Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности учащихся
презентация к уроку по теме
Презентация - выступление на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 1.04 МБ |
Выступление | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Выступление на пед. совете №3 – декабрь 2016
«ФГОС: создание интегрированного пространства образования для обеспечения высоких образовательных достижений ученика и учителя»
Учитель, классный руководитель 5а класса: Моисеева М.А.
Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности учащихся.
Согласно ФГОС нового поколения, успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее, исходя из своих интересов, мотивов.
Безусловно, воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Школа должна ребенка «научить учиться», «научиться жить».
В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности разрабатывается план внеурочной деятельности -это нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности.
Основные цели и задачи внеурочной деятельности:
- развивать интерес и любовь к предмету;
- выявлять одаренных учащихся;
- приобщать к исследовательской деятельности;
- активизировать внеклассную работу (проведение кружков, олимпиад, конкурсов чтецов);
- развивать самостоятельность, творчество, инициативу;
- формировать коммуникативную компетентность (выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы).
Таким образом, во внеурочной деятельности формируются ключевые компетенции:
- критическое мышление,
- навыки самостоятельной работы,
- самоорганизации и самоконтроля,
- умение работать в команде,
- чувство инициативы, любознательности,
- креативность,
- чувство соревновательности,
- чувство служения общему делу и т.д.
В организации и проведении внеурочной деятельности учащихся особая роль отводится классному руководителю.
Классный руководитель - непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе.
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Классный руководитель имеет следующие функции:
- воспитательная (педагогическое руководство развитием и формированием каждого ученика класса и коллектива в целом);
- организационно-административная (руководство классом как организационной единицей в составе школы, ведение личных дел учащихся и других документов);
- координирующая (установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса).
К функциональным обязанностям КР относятся: всестороннее изучение и воспитание учащихся, оказание им помощи в учении и развитии, решении проблем их учебного и профессионального самоопределения, развитие внутригрупповых, межличностных отношений учащихся, взаимодействие с родителями и помощь им в воспитании детей, взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач, контроль за успеваемостью, посещением и поведением учащихся.
Важно, чтобы работа классного руководителя в школе не была исключительно ситуативной, бессистемной, когда классный руководитель только реагирует на текущие события, происходящие в классе, а не организует, не строит систему работы. Поэтому необходимо придерживаться некого цикла воспитательной работы классного руководителя, который представляет собой комплекс, набор следующих действий, этапов работы.
- Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических, педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, индивидуальные особенности).
- Формулировка воспитательных задач, общих для класса или отдельных групп, учеников класса, типовых для определенного периода обучения и индивидуальных.
- Планирование воспитательной работы - составление плана, оперативного документа для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.
- Организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом: проведение классных часов, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и пр.
- Анализ и оценка результатов воспитания, которые выражаются в уровне воспитанности учеников. Наблюдение, опросники и другие методы позволяют судить о результатах и ставить новые задачи, а также о собственной профессиональной компетенции и личностном росте классного руководителя как воспитателя.
Воспитательная система 5а класса.
На первом родительском собрании классный руководитель знакомит родителей с проектом раздела внеурочной деятельности учебного плана школы и предлагает им подумать, какие из перечисленных курсов они хотели бы выбрать для своих детей.
Затем классный руководитель составляет сводную таблицу занятости обучающихся внеурочной деятельностью, в которой учитывается количество часов, занятых учащимися по основным направлениям внеурочной деятельности.
Вся внеурочная работа в школе строится на основе принципа добровольности и индивидуальности.
Каждый ученик- личность с индивидуальными способностями, склонностями, интересами (раскрыть и развить их – задача классного руководителя). К каждому нужен свой, нестандартный подход.
Обучающиеся добровольно, на основе своих интересов и склонностей, выбирают те внеклассные занятия, которые им нравятся.
Задачи классного руководителя :
1. Контроль (включает в себя учет, анализ отклонений, корректирующие действия). Если учащиеся не посещают занятия по каким-либо направлениям, то необходимо проводить корректирующие действия: привлекать данных учащихся к организации и проведению внеклассных мероприятий по данным направлениям, предусмотренных планом воспитательной работы в классе. Подготовка к участию и участие в данных мероприятиях позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется в плане воспитательной работы «Карте учета занятости учащихся внеурочной деятельностью», по итогам заполнения которой оценивается деятельность ребенка во внеурочной деятельности:
- во-первых, совместное проведение внеклассных мероприятий, дают возможность демонстрировать достижения;
- во-вторых, ведение совместно с обучающимися Портфолио, характеризует достижения учащихся в урочной и внеурочной деятельности.
2. Анализ результатов внеурочной деятельности:
- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Таким образом, следует подчеркнуть, что эффективно выстроенная работа классного руководителя является одним из условий успешной реализации внеурочной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"
Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...
"Роль классного руководителя в организации антинаркотической профилактики в школе". Материалы к семинару классных руководителей.
Материал может быть использован для проведения семинара как для классных руководителей, так и для заместителей директоров по воспитательной работе школ. Цель: воспитание психологического иммунитета у ...
Роль классного руководителя в организации педагогической поддержки учащихся в профессиональном выборе
В связи с развитием новых технологий, ростом благосостояния людей и потребностей общества возникают новые виды деятельности человека, изменяются старые, получая другие названия. У учащихс...
Организация работы классного руководителя по реализации внеурочной деятельности в 5 классе в условиях ФГОС ООО
Информация для классных руководителей по теме: "Организация работы классного руководителя по реализации внеурочной деятельности в 5 классе в условиях ФГОС ООО"....
Роль классного руководителя в организации профориентационной работы с учащимися
Основные направления в работе классного руководителя:•выявление интересов и склонностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности,...
статья "Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности обучающихся"
Классный руководитель - непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе.Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации ...
Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности
Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего...