Необычный урок математики
рабочая программа (5 класс) на тему

   Шишкина Галина Михайловна

Рабочая программа курса "Необычный урок математики" для учащихся 5-6классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5kl.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное развитие, ценностные ориентации.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного  стандарта от 2004г, в содержании данного курса предполагается реализовать актуальные в настоящее время принципы личностно-ориентированного и развивающего обучения.

Кроме того, содержание курса созвучно с одним из направлений программы развития МКОУ Верх-Чикская СОШ, сформулированное в разделе «Концепции будущего состояния школы», а именно: «внедрение современных методик и новых технологий, позволяющих поддерживать мотивацию учащихся  к обучению».

Формирование целостных представлений о математике будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления математических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает всё более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в связи с этим данный курс называется «Необычный урок математики».

Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 7-8 класса начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах (5-6кл) он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость. Интерес к появившимся в последнее время многочисленным головоломкам показывают не только целесообразность включения доступных математических задач в сферу интересов детей, но и наличие определённого интеллектуального голода у ребят в возрасте 10-13 лет. В то же время задержки в развитии на этом этапе обучения трудно компенсировать позднее. Всё это и определяет значение данного курса.

Оценка качества обученности определяется не пятибалльной системой, а количеством полученных бонусов. По итогам каждой четверти учащиеся награждаются грамотой за победу в конкурсе «Считай, смекай, отгадывай».

Задачи курса:

  1. формировать устойчивый интерес к предмету;
  2. углублять и закреплять знания программного материала, практические умения и навыки;
  3. расширять математический кругозор учащихся и формировать высокую культуру математического мышления;
  4. создавать условия для участия в школьной математической олимпиаде, Всероссийском конкурсе «Олимпус» и Международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру».

Прогнозируемые результаты:

  1. устойчивый интерес к предмету:
  2. твёрдые знания программного материала;
  3. высокая культура математического мышления;
  4. участие в олимпиадах и конкурсах «Олимпус», «Кенгуру», наличие 1-10 мест.

Программа рассчитана на два года, 1 час в неделю, всего 72 часа.

Тематическое планирование.

Тема, 5кл.

Количество часов

1

Системы счисления

2

2

Десятичная запись натуральных чисел

1

3

Забавная арифметика

2

4

Числовые ребусы

1

5

Магические квадраты

1

6

Задачи на сравнение

1

7

Задачи на взвешивание

2

8

Задачи на переливание и перекладывание

3

9

Математические игры и фокусы

2

10

Сюжетные логические задачи

3

11

Геометрическая смесь

3

12

Графы. Мосты Эйлера

2

13

Множества

2

14

Комбинаторика

5

15

Олимпиадные задачи

3

16

Олимпиада. Школьный тур

1

17

Игра «Математический поезд»

2

Итого

36

Тема, 6кл.

Количество часов

1

Различные системы счисления

4

2

Делимость чисел

8

3

Пропорции

3

4

Проценты

3

5

Элементы комбинаторики и теории вероятности

8

6

Олимпиадные задачи

3

7

Олимпиада. Школьный тур

1

8

Работа над проектами, защита проектов

4

9

Игра «Математический поезд»

2

Итого

36

Ресурсное обеспечение:

  1. Компьютер с выходом в Интернет.
  2. Школьная библиотека.
  3. Библиотека кабинета математики.
  4. Раздаточный материал (ксерокопии).

Темы проектов:

  1. «Магические квадраты»
  2. «Системы счисления»
  3. «Симметрия вокруг нас»

Литература.

  1. Для учащихся:
  1. Антонович Н.К. Как научиться решать задачи. – Новосибиоск:РИПЭЛ, 1994г – 80с.
  2. Антонович Н.К., Чернова А.Я., Тененбаум М.И. Математика после уроков. – Новосибирск НИУУ, 1985г.
  3. Гальперин Г.А., Толпыго А.К. Московские математические олимпиады. М:Просвещение, 1986г – 303с.
  4. Гарднер Мартин. Математические чудеса и тайны. М:Наука, 1978г.
  5. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М:Наука, 1978г.
  6. Лоповок Л.М. Математика на досуге. М:Просвещение, 1981г – 158с.
  7. Перельман Я.И. Живая математика. М:Наука, 1974г.
  8. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай! – М.Просвещение, 1970-128с.

  1. Для учителя:
  1. Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007г – 171с.
  2. Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. Математика. Волгоград: Учитель, 2002г.
  3. Григорьева Г.И. Подготовка школьников к олимпиаде по математике 5-6кл. М: Глобус, 2009г – 152с.
  4. Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4-5 кл. – М.:Просвещение, 1986 – 96с.
  5. Петраков И.С. Математические олимпиады школьников. – М.:Просвещение, 1982 – 96с.
  6. Поляк Г.Б. Занимательные задачи. М: Просвещение, 1953г.
  7. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. М: Просвещение, 1990г – 77с.
  8. Сафонова В.Ю. Под редакцией Д.Б.Фукса, А.Л.Гавронского. Задачи для внеклассной работы по математике в 5-6 классах. – М.:МИРОС, 1993 – 72с.
  9. Смыкалова Е.В. Необычный урок математики. Сборник уроков математики – СМИО Пресс, 2007 – 88с.
  10. Урман А.А., Храмцов Д.Г., Шрайнер А.А. Задачи городских и районных математических олимпиад.: Новосибирск, 2004г.
  11. Шпорер З. Ох, эта математика! М: Педагогика, 1981г – 128с.
  12. Шрайнер А.А. Задачи районных математических олимпиад Новосибирской области.: Новосибирск, 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Необычные уроки кулинарии"

В данной работе представлен материал, позволяющий по новому и необычному организовать уроки кулинарии. Или использовать для работы с проектами по кулинарии....

Внеклассное мероприятие по математике "Совсем необычный урок""

Внеклассное мероприятие «Совсем необычный урок»...

Необычные уроки математики внеклассное мероприятие

Разработка внеклассного мероприятия по математике, в котором показана связь математики с различными науками. Очень интересная и увлекательная игра....

"Необычный урок английского языка в зоопарке,,.

Цель урока: -Вызвать или поддержать у детей интерес к изучению английского языка; -Воспитать теплое и уважительное отношение к природе   и животным; -Организовать среду , способствую...

Материалы к необычному уроку География Москвы в 8 или 9 кл.

Использование схемы Московского метрополитена как нетрадиционный источник географической информации. Эти Материалы к уроку можно использовать при изучении тем "Природные зоны России", "Растительн...

Современный урок. Совсем необычные уроки.

Что такое необычный урок? Какую цель преследует учитель при проведении  урока в таком формате? Какие виды  необычных уроков можно провести....