Роль педагога в организации внеурочной деятельности
статья по теме
В статье рассказывается о роли учителя в организации внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_pedagoga_v_organizacii_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль педагога в организации внеурочной деятельности
Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними, руководить их деятельность. Организация внеурочной деятельности протекает в атмосфере непосредственного взаимодействия педагога и детей. Это требует от педагога постоянного управления своими психическими состояниями и творческим самочувствием. Поэтому важную роль играет создание необходимых предпосылок творчества. Педагог должен научиться не только решать теоретические педагогические задачи, но и воплощать это решение в общении с детьми.
Учеными отмечается, что деятельность человека всегда прямо или косвенно опосредована деятельностью другого, выделяются такие типы этого опосредования: деятельность а) совместно с другим (коллективная); б) для другого (обслуживание); в) с помощью другого (управление); г) против другого (игра, конфликт). Любопытно, что в педагогическом сотворчестве педагога и детей проявляются практически все эти формы взаимодействия.
Если, например, педагогическое сотворчество выступает как вид коллективного творческого сотрудничества педагога и детей, оно (это сотворчество) должно соответствовать общим требованиям к коллективной деятельности, т. е. в нем должны осуществляться сотрудничество, взаимовлияние, коллективные сопереживания, взаимонастрой, психологическое заражение, соподчиненность и опосредованность творческого процесса учителя и ученика. Если эти требования нарушаются, то сама коллективность практически не создается.
Сотрудничество, это не просто открытость и настроенность учителя на детей, это еще и способность через, определенную систему принципов и мер организовать совместное творчество. К ним можно отнести увлеченность ребят яркой, интересной, перспективной совместной деятельностью; определение индивидуальных зон творческого развития коллектива в целом и каждого ребенка в отдельности; общие подходы к предстоящей деятельности; поиск вариантов оптимальных решений; совместное обсуждение условий предстоящей деятельности и предложенных вариантов решения задач в ситуации психологического равноправия учителя и учащихся как сотрудников, а не как ведущего и ведомых; уважительное отношение к разнообразным подходам к проблеме, выдвигаемым в ходе совместного творчества, обязательное обсуждение каждого мнения; организация творческого обмена идеями, способами работы, показ перспектив сотрудничества; диалогичность процесса обсуждения результатов совместного творческого процесса; обеспечение возможности самовыражения личности школьника в творчестве; целесообразная организация состязательности коллективного педагогического сотворчества.
Творческая коллективная деятельность, конечно же, предполагает взаимовлияние педагога и учащихся, так же как и учащихся, друг на друга. Но оно не осуществляется само собой. Когда учитель в ходе внеурочной деятельности вместе с детьми размышляет, сомневается, вместе с ними радуется найденному ответу, предлагает новый вариант, советует самим подумать, не скупится на оценочные характеристики типа «молодец», «оригинально» и т. п.— осуществляется подлинное взаимовлияние.
Своеобразие педагогического сотворчества педагога и школьников заключается еще и в том, что педагог должен организовать единство деятельностной и эмоциональной основ этого процесса. Сотворчество осуществляется в совместных действиях: учебных, познавательных, поисковых, конструкторских и других, в которых педагог выступает как консультант-наставник, организуя сотрудничество. Но сотворчество имеет выраженный эмоциональный характер, проявляющийся в сопереживании успеха или неуспеха деятельности, предвосхищая ее результатов и т. п. Разумеется, педагог должен стремиться обеспечить успех как важнейший фактор мотивации деятельности. Он должен стремиться к тому, чтобы ученик достигал успеха возможно чаще.
Логика педагогического воздействия на учеников в процессе организации внеурочной деятельности заключается, таким образом, в постановке задачи и процессе ее решения; определении системы методов педагогического воздействия, избранных для решения задачи; выборе системы коммуникативных задач, решение которых необходимо для реализации методики воздействия на детей; достижение педагогического воздействия.
Но мало только привлечь детей и включить их в определенную внеурочную деятельность. Необходимо так организовать эту деятельность, чтобы она стимулировала творческие формы общения детей.
Для того чтобы имеющиеся в общении возможности были максимально реализованы детьми, необходимо, чтобы они как можно больше взаимодействовали не только между собой, но и с взрослыми в самых разных делах и ситуациях. Это нужно не для того, чтобы вмешиваться в их дела, а с той целью, чтобы педагогически и психологически умело руководить ими. Дети данного возраста на самом деле очень нуждаются в помощи взрослых, хотя сами могут этого и не осознавать, более того — не стремиться и не искать такой помощи. Дети часто не в состоянии найти правильные ответы на те вопросы, которые их волнуют и которые они между собой активно обсуждают.
Таким образом, формы внеурочной работы условно можно подразделить на группы: словесные формы (лекции, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы и т.п.): практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, конкурсы, кружки, трудовые дела и т.п.); наглядные формы (школьные музеи, тематические стенды и выставки и т.п.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление психологической готовностью педагогов к организации внеурочной деятельности.
Всё большее число руководителей современных российских организаций уделяет сегодня своё внимание поиску наиболее эффективных способов подготовки внутри орган...
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
"Роль учреждений дополнительного образования в организации внеурочной деятельности в рамках внедрения Федерального государственного образовательного стандарта"
Дополнительное образование как помошник и наставник для разностороннего развития детей и гармонично развитой личности....
Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности учащихся
Презентация - выступление на педагогическом совете...
статья "Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности обучающихся"
Классный руководитель - непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе.Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации ...
Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности
Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего...