Урок семьи
классный час (6 класс) по теме
Разработка урока, посвященного Году Семьи в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_semi_v_6_klasse.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Семья – начало всех начал».
Цели и задачи:
- Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
- Формировать положительное отношение, уважение к семьям своих ровесников, друзей, к семейным традициям, ценностям.
- Воспитывать чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям.
- Продолжить развитие монологической речи учащихся при ответах на вопросы.
- Познакомить учащихся с темой «Семейные обряды и обрядовый фольклор» в рамках курса устного народного творчества.
- Развивать умение детей видеть прекрасное вокруг себя.
Оборудование
- Фотоэкспозиция на доске
- Презентация 7 слайдов.
- Стихотворения и высказывания о семье
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА
Учитель
- Дорогие ребята, уважаемые взрослые я поздравляю вас с новым учебным годом, желаю вам здоровья, внимательности, любознательности, хороших оценок , верных друзей , тепла и понимания со стороны ваших близких, а вам, родили, терпения и семейного счастливого счастья. Я недаром , сегодня, обращаю внимание именно на семейные ценности, как вы знаете, 2008 год , объявлен Годом Семьи. И сегодня на нашем первом уроке мне бы хотелось поговорить о самом важном для всех нас , о….., а вот о чем пойдет речь на уроке , подскажут мне ребята, разгадав ребус.
Ученики разгадывают ребус, после чего учитель название урока
Учитель
Вся наша жизнь проходит в семье. Семья –это самое дорогое и самое ценное, что есть у нас с вами.- Весь жизненный круг проходит в семье.
Учитель: (слайд 2)
Ребята, перед вами стихотворение, давайте прочтем его.
На фоне слайда учащийся читает стихотворение.
В семейном кругу мы растем.
Основа основ родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем.
Основа основ – родительский дом.
Учитель
- Ребята, как бы вы определили тему урока из этих высказываний?
Звучат предположительные ответы детей.
Учитель корректирует ответы учащихся и сообщает тему урока.
3 слайд
Учитель
- У каждого человека должна быть семья. Человек без семьи всегда считался обиженным богом и судьбой. Не случайно в народе живет много хороших слов о семье. Это пословицы. Вспомните пословицы о семье.
4 слайд
Учитель предлагает соединить высказывания правого и левого столбцов таким образом, чтобы получилась пословица. По щелчку появляются стрелки, соединяющие высказывания правого и левого столбца. После последнего щелчка на экране появляются соединенные пословицы.
Учитель
- Сейчас мы с вами станем свидетелями диалога двух ребят. Они рассуждают о том, что такое семья? И вы постарайтесь объяснить понятие «Семья».
Ученики (читают стихотворение в диалоге)
- Что такое семья?
- Папа, мама, я
И сестренка моя –
Вот и вся моя семья!
- Ну, а как же бабушки?
Ну, а как же дедушки?
Что такое семья?
-Папа, мама, я,
Баба Зоя, баба Зина
Дедушки: Егор, Василий
И сестренка моя.
Вот и вся моя семья.
- Ну, а как же дяди?
-Ну, а как же тети?
Что же такое семья!
-Папа, мама, я
Баба Зоя, баб Зина
Дедушки: Егор, Василий
Тетя Аня, тетя Таня
Дядя Вова, дядя Ваня
И сестренка моя-
Вот и вся у нас семья.
А братишек и сестренок
Всех двоюродных назвать
Так до вечера считать.
Учитель
- Как бы вы ответили на вопрос «Что такое семья?»
Ученики
- Семья – это группа людей разного возраста, у которых есть свой дом. У всех, в зависимости от возраста есть свои обязанности…
Учитель
- Каждый человек по-своему объясняет – что такое семья. Я бы сравнила семью с небосводом, на котором всегда светит солнце. С солнцем можно сравнить что-то теплое, светлое, счастливое.
5 слайд
- Что на ваш взгляд является самым ценным в счастливой семье, самым необходимым?
Ученики
- Согласие, любовь…
Учитель (по щелчку на лучах солнца появляется слово любовь)
- Конечно, одно из главных ценностей семьи, я с вами полностью согласна – это любовь. Любовь к родителям, родным, особенно материнская любовь и забота. У каждой матери есть важная и ответственная обязанность – быть душой семьи, нести излучать свет, тепло, любовь и заботу.
Статистики подсчитали каждая мама, ухаживающая за двумя детьми и мужем в течение года, перемывает восемь тысяч чашек, тринадцать тысяч тарелок, восемнадцать тысяч ножей. А общий вес посуды, переносимый из кухонного шкафа к столу и обратно за год достигает пять тонн.
Конечно же, дело чести каждого сына и отца присоединиться к маме и переложить хотя бы парочку тонн посуды с ее хрупких плеч на свои.
- Действительно, мать для каждого человека - большого или маленького, молодого или пожилого – мать - самый родной человек на свете. Все лучшее в каждом из нас исходит от матери, давшей нам самое бесценное - жизнь. Материнская забота, тепло, ласка, неустанный труд, терпение, беспокойство окружают нас с первого дня жизни. И все мы любим своих мам за это. И все же одной любви мало. Мать еще надо и уважать. Уважать обоих родителей. А вы, ребята, уважаете своих родителей? А в чем это проявляется?
Ученики (ответы детей)
Учитель
- С возрастом чувство уважения, чувство понимания растет, проявляется ярче. Недаром много песен сложено о родителях и доме. И сейчас одну из них я предлагаю вам спеть.
Учитель
- Я расскажу вам одну легенду. «В давние времена жила семья - 100 человек. И в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом дошла до правителя. И он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?»
Старец взял лист бумаги и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано 100 раз одно и то же слово «понимание»
(по щелчку на лучике солнца появляется слово понимание)
- Как вы думаете, почему это слово, было главным, по мнению старца, определяло отношение в семье? А как в вашей семье?
Учитель
- Можно назвать еще много ценностей, которые «определяют погоду» в семье:Откровенность, отзывчивость, тактичность, лживость, уважение, презрение, уступчивость, доброта, черствость.
(после щелчка на лучиках солнца появляются слова отобранные детьми)
Учитель
- Хочется, что бы отношение в вашей семье т.е. ваш семейный микро- климат складывался именно по этим принципам, что бы никогда не случалось того, что произошло с героем стихотворения С.Михалкова «Лапуся».
Ученик:
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
Скажет папа: «Дверь открыта!
Притвори ее герой!»
Я в ответ ему сердито
Отвечаю: «Сам закрой!»
За обедом скажет мама
- Хлеб, лапуся, передай!
Я в ответ шепчу упрямо:
«Не хочу, сама подай!»
Очень бабушку люблю
Все равно и ей грублю.
Очень деда обожаю
Но и деду возражаю
Я не знаю, как мне быть,
Начал старшим я грубить
А они ко мне: «Голубчик,
Ешь скорее, стынет супчик.»
А они ко мне: «Сыночек,
Положить еще кусочек?»
А они ко мне: «Внучок,
Ляг, лапуся, на бочок!»
Я такое обращенье
Ненавижу, не терплю
И киплю от возмущенья
И поэтому грублю.
Я не знаю, как мне быть
Начал старшим я грубить.
До того я распустился,
Что грублю я всем вокруг
Говорят, от рук отбился.
От каких, скажите рук?
Учитель
- Как вы думаете, ребята, почему мальчик стал грубить взрослым в семье? Чем он недоволен?
Ученики
- Сюсюканье, заискивание…
Учитель
- Семьи отличаются обычаями, традициями, тем, что передается от поколения к поколению (после щелчка появляется на лучике слово традиции). Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять родословную своей семьи. Эта традиция возвращается в семьи. Ведь прошлое – это не просто перечень событий, это яркие страницы биографий реальных людей, их переживания, чувства. Пусть ваши предки не были знаменитыми людьми, а были просто хорошими людьми, достойными уважения, кем бы вы могли гордиться в своей , а еще существует традиция хранить фотографии. Я думаю вы уже обратили внимание на доску. Дмитрий Сергеевич Лихачев в свое время сказал «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значить он их не любит
Учитель
- Ребята, какие существую в ваших семьях современные традиции? Расскажите?
Ученики
- хранят свадебные деньги
- рождество
- у мамы хранится свадебное платье
- вся родня собирается в папин день рождения.
Учитель
- Говорят, что все семьи счастливы по – своему. И у многих счастливых семей есть свое увлечение, какое – то любимое дело, которое объединяет и взрослых и детей. Одни шьют, другие часами могут говорить о бабочках и жуках, кто – то читает, а кто – то поет.
- Что вы можете рассказать о своих увлечениях?
Ученики (предполагаемые ответы)
Учитель
- Действительно общие увлечении, они объединяют семью, делают наиболее сплоченной, младшие учатся уважать старших
Учитель
- Ребята, разговор о семье мы с вами начали с размышления о семейном микроклимате, об атмосфере в семье. А как вы понимаете выражение «Трудовая атмосфера семьи?» (ответы детей)
(по щелчку на лучике появляется слово труд)
Учитель
- У каждого ребенка в семье должна быть своя работа. Маленький ребенок – маленькое дело, растет ребенок - растет и его дело.
Ребята! Поднимите руку, у кого нет в семье никакой трудовой обязанности? Расскажите о себе? Нужно ли это вам?
Ученики (предполагаемые ответы)
Учитель
- Ребята вы должны понимать, что труд для каждой семьи служит источником материального благосостояние. Добросовестный труд вызывает естественное уважение среди членов семьи, всех окружающих, в будущем среди коллег.
Вы, наверное, слышали такое изречение. «Кто хорошо работает, тот должен хорошо отдыхать». И из собеседования с вами, я выяснила, что ваши семьи умеют активно отдыхать, в семьях отмечаются праздники. А подарки не только покупаются в магазине, но и изготавливаются своими руками. По вечерам, когда вся семья в сборе, существует строгая избирательность в программе передач, существуют совместные поездки на концерты, в цирк и т. д.
ИТОГ УРОКА
Ребята, урок подошел к концу. Посмотрите еще раз на тему нашего урока.
6 слайд
- Почему же семью называют началом всех начал?
- Что самое важное вы возьмете с урока?
В народе говорят: «Счастье не птица, само не прилетит». Каждый человек сам себе, кует счастье.
7 слайд
Предлагаю вам «Рецепт счастья»
Возьмите чашку терпения,
Влейте в нее полное сердце любви,
Добавьте две горсти щедрости, посыпьте доброты,
Плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры.
Все это хорошенько перемешайте.
Помажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути».
(звучит музыка «Живи родник» С.Беликова.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обществознания. Тема урока "Семья"
Урок содержит интерактивные формы и методы работы, направлен на подготовку учащихся к семейной жизни. Урок поможет учащимся выбрать свой путь создания семьи....
Урок по Основам безопасности жизнедеятельности в 11 классе. Тема урока: Семья в современном обществе
Тема урока: Семья в современном обществе Цель урока: Продолжить формирование понятия семьи и ее роли в современном обществе, показать нравственные основы формирования семь...
Тема урока: Подготовка ткани к раскрою. Раскладка. Раскрой. Девиз нашего урока: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». «Кроить не шить после не распорешь». (8 класс)
Тема урока: Подготовка ткани к раскрою. Раскладка. Раскрой. Девиз нашего урока: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». «Кроить не шить после не распорешь». (8 класс)Цель урока: Обучающая ·...
Разработка урока английского языка в 11 классе. Тема урока: «Семь чудес света средних веков»
Автор: Кабанова Ольга Ивановна, учитель английского языка МБОУ «Школа № 91 с углублённым изучением отдельных предметов», город Нижний НовгородОписание материала: Вашему вниманию предлагаетс...
Урок "Семья и домашние обязанности" с применением технологии мастерских для развития коммуникативных умений на уроках английского языка
Урок "Семья и домашние обязанности" с применением технологии мастерских для развития коммуникативных умений на уроках английского языка....
Урок "Семья и брак. Законодательство о семье"
Конспект урока "Семья и брак. Законодательство о семье"...
Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"
Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...