Кружок "Исследователи родной природы"
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме
Кружок "Исследователи родной природы"для 5-6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovateli_rodnoy_prirody.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Бузиновская СОШ»
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Исследователи родной природы»
Автор программы: учитель химии и биологии
Панченко Татьяна Федоровна
2012 г.
Пояснительная записка
Основные цели кружка – привитие учащимся любви и бережного отношения к природе, распространение деятельности по изучению и сохранению животного и растительного мира родного края, развитие творческих способностей детей, активизация экологической деятельности среди учащихся, формирование экологической культуры у подрастающего поколения.
Члены кружка углубляют общие знания о природе родного края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с вопросами охраны природы. Общаясь с природой, развиваются духовно, появляется чувство сопереживания, собственной причастности к природным процессам.
В программе предусматривается ознакомление с навыками и проведение научно-исследовательских работ, выполнение работ развивающие творческие способности, что позволит накапливать эколого-краеведческий материал для использования в учебном процессе.
Программа составлена с учётом сезонности явлений в природе, в зимние месяцы проводятся в основном теоретические, лабораторные занятия, общественно-полезный труд и экскурсии по экологической тропе вынесены на осень и весну.
Задачи программы:
1. Образовательные:
- развитие представлений о природе как о единой целостной системе.
- знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;
- ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
- овладение начальными навыками исследовательской работы;
2.Воспитательные:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
- воспитание инициативы, ответственности;
- расширение стилей и способов взаимодействия с окружающими людьми;
- привитие любви к родному краю.
3. Развивающие:
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
- сформировать умения: формулировать проблему; разрабатывать и проводить эксперимент; делать выводы и предложения; претворять предложения в жизнь.
Данная программа опирается на базовые знания учащихся по биологии, географии. Объём учебного времени 68 часов.
Условия реализации программы
- Классные помещения
- Наличие технических средств
- Прикладной материал
- Методическая литература
Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Сроки реализации: 2 года
Возраст детей: 11 – 13 лет
Набор детей: свободный
Состав группы: постоянный
Занятия: групповые
Прогнозируемые результаты
1.Усвоение экологической культуры:
- Правила поведения в природе
- Бережное отношение к окружающей среде
- Стремление к ландшафтной эстетике
2.Овладение новыми знаниями и навыками:
- Природоохранными знаниями
- Знаниями и умениями работы с научно-популярной литературой, печатными изданиями СМИ
- Создание листовок, буклетов и др.
3. Личностный рост подростка (развитие лидерских качеств, творческой активности)
К концу обучения в кружке дети должны знать:
- название своего края;
- названия рек;
- растения и животных края;
- элементы истории села;
- проводить простейшие исследования, работать над совместными
проектами, обрабатывать собранные материалы;
- инсценировать различные легенды, сочинять новые легенды, сказки.
Фиксация результативности
- Наблюдение педагогов, проведение бесед, анкет
- Награждение по результатам учебного года
- Опрос обучающихся, педагогов, родителей о деятельности объединения
Учебно-тематический план кружка
№ | Наименование темы | Всего часов | в том числе | |
теорет. | практ | |||
1 | Введение. Экологическая культура | 5 | 2 | 3 |
2 | Экологический календарь | 2 | 2 | |
3 | Природа - целостная система | 4 | 2 | 2 |
4 | Охрана природы | 6 | 5 | 1 |
5 | Экологический мониторинг | 8 | 6 | 2 |
6 | Охрана вод | 8 | 4 | 4 |
7 | Растительный мир нашего края | 12 | 7 | 5 |
8 | Охрана степи | 3 | 3 | |
9 | Животный мир нашего края | 12 | 8 | 4 |
10 | Экологическая тропа | 3 | 2 | 1 |
11 | Туризм и охрана природы | 5 | 1 | 4 |
Итого | 68 | 42 | 26 |
Содержание программы
1. Введение. Экологическая культура (5ч)
Понятие экологии, экологической культуры, методы формирования экологической культуры. Значения овладения основами экологии, пропагандистская деятельность. Экология жилища, дворов, улиц.
Практические занятия: Участие в природоохранных мероприятиях. Организация экологических праздников (участие в субботниках, в акциях по благоустройству природных территорий села, пришкольного участка). Участие в конкурсе проектов по благоустройству родников. Очистка и благоустройство родника.
2. Экологический календарь (2ч)
Знакомство с датами экологического календаря.
Практические занятия: Выпуск экологических бюллетеней к экологическим датам. (работа ведётся в течение года)
3. Природа - целостная система (4ч)
Природа - целостная взаимосвязанная динамическая система. Основные царства живой природы, их краткая характеристика. Значение растений в природе и в жизни человека. Растительный мир родного края. Редкие и исчезающие растения и их охрана. «Красная книга» растений. Лекарственные растения края и их использование.
Практические занятия: Моделирование экосистем, наблюдения и исследования смоделированных экосистем. Определение растений луга, степи, поля, водоема. Составление картотеки охраняемых растений. Изготовление стенда «По страницам «Красной книги». Подготовка и проведение бесед учащихся о редких исчезающих растениях родного края. Экскурсии на природу (степь).
4. Охрана природы (6ч)
Основные документы по охране природы. Природоохранная деятельность. Задачи особо охраняемых природных территорий (ООПТ): памятников природы, заповедников, заказников, национальных парков.
Практические занятия: Выявление экологически неблагоприятных мест нашей местности, составление карты. Работа с Интернет ресурсами.
5. Экологический мониторинг (8ч)
Экологический мониторинг, его цели и задачи. Мониторинг в зависимости от территории: глобальный, региональный, локальный. Мониторинг в зависимости от объекта наблюдения: базовый (фоновый) и импактный. Их цели. Мониторинг по методам ведения: дистанционный и наземный. Биоиндикационные методы. Мониторинг лесного фитоценоза. Снег – индикатор чистоты воздуха. Проведение мониторинга шума. Предварительное обследование территории. Определение конкретного времени обследования территории. Запись шумового загрязнения. Анализ и оценка записанных на пленку шумов.
Практическая занятия:. Составление формулы древостоя. Инвентаризация зеленых насаждений на школьной территории. Определение запыленности воздуха.
6. Охрана вод (8 ч)
Вода как фактор жизни. География водных ресурсов. Опасность загрязнения водоемов.
Практические занятия: Составление карт местных водных источников. Обследование водоемов и участие в работе по улучшению их состояния.
7. Растительный мир нашего края (12ч)
Зеленые растения – основной источник пищи и кислорода на земле. Роль растений в жизни человека. Редкие растения Волгоградской области.
Практические занятия: Учет площади зеленных насаждений и определение видового состава и состояния деревьев в районе школы. Определение растений.
8. Охрана степи (3ч)
Значение степи. Эстетическое значение степи (степь в поэзии, музыке, живописи, литературе). Общие сведения о степных пожарах. Правила пожарной безопасности в степях.
9 . Животный мир нашего края (12ч)
Обзор животного мира края. Декларация прав живых существ Редкие и исчезающие животные нашей области. «Красная книга животных Волгоградской области».
Практические занятия: Определение наиболее типичных животных визуально, по голосу, по следам жизнедеятельности. Конкурс творческих работ, посвященный охране животных. Обновление стенда «По страницам «Красной книги». Подготовка и проведение беседы с учащимися об охраняемых животных родного края.
10. Экологическая тропа (3ч)
Степь, как пример растительного сообщества. Степь – экологическая система. Знакомство с видовым составом степи. Значение степи (водоохранное, водорегулирующее, почвозащитное, полезащитное, климатическое, санитарно- гигиеническое, эстетическое, рекреационное). Саморегуляция в биоценозе. Виды родников, значение.
Практические занятия: Экскурсии по экологической тропе и участие в организации ее работы. Осуществление локального мониторинга на маршрутах. Паспортизация объектов экологической тропы, родников. Очистка и благоустройство родников.
11. Туризм и охрана природы (5ч)
Правила поведения туристов в природе.
Практические занятия: турпоход в природу (зачетного характера).
Учебно-тематический план кружка
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
Введение. Экологическая культура | 5 | ||
1 | Понятие экологии, экологической культуры, методы формирования экологической культуры. | 1 | |
2 | Значения овладения основами экологии, пропагандистская деятельность. Экология жилища, дворов, улиц. | 1 | |
3 | Практическое занятие. Участие в природоохранных мероприятиях. | 1 | |
4 | Практическое занятие по благоустройству природных территорий села, пришкольного участка. | 1 | |
5 | Практическое занятие. Очистка и благоустройство родника. | 1 | |
Экологический календарь | 2 | ||
6-7 | Знакомство с датами экологического календаря. | 2 | |
Природа - целостная система | 4 | ||
8 | Природа - целостная взаимосвязанная динамическая система. Лекарственные растения края и их использование. | 1 | |
9 | Лекарственные растения края и их использование. | 1 | |
10 | Практическое занятие. Определение растений луга, степи, поля, водоема. | 1 | |
11 | Практическое занятие. Экскурсии на природу (степь). | 1 | |
Охрана природы | 6 | ||
12 | Основные документы по охране природы. | 1 | |
13 | Природоохранная деятельность. | 1 | |
14 | Задачи особо охраняемых природных территорий | 1 | |
15-16 | Охраняемые территории Волгоградской области. | 2 | |
17 | Практическое занятие. Выявление экологически неблагоприятных мест нашей местности. | 1 | |
Экологический мониторинг | 8 | ||
18 | Экологический мониторинг, его цели и задачи. | 1 | |
19 | Мониторинг по методам ведения: дистанционный и наземный. | 1 | |
20 | Биоиндикационные методы. | 1 | |
21 | Снег – индикатор чистоты воздуха. | 1 | |
22 | Проведение мониторинга шума. | 1 | |
23 | Источники искусственного загрязнения. | 1 | |
24 | Практическое занятие. Составление формулы древостоя. | 1 | |
25 | Практическое занятие. Инвентаризация зеленых насаждений на школьной территории. | 1 | |
Охрана вод | 8 | ||
26 | Вода как фактор жизни. | 1 | |
27 | География водных ресурсов. | 1 | |
28-29 | Опасность загрязнения водоемов. | 2 | |
30-31 | Практическое занятие. Составление карт местных водных источников. | 2 | |
32-33 | Практическое занятие. Обследование водоемов и участие в работе по улучшению их состояния. | 2 | |
Растительный мир нашего края (12ч) | 12 | ||
34-35 | Зеленые растения – основной источник пищи и кислорода на земле. | 2 | |
36-37 | Роль растений в жизни человека. | 2 | |
38-39 | Редкие растения Волгоградской области. | 2 | |
40 | Основные проблемы нерационального использования и защиты растительных ресурсов нашей области. | 1 | |
41 | Практическое занятие. Учет площади зеленных насаждений в районе школы. | 1 | |
42 | Практическое занятие. Определение видового состава и состояния деревьев в районе школы. | 1 | |
43 | Практическое занятие. Определение растений семейства Розоцветные. | 1 | |
44 | Практическое занятие. Определение растений семейства Бобовые. | 1 | |
45 | Практическое занятие. Определение растений семейства Злаки. | 1 | |
Охрана степи | 3 | ||
46 | Значение степи. | 1 | |
47 | Эстетическое значение степи | 1 | |
48 | Общие сведения о степных пожарах. | 1 | |
Животный мир нашего края | 12 | ||
49 | Роль животных в круговороте веществ | 1 | |
50-51 | Влияние деятельности человека на животный мир. | 2 | |
52 | Сокращение видового состава. | 1 | |
53-54 | Охрана животных в Волгоградской области. | 2 | |
55-56 | «Красная книга животных Волгоградской области». | 2 | |
57 | Практическое занятие. Определение наиболее типичных животных | 1 | |
58 | Практическое занятие. Конкурс творческих работ, посвященный охране животных. | 1 | |
59 | Практическое занятие. Подготовка и проведение беседы с учащимися об охраняемых животных родного края. | 1 | |
60 | Практическое занятие. Изучение видового состава местных птиц. | 1 | |
Экологическая тропа | 3 | ||
61 | Степь, как пример растительного сообщества. | 1 | |
62 | Степь – экологическая система. | 1 | |
63 | Практическое занятие. Экскурсии по экологической тропе | 1 | |
Туризм и охрана природы | 5 | ||
64 | Правила поведения туристов в природе. | 1 | |
65-68 | Практическое занятие. Турпоход в природу | 4 |
Список используемой литературы:
1. Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых. М., «Топикал», 1994 г.
2. Беляева В.С., Василевская С.Д. Изучаем природу родного края. М.; Просвещение, 1974
3. Рыков Н.А., Зоология с основами экологии животных. М.; Просвещение,1981
4. Михеев А.В. Биология птиц. Определитель птичьих гнёзд. М, «Цитадель»,1996 г.
5. Миркин М.. Экология России 9-11 класс, М. ,АО МДС, Юнисам 1995 года.
6. Чернова Н.М. Основы экологии учебник 9 класса, М, «Просвещение» 1997 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.
Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...
Береги родную природу
Береги родную природу - сценарий внеклассного мероприятия. Учит доброму и чуткому отношению к природе....
«Родная природа и мир народной фантазии в лирике А. С. Пушкина».
Показать любовь поэта к родной природе, глубокую человечность и задушевность его отношений с близкими; дать представление о стихотворной строфе, дополнить знания об эпитете и авторском отношении ...
урок по литературе в 5 классе по теме: ": «Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Н. Рубцов «Родная деревня».
Конспект урока по литературе в 5 классе с анализом лирического произведения....
Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс
Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели: - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта. - Сфор...
Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)
Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...