Роль взрослых в детских общественных организациях
статья по теме
Доклад о роли взрослых в ДО и детских организациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_vzroslyh_v_detskih_obshchestvennyh_organizaciyah_i_detskih_obedineniyah.docx | 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль взрослых в детских общественных организациях и детских объединениях»
Выступление на совместной коллегии Министерства образования Омской области и Министерства по делам молодежи, физической культуре и спорту Омской области
«О состоянии детской и молодежной среды в Омской области. Задачи и перспективы развития основных направлений детской и молодежной политики».
В основе детского движения лежит деятельность детей и подростков на пользу обществу, их общественная самостоятельность, стремлении участвовать в общественной жизни. Детям трудно действовать без помощи взрослых. Ведущую роль в создании и развитии детского общественного движения играют взрослые, обладающие авторитетом, высокой гражданской позицией, профессионализмом, любящие детей и знающие как с ними работать. Одной из ключевых фигур в развитии детского , является – старший вожатый. Вожатый несет ответственность перед обществом за характер и направленность самодеятельности детей в детских организациях и объединениях. Это особенно важно сегодня, учитывая наличие в обществе самых различных детских и молодежных неформальных объединений, в т.ч. и социально опасных для детей (секты, скинхеды и т.д.)
Своей деятельностью вожатый увлекает подростков, создает условия желанной самореализации в реальных общественно значимых делах, объединяет на достижение общих целей, завоевывает авторитет и становится их лидером. Главная гуманистическая педагогическая задача – не делать ЗА ребенка, а поддерживать его активность, усилия что – то делать, стремление измениться.
Приходя в детское объединение, дети ищут общения не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми. Организация помогает ребенку развить много качеств, таких как доброта, патриотизм, толерантность, качества делового человека и другие. Взрослый должен и помогает своим питомцам приобрести позитивный жизненный опыт, который, несомненно, поможет им в жизни.
Старшей вожатой в Алексеевской средней общеобразовательной школе Москаленского района я работаю пятый год, являюсь руководителем детского объединения «Доброград». В состав входят 11 отрядов, объединяющих 211 детей в возрасте 8 – 16 лет, 13 взрослых – это я, заместитель директора по ВР, классные руководители. Девиз объединения «Если говоришь – говори откровенно, если споришь – спорь тактично. Не нравится - критикуй, критикуешь – предлагай. Думай, работай, мечтай, ищи, если трудно, не пищи!» «Доброград» имеет свои символы, атрибуты, ритуалы, т традиции. Мы являемся активными участниками районных, областных и даже международных конкурсов. В 2005 году Нецель Александр стал победителем международного конкурса «Детство без границ» в номинации «Путешествие в мир военной игры».
Наше объединение входит в состав Москаленской местной детской общественной организации «Содружество мальчишек и девчонок». В марте 2008 года районная организация получила юридический статус – прошла государственную регистрацию в органах юстиции. Это значит, для нас открываются новые возможности – участие в различных программах поддержки общественных организаций – получение грантовой поддержки, сотрудничество с общественными организациями региональными, федеральными, это, конечно же, права и ответственность.
Практика работы с детьми и подростками в районе имеет сложившиеся традиции: 14 – летняя деятельность районной организации, 8 – летняя районной школы детского актива, традиционные профильные смены на базе палаточного лагеря «Амринская балка», традиционные социально – значимые акции и проекты, праздники, мероприятия и дела, которые объективно решают важнейшие задачи: включают детей в социальную жизнь, социальную практику общества на посильном для них уровне: удовлетворяют их потребности, интересы, запросы.
Сегодня в Москаленском районе на базе 15 средних, 8 основных школ: действуют 23 первичных детских организации, объединяющих более 2 – х тыс. человек. В рамках деятельности программы районной организации «Содружество» реализуются направления: «Лидер», «Игра – дело серьезное», «Патриот», «Экология», «Интеллект».
Союз взрослых и детей, их совместная и свободная деятельность являются мощным социально – педагогическим средством воспитания – вместе мы участвуем в Лыжном Агитпоходе «Сибирь – мое Отечество», в Велопробеге, посвященном Дню Победы, операции «Наши добрые дела – малой Родине», фестивале «Забава» и многих других, через которые приобретаем духовно – нравственные качества, развиваем творческую деятельность, учимся общаться и созидать.
Сегодня изменились функции классного руководителя, учителя по отношению к ДО: педагоги не очень охотно и активно работают с детскими организациями, хотя по собственной инициативе, на добровольных началах они могут быть руководителями детских организаций. А опыт моей школы говорит о том, что классные руководители активно поддерживают детское объединение, они наши настоящие единомышленники. Сегодня необходимо классных руководителей к работе в детских организациях.
Для детских общественных организаций сегодня одним из определяющих является кадровый вопрос, поэтому в районе разработана система обучения педагогических кадров, работающих с детскими организациями (старшими вожатыми и заместителями директоров школ по воспитательной работе).
Существенную практическую и организационно – методическую помощь руководителям детских объединений оказывает методист по воспитательной работе с детьми Дома детского творчества, а с недавнего времени при отделе по делам молодежи работает специалист по работе с молодежью, курирующий детское движение.
Существует текучесть кадров старших вожатых. Сегодня в районе насчитывается 23 старших вожатых, работающих в средних и основных общеобразовательных школах. Из которых более 35% составляют вожатые – новички, а процент вожатых, имеющих стаж работы более 3 лет, составляет чуть более 30%. Значительно изменился возрастной уровень вожатых: около 40% это люди старше 40 лет ( 4 человека свыше 50 лет), 47% составляют вожатые в возрасте 25 – 35 лет. Приход в детские организации возрастных педагогов объясняется тем, что вожатство становится дополнительной нагрузкой для учителей – предметников, попадающих под сокращение. В принципе, молодежь не спешит в школы: возможно, их не удовлетворяет уровень заработной платы, возможно, сегодня просто нет профессиональных кадров (специалистов по специальности «старшая вожатая»).
Ответственная миссия и особенные функции, возложенные на взрослого, непосредственно причастному к детскому объединению, требует основательной подготовки, не только психолого – педагогическим основам деятельности, а, прежде всего, обучение практическим навыкам деятельности в детских общественных организациях. Сложность составляет то, что учиться приходится на собственном опыте, ошибках. Теоретические, практические основы деятельности организатора детской организации мы постигаем самостоятельно.
В целях изменения ситуации необходимо решить следующие вопросы: укрепление кадровой базы детского движения в районе; повышение статуса старшего вожатого, как педагога, занимающегося воспитанием подрастающего поколения; разработки программы поддержки и развития детского движения, активизация деятельности детских организаций и условиями реализации должны стать: активная помощь и участие в деятельности объединения детской организации, значимость детских общественных объединений в жизни общества, подготовка вожатых к деятельности в детских коллективах, сотрудничество и взаимопонимание с педагогическим коллективом школы.
Дети, особенно в неформальных условиях деятельности объединения и досуга, тянутся к взрослым в поисках ответов на вопросы бытия, в трудных ситуациях, даже при физических недомоганиях, тянутся за сочувствием с детской влюбленностью. В сою очередь детское сообщество дает взрослому возможность ощутить неповторимую, детскую яркость и свежесть, непосредственность восприятия, констатировать и использовать разнообразие таких восприятий.
Мы с ребятами из детских объединений стремимся прожить Достойную жизнь – жизнь, построенную на основании добра, истины и красоты. Достойная жизнь для вас – это достойно творить добрые дела на благо общества и себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль и место детского общественного объединения в организации воспитательной работы в школе»
О создании современного школьного детского объединения...
Методическая разработка "Роль детской общественной организации в воспитательной системе школы»
Сейчас школы пытаются создать воспитательные системы, адекватные современным условиям, требованиям и ситуациям. Эти системы гибкие, самоуправляемые, демократичные. Они опираются на добрые традиции рос...
Методическая разработка Тема: "Роль детской общественной организации в воспитательной системе школы"
Школа не может быть безразличной к переменам в социально экономической структуре нашего общества. Она вносит коррективы в программы, учебники, методы обучения и воспитания. Процесс этот никогда не зав...
Выступление на форуме на тему: "Роль детской общественной организации в системе воспитательной работы"
В воспитательной системе школы особое место отводится формированию и развитию ученического самоуправления (соуправлению).Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образов...
Роль детской общественной организации «Милосердие» в формировании общечеловеческих ценностей
Опыт работы...
«Роль детских общественных организаций в воспитании личности»
Современная школа стоит на пути трансформации и переживает большие перемены, которые коренным образом отражаются на участниках образовательного процесса. Организация системы самоуправления в образован...
Роль детской общественной организации в системе воспитательной работы с детьми с ОВЗ.
Мы считаем, что соуправление приживается в тех школах, где администрация, учителя, родители готовы к сотрудничеству с детьми, так как ученическое самоуправление требует обязательного взаимодейст...