Классный час "Его величество - фортепиано"
классный час на тему

Дорожкина Римма Николаевна

На классном часе знакомили с происхождением инструмента фортепиано.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_ego_velichestvo_fortepiano.docx33.86 КБ

Предварительный просмотр:

                    Его величество – фортепиано

                                              Концертный номер:  Боккерини Менуэт

                                           Добрый вечер, дорогие друзья!

       Сегодня в нашем концерте пойдет речь об инструменте, без которого не может обойтись ни один концерт классической и популярной музыки, который при случае может заменить целый оркестр, а своим внешним видом украсить любой концертный зал. Имя ему – рояль!

      Этому  уникальному инструменту более 300 лет.

       Рояль в переводе с французского означает «король», «королевский». Такое величественное название соответствует великолепному звучанию этого инструмента, его огромному диапазону. Он охватывает весь спектр звучания всех инструментов в оркестре!

 У каждой вещи есть своя история, есть она и у фортепиано. Знать ее  несомненно не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разбираться в музыкальных стилях и понимать содержание того или иного произведения.

Сегодня мы  узнаем, как произошло фортепиано, и кто был его предшественниками.

  Этот музыкальный инструмент имеет богатую и длинную историю. Несмотря на то, что изобретение его относят к XVIII столетию, у фортепиано имеется множество предшественников и "прямых родственников". Данный инструмент относят к группе "клавишно-струнных ,  молоточковых ударных".

       Так что же за родословная у нашего избранника?

А история такая…

   Первым музыкантом в  древности был Орфей.

 Заслышав чарующие звуки его золотой лиры, становились послушными дикие звери, раздвигались скалы, деревья склоняли свои ветви. Его самым любимым инструментом была лира.

       Лира и кифара были первыми музыкальными инструментами. Лира не имела резонансного ящика и поэтому звучала негромко.

Это древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет плоский корпус округлой формы, 7—11 струн Игрой на Лире сопровождали исполнение произведений эпической и лирической поэзии (отсюда возникновение термина "лирика")

Лира — эмблема или символ искусства.

Кифара - древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент, самая важная в античности разновидность лиры.

Кифара — один из самых распространённых музыкальных инструментов в Древней Греции. На кифаре играли только мужчины, извлекая звуки костяным плектром (крепился к инструменту шнурком). Кифара имела плоский тяжелый деревянный корпус с прямыми или фигурными очертаниями; к корпусу крепились струны. В классической кифаре VI-V вв. до н.э. (впрочем, как и на всякой другой лире того времени) было семь струн их количество увеличилось до 11-12 применялась как сольный или аккомпанирующий инструмент. Певца, аккомпанирующего себе на кифаре, называли кифаредом.

 Известно большое семейство клавишно-струнных щипковых инструментов. Они различаются по размеру, форме и звуковым (красочным) ресурсам. Едва ли не каждый мастер, изготавливавший в старину такие инструменты, стремился внести что-то свое в их конструкцию

Одним из первых шагов на пути к рождению фортепиано был монохорд.

        Монохорд – однострунный музыкальный инструмент, представляющий собой деревянный прямоугольный ящик, над верхней плоскостью которого крепилась единственная струна (отсюда и его название: «моно» по-гречески «одна», «хорд» - «струна»). Звук в монохорде извлекался ударом молоточка или защипыванием струны.

      Дульцимеи , и цимбалы – так именовались в разных концах света разновидности монохорд.       

       Далее первые клавишные потомки монохорда уступили место клавикорду.

Одним из старейших клавишных инструментов является КЛАВИКОРД. Впервые название «клавикорд » упоминается в документах 1396 года, а самый старый сохранившийся инструмент был создан в 1543 году.

Перевести  название Клавикорд  можно так  -  «клавишеструнник».   История первого клавишеструнника началась в одиннадцатом веке. Это был инструмент, чрезвычайно простой и в то же время обладающий нежным серебристым звучанием

Услышать  клавикорд  сегодня, увы , невозможно. Увидеть его  можно только в музее, но там, сами понимаете, не только играть на нем, но и прикасаться     к нему нельзя. Пока для нас  этот инструмент только история.

Выпадет возможность побывать в каком-либо из музыкальных музеев -   обязательно найдите там клавикорд.

Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей.

Клавикорд имел очень простое устройство.

При нажатии на клавишу маленький медный квадратик под названием тангент ударял струну. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, в то время как у современного фортепиано на каждую клавишу бывает до трех струн

 Стоило музыканту отнять палец, как тангент своим весом опускал дальний конец клавиши, и она принимала первоначальное положение.

От последующих струнно-клавишных инструментов клавикорд отличался главным образом своим звучанием, которого не было  ни в каком другом инструменте. Может быть, и жив был бы клавикорд до сих пор, если бы не его слишком тихий звук. Тут он не выдерживал конкуренции ни с клавесином, ни тем более с фортепиано, хотя довольно долго еще продолжал существовать бок о бок со своими более молодыми собратьями.

. Будучи очень тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуендо.

       Ему предстояло продолжить эстафету клавишных инструментов. Легкого прикосновения к клавише было достаточно, чтобы извлечь звук.

  Струны клавикорда располагались параллельно линии клавиатуры. От их числа зависела ширина инструмента. Все струна настраивались одинаково, т.е. звучали в унисон.

 Выпадет возможность побывать в каком-либо из музыкальных музеев -   обязательно найдите там клавикорд

 Самым распространенным инструментом 17 века стал орган.

Орган (лат. organum) — самый большой клавишный духовой музыкальный инструмент, который звучит при помощи труб (металлических, деревянных, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые с помощью мехов нагнетается воздух.

Зародыш органа можно видеть в флейте Пана, а также в волынке. Считается, что орган (гидравлос; также hydraulikon, hydraulis — «водный орган») изобрёл грек Ктезибий, живший в Александрии Египетской в 296 – 228 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона.

Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы — в VII и VIII веках. Папа Виталиан (666 год) ввёл орган в католическую церковь. В VIII веке Византия славилась своими органами.

Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке. В XIV веке в органе появилась педаль, то есть клавиатура для ног.

Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками.

Композиторы, писавшие для органа:

 Иоганн Себастьян Бах

Иоганн Адам Рейнкен

Иоганн Пахельбель

Дитрих Букстехуде

Джироламо Фрескобальди

Иоганн Якоб Фробергер

Георг Фридрих Гендель

Генри Пёрселл

Винцент Любек

Доминико Циполи

Сезар  Франк                                  Слушаем:  И.С. Бах        Маленькая прелюдия  С. Dur (переключить  на звучание клавесина, органа)

       А между тем рядом с ним существовал более звучный его собрат. В Италии его называли чембало, в Германии – флюгель, в Англии – арпсихорд, а во Франции – клавесин.

                                                                   Слушаем:  Л. Моцарт Менуэт

КЛАВЕСИН   это   клавишный музыкальный инструмент. Его изобрели примерно в 1511 году в Италии. Из всех типов клавишно-струнных щипковых инструментов клавесин самый большой и самый сложный Клавесин имеет форму продолговатого треугольника..

       XVII век – расцвет клавесинного искусства. Появились инструменты с несколькими клавиатурами, располагавшимися террасообразно, как у органа.

  Если на органах играли в соборах во время богослужений, клавикордом пользовались дома, то в салонах – залах-гостиных богатых вельмож – безраздельно царил клавесин. Роскошным становится и внешний вид инструмента

Одно из самых ранних изображений клавесина мы можем увидеть  в «Веймарской книге чудес».

Струны  клавесина расположены горизонтально, параллельно клавишам. Звук извлекается при помощи перышка.

 Клавесин издает яркие звуки, которые в отличие от клавикорда, имеют более отрывистый и не такой выразительный характер. Плавное увеличение и уменьшение громкости на клавесине невозможно. Для изменения силы и звука, используются специальные  ручные и ножные переключатели.

Типичный  клавесин  имеет 2 клавиатуры, которые называются мануалами.

Они  расположены одна сверху другой. К началу XVII века клавесин стал иной формы. Он приобрел  треугольную крыловидную форму, при этом он мог содержать в себе около трех клавиатур, которые были расположены одна сверху другой. Клавесин

украшали с

помощью красивых изображений, резьба.

Перед вами разновидность клавесинов – Французские клавесины.

       Это  Спинет — небольшой домашний клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность клавесина. Имеет один мануал и один ряд струн. В отличие от других разновидностей клавесина струны спинета натянуты по диагонали слева направо.

Это композиторы клавесинисты, многих вы уже знаете, так как исполняли их произведения

Это Франсуа Куперен , Доменико Скарлатти, И. С. Бах, Карл Эмануэль Бах, Ванда Ландовска.

Так выглядит современный клавесин.

Все же необходимо отметить, что, несмотря на падение своей популярности, клавесин не исчез со сцены совсем. Его нежное звучание и сегодня можно услышать на концертах старинной музыки. Композиторы продолжают писать музыку для этого инструмента, клавесины производятся в достаточно больших количествах.

Бартоломео Кристофори (1655 - 1731) - итальянский   музыкальный мастер - изобретатель фортепьяно.

Изобретение фортепиано в начале XVIII столетия стало поворотным моментом в истории европейской культуры. Фортепиано полностью изменило характер музыкальной культуры западной цивилизации. На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте

. Был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы  

В 1709 году в мастерской итальянца Бартоломео Кристофори перышко, которое извлекало звук струн клавесина, было заменено молоточком, и это дало возможность варьировать силу звука. Громко по-итальянски звучит как форте, тихо-пиано. Так и родилось название «фортепиано», объединяющее современные клавишные инструменты – пианино и рояль.

В 1709  итальянский мастер - Бартоломео Кристофори изобрел совершенно новый клавишный инструмент. Инструмент который способен вызвать у слушателя поток эмоций.", Бартоломео Кристофори назвал свое изобретение такgravicembalo col piano e forteчто означало «Клавишный инструмент, играющий нежно и громко» Это название затем было сокращено, и появилось слово  ФОРТЕПИАНО.

Звук в инструменте  извлекался деревянными молоточками обтянутыми войлоком.Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию и издавая новый в отличие от клавесина мягкий звук.

В  1709 году клавиатура фортепиано состояла всего  из 4 октав,  к 19 веку количество октав было доведено до семи, с самой низкой нотой,  Ля. Измененная версия инструмента с 88  клавишами – это тот инструмент, который мы знаем как современное фортепьяно.

       Всеобщее признание к роялю пришло не сразу. Еще сто лет он жил в тени клавесина. Но время шло. Начали появляться большие концертные залы, так как любителей послушать хорошую красивую музыку становилось все больше. Композиторы различных стран стали дарить роялю свои лучшие сочинения, а любители фортепианной музыки повсюду встречали его восторженными аплодисментами.  

Когда фортепиано впервые заявило о себе, в Европе царила эпоха рококо (1725-1775) -- период, переходный от барокко к классицизму. В период классицизма фортепиано стало популярным инструментом домашнего музицирования и концертного исполнения. Фортепиано как нельзя более подходило для исполнения появившегося в это время жанра сонаты, ярким образцом которого являются произведения Клементи и Моцарта.

       В.А. Моцарт в юности играя лишь на клавесине, стал играть на фортепиано и сочинять музыку, которая могла показать инструмент во всем блеске. Моцарт был первым из великих музыкантов, кто выступал в концертах перед публикой, играя на фортепиано.                                       

                                                                              Слушаем:  А. Моцарт Соната D- dur                                                                                                  Но «сдался» клавесин лишь при Л. Бетховене, старенький тихий клавесин не выдерживал звукового шквала напористой и мощной музыки великого маэстро.

Очевидно, что появление фортепиано - казалось бы такое незначительное событие - стало поворотным моментом в истории искусства. Это изобретение изменило характер всей европейской музыки, которая является важной частью всей мировой культуры. За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями.  К концу 18 века фортепиано полностью вытесняет клавесин, становясь, благодаря творчеству Гайдна, Моцарта, Бетховена, а позднее Шопена, Шумана, Листа и других композиторов, самым популярным

музыкальным инструментом.                                                                                                                                                                                                                   Слушаем: Ф. Шопен Забытый вальс                                                                

  Хотя рояль всегда был самодостаточным инструментом, многие композиторы любили использовать игру на нем в музыкальных произведениях для сопровождения игры на других музыкальных инструментах или пения.                                                                                                                                                                                                     Слушаем: Шишкин романс « Ночь светла»                                                                    

 Это вид современного фортепиано.

Внутри фортепиано находится множество молоточков, которые при нажатии клавиши ударяются о струны, образуя музыкальные звуки. Звук в инструменте  извлекался деревянными молоточками обтянутыми войлоком. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию и издавая новый в отличие от клавесина мягкий звук.

К 19 веку появилось первое вертикальное фортепиано.

В последующие годы улучшение конструкции фортепиано было связано с эволюцией клавишного механизма, введением чугунной рамы, педалей, увеличением диапазона, изменением расположения струн. Над клавишным механизмом в разное время работали К. Г. Шрётер, И. А. Зильберманн, И. А. Штейн, И. А. Штрейхер, И. К. Цумпе, А. Беккерс, Ю. Блютнер.

С начала изобретения фортепиано и по сегодняшний день во всем мире работали более 20 000 фортепианных мастеров и фирм.

Фортепиано делятся на рояли — инструменты с горизонтальным расположением струн — и пианино с вертикальным. Самое замечательное в фортепиано - это способность резонировать и  его большой динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная  рама позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте. Другое отличие фортепиано от его предшественников - это способность звучать не только тихо и громко, но и делать крещендо и диминуэндо, менять динамику внезапно или постепенно

Первое известное вертикальное фортепиано приписывается к Э. Фридеричи (Гера, Германия), создавшего его в 1745г.

К разновидностям вертикальных фортепиано  относятся— пирамидальное, пиано-лира, пиано-бюро, пиано-арфа и др.

   (Пирамидальное фортепиано из музея Волконских в Иркутске)

Рояль « Жираф»

Многие композиторы XIX и XX века писали для фортепиано. Их привлекают его огромные, поистине безграничные возможности. Его диапазон включает в себя диапазоны почти всех остальных музыкальных инструментов. Сила звука может быть самой различной, от легчайшего пианиссимо до мощного фортиссимо. На фортепиано исполняют и певучие мелодии, и многозвучные аккорды, и виртуозные пассажи. Инструмент может звучать нежно, как флейта, а может, и как целый оркестр.

Благодаря тому, что фортепиано теперь можно было услышать не только в дворцах знати, круг любителей фортепианной музыки начал расширяться. Все больше и больше людей были готовы платить за то, чтобы услышать того или иного солиста. Это вызывало потребность во все новых и новых произведениях для фортепиано, росло количество композиторов, получавших признание благодаря музыке для фортепиано

Много русских, зарубежных . а теперь уже и современников писали и пишут произведения для фортепиано.

Наиболее часто исполняемые произведения в детской музыкальной школе таких композиторов :

Слушаем: Петр Ильич Чайковский Адажио из балета   « Щелкунчик»,                                                                                                Д. Кабалевский  Клоуны

Александр Гедике

 Гедике Александр Федорович – русский  композитор, пианист, органист и педагог. Окончив  Московскую консерваторию, 50 лет был профессором по классу фортепиано.

Большой популярностью пользуются его произведения для юных исполнителей.                                                                                                                                     Слушаем: А. Гедике  Гроза

Дмитрий Кабалевский  

Дмитрий Кабалевский - русский композитор, педагог. Окончил Московскую консерваторию. С самого начала творческой деятельности большой интерес проявлял к детской тематике произведений                                                              

          Слушаем: Коровицын Дождик

Фортепиано или как его иначе называют пианино  вы, можете встретится с ним в  школе или клубе, у некоторых из вас оно есть дома. Пианино гораздо скромнее своего «знатного» родственника. РОЯЛЯ. Конечно вы знакомы с этим инструментом. Его можно увидеть в концертных залах, в музыкальной школе. Его вы видите на экранах телевизоров.

Он, большой и важный  (по-французски royal - королевский) с корпусом в виде крыла.  Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна полная, мощная звучность. Иногда  у него поднимают крышку, и рояль становится похожим на огромную диковинную птицу, взмахнувшую крылом.

В XX веке появились принципиально новые инструменты — электронное пианино, которое подражает весам стандартного фортепьяно, и использует цифровые образцы.

Имея только один инструмент, в памяти которого записаны звуки всех существующих музыкальных инструментов, а также звуки, не имеющие естественных аналогов в мире, музыкант способен составить оркестровую композицию со спецэффектами, ударными инструментами и наложением записи исполнения.

       Несмотря на такие уникальные возможности электронного пианино и синтезатора, большинство музыкантов предпочитают живой звук!

 (Звучит песня  « Старый рояль»

Рояль

Мы сегодня увидали

Городок внутри рояля.

Целый город костяной,

Молотки стоят горой.

Блещут струны жаром солнца,

Всюду мягкие суконца,

Что ни улица — струна

В этом городе видна.

                            (Осип Мандельштам)

       Сегодня мы с вами еще раз насладились звуками одного из самых востребованных и любимых инструментов человечества – фортепиано.

  Это поистине универсальный инструмент, который помогает нам ощутить великую радость от общения с музыкой.                                                                    

                                                        Список используемой литературы

1.        Алексеев А.Д. История фортепианного искусства, ч. 1-2, М., 1962-67.

2.        Алексеев А.Д. Музыкально-исполнительское искусство конца XIX – первой  

          половины ХХ века. - М., 1995. - 328 с. (Глава III)

3.        Бражникова М. Фортепиано. М., 1967

4.        Газарян С. В мире музыкальных инструментов: Книга для учащихся старших

          классов. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 1989. – 192.

5.        Гельберквит М. Рождение фортепиано – М.: Детская литература, 1984.  

6.        Зимин П. История фортепиано и его предшественников. М., 1968

7.        Зильберквит М. А. Рождение фортепиано / Зильберквит М. А.. - М.: П. Юргенсон,  

          2010 - 96 с.: ил.

8.        История изобретения фортепиано (рояля, пианино)/ источник: nastroika.nm/ru.-

          www/dudkaland/ru/st19.html

9.        Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах – М.: Всесоюзное издательство

          советских композиторов. 1986.

10.        Об истории изобретения фортепиано – http://euro-piano.ru/reviews/

11.        Энциклопедия для детей. Искусство. Аванта +. Москва, 2001 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

лекция -концерт "Его величество Фортепиано"

Лекция-Концерт «Его величество ФОРТЕПИАНО» Учитель: У каждой вещи есть своя история, есть она и у фортепиано. Знать ее несомненно не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разб...

лекция -концерт "Его величество Фортепиано"

Лекция-Концерт «Его величество ФОРТЕПИАНО» Учитель: У каждой вещи есть своя история, есть она и у фортепиано. Знать ее несомненно не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разб...

Его величество - Фортепиано

Рояль много клавиш имеет и струн.У каждой струны - молоточек-игрун.У клавиш два цвета черный и белый.Медведь на рояле играет умело.А по-другому рояль зовут странно,Чудно, непонятно - форте...

Материал к классному часу "Изобретения, изменившие человечество", представлена презентация классного часа и к нему текст.

Материал и презентация  были  подготовлены, как методическая разработка  для проведения классного часа в рамках недели машиностроительных  профессий, для обучающихся по профессии "...

Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...

Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...