Урок обществознания. Тема урока "Семья"
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Татьяна Владимировна Карташова

Урок содержит интерактивные формы и методы работы, направлен на подготовку учащихся к семейной жизни. Урок поможет учащимся выбрать свой путь создания семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_kategoriyu_otkrytyy_urok.doc79.5 КБ
Office presentation icon semya_rabota_avdeeva_v.ppt1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Семья.

Цели урока:

Для учителя создать условия учащимся для:

  1. Формирования представлений о семье, отношениях между мужчиной и женщиной, детьми и родителями;
  2. Формирования умения сравнивать, анализировать текст, документы, использовать различные  источники (учебник, подлинники документов, фотографии, материалы газет)
  3. Овладение навыками первичного анализа и использования социальной информации, решения познавательных задач, нравственной оценки конкретных поступков людей, обобщения знаний в форме презентации;
  4. Познакомить учащихся с основными дидактическими единицами темы «Семья  и быт»

Для учащихся:

  1. Опираясь, на ранее сформированные метопредметные  умения  и навыки, описать жизненный цикл семьи; описать особенности гендерного поведения, развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, систематизировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать формированию отношения к семье для ориентировки в актуальных жизненных вопросах, выработке собственной позиции.

Девиз урока:

«Жизнь - театр, а мы в ней актеры; научись хорошо играть роли здесь и сейчас!»

Эпиграф к уроку:   Семья от века к веку опора человеку.

Семья - кристалл общества. 

Тип урока: урок проблема с элементами ролевой игры.                                                Оборудование урока: Учебник обществознание 10 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова, М., «Просвещение» 2010 г. Медиапроектор, компьютер, раздаточный материал, подлинники документов, материалы СМИ, презентация.                                                                                                

Ход урока:

За 5 дней учащиеся получили опережающее задание по подготовке презентации на тему: «Семья - малая группа и социальный институт».  

Организационный момент (5 минуты)

Рассказывают, что после того, как к Богу явился мужчина и заявил о своей скуке, Бог задумался: - Из чего сделать женщину, если весь материал ушел на мужчину. Но, не желая отказывать в просьбе, мужчине, Бог сотворил женщину. На что затратил: несколько ярких лучей солнца, все чарующие краски зари, задумчивую грусть луны, красоту лебедя, игривость котенка, грациозность стрекозы, ласковое тепло меха, притягательную силу магнита и все это слепил вместе.

Посмотрел и недовольно покачал головой: больно приторной она ока залась. И добавил холодное мерцание звезд, непостоянство ветра, сле зоточивость облаков, хитрость лисы, трусость зайца, назойливость мухи, упрямство осла, ревность тигрицы, мстительность осы, ядовитость змеи, дурман опиума и вдохнул в нее жизнь. -

В результате появилась настоящая женщина. Вот эту женщину Бог по дарил мужчине, сказав при этом:

- Бери ее такой, какая она получилась, и не пытайся ее переделывать. Любуйся ею всю жизнь, но мучайся одновременно.

Я уверена, что не найдется на свете человека, которого бы не ин тересовала тема семьи. Мы с вами не исключение. К сожалению, проблем, связанных с семейной жизнью, очень много. Попытаемся в них вникнуть...

Теперь вы можете определить тему урока, правильно: «Семья как малая группа».

Мы на сегодняшнем уроке рассмотрим следующие вопросы:

  1. Особенности семьи как малой группы
  2. Психология семейных отношений
  3. Гендерное поведение
  4. Воспитание в семье

На сегодняшнем уроке для определения вашего рейтинга ответов я буду пользоваться 3 видами оценочных систем: оценка за развернутый ответ (от 1 до 5), аукцион- решение проблемы и аргументация своей позиции (5 баллов), накопительная система – правильный краткий ответ на краткий вопрос -1 (1 -5 балл может набрать отвечающий баллы переводятся в оценку и выставляются в журнал наряду с другими)

Изучение и закрепление нового материала. (39 м.)

Первый этап

Работа с учебником.

  1. Откройте, пожалуйста, параграф 18 просмотрите вступление и назовите, какие науки занимаются изучением семьи
  2. Определите интерес каждой из названных наук к семье (за правильный ответ учитель дает логотип)

Работа с презентацией.

  1. Сейчас мы просмотрим презентацию, подготовленную Авдеевым Виктором, где в сжатом виде изложен, изучаемый нами материал. Я прокомментирую наиболее сложные вопросы.

Релаксация: давайте сделаем зарядку.

Поднимите руки вверх, кто будет мужем.

Встаньте, кто станет родителем.

Сядут на свои места, кто сестры.

Сядут на свои места, кто станет отцом.

Сядут будущие жены.

Встанут те, кому придется сыграть роль свекра.

К ним присоединятся будущие тещи.

Могут сесть все кумовья.

А теперь возьмутся за руки, между кем возможен брак.

Всем спасибо, сели на место, шуточная зарядка окончена.

Второй этап

  1. Работа в парах. Задание: прочесть текст и ответить на вопросы (текст и задание прилагаются). Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
  2. Повернулись в четверки и работаем с документами.

а) первая четверка - вставьте правильно слова

б) вторая четверка -  проанализируйте текст

в) третья четверка -  проанализируйте текст

в) четвертая четверка -  вставьте правильно слова

(Тексты заданий прилагаются)

За правильный ответ  выставляется оценка от 3 до 5.

  1. Каждая четверка получает пакет с различным набором источников (подлинники документов, фотографии, материалы СМИ, учебник, справочник, словарь, Конституция России), к которым прилагаются задания: используя свой пакет источников ответьте на вопросы: что такое семья, какие функции выполняет семья, какие этапы проходит семья, как образуется семья, отношение государства к семье. (развернутый ответ оценивается от 3 до 5 баллов). Во время работы с документами звучит песня «О маме».

Третий этап

  1. Смотрим презентацию, подготовленную Аболкиным Александром о его семье. Аукцион: используя материал презентации, ответьте на вопросы, наиболее полные и аргументированные ответы будут оценены 5 баллами:
  1. Какого типа семья у Саши?
  2. Назовите жизненные циклы, которые уже прошла семья Аболкиных?
  3. Какие функции семьи  отражены в Сашиной презентации?
  1. Посмотрите на доску, на доске записаны термины – дайте им определение. (Каждый правильный ответ будет оценен 1 баллом).
  2. Я приведу крылатые выражения:
  1. «Яйца курицу не учат»;
  2. «Молодо – зелено»;
  3. «Молодым везде у нас дорога».

Определите, какой возрастной группе соответствуют данные выражения. Верно: первое это родители, второе – старшее поколение, третье – молодежь.

Домашнее задание: параграф 18. Первый - ряд составьте портрет идеального ребенка. Второй ряд – составьте портрет идеального родителя. Третий ряд – запишите в своих тетрадях четкие положения, которым руководствуется старшее поколение, принимающее участие в воспитании ребенка в семье.

Релаксация: Ребята, какая сейчас неделя. Ученики отвечают – Масленица.

Выходит девушка с разносом, на котором блины. Угощает всех в классе. Вопрос от учителя: какая функция семьи нашла отражение в элементе обряда празднования «Масленицы», который вы сейчас видите.

Итог урока (1м.)                                                                                                                 Выставление оценок, подведение итога работы на уроке, вручение грамот наиболее активным ученикам (5 Ш.).

Приложение №1

1. Люди культурные, выдержанные, тактичные терпимы к слабостям других, стремятся найти смягчающие обстоятельства для недостатков. Проанализируйте с этой точки зрения последнюю размолвку с родителями. Какие вводы, сделанные вами, помогут вам в дальнейшей жизни?

2. Как вы понимаете смысл высказанного М. Ионасом предложения о том, что в жизни ничего нельзя брать в долг, а коли взял, надо возвращать сверх взятого, применительно к своим отношениям с родителями?

3. Социологи подсчитали, что сегодня рост затрат на детей в значительном числе семей превышает рост их доходов. Чем, по-вашему, можно объяснить это явление?

4. Разъясните мысль Л.Н.Толстого о том, что все счастливые семьи похожи
друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

5. Как вы думаете, с какого момента родители начинают относиться к
подростку как к взрослому?

6. Объясните старинные поговорки и пословицы про дом: «Мой дом- моя
крепость», «Дома и стены помогают», «Не дом хозяина красит, а хозяин-
дом», «Каково на дому, таково и самому».

7. Известно, что в древней Греции было множество богов любви. В свете
Афродиты находились Эрот, Гимэрот, Анэрот, Поф, Пейто, Гименей,
Илифия. Как вы думаете, о чем свидетельствует этот факт?

8. Русский философ В. Соловьев различал три типа любви.

  1. любовь нисходящая, которая дает больше чем получает
  2. любовь восходящая, которая больше получает, нежели дает
  3. любовь, в которой, и то и другое уравновешено.

Этим трем типам любви соответствуют три вида любви: супружеская любовь, родительская любовь, любовь детей к родителям. По-вашему, какому типу любви соответствует каждый из этих видов (супружеская, родительская и т.д.)

9. Как вы понимаете А.Ф. Лосева: «Любящий всегда гениален, так как открывает в предмете своей любви то, что скрыто от всякого нелюбящего..». Согласны ли вы с этим суждением?

10. Может ли любовь быть источником зла? Приведи аргументы в пользу своей точки зрения.

11. Какую главную мысль выражают следующие строки о единственной и вечной возлюбленной:

Как твой лик высок и светел!

Как я долго ждал тебя!

Прежде чем тебя я встретил,

Я предчувствовал тебя.

12. Кому не известна, увы, нередкая ситуация, когда та или иная женщина признается, что живет с мужем пьяницей, вернее не живет, а мучается  ради детей: «Живу с мужем, потому что не хочу калечить детям семью. Хочу , чтобы у них был родной отец» Каким может быть психологический климат в такой семье?

Приложение №2

Для первой группы.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из прелагаемого ниже списка слова, которые необходимо поставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже, помните, что в списке слов больше, чем вам требуется для заполнения пробелов.

A.Дети.
Б. Брак.

B.Социализация.
Г. Коллектив.

Д. Обязанности.

Е. Институт.

Ж. Отношения.

3. Группа.

И. Любовь.

 К.Уважение.

Семья - это основанная на        1) и (или) кровном родстве малая        2), члены

которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства,

эмоциональной связью, взаимными        3) по отношению друг к другу. Также семьей

называется социальный        4). т.е. устойчивая форма взаимоотношений между

людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей

(сексуальные отношения, деторождение, первичная        5)детей. значительная часть

бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по
отношению к        6) и лицам пожилого возраста.

Для второй группы.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже, помните, что в списке слов больше, чем вам требуется для заполнения пробелов.

A.        Потребности.
Б. Психика.

B.        Личность.
Г. Культура.
Д. Общение.
Е. Семья.

Ж. Контакты.

3. Группа.

И. Гуманизм.

В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них-

о значении стиля общения с ребенком для развития его        1). Теперь уже стало

бесспорной истиной, что        2) так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш,

который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен

постоянных        3) со взрослым, плохо развивается не только психически, но и

физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение бывает не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение

«отравляет»        4) ребенка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а

впоследствии, конечно, и его судьбу.

Для третьей группы.

Анализ текста.

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть и такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой- в одно и то же время может быть много возможностей,- но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

Вопросы и задания к тексту.

  1. В чем, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в
    современном обществе
    1? Укажите два его проявления.
  2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере
    семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?
  3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое. Опираясь
    на текст источника и привлекая обществоведческие знания, укажите три
    причины.

Для четвертой группы.

В одной газете была помещена заметка о счастливой многодетной семье Рыжовых. Семья дружная, хотя есть и проблемы с материальным обеспечением. Ниже приводится два отклика на эту заметку. Выскажитесь, кто, по-вашему, прав. Г) Я против многодетных семей. Разве в количестве детей выражается любовь супругов друг к другу? Жаль мне таких детей. Ведь все в доме делается их руками. Они и варят, и убирают, и еще за хозяйством смотрят. Младшим еще ничего, а старшим? Ведь у них своя взрослая жизнь впереди, столько забот. Так нужно ли их уже так запрягать в домашние дела?

2) Я никогда не сомневалась, что истинное счастье семьи- в детях. Но сколько приходится в последнее время слышать «убедительных» аргументов против большого количества детей: женщина хочет многого добиться в жизни, в своей профессии. Хочет как можно больше дать ребенку, считая, что одному больше достанется. Хочет наконец, и себя не забыть- хорошо выглядеть, красиво одеться... И все-таки все эти доводы, по-моему, оказываются несостоятельными перед «аргументами» Рыжовых. Что потеряли они в жизни, позволив себе десять ребятишек? Работают прекрасно. Оба молоды и красивы. А дети, оказывается, не осложняют их жизнь, а, наоборот, облегчают.

Приложение №3

Ключевые понятия

Семья - это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и ра достей друг друга.

Семья как малая группа — это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, свя занных общностью быта, взаимопомощью и взаимной от ветственностью.

Семья как социальный институт — это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимо отношения между супругами, родителями, детьми и други ми родственниками.

Многопоколенная семья - семья, которая объединяет под одной крышей два-три поколения.

Нуклеарная семья - пары с одним или двумя детьми.

Традиционная семья - семья, где глава мужчина.

Эгалитарная семья — семья, для которой характерны справед ливое распределение семейных обязанностей, взаимозаменяемость супругов.

Гендер- пол.

Тендерные роли - нормативные предписания и ожидания «пра вильному» мужскому и женскому поведению.

Семейное воспитание - осознанное влияние на формирование личности детей, предпринимаемое старшими членами семьи.

Брак - (греч. γάμος — брак; производное от глагола брать), или бра́чный сою́з, супру́жество — регулируемая обществом и, в большинстве государств, регистрируемая в соответствующих государственных органах семейная связь между двумя людьми, достигшими брачного возраста, порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу, а также, при появлении у пары детей, — и к детям. Для заключения брака необходимо взаимное согласие вступающих в брак и достижение ими брачного возраста, который совпадает с возрастом гражданского совершеннолетия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С Е М Ь Я И Б Р А К. «Семья – величайшая ценность жизни, играющая огромную роль в определении всей судьбы человека»

Слайд 2

С Е М Ь Я – основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Слайд 3

Структура власти семьи За структурой власти различают авторитарные, демократические и либеральные семьи. Авторитарная семья характеризуется суровым безоговорочным подчинением одного из супругов другому и детей родителям. Демократическая семья основывается на взаимном уважении членов семьи, общем решении всех важных вопросов. В либеральной семье наблюдается отстраненность, отчужденность членов семьи одно от одного, равнодушие к делам и чувствам другого.

Слайд 4

Репродуктивная функция – воспроизводство в численности детей численности родителей Воспитательная функция : семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка, а также взрослых членов семьи. Хозяйственно – экономическая функция ведение домашнего хозяйства семейный бюджет распределение домашнего труда опека над малолетними и престарелыми и т.д. Рекреационная функция создание чувства безопасности и психологического комфорта у членов семьи Организация семейного досуга и отдыха

Слайд 5

Б Р А К - совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности в отношении друг друга, а их двоих – в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом.

Слайд 7

Парная (моногамная) семья Парная демократическая Патриархальная традиционная Естественное неравенство полов Мужчина с переходом к рабовладению и частной собственности стал обладателем богатств Мужчина – господствующее положение в общест-венной жизни (военный, политический статус)

Слайд 8

Различают также семьи с разным воспитательным потенциалом: • воспитательно сильные, т.е. с благоприятной моральной атмосферой семьи; • воспитательно стойкие, где создаются вообще благоприятные возможности для воспитания, а трудности, которые возникают в семье, и недостатки устраняются с помощью других социальных институтов, прежде всего школы; • воспитательно неустойчивые, для которых характерная неправильная воспитательная позиция родителей (например, чрезмерная опека) при довольно высоком общем воспитательном потенциале семьи; • воспитательно слабые с потерей контакта с детьми и контроля над ними, когда родители по разным причинам (через плохой залог здоровья, перегруженность работой, низкий уровень образования и психолого-педагогической компетентности) не способные правильно воспитывать детей, уступив в своем влиянии группе ровесников.

Слайд 9

Состояне современной семьи Широкое вовлечение женщин в различные сферы общественной жизни Уменьшение числа детей в семьях (демографический кризис)

Слайд 10

Рост социальной активности женщин Положительные последствия Отрицательные последствия Активно занимаясь профессиональной деятельностью, женщина приобретает экономическую самостоятельность Развитие многих отраслей сегодня невозможно без использования женского труда Образованная и профессионально состоявшаяся женщина пользуется большим уважением у своих близких Самостоятельная женщина в более позднем возрасте вступает в брак и не склонна иметь много детей Занятая на производстве и др. общественных сферах, женщина уделяет меньше времени дому, семье – ослабляет семейные контакты - почва для конфликтов. Попытки женщины совместить профессиональную деятельность с семейными обязанностями могут обернуться для нее двойным бременем

Слайд 12

снижении выполнения семьей ее основных функций, прежде всего репродуктивной и воспитательной; росте числа бездетных и малодетных семей; росте числа разводов и неполных семей; росте числа незарегистрированных фактических супружеских союзов и внебрачных рождений; разделении институтов брака и семьи. Кризис семьи проявляется в:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока обществознания. Тема:"Деятельность-способ существования человека".10 класс.

Презентация предназначена для проведения урока обществознания в 10 классе на  базовом уровне....

Для урока Обществознания. Тема Человечность.

Учащимся, учителю  к  уроку обществознания. Тема Человечность....

Урок обществознания. Тема:"Конституция РФ".

Урок обществознания в 9 классе....

Конспект открытого урока обществознания тема «Правовые и моральные нормы»

В рамках данного занятия, преподаватель расскрывает обучающимся о общественных отношениях между людьми, социальных нормах и правовых нормах....

Технологическая карта урока обществознания Тема "На пути к жизненному успеху" 6 класс

Технологическая карта урока обществознания Тема "На пути к жизненному успеху" 6 класс...

Урок обществознания Тема: «Сфера духовной жизни» 8 класс

Цель: познакомить с понятием «духовная культура»Задачи:познакомить с духовными ценностями современного общества;характеризовать составляющие сферы духовной жизни; Планируемые результа...

Технологическая карта урока обществознания _ тема урока: «Общение»_6 класс

Урок обществознания по теме «Общение» позволяет сформировать универсальные учебные действия: 1.Личностные:  понимание значения общения; осмысление отношения к искусству общения.2...