«Роль классного руководителя в повышении качества обучения через организацию внеурочной деятельности»
статья

Лекция для ШМО

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Роль классного руководителя в повышении качества обучения через организацию внеурочной деятельности»

Лекторий «Система работы классного руководителя, способствующая повышению качества образования в классе».

“Образование – величайшее из земных благ,

если оно наивысшего качества. 
В противном случае оно совершенно бесполезно”.
Киплинг

В настоящее время эффективность работы классного руководителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребёнка, формирует творческую личность и готовит её к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности. 

В то же время в условиях модернизации образования на первый план всё-таки выходит показатель уровня и качества обученности выпускника, что подтверждается критериями оценки эффективности деятельности образовательного учреждения и формами итоговой аттестации.

Качество обучения - определённый уровень знаний и умений, умственного нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определённом этапе в соответствии с планируемыми целями.

Категория «уровень воспитанности» до сих пор во многом категория абстрактная, а категория «уровень обученности» вполне конкретна. Как мы воспитали ученика – покажет время, а как научили – контрольный срез уже через месяц.

Одним из важных направлений работы классного руководителя является поиск организационно-педагогических воспитательных условий, эффективно влияющих на повышение качества образования. 

Поэтому одним из основных направлений деятельности классного руководителя является помощь своим воспитанникам в учебной и внеучебной деятельности.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Для реализации этих направлений в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

•         игровая;

•         познавательная;

•         проблемно-ценностное общение;

•         досугово-развлекательная деятельность;

•         художественное творчество;

•         трудовая (производственная) деятельность;

•         спортивно-оздоровительная деятельность.

Эта задача сложная, все коллективы решают по-разному. В каждой школе выстроена система учебно-воспитательного процесса с учётом современных требований к качеству образования.

Как же внеклассная работа влияет на повышение качества обучения?

Всем нам ясно, что мы хорошо работаем только в том случае, если чувствуем себя эмоционально комфортно. Всегда ли наши дети, входя в класс, чувствуют себя так же?

Что сделать для того, чтобы в классе царила атмосфера эмоционального комфорта? Принимая 5 класс, самым первым шагом в работе классного руководителя должен быть установлен контакт с родителями, должен быть нами «услышан» каждый родитель, его проблемы, его радости. И когда ты услышишь родителя, родитель услышит ТЕБЯ!!! Без родительского понимания и поддержки нет понимания со стороны детей. «Воевать» с детьми – бессмысленно. Нужно говорить и договариваться.

Во-вторых, классный руководитель совместно с психологом и родителями определяют интересы детей.

Ещё одним из основных и очень важных направлений работы в нашей школе с учащимися является работа с одаренными детьми.

В каждой школе проводится школьный тур предметных олимпиад с целью привития интереса к различным предметам, выявления одаренных детей, организации индивидуальной работы с этими учащимися и оценки системы работы учителей-предметников с одаренными учащимися и с целью подготовки к районному туру предметных олимпиад.

По количеству участников предметных олимпиад можно сделать вывод о пропаганде значимости своего предмета каждым из учителей.

Для повышения качества образования школьников мы используем разнообразные формы работы. Из форм внеклассной работы рекомендуем те, которые получили достаточную апробацию в опыте каждой школы: КВН; конференции и диспуты; предметные кружки и олимпиады; школьные издательства, «выпускающие» книги, стенные газеты, исследования, опыты, наблюдения по заданию учителя и по инициативе самих школьников; познавательные игры.

2. Практикум «Внеурочная деятельность как механизм повышения качества образования».

Работа – анализ предложенных ситуаций (все присутствующие разделены на 6 групп).

Карта вовлечённости ____________________________________________________________________, обучающегося ___ класса, во внеурочную деятельность.

Месяц

Ф.И.

обучающегося

Направления внеурочной деятельности

Учреждения доп.

 образования

Спортивно-оздоровительное

Духовно- нравственное

Общеинтел

лектуальное

Проектная деятельность

Общекультурное направление

Социальное

апрель

май

июнь

Задание группам: продумать, каким образом мы можем вовлечь подростка во внеурочную деятельность так, чтобы в течение учебного года (как это предполагает Стандарт) воспитанник был вовлечен во все 5 направлений внеурочной деятельности.

Ситуация 1

Трое учащихся 7 класса неоднократно срывают уроки математики.  Об этом факте известно педагогам, администрации, родителям. Учитель математики отказывается писать докладную на данных учащихся. Можно ли  изменить отношение к предмету и поведение учащихся на уроке через вовлечение во внеурочную деятельность? Каким образом?

Ситуация  2

Ученик 6 класса систематически не выполняет домашние задания, даже не пытается открыть тетрадь.  Учитель за невыполненные задания ставит «двойки» в дневник и журнал.  Мама мальчика в курсе успеваемости сына, но сделать с ним ничего не может. Однажды учитель сказал: «Саша, у тебя сплошные двойки. Ты кандидат на повторный курс обучения», на что мальчик ответил: «Ну и пофиг!»  Как смотивировать ребенка на обучение?

Ситуация  3

Сцена в учительской. Мама нерадивого ученика, атакует учительницу физики, кричит: «Две двойки ему влепили, а он говорит, что учил. Я ему верю, он мне никогда не врет. Я знаю, вы его просто невзлюбили». 
Учительница: «Но он не учил, не знал, даже самого элементарного...». 
Мама: «Я официально заявляю: еще одна двойка, и я пойду в Управление образования, Прокуратуру. Чему вас только в институте учат, ни черта сами не знаете и детям объяснить не можете». 
Учительница: «Другие, однако, понимают. Только ваш Коля...». 
Мама (кричит еще громче): «Я вас выведу на чистую воду...». 
Каковы  действия классного руководителя в разрешении данного конфликта?

Ситуация 4

«Я являюсь классным руководителем 6-а класса (22 мальчика и 6 девочек), теперь они уже перейдут в 7 класс. Я веду их с пятого класса, но как бы я не старалась, но не могу вовлечь всех во внеурочную деятельность, Активно работают и участвуют только несколько человек. Меня это очень беспокоит, потому что им интересны только игра в планшеты или телефоны, экскурсии развлекательного характера, а не познавательного. Только и слышишь, что у меня нет времени, после занятий мне надо идти туда-то, в субботу и воскресенье я тоже не могу. Посоветуйте что-нибудь, пожалуйста!»

Ситуация 5

Девочка не выполняет домашние задания, на уроках пассивна. С нежеланием участвует в классных мероприятиях. Но когда заходит речь об участии в общешкольных мероприятиях, она с радостью ходит на репетиции (поет, танцует). На нее можно положиться – не подведет. Каким образом нужно выстроить индивидуальную работу с девочкой, чтобы у нее появился интерес к школе и учебе?

Ситуация 6

Подросток является активным участником всех классных и школьных мероприятий. В последнее время его стали приглашать проводить мероприятия различных уровней, но совершенно неожиданно из «хорошистов» подросток резко превратился в неуспевающего, начал сначала пропускать уроки, а потом и целые недели отсутствовал в школе. Можно ли что-то изменить в этой ситуации? Каким образом?

3. Подведение итогов работы.

Какова же роль классного руководителя в этом образовательном пространстве?


 

схема – «Я»


Качество образования - это обучение + воспитание. Показатель обученности – активная поисково-исследовательская, интеллектуальная, творческая деятельность детей на уроках, в разноуровневых олимпиадах, викторинах, конкурсах, соревнованиях.

Вывод: В процессе внеурочной воспитательной работы для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших механизмом повышения качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в повышении качества обучения.

Одним из основных направлений деятельности классного руководителя является помощь своим воспитанникам в учебной деятельности. И, как правило, эффективность работы классного руководителя определяется с...

Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников

Классный руководитель выбирает различные формы работы для контролирования учебной деятельности учащихся, но прежде всего он должен учитывать все факторы, влияющие на достижение успехов в учебе детей, ...

Роль классного руководителя в повышении качества обучения

Сеятели разумного, доброго, вечного – так говорят об учителях. От них   - все лучшее в человеке. Об этом и русская поговорка – «дерево и учитель познаются по плодам». Среди многообрази...

Роль классного руководителя в повышении качества обучения.

В современных работах по педагогике утверждается, что в настоящее время эффективность работы классного руководителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие т...

Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников.

Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников...