наука в 18 веке»; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции; разви...