«Роль классного руководителя в повышении качества обучения через организацию внеурочной деятельности»
статья
Лекция для ШМО
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Роль классного руководителя в повышении качества обучения через организацию внеурочной деятельности»
Лекторий «Система работы классного руководителя, способствующая повышению качества образования в классе».
“Образование – величайшее из земных благ,
если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно”.
Киплинг
В настоящее время эффективность работы классного руководителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребёнка, формирует творческую личность и готовит её к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности.
В то же время в условиях модернизации образования на первый план всё-таки выходит показатель уровня и качества обученности выпускника, что подтверждается критериями оценки эффективности деятельности образовательного учреждения и формами итоговой аттестации.
Качество обучения - определённый уровень знаний и умений, умственного нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определённом этапе в соответствии с планируемыми целями.
Категория «уровень воспитанности» до сих пор во многом категория абстрактная, а категория «уровень обученности» вполне конкретна. Как мы воспитали ученика – покажет время, а как научили – контрольный срез уже через месяц.
Одним из важных направлений работы классного руководителя является поиск организационно-педагогических воспитательных условий, эффективно влияющих на повышение качества образования.
Поэтому одним из основных направлений деятельности классного руководителя является помощь своим воспитанникам в учебной и внеучебной деятельности.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Для реализации этих направлений в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
• игровая;
• познавательная;
• проблемно-ценностное общение;
• досугово-развлекательная деятельность;
• художественное творчество;
• трудовая (производственная) деятельность;
• спортивно-оздоровительная деятельность.
Эта задача сложная, все коллективы решают по-разному. В каждой школе выстроена система учебно-воспитательного процесса с учётом современных требований к качеству образования.
Как же внеклассная работа влияет на повышение качества обучения?
Всем нам ясно, что мы хорошо работаем только в том случае, если чувствуем себя эмоционально комфортно. Всегда ли наши дети, входя в класс, чувствуют себя так же?
Что сделать для того, чтобы в классе царила атмосфера эмоционального комфорта? Принимая 5 класс, самым первым шагом в работе классного руководителя должен быть установлен контакт с родителями, должен быть нами «услышан» каждый родитель, его проблемы, его радости. И когда ты услышишь родителя, родитель услышит ТЕБЯ!!! Без родительского понимания и поддержки нет понимания со стороны детей. «Воевать» с детьми – бессмысленно. Нужно говорить и договариваться.
Во-вторых, классный руководитель совместно с психологом и родителями определяют интересы детей.
Ещё одним из основных и очень важных направлений работы в нашей школе с учащимися является работа с одаренными детьми.
В каждой школе проводится школьный тур предметных олимпиад с целью привития интереса к различным предметам, выявления одаренных детей, организации индивидуальной работы с этими учащимися и оценки системы работы учителей-предметников с одаренными учащимися и с целью подготовки к районному туру предметных олимпиад.
По количеству участников предметных олимпиад можно сделать вывод о пропаганде значимости своего предмета каждым из учителей.
Для повышения качества образования школьников мы используем разнообразные формы работы. Из форм внеклассной работы рекомендуем те, которые получили достаточную апробацию в опыте каждой школы: КВН; конференции и диспуты; предметные кружки и олимпиады; школьные издательства, «выпускающие» книги, стенные газеты, исследования, опыты, наблюдения по заданию учителя и по инициативе самих школьников; познавательные игры.
2. Практикум «Внеурочная деятельность как механизм повышения качества образования».
Работа – анализ предложенных ситуаций (все присутствующие разделены на 6 групп).
Карта вовлечённости ____________________________________________________________________, обучающегося ___ класса, во внеурочную деятельность.
Месяц | Ф.И. обучающегося | Направления внеурочной деятельности | Учреждения доп. образования | |||||
Спортивно-оздоровительное | Духовно- нравственное | Общеинтел лектуальное | Проектная деятельность | Общекультурное направление | Социальное | |||
апрель | ||||||||
май | ||||||||
июнь |
Задание группам: продумать, каким образом мы можем вовлечь подростка во внеурочную деятельность так, чтобы в течение учебного года (как это предполагает Стандарт) воспитанник был вовлечен во все 5 направлений внеурочной деятельности.
Ситуация 1
Трое учащихся 7 класса неоднократно срывают уроки математики. Об этом факте известно педагогам, администрации, родителям. Учитель математики отказывается писать докладную на данных учащихся. Можно ли изменить отношение к предмету и поведение учащихся на уроке через вовлечение во внеурочную деятельность? Каким образом?
Ситуация 2
Ученик 6 класса систематически не выполняет домашние задания, даже не пытается открыть тетрадь. Учитель за невыполненные задания ставит «двойки» в дневник и журнал. Мама мальчика в курсе успеваемости сына, но сделать с ним ничего не может. Однажды учитель сказал: «Саша, у тебя сплошные двойки. Ты кандидат на повторный курс обучения», на что мальчик ответил: «Ну и пофиг!» Как смотивировать ребенка на обучение?
Ситуация 3
Сцена в учительской. Мама нерадивого ученика, атакует учительницу физики, кричит: «Две двойки ему влепили, а он говорит, что учил. Я ему верю, он мне никогда не врет. Я знаю, вы его просто невзлюбили».
Учительница: «Но он не учил, не знал, даже самого элементарного...».
Мама: «Я официально заявляю: еще одна двойка, и я пойду в Управление образования, Прокуратуру. Чему вас только в институте учат, ни черта сами не знаете и детям объяснить не можете».
Учительница: «Другие, однако, понимают. Только ваш Коля...».
Мама (кричит еще громче): «Я вас выведу на чистую воду...».
Каковы действия классного руководителя в разрешении данного конфликта?
Ситуация 4
«Я являюсь классным руководителем 6-а класса (22 мальчика и 6 девочек), теперь они уже перейдут в 7 класс. Я веду их с пятого класса, но как бы я не старалась, но не могу вовлечь всех во внеурочную деятельность, Активно работают и участвуют только несколько человек. Меня это очень беспокоит, потому что им интересны только игра в планшеты или телефоны, экскурсии развлекательного характера, а не познавательного. Только и слышишь, что у меня нет времени, после занятий мне надо идти туда-то, в субботу и воскресенье я тоже не могу. Посоветуйте что-нибудь, пожалуйста!»
Ситуация 5
Девочка не выполняет домашние задания, на уроках пассивна. С нежеланием участвует в классных мероприятиях. Но когда заходит речь об участии в общешкольных мероприятиях, она с радостью ходит на репетиции (поет, танцует). На нее можно положиться – не подведет. Каким образом нужно выстроить индивидуальную работу с девочкой, чтобы у нее появился интерес к школе и учебе?
Ситуация 6
Подросток является активным участником всех классных и школьных мероприятий. В последнее время его стали приглашать проводить мероприятия различных уровней, но совершенно неожиданно из «хорошистов» подросток резко превратился в неуспевающего, начал сначала пропускать уроки, а потом и целые недели отсутствовал в школе. Можно ли что-то изменить в этой ситуации? Каким образом?
3. Подведение итогов работы.
Какова же роль классного руководителя в этом образовательном пространстве?
схема – «Я»
Качество образования - это обучение + воспитание. Показатель обученности – активная поисково-исследовательская, интеллектуальная, творческая деятельность детей на уроках, в разноуровневых олимпиадах, викторинах, конкурсах, соревнованиях.
Вывод: В процессе внеурочной воспитательной работы для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших механизмом повышения качества образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в повышении качества обучения.
Одним из основных направлений деятельности классного руководителя является помощь своим воспитанникам в учебной деятельности. И, как правило, эффективность работы классного руководителя определяется с...
Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников
Классный руководитель выбирает различные формы работы для контролирования учебной деятельности учащихся, но прежде всего он должен учитывать все факторы, влияющие на достижение успехов в учебе детей, ...
Роль классного руководителя в повышении качества обучения
Сеятели разумного, доброго, вечного – так говорят об учителях. От них - все лучшее в человеке. Об этом и русская поговорка – «дерево и учитель познаются по плодам». Среди многообрази...
Роль классного руководителя в повышении качества обучения.
В современных работах по педагогике утверждается, что в настоящее время эффективность работы классного руководителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие т...
Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников.
Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников...
Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей.Тема: «Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников»
Выступление на МО классных руководителей, ноябрь 2015г....